Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 08:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка системы управления финансами коммерческого банка. Реализация поставленной цели потребовала постановки и решения следующих задач:
1. проанализировать политику коммерческих банков по формированию финансовой устойчивости и ликвидности в современных условиях;
2. раскрыть экономическую сущность и понятие финансов коммерческого банка;
3. рассмотреть теоретические основы управления активами с точки зрения исходящих финансовых потоков;
4. разработать теоретико-методологические подходы к исследованию финансовой устойчивости и ликвидности коммерческих банков;
5. выявить достоинства и недостатки современных методов оценки финансовой устойчивости и ликвидности банков;
6. обосновать концепцию комплексного управления активами и пассивами коммерческих банков;
7. раскрыть причины усиления рисков в банковском секторе и обосновать предложения по управлению ими;
8. разработать стратегию политики банка по оптимизации финансовой устойчивости и ликвидности и уточнить механизм управления ими;
9. исследовать теоретические и практические основы формирования кредитного портфеля банка с учетом доходности и риска;
10. разработать механизм оптимизации финансовой устойчивости и ликвидности, совершенствования управления активами и пассивами.
Введение
Глава 1 .Теоретические основы управления финансами коммерческого банка
1.1 Экономическая сущность и понятие финансов коммерческого банка
1.2 Концепция управления пассивами в разрезе входящих финансовых потоков
1.3 Теоретические основы управления активами с точки зрения исходящих финансовых потоков
Глава 2. Цели, задачи и методы управления финансами ООО «Россельхозбанк»
2.1 Экономическая характеристика объекта исследования
2.2 Краткий обзор рисков, связанных с различными банковскими операциями, характерными для ООО «Россельхозбанк»
Глава 3. Моделирование системы оперативного управления финансами ООО «Россельхозбанк»
3.1 Процесс формирования эффективного оборота финансов
3.2 Анализ ключевых факторов практической реализации модели системы оперативного управления финансами
Заключение
Список использованной литературы
Купля-продажа всех ресурсов происходит централизованно через специальный ЦФО Cash Management (или "Ресурс-менеджмент") путем заключения трансфертных сделок. Внутреннее управление ресурсами банка и заключение трансфертных сделок возлагается на Казначейство. В учете внутренняя купля-продажа ресурсов может отражаться на двух видах регистров управленческого учета: в Портфелях ресурсов и в Журнале трансфертных сделок.
Портфели ресурсов
В банке формируется система портфелей, группирующих ресурсы по валютам и срочности. Каждый ресурс (статья БАП) однозначно входит в тот или иной портфель. Для каждого портфеля ежемесячно устанавливаются (рассчитываются) плановые и фактические трансфертные ставки. По ресурсам, входящим в портфель, ежемесячно рассчитываются плановые и фактические трансфертные доходы и расходы именно по этим ставкам.
Расчет плановых и фактических трансфертов производится ежемесячно. При этом, для плановых трансфертов берется плановый среднемесячный остаток (позиция) ресурса, а для фактических - фактический среднемесячный остаток.
Журнал трансфертных сделок
Трансфертное перераспределение ресурсов осуществляется путем заключения трансфертных сделок продажи пассивов ЦФО в Cash management (CM) и трансфертных сделок покупки ресурсов у CM.
Трансфертные сделки ежедневно заключаются от лица CM и имеют следующие атрибуты: Вид сделки (размещение/привлечение), ЦФО-контрагент, бизнес-направление, дата заключения, срок, дата окончания, валюта, объем. Трансфертные сделки регистрируются ответственным исполнителем CM в Журнале трансфертных сделок.
На основе ежедневных управленческих балансов ЦФО и в результате совершения трансфертных сделок готовятся управленческие балансы ЦФО и CM с учетом трансфертных сделок. После заключения трансфертных сделок управленческие балансы ЦФО во всех валютах должны иметь закрытую ресурсную позицию, что обеспечивается равенством активов и пассивов управленческого баланса соответствующего ЦФО. Открытая ресурсная позиция в управленческих балансах CM отражает открытую валютную позицию банка в каждой из валют.
Учет затрат по методу ABC (Activity Based Costing)
Применение методики АВС дает возможность проводить функционально-стоимостной анализ (ФСА) банковских продуктов. ФСА предполагает калькуляцию затрат банковского продукта как сумму затрат каждого звена технологической цепочки по его предоставлению. Звеньями технологической цепочки являются функции (Activity), выполняемые сотрудниками банка и его информационными системами. Знание о затратах по каждой функции позволяет регулярно выявлять наиболее затратные операции и проводить оптимизацию неэффективных функций или коренной реинжиниринг бизнес-процесса в целом. Снижение себестоимости банковских продуктов дает решающее преимущество банка в конкурентной борьбе.
Для внедрения метода ABC все функции банка выявляются и классифицируются как функции менеджмента, функции обеспечения (бэк-офис) и бизнес-функции (фронт-офис).
Стоимость функции складывается из:
Планирование затрат по методу ABC ведется на основе плана продаж банковских продуктов. На его основе определяется состав и объем необходимых функций. При планировании затрат за основу берется нормативная стоимость функции.
Фактический учет затрат по методу ABC производится по следующей технологии:
Управленческий учет ведется в целях расчета финансовых и бюджетных показателей, коэффициентов и выпуска отчетов - финансовых по МСФО, управленческих и бюджетных.
Управленческий учет ведется на основе Главной книги бухгалтерского учета путем классификации лицевых счетов, проводок и других аналитических регистров. Лицевые счета разносятся по статьям БАП, ФП, счетам МСФО. Для БАП и консолидированного баланса (МСФО) производится расчет среднемесячных остатков и рассчитывается средняя процентная ставка по каждому активу/пассиву. По ФП и ОПУ рассчитывается разница между кредитовым и дебетовым оборотом по счету дохода-расхода. При этом проводки списания на счета прибылей/убытков их расчета ФП исключаются.
Если лицевой счет не удается целиком отразить на статье БАП, ФП или на счете ОПУ, то либо проводится дополнительная классификация проводок признаками статьи (счета), либо используются аналитические данные из внешних подсистем. В первую очередь это касается расходов на ЗП и ОФ (покупка и амортизация).
Для получения окончательных финансовых результатов ЦФО может производиться перераспределение операционных доходов и расходов, зачисленных в ФП некоторого ЦФО, на все заинтересованные ЦФО.
Получение финансовой отчетности (МСФО)
В настоящее время многие российские банки готовят отчеты по международным стандартам. Кто для повышения своей прозрачности для акционеров и вкладчиков, кто для привлечения заемных средств с международных рынков капитала. С 2004 года российские правила бухгалтерского учета и отчетности будут приведены в соответствие с МСФО. Поэтому ведение учета и получение финансовой отчетности по МСФО - важный элемент финансового управления.
Ежемесячная финансовая отчетность по МСФО включает в себя следующие отчеты:
Корректировка процентов полученных/причитающихся к получению в течение отчетного периода.
Блок управленческой отчетности для высшего руководства банка - это то "окно", через которое топ-менеджеры получают информацию для принятия решений. Все отчеты разбиваются на две группы:
1.Отчеты для оценки финансовых результатов деятельности банка, его сегментов, банковских продуктов;
2. Отчеты для оценки и
Анализ коэффициентов помогает оценить сильные и слабые стороны результатов финансовой деятельности и управления. Также коэффициенты помогают сравнить свою деятельность с банками-конкурентами. При сравнении позиций ресурсов необходимо использовать средние суммы остатков.
Коэффициентов можно разработать очень много, но предлагаем начать с использования следующих коэффициентов:
Внедрение системы финансового управления полностью или частично возможно в каждом коммерческом банке. Ее внедрение на качественно новом уровне поможет решить такие задачи как:
В концепцию развития банка, как правило, включаются: миссия банка, местоположение банка на финансовых рынках, принципы клиентской и кредитной политики, принципы менеджмента, имидж банка. Благополучный банк должен иметь безупречный имидж, стабильные темпы роста, занимать определенную долю на сегментах финансового рынка, иметь солидную клиентскую базу, минимальные издержки, оптимальный уровень риска.
Миссия - это цель, для которой организация существует и которую планируется выполнить в определенный период времени. Миссия является базисом, точкой опоры для деятельности организации и помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении. Предпочтительно сочетать короткий лозунг, позволяющий однозначно определить основное направление действий банка с более подробным текстом концепции развития. Содержание концепции развития организации в этом аспекте включает в себя следующие пункты: