Управление дебиторской задолженностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы – является всесторонний анализ теоретических вопросов организации управления дебиторской задолженностью предприятия.
Задачами работы является:
- исследование экономической сущности и видов дебиторской задолженности;
- анализа сущности и задач политики управления дебиторской задолженностью;

Оглавление

Введение
Глава1. Теоретические основы организации управления дебиторской задолженностью.
1.1 Сущность и классификация дебиторской задолженности. 4
1.2 Содержание,цель и задачи политики управления политики управления дебиторской задолженностью. 10
1.3 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью. 14
Глава2. Методика анализа дебиторской задолженности.
2.1 Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности,оценка её оборачиваемости и целесообразности формирования. 18
2.2 Совершенствование управления дебиторской задолженностью. 28
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТОФМ.docx

— 156.60 Кб (Скачать)

В операциях внутреннего  факторинга обычно участвуют три  стороны поставщик, покупатель и фактор

При покупке счетов факторинговая  компания проводит анализ платежеспособности и добросовестности покупателя, ибо риски Фактора связанные с неоплатой счетов относятся именно к покупателю, а не к поставщику. Конечно, фактор производит проверку и поставщика, так как существует риск предоставления им поддельных документов по поставкам, что может повлечь за собой финансовые потери фактора. Во избежание появления “плохих долгов” от покупки некоторых счетов или долгов отдельных покупателей фактор может отказаться, либо предложить соглашение о покупке дебиторской задолженности с правом регресса, то есть обратного требования к поставщику. В этом соглашении оговаривается срок наступления регресса, на какие долги он распространяется, в какой срок и каким образом происходит его исполнение. В России обычно регресс наступает через 30 дней после истечения отсрочки платежа, но Поставщик имеет возможность с согласия фактора продлить отсрочку платежа при наличии объективных трудностей у покупателя. Наличие регресса не сводит риски фактора к нулю, а лишь снижает их. При факторинге с регрессом фактор не берет на себя кредитный риск, то есть риск неплатежа покупателя вообще, а принимает ликвидный риск-риск неоплаты в срок, что происходит гораздо чаще. Российские покупатели не отличаются четкой платежной дисциплиной. Платеж покупателя через 3-5 дней после истечения отсрочки общепринятая практика.

Стоит отметить, что наличие  у фактора права регрессного  требования к поставщику несколько  снижает для него стоимость факторингового обслуживания (приблизительно на 15-20 %), поэтому для поставщика имеет смысл переуступать с правом регресса дебиторскую задолженность надежных покупателей, имеющих хорошую и давнюю кредитную историю, снижая тем самым свои издержки на факторинговое обслуживание.

Факторинг бывает как открытый (disclosed factoring) так и закрытый(undisclosed factoring). При открытом факторинге дебитор уведомлен о том, что в сделке участвует фактор и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства перед поставщиком. В случае же закрытого факторинга продавец не хочет раскрывать причин, заставивших его воспользоваться услугами фактора. Дебитор не ставится в известность о наличии договора факторингового обслуживания и продолжает перечислять средства поставщику, который в свою очередь индоссирует их в пользу фактора. В настоящее время возможность применения закрытого факторинга в российских условиях ограничена, так как приводит к резкому увеличению рисков фактора. Глава 43 Гражданского кодекса РФ ст. 830 п. 1 гласит: “Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж”. Обычно процедуру уведомления дебитора о переуступке долга фактору берет на себя поставщик, потому что покупатель воспримет это психологически и технологически проще, нежели получив это уведомление от фактора. Некоторые поставщики перед принятием решения о переходе на факторинговое обслуживание беспокоятся о том, что работа фактора может отразиться на их клиентской базе. На самом деле конфликт между клиентом и дебитором в первую очередь невыгоден фактору, потому что его вознаграждение зависит от оборота поставщика. Для покупателя изменяются лишь реквизиты платежного поручения. В современной России факторинг еще не столь распространен как на западе, поэтому некоторые поставщики встречают непонимание со стороны покупателей при подписании уведомлений.

Факторинг-незаменимый финансовый инструмент для новых и небольших компаний, а также для фирм выбравших банковские лимиты кредитования, потому что факторинг-беззалоговая форма финансирования, для которой не нужно наличие кредитной истории.

Преимущества факторинга для поставщика:

 - возможность пополнения оборотных средств

 - ускорение оборачиваемости оборотных средств

 - расширение ассортимента, что повлечет приток новых покупателей

 - предоставление более льготных условий оплаты для покупателей

 - рост объема продаж, а значит рост прибыли

 - улучшение структуры баланса-появляется возможность взять кредит, например для расширения производственных мощностей или начала работы с новой группой товаров.

Операцией, близкой к  факторингу, является форфейтинг. Однако в отличие от него форфейтинг –  однократная операция, связанная  с взиманием денежных средств петуем продажи приобретенных прав на товары и услуги. Форфейтинг получил распространение в конце 1950х- начале 1960-х г.г. в связи с развитием международной торговли, требующей увеличение сроков коммерческого кредитования.

Форфейтинг осуществляется по такой схеме: Банк (форфейтор) выкупает у экспортера (продавца) денежное обязательство  импортера (покупателя) оплатить купленный им товар сразу же после поставки товара и сам производит досрочную, полную или частичную оплату стоимости товара экспортеру. В последующем, денежные средства банку-форфейтору в оплату товара перечисляет, уплачивает импортер, покупатель, уведомленный, что оплату за него произвел форфейтор. За досрочную оплату банк-форфейтор взимает с экспортера проценты. По своей сути форфейтинг похож на международный факторинг.

 

 

Заключение

 

Рациональная организация  и контроль за состоянием дебиторской  задолженности в современных условиях рыночной экономики играет важнейшую роль в эффективности хозяйственной деятельности организации. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.

В настоящее время в  условиях снижения уровня расчетной  дисциплины система «неплатежей» ведет  к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Такое  положение обусловливает необходимость  контроля суммы дебиторской задолженности и ее движения (возникновения и погашения).

Под дебиторской задолженность  понимается право требования организации на поступление финансовых и нефинансовых активов, возникающее из обязательств юридических и физических лиц по договору в ходе хозяйственной деятельности, с целью обеспечения приемлемого уровня финансовой устойчивости.

Дебиторская задолженность, как экономическая категория, обладает рядом классификационных признаков: степень ликвидности, элементный состав, сроки образования и т.д.

Политика управления дебиторской  задолженностью представляет собой  часть общей политики управления использованием оборотного капитала и  маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Цель анализа дебиторской  задолженности - выявление путей  оптимизации величины дебиторской задолженности, снижение риска неплатежей или недопустимого увеличения или непогашения задолженности и обязательств, направленное на улучшение платежеспособности и финансовой устойчивости организации.

Анализ дебиторской задолженности  может быть проведен в несколько  этапов. В работе рассмотрена методика анализа структуры и динамики дебиторской задолженности, оценка ее оборачиваемости и целесообразности формирования; анализ оптимальности величины дебиторской задолженности; Анализ отклонений в процессе контроля выполнения бюджетных показателей дебиторской задолженности.

Для ускорения перевода дебиторской задолженности в  иные формы оборотных активов, предприятия, будь это денежные средства или высоколиквидные долгосрочные (краткосрочные) ценные бумаги применяется рефинансирование дебиторской задолженности, в частности – факторинг и форфейтинг.

 

 

Список литературы.

  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Налоговый кодекс РФ
  3. Александер, Д. Международные стандарты финансовой отчетности: от теории к практике / Дэвид Александер, Анне Бриттон, Энн Йориссен; пер. с англ. В.И. Бабкина, Т.В. Седова. - М.: Вершина, 2005. - 886 с.
  4. Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент: учебник / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2002 - 239 с. - (Высшее образование)
  5. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмент / И.А. Бланк. – Киев.: Ника-Центр, 2002. – 720 с.
  6. Бланк, И.А. Управление активами и капиталом предприятия / И.А. Бланк. - Киев: Эльга: Ника-Центр, 2003. - 448 с. - («Энциклопедия финансового менеджера»; Вып.2)
  7. Бригхэм, Ю. Финансовый менеджмент. Полный курс: в 2 т. Т.2 / Ю. Бригхэм, Л. Гапенски; под ред. В.В. Ковалева. – СПб.: Экономическая школа, 1999. – 497 с.
  8. Ван Х. Основы финансового менеджмента / Джеймс К. Ван Хорн, Джон М. Вахович (мл.); пер. с англ. Э.В. Кондуковой [и др.]. - 11. изд. - М.: Вильямс, 2001. - 988 с.
  9. Гиляровская, Л.Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческой организации / Л.Т. Гиляровская, А.А. Вехорева. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.
  10. Григорьева, Е.М. Финансы корпораций: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Е. М. Григорьева, Е. Г. Перепечкина. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 285 с. - (Серия Финансы и налоги)
  11. Ермасова, Н.Б. Финансовый менеджмент: конспект лекций / Н.Б. Ермасова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт: Высш. образование, 2009. – 166 с.
  12. Ефимова, О.В. Финансовый анализ. – 4-е изд., перераб. и доп. / О.В. Ефимова – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2002. – 528 с.
  13. Карасева, И.М. Финансовый менеджмент: учеб. пособие по специализации «Менеджмент орг.» / И.М. Карасева, М.А. Ревякина; под ред. Ю.П. Анискина. – М.: ОМЕГА-Л, 2006. – 335 с.
  14. Каратуев, А.Г. Финансовый менеджмент: учеб.-справ. пособие / А.Г. Каратуев. - М.: ФБК-пресс, 2001. – 494 с.
  15. Ковалев, В.В. Учет, анализ и финансовый менеджмент: учеб.-метод. пособие / В. В. Ковалев, Вит. В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика , 2006. – 686 с.
  16. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 559 с.
  17. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика / В.В. Ковалев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 1016 с.
  18. Крейнина М.Н. Управление движением дебиторской и кредиторской задолженности предприятия // Финансовый менеджмент, 2001. - №3
  19. Кудина, М.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по группе специальностей 0600 «Экономика и управление» / М. В. Кудина. - М.:Форум: ИНФРА-М, 2008. - 255 с. - (Профессиональное образование)

 


Информация о работе Управление дебиторской задолженностью предприятия