Теоретические основы платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение финансовой устойчивости и платежеспособности строительной организации ООО «Контекс».
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо рассмотреть следующие задачи:
•рассмотреть теоретические основы анализа платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;
•дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия ООО «Контекс»;
•провести анализ платежеспособности и финансовой устойчивости ООО «Контекс»;
•разработать предложения, способствующие улучшению финансовой устойчивости и платежеспособности ООО «Контекс»

Файлы: 1 файл

Диплом Роман.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

Инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, органами контроля на основе публикуемой годовой (квартальной) отчетности предприятия осуществляется внешний анализ. Цель этого анализа — установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить или минимизировать риск потери.

Первооснова, информационный источник для анализа финансового состояния предприятия - отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, о движении капитала, о движении денежных средств и другие формы отчетности, а также данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

 

1.2 Информационное обеспечение  анализа платежеспособности

и финансовой устойчивости предприятия

 

Важное место в организации  экономического анализа на предприятии  занимает его информационное обеспечение. При анализе используются не только экономические данные, но и техническая, технологическая и другая информация. Все источники данных для анализа делятся на нормативно-плановые, учетные и внеучетные.

К нормативно-плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии, а также нормативные материалы, сметы и др.

Источники информации учетного характера  – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического  и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

Внеучетные источники информации – это документы, регулирующие хозяйственную  деятельность, а также данные, характеризующие  изменение внешней среды функционирования предприятия. К ним относятся:

  1. официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы государства, приказы президента, постановления правительства, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей и т.д.;
  2. хозяйственно – правовые документы: договоры, соглашения, решения судебных органов;
  3. научно-техническая информация;
  4. техническая и технологическая документация;
  5. данные об основных конкурентах, информация о поставщиках и покупателях;
  6. данные о состоянии рынка материальных ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на отдельные виды ресурсов).

Таким образом, информационной базой  для проведения финансового анализа  служит вся информационная система  предприятия, в которую входят: пакет  статистической отчетности; пакет финансовой отчетности; внутренние документы предприятия; бухгалтерские регистры; первичные бухгалтерские документы; учредительные документы; плановая документация; пояснительная записка к годовому бухгалтерскому отчету.

В настоящее время финансовая (бухгалтерская) отчетность организации формируется с учетом современных стандартов.

Данные статистического учета  и отчетности предприятия используются для углубленного изучения тенденций  основных показателей и факторов, формирующих их уровень.

Финансовая отчетность – это  совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия.

Финансовый учет, в свою очередь, обобщает данные производственного  учета, которые накапливаются и используются компанией для внутреннего пользования. Необходимость функционального разделения бухгалтерского учета в новых условиях на финансовый и управленческий учет определяется принципиальными отличиями задач учета в плановой и рыночной экономике.

В плановой экономике основными  задачами бухгалтерского учета были сбор и обработка информации для  государственных органов управления, статистических и налоговых органов.

В рыночной экономике бухгалтерский  учет выполняет иные функции. Это  вызвано тем, что:

  • меняется структура собственности;
  • предприятие вынуждено искать управленческие решения, которые обеспечивают победу в конкурентной борьбе и необходимые финансовые результаты.

Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике бухгалтерский учет – это инструмент сбора, обработки и передачи информации о деятельности хозяйствующего субъекта для того, чтобы заинтересованные стороны могли лучше инвестировать имеющееся в их распоряжении средства.

До составления бухгалтерской  отчетности за отчетный год в хозяйствующих субъектах должны быть организованы и проведены мероприятия по закрытию (заключению) отчетного финансового года, которые включают в себя:

  • обязательную итоговую инвентаризацию имущества и обязательств;
  • проверку на соответствие действующему законодательству положений учетной политики организации и подготовку необходимых изменений на следующий год;
  • документальную проверку правильности оформления хозяйственных операций и отражения их в бухгалтерском учете;
  • закрытие счетов бухгалтерского учета и проведение реформации бухгалтерского баланса;
  • оценку статей бухгалтерской отчетности и формирование отчетного показателя по каждой из них.

В состав годовой бухгалтерской  отчетности организаций (за исключением  бюджетных учреждений) включаются следующие отчетные формы: бухгалтерский баланс (Форма №1); отчет о прибылях и убытках (Форма №2); отчет об изменении капитала (Форма №3); отчет о движении денежных средств (Форма №4); приложение к бухгалтерскому балансу (Форма №5); пояснительная записка; специализированные внутриотраслевые формы, установленные действующим законодательством; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с действующим законодательством подлежит обязательному аудиту.

Наибольший  объем информации, необходимой для  анализа, содержит бухгалтерский баланс, актив которого характеризует имущество  организации, его состав и состояние  в денежной форме. В Российской Федерации  актив баланса строится в порядке  возрастающей ликвидности средств. Пассив баланса отражает состав и состояние прав на имущество, возникающее в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Форма бухгалтерского баланса должна учитывать утвержденную единую кодировку строк. Данные по соответствующим статьям баланса формируются исходя из оборотов и остатков по аналитическим счетам Главной книги на конец отчетного года. При этом следует учитывать, что отчетность организации включает также показатели деятельности структурных подразделений (в том числе филиалов и представительств). Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала, его достаточность для текущей хозяйственной деятельности и развития, размер и структуру заемных средств, и эффективность их привлечения.

В отчете о  прибылях и убытках приводятся данные о доходах и расходах организации, ее финансовых результатах за отчетный год. Данные отчета представляются нарастающим итогом с начала года исходя из оборотов по соответствующим счетам учета.

Отчет об изменении  капитала отражает данные о движении собственного капитала организации, включая его составные части: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенную прибыль, а также созданные в организации резервы.

Данные  отчета о движении денежных средств  характеризуют изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Сведения о движении денежных средств представляются в валюте Российской Федерации (в рублях) нарастающим итогом с начала года за отчетный год и в сравнении с предыдущим. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте формируется информация о движении иностранной валюты по каждому ее виду применительно к отчету о движении денежных средств. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка РФ на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей отчета.

В приложении к бухгалтерскому балансу отражается движение амортизируемого имущества (нематериальных активов, основных средств) и имущества, предназначенного для сдачи в лизинг или предоставляемого по договору проката, расходов на освоение природных ресурсов, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, расходов по обычным видам деятельности.

Своевременный и полный анализ данных первичных  и сводных учетных регистров  и отчетности обеспечивает принятие необходимых корректирующих мер, направленных на достижение лучших результатов хозяйствования.

Данные  статистического учета и отчетности предприятия используются для углубленного изучения тенденций основных показателей  и факторов, формирующих их уровень. Изучение данных макроэкономической статистики в целом по отрасли или народному  хозяйству необходимо для оценки внешних условий функционирования предприятия и степени хозяйственных и финансовых рисков.

Оперативный учет и отчетность способствуют более  оперативному по сравнению со статистикой  или бухгалтерским учетом обеспечению  анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.

 

1.3 Основные методы повышения  платежеспособности и финансовой  устойчивости предприятия

 

Проблема  банкротств многих существующих предприятий  различных отраслей хозяйства и  сфер деятельности становится достаточно актуальной на данный момент времени. Сотни банков и других финансовых компаний, тысячи производственных и  коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое существование. Анализ показал, что главной причиной этого оказалось неумелое управление ими, т. е. низкая квалификация большинства менеджеров, как среднего, так и высшего звена.

Производство - процесс сложный по технологии, по организации, по сочетанию различных видов деятельности. Руководитель не может, да и не должен брать на себя то, что гораздо лучше могут сделать другие. Менеджер должен, прежде всего, проявить предприимчивость при подборе команд, он должен окружить себя профессионалами, довериться более компетентным специалистам - по производственным вопросам, по маркетинговым исследованиям, планированию финансов и т. д. Себе же оставить лишь то, что входит непосредственно в компетенцию организатора. Организовывать - значит определить цель, знать и трезво оценивать имеющиеся ресурсы и уметь использовать их для достижения целей. Организовывать - значит уметь формировать задачу, доводить её до непосредственного исполнителя и контролировать исполнение. Организовывать - значит уметь принимать решения, уметь распределять обязанности и ответственность. Организовывать - значит планировать, управлять, анализировать. Здесь недостаточно одной интуиции и даже таланта, нужны знания.

Знания, необходимые в области управления трудовыми ресурсами, финансами и в целом производством, даёт наука, называемая менеджментом.

Менеджмент - как управление в условиях рынка - обеспечивает ориентацию фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме предполагаемую прибыль.

Для современного менеджмента характерны:

  • стабильное стремление к повышению эффективности производства;
  • широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений;
  • постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;
  • ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности предприятия;
  • использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;
  • изменение функции планирования - от текущего к перспективному;
  • упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;
  • оценка управления работой в целом только на фундаменте реально достигнутых конечных результатов;
  • максимальное применение математических методов и достижений информатики на базе ЭВМ;
  • привлечение всех сотрудников фирмы к управлению;
  • осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений;
  • опора на инновации, нововведения в каждом сегменте работы предприятия, нестандартные решения;
  • проведение глубокого экономического (решения) анализа каждого управленческого решения;
  • способность разумно рисковать;
  • возрастание роли маркетинга в бизнесе до ключевого.

Термин «Менеджмент» относится  к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей  в рыночных условиях. Управляющий  менеджер обычно независим от собственности  на капитал фирмы, в которой работает. Работа менеджера - производственный труд, характерный для условий комбинирования высокотехнологического производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Таким образом, менеджмент можно определить как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организацию и управляют ею путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые менеджер создает условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и добивается результатов, соответствующих поставленным целям. Отсюда менеджмент - это ещё и умение реализовать поставленные цели, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.

Информация о работе Теоретические основы платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия