Проблемы привлечения и управления источниками финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение источников финансирования хозяйственной деятельности предприятия, проблем и направлений совершенствования по их привлечению.

В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:

- изучить сущность и рассмотреть классификацию финансовых ресурсов предприятия;

- изучить методику управления источниками финансирования;

- исследовать проблемы источников финансирования деятельности российских предприятий;

Файлы: 1 файл

Моя курсовая по финансовому менеджменту.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

    Краткосрочный привлеченный капитал служит источником финансирования оборотных активов (товарно-материальных запасов, заделов  незавершенного производства, сезонных затрат и др.) Предоплата заказчиком товаров генерирует неплатежи в хозяйстве и может рассматриваться как беспроцентный кредит поставщику. В отличие от России предоплата редко применяется западными фирмами, которые работают на отсрочках платежа за товары (коммерческом кредите) или на системе скидок с цены изделий (спонтанном финансировании).

    Краткосрочный привлеченный капитал предоставляется  банками на условиях кредитного договора с заемщиком под реальное обеспечение  его имущества.

    Долгосрочный  привлеченный капитал (в форме кредита) направляется на обновление основных фондов и приобретение нематериальных активов.

    Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (в основные средства) включают затраты на новое строительство, на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, на приобретение машин, оборудования, на проектно-изыскательные работы и др. Финансирование капитальных вложений осуществляется как за счет собственных (чистая прибыль и амортизационные отчисления), так и за счет привлеченных средств (средств инвесторов)

    По  сравнению с финансированием  через займы, получаемые с фондового  рынка (эмиссия корпоративных облигаций), использование долгосрочных ссуд под  долговое обязательство обеспечивает заемщику следующие преимущества:

    1. не расходуются средства на печатание ценных бумаг или их учет на электронных носителях, на эмиссию, рекламу и размещение;
    2. правовые отношения между заемщиком  и кредитором известны ограниченному кругу лиц;
    3. условия предоставления кредита определяются партнерами по каждой сделке;

    Среди заемных источников финансирования - главную роль обычно играют долгосрочные кредиты банков. Это наиболее распространенный способ финансирования предприятий. Условия  финансирования в банках различны. В настоящее время имеет место исключительно низкий вес банковских кредитов в финансирование инвестиций - 3,5% (без кредитов иностранных банков только 2,9%). При этом немногим более 70% предоставленных кредитов приходится на ссуды сроком более 1 года и их сумма составляет порядка 20% по отношению к величине прямых инвестиций. Подавляющая их часть идет, судя по всему, на кредитование оборотных средств и иные операции. Трансформация сбережений в инвестиции и межотраслевое перераспределение по банковской линии чрезвычайно малы.

    Привлечение капитала посредством размещения облигаций  на финансовом рынке, безусловно, привлекательный  способ финансирования предприятия. Особенно с точки зрения владельцев бизнеса, так как в этом случае не происходит перераспределения собственности. Однако предприятие, планирующее выпуск и размещение облигаций, должно иметь устойчивое финансовое положение, хорошие перспективы развития, а облигационный заем должен быть обеспечен активами предприятия. Опыт двух последних лет показывает, что реальные шансы на успешное размещение своих облигаций имеют крупнейшие российские компании, хорошо известные на рынке, демонстрирующие высокие темпы развития и действующие в привлекательных для инвестора отраслях, например таких, как энергетика и телекоммуникации. Существует очень высокий риск, что размещение облигаций на рынке будет безуспешным, если нет уверенности уверены в том, что облигации предприятия будут восприняты финансовым рынком как ликвидный и привлекательный инструмент; в этом случае следует воздержаться от использования данного способа финансирования.

    Инвестиционный  лизинг является одной из наиболее перспективных форм привлечения  заемных ресурсов. Он рассматривается  как одна из разновидностей долгосрочного  кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку.

    Приобретение  активов в рассрочку доступно для предприятий, имеющих хорошее  финансовое состояние и позитивные тенденции развития. При этом в  качестве обеспечения служит приобретаемый  предприятием актив, который переходит в полную собственность предприятия только после того, как будет полностью оплачена его стоимость. Предприятие должно располагать суммой для оплаты начального взноса, составляющего от 10 до 50% от стоимости приобретаемого актива. Данный способ финансирования в основном используется при приобретении оборудования. Обычно лизинговые компании отдают предпочтение тем видам оборудования, которое может быть легко демонтировано и подвергнуто транспортировке. Именно поэтому лизинговые операции очень распространены при приобретении транспортных средств (кораблей, самолетов, грузовиков и т.п.).

    Среди привлеченных источников финансирования инвестиций в первую очередь необходимо рассмотреть возможность привлечения  акционерного капитала. Этот источник может быть использован компаниями и их самостоятельными структурами (дочерними фирмами), создаваемыми в форме акционерных обществ. Многое компании уже сейчас широко используют возможности привлечения акционерного капитала к инвестиционной деятельности (для инвестиционных компаний и инвестиционных фондов аналогичной формой привлечения капитала является эмиссия инвестиционных сертификатов).

1.4. Основные способы  формирования и  наращивания источников  финансирования

     Любая фирма проходит несколько стадий в своем развитии. Чаще всего она начинается как частная непубличная организация- несколько физических или юридических лиц создают фирму, вкладывая в ее уставный капитал собственные средства.

     Если намерения  собственников серьезны, а выбранное  направление бизнеса перспективно, генерируемая фирмой прибыль не используется собственниками в целях потребления, а реинвестируется в целях расширения масштабов деятельности.

     Для реализации здоровых амбиций и обеспечения темпов наращения бизнеса одной прибыли, как правило, не хватает, а потому приходится изыскивать дополнительные источники финансирования. Поначалу таковыми являются банковские кредиты, однако их безмерное наращивание невозможно в принципе - происходит сдвиг в структуре источников в сторону повышения доли заёмного капитала, т.е. финансовый риск фирмы начинает возрастать, её резервный заемный потенциал снижаться, а потому привлечение очередной порции заемного финансирования становится либо слишком дорогим, либо вовсе невозможным.

     Остается  единственный вариант наращивания капитала - дополнительные взносы фактических собственников и расширение круга собственников. Это сопровождается организационно-правовыми изменениями фирмы, последней стадией которых становится ее трансформация в публичную. Происходит это в результате первоначального публичного размещения акций фирмы на рынке капитала.

     Наиболее  распространенными методами эмиссии  являются:

     -публичное  предложение, т.е. размещение акций  через брокеров или инвестиционные  институты, которые покупают весь  выпуск, а затем продают его  по фиксированной цене физическим  и юридическим лицам;

     -тендерная  продажа (один или несколько  инвестиционных институтов покупают у заемщика весь выпуск по фиксированной цене, а затем устраивают торг (аукцион), по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции);

     -продажа  непосредственно инвесторам по  подписке (осуществляется самим  эмитентом без привлечения инвестиционного института);

     -метод  целевого размещения (реализуется  при небольших выпусках акций,  сопровождается меньшими расходами).

     «В  развитой рыночной экономике основным способом долгосрочного привлечения  средств сторонних лиц является выпуск облигационных займов. Это рисковая операция как для эмитента, так и для потенциальных кредиторов. Поэтому условия и особенности эмиссии и обращения облигаций регулируются законодательством.3

     Следует заметить, что любое масштабное наращение  собственного и заемного капиталов, т.е. эмиссия долевых и долговых ценных бумаг, обладает так называемым сигнальным эффектом, смысл которого заключается в том, что заявление о проведении подобной акции является сигналом фактическим и потенциальным инвесторам, а также кредиторам фирмы обратить внимание на нее и постараться понять ее подоплеку и возможные последствия.

     Этот  эффект может быть как позитивным, так и негативным, что находит  отражение в ценах на обращающиеся и вновь эмитируемые ценные бумаги. Вот почему любая эмиссия тщательно готовится и сопровождается соответствующей рекламной и разъяснительной компанией.

     Долгосрочное  финансирование имеет значимость с  позиции стратегии развития организации. Что касается повседневной её деятельности, то ее успешность в значительной степени  определяется эффективностью управления краткосрочными активами и пассивами.

     В теории финансового  менеджмента принято выделять стратегии  финансирования оборотных активов  в зависимости от выбора источников покрытия варьирующей их части, т.е. относительной величины чистого оборотного капитала.

     Известны четыре модели поведения с условными  названиями «идеальная», «агрессивная», «консервативная» и «компромиссная». Выбор той или иной модели стратегии  финансирования сводится к формальному  выделению соответствующей доли капитала, т.е. долгосрочных источников финансирования, которая рассматривается как источник покрытия оборотных активов.

     Суть стратегии  финансирования оборотных активов  в соответствии с идеальной моделью состоит в том, что долгосрочный капитал используется исключительно как источник покрытия внеоборотных активов, т.е. численно совпадает с их величиной. Эта модель довольно рискованна, поскольку не подразумевает резерва ликвидности в виде превышения оборотных активов над краткосрочными обязательствами.4

     Агрессивная модель означает, что долгосрочный капитал служит источником покрытия внеоборотных активов и системной части оборотных активов, т.е. того их минимума, который необходим для хозяйственной деятельности. Варьирующая часть оборотных активов в полном объеме покрывается краткосрочными пассивами.

         Консервативная модель предполагает, что варьирующая часть оборотных активов также покрывается долгосрочными источниками финансирования. В этом случае краткосрочной кредиторской задолженности формально нет, отсутствует и риск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величине оборотным активам. Безусловно, данная модель носит искусственный характер и на практике не применяется.

     Компромиссная модель считается наиболее реальной. Внеоборотные активы, системная часть оборотных активов и определенная доля (например, половина) варьирующей части оборотных активов финансируются за счет долгосрочных источников. Чистый оборотный капитал равен сумме системной части оборотных активов и половины их варьирующей части.

     Безусловно, в отдельные моменты времени  организация может иметь излишние оборотные активы, что отрицательно сказывается на прибыли; однако это  рассматривается как плата за поддержание риска потери ликвидности  на должном уровне.

     Далее, необходимо сделать несколько замечаний. Во-первых, предпочтительность той или иной модели следует считать условной потому, что для каждой из них характерен тот или иной значимый вид риска.

     Во-вторых, эти модели не следует рассматривать  как непосредственное руководство к действию, поскольку в реальной жизни строгое следование любой из описанных моделей попросту невозможно. Модели дают лишь общее представление о стратегии управления оборотными активами и источниками их покрытия, помогают понять суть того или иного подхода.

     В-третьих, анализ ситуации и выявление модели, которая свойственна организации  или представляется желательной, имеют  особое значение с позиции перспективного финансового планирования.

         В-четвертых, реализация модели чаще всего осуществляется не путем варьирования долгосрочными источниками финансирования, а управлением величиной оборотных активов и краткосрочных пассивов.

     Безусловно, не исключается варьирование величиной  как собственного капитала (путем  расчета суммы прибыли, которая  может быть выплачена в виде дивидендов), так и долгосрочных пассивов (привлечение или погашение долгосрочных кредитов).

     Таким образом, в этом параграфе курсовой работы была рассмотрена логика управления источниками финансирования в контексте  текущей деятельности.  
 
 

Информация о работе Проблемы привлечения и управления источниками финансирования