Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

При написании данной курсовой работы были обозначены следующие основные задачи:
изучение теоретических основ анализа финансового состояния предприятия;
диагностика финансового состояния ООО «Продэкс» в 2004-2006г.г.;
разработка мер по улучшению финансового состояния предприятия.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия 7
1.1. Назначение финансового анализа 7
1.2. Методы финансового анализа и его информационная база 23
Глава 2. Финансовое состояние предприятия в 2004 – 2006 г.г. 31
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Продэкс» 31
2.2. Анализ финансовый деятельности ООО «Продэкс» 35
2.2.1. Анализ статей актива баланса 35
2.2.2. Анализ статей пассива баланса 38
2.2.3. Анализ ликвидности 40
2.2.4. Анализ финансовой устойчивости 43
2.2.5. Анализ рентабельности 45
Глава 3. Разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия 50
3.1. Снижение риска банкротства 50
3.2. Проведение финансового оздоровления 54
3.3. Оценка эффективности проекта. Анализ рисков и контроль мероприятий 60
Заключение 67
Список литературы 72
Приложение 1 74
Приложение 2 76

Файлы: 1 файл

баланс по фин мен.doc

— 802.50 Кб (Скачать)

Локальные цели финансового анализа:

                 определение финансово-экономического состояния предприятия;

                 выявление изменений финансового состояния в пространственно-временном разрезе;

                 определение основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

                 прогноз основных тенденций финансового состояния.

Следовательно, определение цели — приоритетная стадия финансового анализа.

Правильно поставленная цель избавляет аналитиков от излишних аналитических процедур. Установив цель, аналитик должен выбрать главные пути ее достижения. Если ставится цель: достижение приемлемой финансовой устойчивости и платежеспособности, то необходимо вычислить соответствующие аналитические коэффициенты, характеризующие финансовую независимость предприятия от внешних источников финансирования, эффективность использования собственных оборотных средств, устойчивый экономический рост.

Для оценки кредитоспособности хозяйствующего субъекта целесообразно определить ликвидность его баланса в прогнозном периоде. В этих целях устанавливают источники погашения кредитов и составляют бюджеты движения денежных средств по балансовому листу на ближайшие кварталы. Отдельные банки осуществляют оценку кредитоспособности заемщиков по соответствующему классу, а также требуют от клиентов представления прогноза движения денежных средств на весь период кредитования.

При оценке инвестиционной привлекательности предприятия — эмитента ценных бумаг целесообразно проведение комплексного финансового анализа по всем параметрам его деятельности: финансовой устойчивости, платежеспособности, доходности, деловой и рыночной активности.

Выбор цели определяет инструментарий и методику проведения финансового анализа.

Финансового директора интересует как текущее финансовое положение предприятия (на месяц, квартал, год), так и прогноз на более отдаленную перспективу.

Альтернативность целей финансового анализа определяет не только его временные границы. Она зависит также от целей, которые ставят перед собой пользователи финансовой информации (например, вложение капитала инвесторов в крупномасштабный проект, приобретение крупного пакета акций компании-эмитента, слияние или поглощение данного предприятия и т. д.).[6]

Цели исследования достигаются в результате решения ряда аналитических задач:

                 предварительный обзор бухгалтерской отчетности;

                 характеристика имущества предприятия: внеоборотных и оборотных активов;

                 оценка финансовой устойчивости и платежеспособности;

                 определение показателей оборачиваемости активов и собственного капитала;

                 характеристика источников средств: собственных и заемных;

                 оценка движения денежных средств во временном и пространственном аспектах (по предприятию в целом н его подразделениям, филиалам);

                 анализ прибыли и рентабельности;

                 разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

                 принятие на основе финансового анализа управленческих решений;

                 использование результатов аналитической работы для планирования и прогнозирования основных параметров производственной и коммерческой деятельности (объема производства и продаж, издержек, прибыли, инвестиций и др.).

Перечисленные задачи выражают конкретные цели анализа с учетом организационных, технических, информационных и методических возможностей его осуществления.

Основными факторами, в конечном счете, являются объем и качество аналитической информации.

Чтобы принимать решения в сфере производства и сбыта продукции, финансов, инвестиций и инноваций, руководству предприятия необходима систематическая деловая осведомленность по вопросам, которые являются результатом отбора, анализа и обобщения исходной информации.
На практике необходимо правильно читать информацию об исходных показателях, опираясь на цели и задачи анализа и управления. Основной принцип изучения аналитических показателей — дедуктивный метод, т. е. переход от общего к частному, но он должен использоваться многократно. В ходе такого анализа воспроизводятся историческая и логическая последовательность экономических факторов и событий, направленность и сила их воздействия на результаты хозяйственной деятельности предприятий.

Финансовый анализ является прерогативой высшего управленческого звена предприятия, способного влиять на формирование и использование финансовых ресурсов и на потоки денежных средств. Результативность частных управленческих решений, связанных с определением цен на продукцию, размера партии закупок сырья и материалов, величины сбытового запаса, заменой оборудования или технологии, должна быть оценена с позиции общего успеха предприятия и его экономического роста.

Ключевыми функциями финансового анализа являются:

                 объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов деловой и рыночной активности хозяйствующего субъекта;

                 выявление факторов и причин достигнутого состояния и прогноз на будущее; в подготовка и обоснование управленческих решений в области финансовой и инвестиционной деятельности;

                 поиск и мобилизация резервов улучшения финансовой деятельности предприятия.

Указанные функции выражают основное содержание финансового анализа как неотъемлемой части общей системы финансового управления организацией. Она представляет собой процесс упорядоченных действий по формированию рациональной структуры управления, созданию единого информационного поля и постановке технологии учета, анализа, планирования и контроля движения денежных средств и финансовых результатов. Следует иметь в виду, что все процедуры построения общей управляющей системы должны быть подчинены идее их рационального влияния на увеличение стоимости предприятия или доходности его хозяйственных операций с минимальным уровнем коммерческого риска.[7]

Для разработки системы финансового управления на предприятии практический интерес представляет классификация финансового анализа по видам (Рис. 1., Приложение 1).

В рамках принятой предприятием финансовой стратегии применяют все направления финансового анализа: внешний, внутренний, инвестиционный и портфельный, а также анализ приносящей доход недвижимости. При этом используют все стадии аналитического цикла: ретроспективный (исторический), текущий, оперативный и перспективный анализ.

В процессе построения системы бюджетного управления используют аналитическую информацию по структурным подразделениям (филиалам), по центрам финансовой ответственности (доходам, расходам, прибыли и инвестициям), по видам бизнеса (производство товаров, торговля, посредничество и пр.), а также по направлениям деятельности (текущая, инвестиционная и финансовая).

Тематику финансового анализа определяет руководство предприятия (в лице финансового директора, заместителя генерального директора по экономике и финансам), исходя из целей финансово-хозяйственной деятельности и потребности в аналитической информации.

Полный анализ осуществляют по результатам хозяйственной деятельности предприятия за год, при оценке несостоятельности (банкротства) организации, при слиянии и поглощении компании и в других случаях, определяемых руководством.

Локальный анализ проводят при оценке эффективности системы бюджетирования и контроля в разрезе центров финансовой ответственности (центров финансового учета), при ликвидации нерентабельных подразделений и филиалов предприятия.

Методы финансового анализа выбираются аналитиками предприятия, исходя из поставленных руководством целей и задач.

При использовании различных видов анализа необходимо учитывать разнообразные факторы, такие как эффективность применяемых методов планирования и контроля, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных вариантов учета активов (имущества) и обязательств (учетная политика), уровень диверсификации хозяйственной деятельности, статичность используемых для изучения хозяйственных операций показателей и др.

 

1.2. Методы финансового анализа и его информационная база

 

Важная роль в финансово - хозяйственной деятельности предприятий принадлежит методам экономической диагностики. Финансовый метод можно определить как способ воздействия денежных отношений на хозяйственный процесс.

Финансовые методы действуют в двух основных направлениях:

1. По линии управления движением финансовых ресурсов;

2. По линии коммерческих (рыночных) отношений, связанных с измерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных ресурсов.

Рыночное содержание в финансовые методы вкладывают не случайно. Это обусловлено тем, что содержание финансов в сфере производства и обращения товаров тесно связано с коммерческим расчетом. Последний отражает способ ведения хозяйства путем соизмерения в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности предприятия. Целью коммерческого расчета является извлечение приемлемой прибыли при минимальных затратах всех видов ресурсов (материальных, трудовых и денежных) в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями.

Реализация данной цели требует соизмерения вложенного капитала с финансовыми результатами производственно-торговой деятельности.

Возможные критерии такого соизмерения:

1. Максимум дохода или прибыли на рубль вложенного капитала;

2. Минимум денежных расходов и финансовых потерь;

3. Минимизация риска хозяйственных операций и др.

К финансовым методам можно отнести:

                 планирование (оперативное и текущее);

                 прогнозирование важнейших финансовых показателей (объема продаж,

                 прибыли, доходности и др.);

                 инвестирование капитала;

                 самофинансирование;

                 материальное стимулирование и ответственность;

                 систему безналичных денежных расчетов;

                 страхование имущества и самострахование (образование финансовых резервов);

                 залоговые операции;

                 трансфертные операции;

                 операции по доверительному управлению имуществом;

                 финансовую аренду (лизинг);

                 факторинг;

                 форфейтинг;

                 операции с производственными финансовыми инструментами на срочном рынке и т. д.[8]

Например, кредитование — это финансовый метод, который воздействует на результаты финансовой деятельности через такие финансовые инструменты, как кредит и процентная ставка.

Согласно теории финансового менеджмента финансовые методы разделяют на три большие группы:

1. Общеэкономические;

2. Прогнозно-аналитические;

3. Специальные.

В первую группу включают: кредитование, ссудно-заемные операции, систему безналичных денежных расчетов, страхование и самострахование, залоговые, трастовые, трансфертные и иные операции.

Ко второй группе относят: финансовое и налоговое планирование, прогнозирование, моделирование, бюджетирование капитала, доходов и расходов.

Третья группа включает следующие методы лизинг, факторинг, форфейтинг, форвардные, опционные, фьючерсные и другие финансовые операции.

С помощью финансовых методов осуществляют воздействие на объекты управления финансами, источники финансовых ресурсов, их распределение и использование, инвестиции, денежные потоки и др.

Эффективная организация финансовой деятельности невозможна без умения анализировать происходящие хозяйственные процессы. Если аналитическая работа поставлена грамотно, то предприятие способно быстро отреагировать на возможные негативные обстоятельства.

Финансовый анализ призван выявить сильные и слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности организации. Анализ финансового состояния — важный этап разработки ее финансовой стратегии и тактики, так как делает возможным установить отклонения показателей от среднеотраслевых и более сильных конкурентов. Он позволяет также принимать более обоснованные управленческие решения.

Для проведения качественного финансового анализа необходимо:

                 владеть его инструментарием;

                 иметь соответствующее информационное обеспечение;

                 располагать квалифицированным штатом аналитиков.

Информация о работе Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия