Реструктуризация

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:21, контрольная работа

Краткое описание

Реструктуризация - совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития. Реструктуризация включает: совершенствование структуры и функций управления, преодоление отставания в технико-технологических аспектах деятельности, совершенствование финансово-экономической политики и достижение на этой основе повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции/услуг, роста производительности труда, снижения издержек производства, улучшения финансово-экономических результатов деятельности.

Оглавление

1. Введение
2. Основные положения концепции реструктуризации
3. Законодательные процедуры реорганизации предприятий
4. Основные формы и методы государственного регулирования реструктуризации предприятий
5. Нормативно-правовая база реструктуризации в Российской Федерации
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

тофм готовая.docx

— 49.55 Кб (Скачать)

6 этап. Переход к реинжинирингу  бизнес-процессов1.

Основными принципиальными  задачами концепции реструктуризации являются:

· комплексная бизнес-диагностика  предприятия;

· определение основных целей, задач и принципов реструктуризации;

· определение бюджета, сроков и необходимых мероприятий для  реализации проекта реструктуризации;

· определение ожидаемой  эффективности проекта, основных рисков и способов их минимизации.

В связи с различным  финансово-экономическим положением, спецификой деятельности, стратегическими  целями и задачами предприятий все  проекты по реструктуризации являются уникальными и предназначены  для реализации только на этом предприятии.

Для эффективного проведения реструктуризации необходима разработка комплексной программы реструктуризации предприятия. Она призвана синтезировать  результаты аналитической работы и  на их основе четко определить задачи, пути, способы, условия достижения поставленных целей, предстоящие мероприятия, ресурсы  и их источники.

Комплексная программа реструктуризации может быть полезна не только предприятиям, находящимся на грани финансово-экономического кризиса, но и вполне благополучным. Она поможет осознать необходимость  принятия важных управленческих решений, обозначить стратегические направления  развития производства. Ее реализация приведет к улучшению хозяйственной и финансово-экономической деятельности, повышению эффективности предприятия.

Методы, используемые для  разработки концепций (программ) реструктуризации, включают:

1. Комплексный финансово-экономический  анализ состояния предприятия,  в том числе и с детализацией  до отдельных структурных подразделений.

2. Комплексную бизнес-диагностику  предприятия (анализ стратегии  развития, маркетинговой и сбытовой  политики, учетной политики, производственной  политики, планов снабжения и  закупок, инвестиционной политики, организационно-управленческой структуры,  применения современных технологий  управления и т.д.).

3. Разработку прогнозной  финансово-экономической модели  развития предприятия на 3 - 5 лет  без проведения реструктуризации.

4. Определение основных  преимуществ и проблем предприятия,  разработку предложений по оптимизации  состояния предприятия (финансовое  оздоровление предприятия, реинжиниринг, модернизация и возможные источники  ее финансирования, децентрализация  или, наоборот, объединение предприятий,  т.е. создание холдинговой структуры,  внедрение современных технологий  и методов управления и т.д.).

5. Разработку нескольких  альтернативных прогнозных финансово-экономических  моделей развития предприятия  с учетом основных возможных  мероприятий и рисков, определение  базового варианта.

6. Разработку итогового  документа для практической реализации  проекта - Программы реструктуризации.

Реструктуризация предприятия  является длительным процессом, осуществляемым при помощи специалистов самого разного  профиля и направленным на повышение  эффективности использования собственного внутреннего потенциала организации  и адаптацию к новым рыночным условиям.

3. Законодательные  процедуры реорганизации предприятий

Законодательство достаточно подробно и четко регламентирует процессы и процедуры реорганизации  предприятий.

Реорганизацией называется перестройка, переустройство юридического лица (лиц), которая означает прекращение  деятельности конкретного юридического лица (лиц) без ликвидации дел и  имущества с последующей государственной регистрацией нового юридического лица. Целью реорганизации является получение эмерджентного (суммарного) эффекта от изменения структуры капитала, устранения дублирования функций, снижения издержек при увеличении объема производства и др.

Реорганизация предприятия  проводится в следующих случаях:

· при признании предприятия  банкротом, а структуры его баланса  неудовлетворительной;

· с целью повышения  эффективности работоспособного (платежеспособного) предприятия. Реорганизационные процедуры  проводятся по инициативе юридических  лиц;

· принудительно по решению  федеральных антимонопольных органов  в случае, когда коммерческие и  некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, занимают доминирующее положение и  совершили два или более нарушений  антимонопольного законодательства.

В соответствии с законодательством  реорганизация юридического лица может  быть осуществлена по решению его  учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами.

Формами реорганизации согласно ГК являются: слияние и присоединение, разделение и выделение, преобразование (табл. 2).

Таблица 2. Формы реорганизации

 

№ п/п

Форма реорганизации

Передача (переход) прав и  обязанностей

 

1

Слияние А + В = С

Полностью от А и В

 

2

Присоединение А + В = В

Полностью от А

 

3

Разделение А = В + С

Полностью от А в соответствии с разделительным балансом

 

4

Выделение А = А + В

Частично от А в соответствии с разделительным балансом

 

5

Преобразование АО = ООО  или ООО = АО

Полностью к новому лицу

 
       

Целями и задачами реорганизации  предприятия являются:

· защита прав участников (учредителей);

· четкое разграничение ответственности  участников (учредителей) и руководителей  предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия  в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам);

· обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

· создание системы хозяйственно-договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;

· достижение прозрачности финансово-экономического состояния  предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;

· создание эффективного механизма  управления предприятием;

· использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;

· повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.

Решение о реорганизации  предприятия и конкретная программа  мероприятий принимаются собственником  предприятия (для государственных  унитарных предприятий - уполномоченным органом исполнительной власти, для  иных коммерческих организаций - общим  собранием их участников/учредителей).

Реорганизация предприятия  предполагает проведение комплекса  мероприятий, причем условия и порядок  выполнения некоторых из них (передача независимому регистратору ведения  реестра акционеров для акционерных  обществ, проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и др.) определены действующими законодательными и иными нормативными правовыми  актами. Остальные мероприятия носят  индивидуальный для данного предприятия  характер, и необходимость их реализации определяется лицами, принимающими решение  о реорганизации предприятия, с  учетом особенностей его функционирования, уровня развития и соответствия современным  требованиям тех или иных компонентов  менеджмента.

Основные формы и методы государственного регулирования реструктуризации предприятий

С целью стабилизации российской экономики государство применяет  две основные группы методов государственного регулирования:

· административные методы - расширение государственной формы  собственности, разработка и принятие соответствующих законодательных  актов и контроль их соблюдения, мониторинг деятельности предприятий  и отраслей, применение санкций;

· экономические методы - налоговая и денежно-кредитная  политика, операции на открытом рынке, проводимые Центральным банком РФ.

Экономические методы государственного регулирования осуществляются в  двух направлениях:

1. государство берет в  свои руки ту часть промышленных  предприятий, которые не привлекают  по разным причинам частный  капитал;

2. регулирование воспроизводства  основного капитала через льготное  налогообложение и кредитование  из государственных средств, прямое  безвозмездное субсидирование, политику  ускоренной амортизации.

 

4. Нормативно-правовая база реструктуризации в Российской Федерации

По сути, в России можно  говорить о глобальной реструктуризации, начиная с 1991 года - с момента издания  Закона "О приватизации". Именно тогда начались огромные по своим  масштабам и последующему значению коренные изменения в структурах организаций, носившие сначала скрытый

(около 5 лет) характер, а затем просто поставившие  государство в известность о  необратимости хода таких структурных  сдвигов. Период до 1998 года - период  глубокого кризиса отечественной  экономики - характеризовался концентрацией  и централизацией капитала, неизбежной  в процессе острой конкурентной  борьбы. Нормативно-правовая база  реструктуризации отечественных  предприятий не была застывшей,  она постоянно и достаточно  оперативно изменялась и адаптировалась  к реальным процессам и тенденциям.

Перспективы реструктуризации в России определяются по двум основным направлениям: макро- и микроуровень (Чапкина, 2007). Документом, задавшим направления  реструктуризации на макроуровне, явилась  Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.). На данный момент Правительством РФ утверждена "Концепция долгосрочногосоциально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" от 7 ноября 2008 г. № 1662-р.

К другим документам, определяющим процессы реструктуризации на макроуровне, относятся программы реформирования различных отраслей (электроэнергетики, включая реструктуризацию РАО "ЕЭС"; газовой промышленности, включая  реструктуризацию ОАО "Газпром"). Эти документы имеют характер концепций. Следует также отметить, что помимо Правительства РФ, в разработке порядка и условий реализации отраслевых программ реструктуризации (реформирования) принимали участие ранее (например, РАО "ЕЭС России" до 1 июля 2008 г.) и в настоящее время соответствующие министерства и ведомства, и сами естественные монополии, функционирующие в реформируемых отраслях (ОАО "Газпром", ОАО "РЖД").

Основными документами микроуровня, в той или иной степени характеризующими процедуру реструктуризации, являются:

· Концепция реформирования предприятий и иных коммерческих организаций, утверждённая постановлением Правительства РФ от 30.10.1997 г. № 1373 (Концепция  реформирования);

· Типовая (примерная) программа  реформы предприятия, утверждённая приказом Министерства экономики РФ от 01.10.1997 г. № 118 (Типовая программа  реформы).

Названные документы имеют  разъясняющий и рекомендательный характер и в большей степени рассматривают  процедуру реструктуризации в качестве способа реформирования российских предприятий. В соответствии с постановлением № 1373 под реформой предприятий следует  понимать "изменение принципов  их действия, направленное на реструктуризацию". Под реструктуризацией рекомендуется  понимать "осуществление комплекса  мероприятий по приведению условий  функционирования предприятия в  соответствие с выработанной стратегией его развития".

Решение базовых вопросов, связанных с проведением преобразований на предприятии, обеспечивает свод кодексов Российской Федерации:

· Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ;

· Налоговый кодекс РФ (часть I от 31.07.1998 № 146-ФЗ; часть II от 05.08.2000 № 117-ФЗ);

· Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ;

· Кодекс законов о труде  РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Действующий Гражданский  кодекс не содержит обобщающего понятия  реорганизации и, ограничиваясь  перечислением форм ее проведения (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование - статья 57), сразу переходит  к регламентации общих требований осуществления данной процедуры. Такой  пробел частично восполняется нормами  специальных нормативных актов  корпоративного характера. Вопросы, связанные  с созданием новых юридических  лиц, принятием решений о проведении того или иного рода преобразований на предприятии, процедурой реорганизации юридических лиц, помимо кодексов, рассматривает ряд законов, например:

· Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 № 208-ФЗ;

· Федеральный закон "О  производственных кооперативах" от 08.05.1996 № 41-ФЗ;

· Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 № 14-ФЗ;

· Федеральный закон "О  государственных и муниципальных  предприятиях" от 14.11.2002 № 161-ФЗ.

Решение частных вопросов, которые могут возникнуть в процедуре  реструктуризации, обеспечивают такие  Федеральные законы, как:

Информация о работе Реструктуризация