Развитие персонала и оценка вложений в человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 02:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: показать особенности инвестиции в человеческий капитал.

Оглавление

Введение
1. Развитие персонала и оценка вложений в человеческий капитал
1.1 Человеческий капитал и его место в экономической системе
1.2 Эффективности вложений в человеческий капитал
1.3. Подходы к оценке эффективности вложений в человеческий капитал
2. Практическая часть
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

kursyak.docx

— 65.58 Кб (Скачать)

 Культура накладывает  свой отпечаток на процесс  воспроизводства человеческого  капитала, так как без «духовной  пищи» невозможно гармоничное  развитие личности. В культуре  концентрируется опыт поколений, сохраняются знания, умения, навыки. Культурный уровень граждан в  значительной степени определяет  экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную  структуру.

При инвестировании финансовых ресурсов в человеческий капитал у руководства предприятия возникает ряд вопросов, связанных с эффективностью вложений:

— окупятся ли вложенные средства (каковы виды эффекта от вложения средств в человеческий капитал);

— в какие сроки можно ожидать результата от вложения средств;

 —в каких  объёмах потребуется вложить  средства; — каковы возможные  варианты инвестиций;

— как оценить целесообразность вложения средств в развитие человеческого капитала.

1.3. Подходы к оценке эффективности вложений в человеческий капитал

На сегодняшний день существуют различные подходы к оценке эффективности вложений в человеческий капитал.

Фитц-енц Я., проводя исследования, в качестве простейших подсчетов окупаемости инвестиций в человеческий капитал делил доход на число сотрудников. Это был первый показатель, появившийся в Докладе об эффективности человеческих ресурсов в 1985 году. Им же предложен коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал.

Коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал

= [Прибыль - (Расходы - [Зарплаты + Льготы])]:Зарплаты + Льготы, т.е. HCROI = Re venue - (Expenses - [Pay + Benefits]) / (Pay + Benefits) [6]

Одним из показателей экономической эффективности человеческого капитала является уровень интеллектуальности производства (или квалификационной емкости производства). Он исчисляется как отношение фонда образования (интеллектуального капитала) к валовому национальному продукту и показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую стоимостную единицу произведенной продукции:

УИ = ФО / ВНП где ВНП - валовой национальный продукт;

Где ФО - денежная оценка общего фонда образования.

По методологии Т. Шульца, величина общего фонда образования равна стоимости одного года обучения каждого уровня (с включением потерянных заработков), умноженной на число человеко-лет образования (с поправкой на неодинаковую продолжительность учебного года), накопленного населением страны к тому или иному моменту времени. Дж. Кендрик определял величину ФО с помощью специально разработанных индексов цен и с учетом амортизации знаний и навыков. [2]

 Как уже было  отмечено, основным фактором существования  и развития человеческого капитала  является инвестирование в интеллектуальный  капитал. Ваганян О.Г. предлагает  следующую методику оценки эффективности  инвестиций в интеллектуальный  капитал коммерческих организаций. В связи с тем, что взаимодействие  отдельных элементов интеллектуального  капитала имеет нелинейный характер, то оценивается лишь интегральная  эффективность инвестиций. В этом  случае общий подход к оценке  будет следующий. Соотносятся две  величины: X (разница между капитализацией  организации и ценой замещения  ее реальных активов, за вычетом  обязательств) и Y (инвестиции в нематериальные  активы). Коэффициент эффективности  инвестиций в интеллектуальный  капитал подсчитывается как отношение  разности величины Х в начале  и в конце периода и величины  инвестиций Y в течение этого периода. При этом все величины берутся  в дисконтированном виде с  учетом инфляции. В результате  получается коэффициент эффективности  инвестиций в интеллектуальный  капитал коммерческих организаций, т.е. рассчитывается следующая формула:

Z = Х2—Х1 / Y

Z - коэффициент эффективности  инвестиций;

X2 - величина интеллектуального  капитала в конце периода;

X1 - величина интеллектуального  капитала в начале периода;

Y - инвестиции в  интеллектуальный капитал организации.

Для подсчета величины Y рекомендуется учитывать следующие составляющие: затраты на исследования и разработки (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки); затраты на образование, повышение квалификации, укрепление здоровья работников, социальные инвестиции; затраты на информационные технологии, информационное, техническое и программное обеспечение, на формирование и развитие бренда; на создание корпоративного портала, веб-сайта; на маркетинг; на приобретение, распространение, хранение информации; на развитие дистрибьюции; на развитие корпоративной культуры; на приобретение ноу-хау, патентов, других видов интеллектуальной собственности. [1]

Инвестиции в образование работника образуют его человеческий капитал и через определенное время приносят (отдачу) доход своему владельцу.

Yn = X0 + RCn,

 где Yn - заработки  человека, имеющего п лет образования;

Хо - заработки человека, имеющего нулевое образование;

R - текущая норма  отдачи вложений в образование;

 Сп - объем инвестиций  в течение п лет обучения.

После процедуры определения издержек образования и выгод от его получения производят сравнение величин выгод с величиной издержек, приведенных к одному моменту времени путем дисконтирования. Разность между дисконтированными величинами выгод и издержек дает чистую приведенную стоимость приобретения образования. Здесь необходимо учитывать то, что величина приведенной стоимости пожизненных заработков очень сильно зависит от выбранного коэффициента (нормы) дисконтирования. Подбор нужной нормы дисконтирования - достаточно трудоемкий процесс. Существуют различные методы вычисления нормы отдачи от образования. Наиболее часто используется следующий метод: для каждого периода времени от О до п рассчитываются соответствующие чистые выгоды, а затем подбирается норма дисконта, при которой суммарные приведенные чистые выгоды становятся равны нулю. Такая норма дисконта получила название внутренней нормы отдачи. Другой метод приближенной оценки нормы отдачи основывается на анализе статистических зависимостей между уровнем заработков работника и уровнем его образования.

Внутренняя норма отдачи представляет собой такую норму процента, при которой приведенная величина будущих выгод обучения равна приведенной величине его издержек. В приближенном виде данный показатель можно рассчитать следующим образом:

r = (DB – Dc) / Со,

где DB - пожизненные заработки лиц с высшим образованием;

Dc - пожизненные  заработки лиц со средним образованием;

Со - разница в сумме затрат на высшее и среднее образование. [2, с. 248].

 Г. Псахаропулос  приводит данные по динамике  социальной отдачи на инвестиции  в образование по доходам стран  на душу населения. В большинстве  беднейших развивающихся стран  с низким уровнем дохода на  душу населения социальная отдача  начального образования равна 23 %, среднего - 15 %, а отдача высшего - 11 %. В наиболее развитых странах  мира с высоким уровнем дохода (ОЭСР) социальная отдача начального  образования равна 14 %, среднего - 10 %, высшего - 8 %.

Отметим, что при разработке государственной политики в области образования ряд правительственных структур этих стран начинают использовать явные или расчетные ставки дисконта, составляющие ниже 8 % при оценке проектов в области общественного образования.

 Исследования, в  которых сравнивалось академическое, или общее, и техническое, или  профессиональное, среднее образование  показали, что в среднем отдача  первых 16 %, а вторых - 11 %. И здесь  решающим фактором являются издержки: профессиональное обучение требует  больших затрат, чем общеакадемическое  образование [7].

Многие мировые лидеры современной экономики уже осознали важность и сбалансированность инвестиций в человеческий капитал, их пользу для собственного роста и процветания.

2. Практическая часть

Задача 1

Определить численность населения трудоспособного возраста на начало следующего года, если за текущий год имеются следующие данные представленные в таблице.

 

Показатели

Значение показателе по вариантам в млн. чел.

Численность населения трудоспособного возраста на начало года

70

Численность умерших в трудоспособном возрасте в течение данного года

2,4

Численность молодежи, достигшей в данном году трудоспособного возраста

2,1

Численность лиц, достигших пенсионного возрастав в текущем году

3,5

     

 

Решение:

Численность населения трудоспособного возраста

70-2,4+2,1-3,5 = 66,2 млн. чел.

Ответ: Численность населения трудоспособного возраста на начало следующего года составила 66,2 млн. чел.

Задача 2

Определить коэффициент прироста населения, учитывая численность жителей на начало планируемого периода и конец, при условии неизменности доли трудовых ресурсов в населении города по следующим исходным данным.

Таблица

 

Показатели

Значения

Численность населения на начало периода составляет, тыс. чел.

95

Численность населения на конец периода составляет, тыс. чел.

120

Доля трудовых ресурсов, %

50

     

 

Решение:

Вывод: численность трудовых ресурсов сократилась на 23,25%.

Задача 3

В цехе предприятия изготовляется однородная продукция. Численность работников цеха в базисном периоде 55 человек и отчетном периоде 50 человек. При помощи различных измерителей определить уровень и динамику производительности труда в цехе. Сделать выводы.

Варианты

Базисный период

Отчетный период

Количество продукции, шт.

Сопоставимая цена, руб.

Нормированная трудоемкость единицы, нормо-час

Количество продукции, шт.

Сопоставимая цена, руб.

Нормированная трудоемкость единицы, нормо-час

1

200

65 000

18

210

70 000

17


 

 

Решение:

Определим производительность труда в натуральном стоимостном выражении:

ПТбаз= 200/55=3,63=4 шт/чел

ПТотч=210/50=4,2=4 шт/чел

Рост производительности труда в трудовых единицах за отчетный период:

Пт=4/4*100%=100%

Производительность труда в стоимостном выражении составит

ПТбаз= 200*65000/55=236363,63 р/чел

ПТотч=210*70000/50=294000 р/чел

Рост производительности труда в стоимостном выражении составит:

Пт=294000/236363,63*100%=124,38%

Рост трудоёмкости составил:

ТЕ=17/18*100%=94,4%

Вывод: За отчетный период производительность труда в натуральных единицах не возросла, в стоимостном выражении производительность труда вырастет на 24,38 %, трудоёмкость же снизилась на 5,6%

Задача 4

На предприятии выработка на одного рабочего в базисном периоде составила - (В) тыс. руб., а объем продукции на планируемый период установлен в размере - (Q) млн. руб. Общая экономия численности работающих в результате действия всех факторов повышения производительности труда - (Ч) человек. Определить возможный рост производительности труда на предприятии в плановом периоде

 

Показатели

Значение

 

Выработка на одного рабочего в базисном периоде составила (В), тыс. руб.

60

 

Объем продукции на планируемый период установлен в размере (Q), млн. руб.

25

 

Экономия численности от повышения производительности труда (Э), человек.

36

 
     

 

Решение:

Производительность труда на предприятии в плановом периоде определяется по следующей формуле:

,

где Э – общая экономия численности рабочих;

        - исходная численность промышленно-производственного персонала на плановый объем продукции.

.

 

Пп = (36*100)/(417-36)=9,5 %

Ч = 25000/60=417

Вывод: Производительность труда вырастет на 9,5 %в связи с высвобождением 36 человек.

Задача 5

Определить темпы роста фондоотдачи, если стоимость валовой продукции в оптовых ценах организации - (ВП) тыс. руб.; стоимость основного капитала - (ОК) тыс. руб.; доля активной части - (); коэффициент загрузки - (Кз).

В перспективе доля активной части основного капитала возрастет до - (t); (Кзt).

 

Показатели

Значения

1

2

Стоимость валовой продукции (ВП), тыс. руб.

9450

Стоимость основного капитала (ОК), тыс. руб

4500

Доля активной части ()

0,6

Коэффициент загрузки (Кз)

0,7

Активная часть основного капитала возросла до (t)

0,65

Активная части основного капитала возросла до (Кзt)

0,7

   

 

Этапы решения задания:

Информация о работе Развитие персонала и оценка вложений в человеческий капитал