Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:30, контрольная работа
В условиях современной экономики России усиливается значение первичного звена всех преобразований -- хозяйствующих субъектов, где и формируются валовой доход и денежные накопления, будущие потенциальные возможности развития -- инвестиционные ресурсы. На базе финансов предприятия, опосредующих кругооборот его фондов, не только создаются необходимые предпосылки его производственной деятельности, но и виден положительный финансовый результат, во имя которого начинается любой бизнес.
Введение
Сущность финансового менеджмента
Цели финансового менеджмента
Задачи финансового менеджмента
Терминология, базовые понятия, концепции финансового менеджмента
Информационное обеспечение финансового менеджмента
Заключение
Список литературы
рост объемов производства и реализации;
максимизация прибыли;
минимизация расходов;
обеспечение рентабельной деятельности.
Приоритет той или иной цели по-разному объясняется в рамках существующих теорий:
Теория максимизации прибыли PROFIT MAXIMISATION THEORY. Цель деятельности - обеспечение максимального дохода ее владельцам (рост прибыли, снижение расходов, рентабельность работы, прибыль на акцию (EPS), рентабельность инвестиций).
В рамках агентской теории AGENCY THEORY постулируются различные цели в соответствии с интересами владельцев, менеджеров, кредиторов и других заинтересованных лиц. Одна группа рассчитывает на сиюминутную прибыль, другая на долгосрочную перспективу. В теории заинтересованных лиц STAKEHOLDER THEORY, являющейся разновидностью агентской теории, цели состоят в гармонизации конфликтующих предпочтений различных групп. Например, фирма должна не только обеспечивать благосостояние владельцев, но и заботиться о социальном положении работников, охране окружающей среды и др.
Наибольшую популярность в последние годы получила теория максимизации богатства акционеров WEALTH MAXIMISATION THEORY. Ни прибыль, ни рентабельность, ни объем производства не могут рассматриваться в качестве обобщающего критерия эффективности принимаемых решений. Такой критерий должен:
базироваться на прогнозировании доходов владельцев фирмы;
быть приемлемым для всех аспектов процесса принятия управленческих решений (поиск источников средств, инвестирования, распределения доходов).
Современная экономическая теория исходит из посылки, что целью принятия решений рациональным индивидом является максимизация благосостояния.
3. Задачи финансового менеджмента
Задача финансового менеджмента состоит в управлении движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями, возникающими между участниками бизнес-процессов в ходе движения этих ресурсов (ответ на вопрос: как успешнее всего управлять этим движением и отношениями (?) - составляет сущность финансового менеджмента).
Задачей финансового менеджмента при принятии инвестиционных решений и выборе источников их финансирования является определение приоритетов и нахождение компромисса для достижения оптимального сочетания этих вопросов и интересов различных заинтересованных сторон с конечной целью обеспечения роста благосостояния вкладчиков.
Рис. 3 Задачи финансового менеджмента
Основные задачи финансового менеджмента:
Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.
Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.
Обеспечение рентабельной деятельности и роста объема производства и реализации продукции.
Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.
Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и благоприятной политике налогообложения и минимизация расходов.
Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности.
4. Терминология, базовые понятия, концепции финансового менеджмента
Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных концепциях:
Денежного потока - предполагает:
идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид (краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без);
оценку факторов, определяющих величину элементов денежного потока;
выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;
оценку риска, связанного с данным потоком, и способы его учета.
Временной ценности денежных ресурсов - объективно существующей характеристикой денежных ресурсов, определяющейся тремя основными причинами:
инфляцией;
риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы;
оборачиваемостью.
Компромисса между риском и доходностью - получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска.
Цены капитала - обслуживание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке. Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.
Эффективности рынка капитала - операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, насколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка. Термин «эффективность» следует понимать не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий:
Существует две основных характеристики эффективного рынка:
Инвестор на этом рынке не имеет обоснованных аргументов ожидать больше, чем в среднем доход на инвестиционный капитал при заданной степени риска.
Уровень дохода на инвестируемый капитал - это функция степени риска.
Эта концепция эффективности рынка на практике может быть реализована в трех формах эффективности:
В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.
В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.
В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.
Асимметричности информации - отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект. напрямую связана с пятой концепцией.
Агентских отношений - введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно - правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).
Альтернативных затрат - любое вложение всегда имеет альтернативу.
5. Информационное обеспечение финансового менеджмента
Эффективность каждой управляющей системы в значительной мере зависит от ее информационного обеспечения.
В условиях перехода к рыночной экономике известная формула «время -- деньги» дополняется аналогичной формулой: «информация -- деньги». Применительно к финансовому менеджменту она приобретает прямое значение, так как от качества используемой информации при принятии управленческих решений в значительной степени зависят объем затрат финансовых ресурсов, уровень прибыли, рыночная стоимость предприятия, альтернативность выбора инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования и другие показатели, формирующие уровень благосостояния собственников предприятия и темпы его экономического развития.
Информационная система финансового менеджмента представляет собой функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.
Информационная система финансового менеджмента призвана обеспечивать необходимой информацией не только управленческий персонал и собственников самого предприятия, но и удовлетворять интересы широкого круга внешних ее пользователей.
Внешние пользователи используют лишь ту часть информации, которая характеризует результаты финансовой деятельности предприятия и его финансовое состояние. Подавляющая часть этой информации содержится в официальной финансовой отчетности, представляемой предприятием.
Внутренние пользователи, наряду с вышеперечисленной, используют значительный объем информации о финансовой деятельности предприятия, представляющей коммерческую тайну. Кроме того, внутренние пользователи используют значительный круг финансовых показателей, формируемых из внешних источников, которые также входят в информационную систему финансового менеджмента.
К информации, включаемой в систему финансового менеджмента, предъявляются следующие основные требования:
- значимость, которая определяет, насколько привлекаемая информация влияет на результаты принимаемых финансовых решений, в первую очередь, в процессе формирования финансовой стратегии предприятия, разработки целенаправленной политики по отдельным аспектам финансовой деятельности, подготовки текущих и оперативных финансовых планов;
- полнота, которая характеризует завершенность круга информативных показателей, необходимых для проведения анализа, планирования и принятия оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия;
- достоверность, которая определяет, насколько формируемая информация адекватно отражает реальное состояние и результаты финансовой деятельности, правдиво характеризует внешнюю финансовую среду, нейтральна по отношению ко всем категориям потенциальных пользователей и проверяема;
- своевременность, которая характеризует соответствие формируемой информации потребности в ней по периоду ее использования. Отдельные виды информативных показателей, используемых в финансовом менеджменте, «живут» в его информационной системе в неизменном количественном выражении лишь один день, (например, курс иностранных валют, курс отдельных фондовых и денежных инструментов на финансовом рынке), другие -- месяц, квартал и т.п;
- понятность, которая определяется простотой ее построения, соответствием определенным стандартам представления и доступностью понимания (адекватности ее толкования) теми категориями пользователей, для которых она предназначается;
- релевантность (или избирательность), определяющая достаточно высокую степень используемости формируемой информации в процессе управления финансовой деятельностью предприятия. Информационное переполнение системы финансового менеджмента усложняет процесс отбора необходимых информативных данных для подготовки конкретных управленческих решений, приводит к формированию малосущественных альтернативных проектов этих решений, удорожает процесс информационного обеспечения управления финансовой деятельностью предприятия;
- сопоставимость, которая определяет возможность сравнительной оценки стоимости отдельных активов и результатов финансовой деятельности предприятия во времени, возможность проведения сравнительного финансового анализа предприятия с аналогичными хозяйствующими субъектами и т.п;
- эффективность, которая применительно к формированию информационной системы финансового менеджмента означает, что затраты по привлечению определенных информативных показателей не должны превышать эффект, получаемый в результате их использования при подготовке и реализации соответствующих управленческих решений.
Содержание системы информационного обеспечения финансового менеджмента, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности предприятий, их организационно-правовой формой функционирования, объемом и степенью диверсификации финансовой деятельности и рядом других условий. Конкретные показатели этой системы формируются за счет как внешних (находящихся вне предприятия), так и внутренних источников информации.
Информация о работе Сущность, цели и задачи финансового менеджмента