Совершенствование управления дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день применение качественной системы управления дебиторской задолженности является одним из видов снижения «зависших» долгов в балансе предприятия.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы дебиторской задолженности 5
1.1 Общие понятия и сущность дебиторской задолженности 5
1.2 Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия
7
2 Основы управления дебиторской задолженностью 10
2.1 Технология управления и анализа дебиторской задолженностью
10
2.2 Подходы к управлению дебиторской задолженности 15
3 Пути совершенствования управления дебиторской задолженностью
21
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

совер-ние упр-ния д.з.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

    Увеличение  дебиторской задолженности инициирует дополнительные издержки предприятия на:

  • увеличение объема работы с дебиторами (связь, командировки и пр.);
  • увеличение периода оборота дебиторской задолженности (увеличение периода инкассации);
  • увеличение потерь от безнадежной дебиторской задолженности.

    Смягчение условий коммерческого кредита может заключаться в увеличении срока кредита для новых потребителей. Очевидно, что в этом случае и традиционные потребители увеличат срок оплаты коммерческого векселя. Рассмотрим эту ситуацию на примере, являющемся продолжением предыдущего.

    Широкое распространение в управлении дебиторской  задолженностью (в формировании политики условий продаж) получили коэффициенты инкассации. Коэффициенты инкассации - доля поступлений от задолженности  определенного срока по отношению  к объему реализации периода возникновения задолженности.

    Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.

    Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильной экономики  преобладающей формой расчетов становится предоплата.

    Оплата  за наличный расчет может быть выполнена рублями, с помощью кредитной карточки либо дебетной карточки. Кредитная карточка представляет собой пластиковую карточку с указанием имени владельца, присвоенного ему кода, личной подписи и срока действия карточки. Владелец карточки может совершать покупки в пределах некоторой суммы, оговоренной при выдаче карточки, даже в том случае, если в момент покупки она превышает остаток на его счете. В отличие от кредитной дебетная карточка не позволяет оплачивать покупки при отсутствии средств на счете покупателя. В России некоторые крупные отечественные банки уже начали выпуск кредитных карточек.

    Безналичные расчеты выполняются с помощью  платежных поручений (поручение  хозяйствующего субъекта своему банку  о перечислении указанной суммы  другому хозяйствующему субъекту), платежных требований (требование продавца к покупателю оплатить поставленные ему по договору товары), аккредитивов (поручение банку поставщика, сделанное покупателем через свой банк, об оплате счетов поставщика немедленно по получении документов об отгрузке продукции), расчетных чеков (документ, содержащий указание чекодателя банку о выплате означенной суммы предъявителю чека).

    Анализ  и управление дебиторской задолженностью имеет особое значение в периоды  инфляции, когда подобная иммобилизация собственных оборотных средств становится особенно невыгодной. Некоторые методы управления задолженностью в инфляционной среде будут рассмотрены ниже.

    Управление  дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

    Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников. Оплата товаров постоянными клиентами обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов.

    Контроль  за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской  задолженности по срокам ее возникновения; наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (дней): 0-30; 31-60; 61-90; 91-120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва.

    Анализ  и контроль уровня дебиторской задолженности можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В частности, значительный интерес представляет контроль за своевременностью погашения задолженности дебиторами. Для этого, в дополнение к показателям наличия просроченной дебиторской задолженности приводимым в форме Л-5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», можно использовать коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты по векселям полученным; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации. Значение этого показателя зависит от вида договоров, превалирующих на данном предприятии: так, если основной типовой договор предусматривает оплату в течение двух недель с момента отгрузки товара, то критическое значение коэффициента равно 1/26. Таким образом, если расчетное значение коэффициента превосходит 1/26, можно сделать вывод, что предприятие имеет проблемы со своими дебиторами.

    Наиболее  употребительными способами воздействия  на дебиторов с целью погашения  задолженности являются направление  писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 
 

    2.1 Технология управления и анализа дебиторской задолженностью 
 

    Главной целью управления дебиторской задолженностью является оптимизация ее величины и  ускорение цикла оборота этих средств для улучшения платежеспособности предприятия. Систему управления дебиторской задолженностью условно можно разделить на два крупных блока: кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности. При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, компания в первую очередь ориентируется на свою стратегию (увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств). При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск (риск полной или частичной утраты выданных средств).

    Первоочередные  управленческие действия в реализации кредитной политики направлены на ознакомление с деятельностью покупателя (учредительные документы, длительность и направление хозяйствования, его рейтинг на рынке). Ключевую роль в снижении степени риска при предоставлении коммерческого кредита играет оценка кредитоспособности покупателя, т.е. его возможности погашения дебиторской задолженности. Кроме перечисленных позиций, учитываются перспективы развития предприятия-покупателя и возможности совершенствования важнейших финансовых показателей. Оценивая кредитоспособность акционерных обществ, следует обращать внимание не только на достигнутую прибыль, но и ее использование на выплату дивидендов и развитие, а также модернизацию производственного потенциала. Во многих случаях используется анализ SWOT, с помощью которого определяются положительные и отрицательные стороны деятельности предприятия и его окружения[4].

    Этапы управления текущей дебиторской  задолженностью.

  1. Анализ текущей дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава текущей дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых ресурсов.

    • На первой стадии анализа с целью  отражения реального состояния  текущей дебиторской задолженности  с позиций возможной ее инкассации выделяется чистая реализационная  стоимость.

    • На второй стадии анализа оценивается  уровень дебиторской задолженности  покупателей продукции и его  динамика в предшествующим периоде. Оценку этого уровня рекомендуется  осуществлять на основе следующих показателей:

    а) Коэффициента отвлечения оборотных  активов в текущую дебиторскую  задолженность за товары, работы и  услуги рассчитывается по формуле (1).

     ,                                                  (1)

где КОА - коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги;

    ДЗв - сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселями;

    ЧРСдз - сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;

     РСД - сумма резерва сомнительных долгов;

     ОА - общая сумма оборотных активов  предприятия.

    б) Коэффициента возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги определяется по формуле (2).

     ,                                                   (2)

    где КВИдз - коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги;

    ДЗв - сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем;

    ЧРСдз - сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;

    РСД - сумма резерва сомнительных долгов.

    • На третьей стадии анализа определяется средний период инкассации текущей  дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Расчет этого показателя производится по формуле (3).

     ,                                                            (3)

    где ПИдз - средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги (в днях);

     - средняя сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем, в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

     - средняя сумма чистой реализационной  стоимости дебиторской задолженности  в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

    Оо - сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

    • На четвертой стадии анализа оценивается  состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

    • На пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Расчет этого эффекта осуществляется формуле (4). 

    Эдз = Пдз -ТЗдз-ФПдз,                                                        (4)

    где Эдз - сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

    Пдз - дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;

    ТЗдз - текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

    ФПдз - сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателям.

    Наряду  с абсолютной суммой эффекта в  процессе этого анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность, который рассчитывается по формуле (5).

     ,                                                                    (5)

    где КЭдз - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

    Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;

Информация о работе Совершенствование управления дебиторской задолженностью