Совершенствование управления дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день применение качественной системы управления дебиторской задолженности является одним из видов снижения «зависших» долгов в балансе предприятия.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы дебиторской задолженности 5
1.1 Общие понятия и сущность дебиторской задолженности 5
1.2 Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия
7
2 Основы управления дебиторской задолженностью 10
2.1 Технология управления и анализа дебиторской задолженностью
10
2.2 Подходы к управлению дебиторской задолженности 15
3 Пути совершенствования управления дебиторской задолженностью
21
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

совер-ние упр-ния д.з.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

     - средний остаток текущей  дебиторской задолженности по  расчетам с покупателями в  рассматриваемом периоде.

    Результаты  анализа используются в процессе последующей разработки отдельных  параметров кредитной политики предприятия[5].

    2. Выбор типа кредитной политики  предприятия по отношению к  покупателям продукции. В современной  коммерческой и финансовой практике  реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее)  получила широкое распространение  как в странах с развитой рыночной экономикой.

    Формы реализации продукции в кредит имеют  две разновидности - товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.

    Учитывая  степень риска, финансовое состояние  предприятия, а также цели его  функционирования, различают три вида стратегии построения кредитной политики предприятия: консервативную, активную и умеренную.

    При консервативной стратегии продавец (производитель) пытается практически  исключить риск неплатежеспособности клиентов, что возможно при полном отказе от продажи в кредит. Дополнительно предусматривается материальное обеспечение кредита (например, вексель, оплату которого гарантирует банк или страховая компания). Противоположностью консервативной является активная стратегия, которая расширяет возможности кредитования покупателей даже при неплатежеспособности. Она способствует увеличению круга дополнительных клиентов, реализации продукции, однако требует наличия значительных источников финансирования дебиторской задолженности для покрытия возрастающих финансовых затрат. В таких случаях неплатежеспособность одного покупателя может повлечь за собой ухудшение финансового состояния многих партнеров и привести к банкротству (эффект домино). В связи с этим многие предприятия выбирают умеренную стратегию, которая характеризуется гибкостью в предоставлении коммерческих кредитов. В зависимости от степени риска, финансового состояния предприятия, перспектив его развития дифференцируются объем, сроки и условия выдачи кредита предоставляется возможность отсрочки погашения задолженности постоянному клиенту, который переживает временные финансовые трудности, разумеется, при существовании шансов на их преодоление.

    В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы: современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций; общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности; сложившаяся конъюнктура товарного рынка; потенциальная способность предприятия наращивать объем; правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности; финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность; финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия.

    3 Определение возможной суммы оборотного капитала, направленного в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

    4. Формирование системы кредитных  условий. В состав этих условий  входят следующие элементы:

    • срок предоставления кредита (кредитный  период);

    • размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

    • стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении  немедленных расчетов за приобретенную  продукцию);

    • система штрафных санкций за просрочку  исполнения обязательств покупателями.

    5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита — товарному и потребительскому[6].

    По  товарному (коммерческому) кредиту  такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

    • объем хозяйственных операций с  покупателем и стабильность их осуществлений;

    • репутация покупателя в деловом  мире;

    • платежеспособность покупателя;

    • результативность хозяйственной деятельности покупателя;

    • состояние конъюнктуры товарного  рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

    • объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

    По  потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:

    • дееспособность покупателя;

    • уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;

    • состав личного имущества покупателя, которое может составлять

    обеспечение кредита при взыскании суммы  долга в судебном порядке.

    6. Формирование процедуры инкассации  текущей дебиторской задолженности. 

    7. Обеспечение использования на предприятии современных форм финансирования текущей дебиторской задолженности. Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются: факторинг; учет векселей, выданных покупателями продукции; форфейтинг.

    8. Построение эффективных систем  контроля за движением и своевременной  инкассацией текущей дебиторской  задолженности. 

    Критерием оптимальности разработанной и  осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера текущей дебиторском задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает условие (6).

     ,                                                        (6)

    где ДЗо - оптимальный размер текущей  дебиторской задолженности предприятия  при нормальном его финансовом состоянии;

    ОПдр - дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;

    ОЗдз - дополнительные операционные затраты  предприятия по обслуживанию текущей  дебиторской задолженности;

    ПКдз - размер потерь капитала, инвестированного в текущую дебиторскую задолженность, из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей[7].

    Данные  этапы позволяю грамотно построить  систему управления дебиторской  задолженностью на уровне учета, контроля и анализа. 
 

    2.2 Подходы к управлению дебиторской задолженности 
 

    Управление  дебиторской задолженностью непосредственно  влияет на прибыльность компании и  определяет дисконтную и кредитную  политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

    К приемам управления дебиторской  задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера  дебиторской задолженности. Среди  подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Вы также должны оценивать возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от неиспользования средств, вместо их инвестирования[8].

    Управление  дебиторской задолженностью связано  с двумя видами резервов времени - на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).

    Ключевым  моментом в управлении дебиторской  задолженностью является определение  сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следуете либерализировать, когда вы хотите избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж (например, купальные костюмы). Если ваш товар является скоропортящимся, вы должны использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.

    При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать честность  покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитную  надежность покупателя можно оценить количественными методами анализ регресса, который рассматривает изменение зависимой: переменной, имеющей место при изменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен, когда вам требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если ваша компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику[9]..

    Продление кредита влечет за собой дополнительные расходы: административные расходы деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.

    Достаточно  полезна информация, полученная от кредитных бюро розничной торговли и профессиональных кредитных справочных служб. Отчеты компании «Дан энд Брэдстрит» (США) содержат информацию о характере бизнеса компаний, производственных линиях, управлении, финансовом положении, количестве работников, выполнений предшествующих платежей по сообщению поставщиков, о текущих долговых обязательствах (включая любые просроченные), условиях продаж, заключении аудитора, судебных исках, страховом покрытии, арендных договоров, уголовном преследовании, взаимоотношениях с банками учетной информации (например, текущие банковские ссуды).

    Имеется много способов максимизировать  доходность дебиторской задолженности  и свести к минимуму возможные  потери: составление счетов, перепродажу  права на взыскание долгов и оценку финансового положения клиентов.

    1. Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

    Для ускорения взимания платежей можно  направлять счета- фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе-. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммы немедленно.

    Когда бизнес развивается пассивно, могут  применяться сезонные датирования  выставления счетов: вы предлагаете  продление срока платежей для  стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи раньше, чем в конце зона.

    2. Процесс оценки покупателя. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм.  Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с неподчиняющихся покупателей.

Информация о работе Совершенствование управления дебиторской задолженностью