Управление дебиторской задолженностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы – является всесторонний анализ теоретических вопросов организации управления дебиторской задолженностью предприятия.
Задачами работы является:
- исследование экономической сущности и видов дебиторской задолженности;
- анализа сущности и задач политики управления дебиторской задолженностью;

Оглавление

Введение
Глава1. Теоретические основы организации управления дебиторской задолженностью.
1.1 Сущность и классификация дебиторской задолженности. 4
1.2 Содержание,цель и задачи политики управления политики управления дебиторской задолженностью. 10
1.3 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью. 14
Глава2. Методика анализа дебиторской задолженности.
2.1 Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности,оценка её оборачиваемости и целесообразности формирования. 18
2.2 Совершенствование управления дебиторской задолженностью. 28
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТОФМ.docx

— 156.60 Кб (Скачать)

Для анализа и оценки состава, сроков образования и погашения  дебиторской задолженности по каждому должнику необходимо составить соответствующие аналитические таблицы. С помощью этой таблицы можно своевременно контролировать сроки погашения обязательств по оплате продукции (работ, услуг) по полученным авансам и каждому контрагенту. Кроме того, имеющиеся сведения позволяют выделить долю просроченной дебиторской задолженности в общей ее сумме.

Рост задолженности ставит вопрос о сроках и источниках ее погашения. Для обобщения сведений по каждому должнику, на наш взгляд, необходимо проводить подробный  анализ качества задолженности, за счет каких средств происходит погашение  задолженности, в результате которого можно получить ответ на следующие вопросы: какой срок возникшей задолженности, насколько обеспечена задолженность и удовлетворяет ли это условиям кредитной политики.

Ключевое место при  проведении анализа дебиторской  задолженности занимает расчет ее прогнозной величины, поскольку она определяет потребность в текущем финансировании производственного процесса, позволяет рассчитать величину чистого оборотного капитала, величину остатков дебиторской задолженности на конец рассматриваемого периода. В зарубежной практике широко применяется метод расчета процента непогашенных остатков дебиторской задолженности, который основан на использовании информации об объеме реализации за отчетный период и величине неоплаченных счетов. При проведении расчета особое внимание следует уделять соотношению дебиторской задолженности и объема продаж (коэффициент инкассации). Каждый полученный в результате осуществляемых расчетов коэффициент инкассации показывает процент задолженности, которая возникла в соответствующем месяце и осталась непогашенной к его концу. Высокое значение этого показателя указывает на недостаток денежных средств для покрытия обязательств, что может привести к ухудшению финансового состояния, задержке платежей и снижению доверия к контрагентам.

Следующим этапом анализа  дебиторской задолженности является исследование условий расчетов за продукцию, что позволяет принять обоснованные решения относительно времени отсрочки платежа, объема и условий кредита, целесообразности предоставления скидок за ускорение расчетов.

В процессе аналитического обоснования базовых положений  политики расчетов с покупателями необходимо учитывать финансовые возможности  самой организации, а также финансовое положение дебиторов. Маркетинговый прием увеличения объема продаж за счет предоставления скидок очень распространен в зарубежной практике и имеет свои положительные и отрицательные стороны. К отрицательным следует отнести то, что рост продаж сопровождается увеличением остатков дебиторской задолженности, и соответственно означает дополнительные финансовые издержки. При реализации товаров с условием отсрочки платежа всегда существует риск неполучения долга от дебитора. Уровень этого риска, естественно, неодинаков и зависит от финансового положения каждого конкретного должника, анализ которого проводится расчетной группой хозяйствующего субъекта. Чем больше времени предоставляется покупателям на погашение кредита, тем большие расходы несет сам экономический субъект, привлекая дополнительные средства в оборот, увеличиваются затраты на обеспечение контроля соблюдения условий договоров, при этом необходимо оценивать вероятность возникновения сомнительных долгов. Кроме того, в условиях инфляции отсрочка платежа приводит к обесценению вложенных денежных средств. С другой стороны, плюсами рассматриваемого маркетингового приема являются увеличение продаж, гарантированность сбыта произведенной продукции, возможность досрочной оплаты и, соответственно, сокращения остатков неоплаченной дебиторской задолженности. Использование скидок позволяет получить информацию о финансовом состоянии контрагента, поскольку отказ от выгодной скидки свидетельствует о проблемах, связанных с его платежеспособностью. Другой способ ускорения расчетов - введение штрафных санкций за просрочку платежа, разработка графиков платежей, платежных ведомостей и усиление контроля над состоянием расчетов.

В процессе анализа дебиторской  задолженности актуальным является вопрос о сопоставимости дебиторской  и кредиторской задолженности. Необходимость анализа соотношения этих видов задолженности обусловлена тем, что значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а с другой стороны, необоснованный рост кредиторской задолженности влечет за собой уплату штрафных санкций.

В современной экономической  литературе встречается следующая  позиция - дебиторская задолженность может быть любой, лишь бы она не превышала кредиторскую. Эта точка зрения ошибочна, поскольку организация обязана погашать свою кредиторскую задолженность независимо от того, получает она долги от своих дебиторов или нет. Временной лаг, связанный с различием в сроках образования и погашения дебиторской и кредиторской задолженности, является дополнительным аргументом, который не позволяет сравнивать эти показатели в текущий момент времени, поскольку их временная стоимость несопоставима.

Поскольку поддержание дебиторской задолженности на оптимальном уровне требует дополнительного привлечения денежных средств для восполнения дефицита оборотных активов, на наш взгляд, в качестве ставки дисконтирования следует использовать ставку по краткосрочным банковским кредитам. В качестве интервала дисконтирования нами предлагается использовать 3 месяца, поскольку это наиболее удобный период, за который можно проследить тенденции изменения величины дебиторской задолженности. Текущая стоимость дебиторская задолженность может быть рассчитана по формуле:

 

,(2.1)

 

          где PVДЗ - текущая стоимость дебиторской задолженности;

Д3i - величина дебиторской  задолженности в i-й период времени;

 

 

г - процентная ставка для  трех месяцев;

n - планируемый период  погашения дебиторской задолженности.

Расчет текущей стоимости  проведем в табл. 12.6

Аналогичные операции осуществим для расчета текущей стоимости  кредиторской задолженности, для этого воспользуемся формулой:

 

,(2.2)

 

где PVКЗ - текущая стоимость  кредиторской задолженности;

К3i - величина кредиторской задолженности в i-й период времени;

 

 

г - процентная ставка для  трех месяцев;

n - планируемый период  погашения кредиторской задолженности.

Кредиторская задолженность, являясь дополнительным источником денежных средств, одновременно приводит к появлению дополнительных финансовых издержек в виде штрафных санкций, начисления пени. В связи с этим в качестве ставки дисконтирования, по нашему мнению, следует использовать средневзвешенную процентную ставку по штрафам и пеням на примере типичных договоров организации с контрагентами, а также операций с бюджетом и внебюджетными фондами. Максимально установленный размер пени за каждый день просрочки платежей по обязательствам в соответствии со ст. 75 гл. 9 части первой НК РФ составляет 1/300 от действующей в настоящий момент ставки рефинансирования.

Показатель соотношения  дебиторской и кредиторской задолженности  с учетом и без учета временной  ценности денег рассчитывается по формуле:

 

 и  (2.3, 2.4)

 

где Kd - показатель соотношения  дебиторской и кредиторской задолженности с учетом временной ценности денег;

Ко - показатель соотношения  дебиторской и кредиторской задолженности  без учета временной ценности денег

Анализ экономической  эффективности дебиторской задолженности  позволяет найти распределение расходов во времени, а также принять решения, относящиеся к направлению текущих расходов в расчете на будущие прибыли. Для расчета используемого показателя необходимо выбрать методику оценки эффекта от возникновения дебиторской задолженности.

Эффект, связанный с использованием дебиторской задолженности, рекомендуется исчислять по формуле :

 

(2.5)

 

где ∆N - прирост в объеме продаж, возникающий в результате стимулирующего воздействия дебиторской  задолженности (предоставление покупателям товарного кредита);

n - средний срок (расчетная  величина по результатам анализа  прошлых лет) предоставления отсрочки  платежа (товарного кредита);

i - релевантная процентная  ставка (например, ставка инфляции);

S∆N - себестоимость дополнительно  реализованной продукции;

ПРДЗ - прочие расходы, возникающие  в результате обслуживания дебиторской задолженности (расходы по инкассации дебиторской задолженности, процентные платежи по краткосрочным кредитам, полученным под пополнение оборотных средств, и пр.).

Временной лаг между отгрузкой  продукции (t = 0) и ее оплатой (t = ri) делает выручку от продаж и ее себестоимость несопоставимыми между собой. Для приведения разновременных ∆N и S∆N к одинаковой размерности выручку от продаж продукции в кредит рекомендуется дисконтировать с использованием релевантной дисконтной ставки. В связи с тем, что прочие расходы, связанные с обслуживанием дебиторской задолженности, ожидается производить равномерно в течение п периодов, при их дисконтирования период времени рекомендуется брать в половинном размере. Уровень эффективности использования дебиторской задолженности рекомендуется рассчитывать по формуле:

 

(2.6)

 

где DZ - средняя величина дебиторской задолженности, связанной  с предоставлением товарного кредита, за период.

Для того чтобы повысить эффективность управления дебиторской  задолженностью в организации, необходимо рассчитать коэффициент соотношения прироста объема продаж с приростом дебиторской задолженности, с помощью формулы:

(2.7)

 

где NФ и NБ - фактическое  и бюджетное значение величины объема продаж;

ДЗФ и ДЗБ - фактическая  и бюджетная величина дебиторской  задолженности покупателей и заказчиков.

Выполнив вычисления, можно  найти оптимальное сочетание  соотношения дебиторской задолженности  и объема продаж, при фактическом  изменении этих величин. В табл. 2 отражены условия для расчета коэффициента К, указан интервал его значений.

 

Таблица 2.

Значение коэффициента соотношения  приростов объема продаж и дебиторской задолженности

Условия

Значение  коэффициента соотношения приростов  объема продаж и дебиторской задолженности

К<-1

К=-1

-1< К<0

К=0

0<К<1

К=1

К>1

1

2

3

4

5

6

7

8

+ ∆N, + ∆DZ;

- ∆N, - ∆DZ

∆N> ∆DZ

-

-

-

+

+

+

Оптимальный вариант

+ ∆N, + ∆DZ;

- ∆N, - ∆DZ

∆N= ∆DZ

-

-

-

+

+

К

+

+ ∆N, + ∆DZ;

- ∆N, - ∆DZ

∆N< ∆DZ

-

-

-

+

К

+

+

±∆N/=0,

±∆DZ

-

-

-

К

+

+

+

+ ∆N, - ∆DZ

∆N< ∆DZ

-

-

К

+

+

+

+

+ ∆N, - ∆DZ

- ∆N, + ∆DZ

∆N=∆DZ

-

К

-

+

+

+

+

+ ∆N, - ∆DZ

∆N > ∆DZ

К

-

-

+

+

+

+


 

Предложенные в табл. 2 значения коэффициента можно интерпретировать следующим образом. Максимальное значение К > 1 достигается при положительном  приросте как объема продаж, так  и дебиторская задолженность, причем рост объема продаж должен превышать рост дебиторской задолженности. Еще одним случаем, при котором коэффициент принимает оптимальное значение, является снижение фактических величин объема продаж и дебиторской задолженности по сравнению с запланированными, но снижение объема продаж должно быть меньше снижения дебиторской задолженности. Поддержание оптимального сочетания дебиторской задолженности и объема продаж позволяет с наименьшими затратами осуществлять текущую деятельность. Значение коэффициента от +1 до 0 хоть и является положительным, но менее предпочтительно для организации, так как рост объема продаж и дебиторской задолженности происходит одинаковыми темпами. При отрицательном значении коэффициента возникает угроза неплатежеспособности.

Для оценки качества управления дебиторской задолженностью в организации следует проводить факторный анализ влияния структуры дебиторской задолженности на коэффициент ее оборачиваемости, используя при этом следующую детерминированную зависимость:

 

(2.8)

 

где DZпокуп - дебиторская  задолженность покупателей и  заказчиков;

N/DZ - коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности.

По данным произведенных  расчетов можно выявить причины  замедления или ускорения оборачиваемости  дебиторской задолженности.

 

2.2 Совершенствование управления дебиторской задолженностью

Для ускорения перевода дебиторской задолженности в  иные формы оборотных активов, предприятия, будь это денежные средства или высоколиквидные долгосрочные (краткосрочные) ценные бумаги применяется рефинансирование дебиторской задолженности.

Выделяют два вида рефинансирования дебиторской задолженности –  факторинг и форфейтинг.

Факторинг, как и многие другие финансовые инструменты пришел в Россию с Запада. Это английское слово factoring идет от factor (фактор)-комиссионер, агент, посредник, и означает выкуп дебиторской задолженности поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа. Поставщик продает дебиторскую задолженность (accounts receivable), то есть те суммы, которые покупатели должны фирме, специализированному финансовому институту факторинговой компании, которая в свою очередь именуется фактором.    Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, которая включает в себя инкассирование дебиторской задолженности, кредитование оборотного капитала, гарантии кредитных и валютных рисков, а также информационное, страховое, бухгалтерское, консалтинговое и юридическое сопровождение поставщика.

В зависимости от наличия  функции финансирования поставщика факторинговое обслуживание подразделяется на:

- факторинг с уплатой  (with service factoring), который включает  получение задолженности, принятие на себя риска неплатежей и передачу средств по мере того, как они выплачиваются покупателем. В российской практике это называют административным управлением дебиторской задолженностью. В этом случае комиссионное вознаграждение фактора составляет около 0,5-1 % от суммы переуступленной дебиторской задолженности. Величина комиссии варьируется от общего объема задолженности поставщика, уменьшаясь с его ростом;

- факторинг с уплатой  и финансированием (with service plus finance factoring) включает выплату поставщику  сразу после поставки товаров  до 90 % от их продажной цены, при  наличии накладных, акцептованных  покупателем. Остаток выплачивается  после погашения долга. В этом  случае фактор устанавливает вознаграждение за риск при авансировании (0,5-1,2 % от суммы долга) в зависимости от общего количества дебиторов, переданных на факторинговое обслуживание. С ростом количества дебиторов риски фактора размываются и комиссия снижается. Также поставщик уплачивает плату за использование денежных ресурсов, которая на несколько пунктов выше ставки по кредитам. Размер этой платы зависит от срока оборачиваемости дебиторской задолженности поставщика. В России фактор обычно требует предоставления оригиналов документов по произведенной поставке (счет фактура и товарно-транспортная накладная), взимая незначительную комиссию (порядка 50-70 руб. за с/ф) за регистрацию этих документов. В западной же практике такая составляющая комиссии тоже существует, но часто поставщик присылает в факторинговую компанию электронный файл, содержащий книгу продаж за определенный срок, оригиналы документов по поставкам предоставляются позднее.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью предприятия