Управление дебиторской задолженностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы – является всесторонний анализ теоретических вопросов организации управления дебиторской задолженностью предприятия.
Задачами работы является:
- исследование экономической сущности и видов дебиторской задолженности;
- анализа сущности и задач политики управления дебиторской задолженностью;

Оглавление

Введение
Глава1. Теоретические основы организации управления дебиторской задолженностью.
1.1 Сущность и классификация дебиторской задолженности. 4
1.2 Содержание,цель и задачи политики управления политики управления дебиторской задолженностью. 10
1.3 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью. 14
Глава2. Методика анализа дебиторской задолженности.
2.1 Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности,оценка её оборачиваемости и целесообразности формирования. 18
2.2 Совершенствование управления дебиторской задолженностью. 28
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТОФМ.docx

— 156.60 Кб (Скачать)

По степени подверженности планированию можно выделить планируемую  и не планируемую дебиторскую  задолженность. Ожидаемая величина задолженности по условиям договора, в которых предусмотрена отсрочка, рассрочка платежа, является планируемой. Прочие виды задолженности относятся к незапланированной.

По возможности осуществления  контроля выделяют контролируемую и  неконтролируемую дебиторскую задолженность. Контролируемой считается дебиторская задолженность в том случае, если имеется заинтересованное аффилированное лицо, которому должна организация или которое должно организации. Прочие виды задолженности являются неконтролируемыми.

 

1.2 Содержание, цель и задачи  политики управления дебиторской  задолженностью.

Согласно статистике, 20-25% всех активов типичного промышленного  предприятия составляет дебиторская  задолженность, тогда как кредиторская задолженность – 10-15% пассивов.

Дебиторская задолженность составляет внушительную часть активов компаний в современной экономике. Принимая во внимание эти факты, следует признать, что управление дебиторской задолженностью – важная часть краткосрочной финансовой политики фирмы. Оно прямо влияет на прибыльность компании. Помимо очевидных соображений, состоящих в том, что чем быстрее покупатель оплатит товар, тем быстрее полученные деньги будут вложены в оборот фирмы, следует помнить, что наличие дебиторской задолженности порождает издержки компании, явные и неявные. К последним надо отнести потерянные проценты от неэффективных инвестиций, омертвленных в долго не оплачиваемой дебиторской задолженности. Высокий уровень этих издержек снижает и бухгалтерскую, и экономическую прибыль компании.

Эффективное управление дебиторской  задолженностью также является важнейшей  характеристикой ликвидности фирмы, так как чем меньше средств омертвляется в дебиторской задолженности, чем меньше у нее «плохих» долгов, тем короче цикл денежного обращения, тем быстрее и аккуратнее она сама оплачивает свои обязательства. И кредиторы, и рейтинговые агентства будут внимательно изучать дебиторскую задолженность компании, решая вопросы ее кредитоспособности, ее кредитного рейтинга.

Соответственно задача управления дебиторской задолженностью состоит  в ускорении платежей со стороны  клиентов фирмы, снижении «плохих» долгов (т.е. таких долгов, выплаты по которым  сомнительны или уже точно  не поступят), в проведении эффективной политики продаж и продвижения на рынке.

При проведении в жизнь  политики управления дебиторской задолженностью в руках финансового менеджера имеются управляемые переменные (т.е. те рычаги, которыми управляют лица, принимающие решения), которые могут быть поделены на две группы. Первая группа содержит три переменные кредитной политики, а именно: дисконтные ставки, дисконтный период и сроки кредитования.

Вторая группа включает три переменные политики возврата средств, а именно: затраты продавца по возврату средств от клиентов, размер пени за просроченную дебиторскую задолженность и срок, когда долги неплательщика продаются агентству по сбору долгов или когда поставщик подает в суд на такого покупателя с требованием его банкротства.

Переменные первой группы влияют на объем продаж, на структуру  платежей, на цикл денежного обращения и на долю «плохих» долгов. Как правило, при увеличении ставки дисконтирования число покупателей, пользующихся ею, растет. Наоборот, при увеличении срока кредита меньше покупателей пользуются скидкой, так как вменены издержки, возникающие при отказе от использования скидки, снижаются.

Переменные второй группы также могут повлиять на объем  продаж компании, на ее прибыльность и  ликвидность. Очевидно априори, что в политике по возврату средств надо искать золотую середину или оптимум, если использовать математические термины. Жесткое следование условиям выработанной политики, высокие штрафы за просроченные платежи снизят вероятность неплатежей, но могут одновременно отпугнуть клиентов, как нынешних, так и потенциальных. О компании может сложиться репутация как об очень жестком, неуступчивом партнере. Напротив, более либеральная политика позволит привлечь клиентов, но, скорее всего, компании придется смириться с ростом «плохих» долгов.

Таким образом, политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

В целях эффективного управления пой дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться  и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью.

Управление дебиторской  задолженностью включает в себя следующие  направления деятельности:

- контроль за образованием  и состоянием дебиторской задолженности;

- определение политики  предоставления кредита и инкассации  для различных групп покупателей  и видов продукции (кредитной политики);

- анализ и ранжирование  клиентов (на основе кредитных  историй);

- контроль расчетов с  дебиторами по отсроченным и  просроченным задолженностям (на  основе реестра старения дебиторской задолженности);

- прогноз поступлений  денежных средств от дебиторов  (на основе коэффициентов инкассации);

- определение приемов  ускорения востребования долгов  и уменьшения безнадежных долгов.

 

Рис. 1. Управление дебиторской задолженностью

 

1.3 Роль  и задачи анализа в процессе  управления дебиторской задолженностью

Как показывает практика, значительный удельный вес дебиторской задолженности  в составе оборотных активов  связан не только с общим состоянием экономики (дефицит денежных средств, массовые неплатежи, несовершенство нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности), на ее величину существенное влияние также оказывают специфические условия деятельности предприятия, анализ которых позволяет воздействовать на состояние расчетов с дебиторами.

На величину дебиторской  задолженности предприятия влияют:

- общий объем продаж  и доля в нем реализации  на условиях последующей оплаты. С ростом объема продаж, как  правило, растут и остатки дебиторской задолженности;

- условия расчетов с  покупателями и заказчиками. Чем  более льготные условия расчетов  предоставляются покупателям (увеличение  сроков, снижение требований к  оценке надежности дебиторов  и др.), тем выше остатки дебиторской задолженности;

- политика взыскания  дебиторской задолженности. Чем  большую активность проявляет  предприятие во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше качество дебиторской задолженности;

- платежная дисциплина  покупателей. Объективной причиной  снижения платежной дисциплины  покупателей и заказчиков следует  назвать общее экономическое  состояние. Кризисное состояние  экономики, массовые неплатежи значительно затрудняют своевременность расчетов, приводят к росту остатков неоплаченной продукции, вместо денежных в качестве платежных средств используются суррогаты. К субъективным причинам можно отнести неэффективность мер, которые предпринимает предприятие по взысканию дебиторской задолженности, и льготные условия предоставления кредитов: чем более льготные условия предоставляются, тем ниже платежная дисциплина дебиторов;

- состояние бухгалтерского  учета, обоснованность проведения  инвентаризации, наличие эффективной системы внутреннего контроля;

- качество анализа дебиторской  задолженности и последовательность  в использовании его результатов.  Качественная аналитическая работа  на предприятии предусматривает  формирование информации о величине  и возрастной структуре дебиторской  задолженности, наличии и объемах  просроченной задолженности, а также конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создает проблемы с текущей платежеспособностью предприятия.

Тем самым создаются предпосылки  для перехода от пассивного управления дебиторской задолженностью, сводимого в основном к регистрации информации о составе и структуре задолженности, к политике активного управления, предполагающей целенаправленное воздействие на условия предоставления кредита покупателям.

Для того чтобы грамотно и качественно организовать этапы  работ в ходе проведения анализа  дебиторской задолженности, необходимо четко представлять цель и задачи анализа, выделить исполнителей и координаторов работ и распределить между ними обязанности по проведению анализа, определить сроки, периодичность и последовательность организационных этапов проведения анализа.

Цель анализа дебиторской  задолженности - выявление путей  оптимизации величины дебиторской задолженности, снижение риска неплатежей или недопустимого увеличения или непогашения задолженности и обязательств, направленное на улучшение платежеспособности и финансовой устойчивости организации.

Объект анализа - краткосрочная  и долгосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, в том числе в виде отсрочки (рассрочки) платежа за реализованную продукцию (работы, услуги), по векселям к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, выданные авансы, прочие дебиторы.

При проведении анализа  дебиторской задолженности можно  выделить следующие задачи:

-оценить состав, величину, динамику и структуру дебиторской задолженности

-проанализировать изменение соотношения дебиторской и кредиторской задолженности

-исследовать их возрастную структуру дебиторской задолженности

-охарактеризовать качество и оборачиваемость дебиторской задолженности

-спрогнозировать оптимальную и вероятностную величину дебиторской задолженности

-разработать базовые положения политики расчетов и обосновать условия предоставления коммерческого кредита отдельным покупателям

-оценить изменение финансового состояния должников

-выявить степень и характер влияния дебиторской задолженности на величину чистого оборотного капитала, объем продаж и показатели финансовой устойчивости

-оценить эффективность использования дебиторской задолженности

-составить факторные модели зависимости дебиторской задолженности и разработать методику их анализа.

Решение поставленных задач  возможно при использовании системного подхода к анализу дебиторской  задолженности, реализация которого представлена в виде схемы на рис. 2.

Блоки 1 и 2 системы комплексного анализа дебиторской задолженности  охватывают анализ потребности в  дебиторской задолженности на основе информации, полученной в ходе предварительного анализа факторов внешней и внутренней среды. На данном этапе определяют величину собственных и привлекаемых дополнительных средств для поддержания текущей платежеспособности и нормального функционирования организации. В блоках 3. -и 5 представлен анализ сбытовых и финансовых возможностей хозяйствующего субъекта путем выработки грамотной кредитной политик на основе анализа допустимого уровня финансового и бизнес-риска, оценки структуры и динамики дебиторской задолженности. Блоки 6 и 7 посвящены мониторингу финансового состояния должников и расчетов с кредиторам; поскольку своевременное проведение анализа позволит организации более точно спрогнозировать величину доходов и расходов (блок 8), а также выяснить уровень сомнительной и безнадежной задолженности. В ходе оперативного анализа рассматривается выполнение ориентиров положений кредитной политики и принимаются оперативные управленческие решения. Блок 10 посвящен анализу эффективное использования дебиторской задолженности, так как он является неотъемлемой частью проверки качества работы с дебиторской задолженностью.

На основании информации, полученной от блоков 9 и 10, проводится анализ влияния изменений дебиторской  задолженности на финансовое состояние коммерческой организации (блок 11). Результаты оперативного анализа, анализа эффективности использования дебиторской задолженности, а также анализа влияния изменений дебиторской задолженности на финансовое состояние используются для корректировки кредитной, маркетинговой и финансовой политики организации (обратная связь 11, 10, 9 и 1).

Рис.2 Схема взаимодействия отдельных блоков в системе комплексного анализа дебиторской задолженности.

 

 

2. Методика анализа дебиторской  задолженности

2.1 Анализ структуры и динамики  дебиторской задолженности, оценка  ее оборачиваемости и целесообразности  формирования.

Анализ дебиторской задолженности  коммерческих организаций необходимо начинать с оценки ее состава, структуры и динамики. Это обусловлено значением данных показателей как для определения эффективности принятых руководством мер в ходе перспективного анализа и контроля, так и для оперативного контроля и управления реализацией различных планов и бюджетов, а также для последующего контроля их выполнения.

Анализ структуры и  динамики проводится по данным бухгалтерского баланса, приложенной к нему пояснительной записки, регистров синтетического и аналитического учета. Изучение характера изменения дебиторской задолженности за ряд лет позволяет судить об исполнительной дисциплине расчетов, о проблемах в финансовом менеджменте, степени надежности поставщиков и кредиторов (банкротстве некоторых кредиторов), изменении спроса на продукцию. Рост величины дебиторской задолженности свидетельствует, с одной стороны, об увеличении объема продаж организацией, а с другой, - о финансовой зависимости от своих покупателей и заказчиков.

Анализ состава и структуры  дебиторской задолженности показывает, за счет каких составляющих произошли  изменения в совокупной величине задолженности (если это не основная деятельность, следовательно, можно оценить, правомерен ли рост объема производства продукции или нет, обеспечен ли он реализацией, требуется ли дальнейшее увеличение объема продаж). В ходе анализа необходимо провести расчет удельного веса каждой статьи дебиторской задолженности в ее итоговой величине (отраженной в балансе), выявить отклонения (рост или снижение удельных весов) на конец года по сравнению с его началом.

Проблема своевременного погашения задолженности оказывает  влияние на текущую платежеспособность организации. Для того чтобы проанализировать причины изменения каждой статьи дебиторской задолженности, необходима подробная информация о ее составе и возрастной структуре. Информацию о состоянии расчетов необходимо систематизировать по каждому контрагенту. Аналитические процедуры следует начинать с оценки возрастного состава задолженности (возраст и качество задолженностей, соблюдение сроков, условий кредитной политики, выполнение планов и бюджетов продаж, анализ тенденций изменения задолженности и пр.), поскольку это влияет на экономические санкции, которые организация может применить по отношению к своим дебиторам или же которые могут быть применены к самой организации различными контрагентами, бюджетными организациями. В первую очередь следует обратить внимание на первичную документацию, условия договоров поставки сырья (материалов) и отгрузки произведенных товаров (продукции, работ, услуг), сверить с условиями, оговоренными ранее при утверждении условий предоставления коммерческого кредита, а также смет и бюджетов продаж. Поскольку это важнейшие финансовые документы, организация ориентируется на их уровень при расчете прогнозных показателей.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью предприятия