Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:16, курсовая работа
Цель проводимой работы – раскрыть теоретические основы данного вопроса, провести анализ определенного предприятия, выбранного в качестве исследуемого объекта, выявить проблемы формирования финансового менеджмента в российских условиях.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. выявить основания для возникновения финансового менеджмента в России;
2. рассмотреть основные функции финансового менеджмента;
3. дать оценка финансового менеджмента на ООО «Авто-Прайс»;
4. изучить проблемы формирования финансового менеджмента в российских условиях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Основания для возникновения финансового менеджмента в России 6
1.2 Основные функции финансового менеджмента 12
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ООО «Авто-Прайс» 20
2.1 Механизм финансового менеджмента на примере ООО «Авто
Прайс» 20
2.2 Проблемы формирования финансового менеджмента в российских условиях 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
4. Среди наемных работников
предприятия следует особо
5. Государство в лице местных и федеральных органов власти.
На практике первоочередным
интересом государства к
Именно государство регламентирует виды, сроки, порядок ведения учета, составления и предоставления отчетности субъектами хозяйственной деятельности. Однако в силу того, что отчетная информация поступает в разные ведомства (налоговая инспекция, госкомитет по статистике, ФКЦБ и т.п.), ее получение и использование иногда бывает затруднительным даже для органов власти.
6. Конкуренты фирмы - единственная группа контрагентов, заинтересованная в ухудшении ее финансового состояния и банкротстве. Они могут получить необходимую информацию, как из официальной отчетности, так и из прочих источников (при этом часто используются противозаконные методы).
Значительное количество лиц, заинтересованных в изучении финансового состояния предприятия, обуславливает необходимость разработки методики анализа, которая позволит принимать обоснованные управленческие решения. Устойчивое финансовое положение - не только качественная характеристика финансов организации, но и количественно измеримое явление. Оценка финансового состояния предприятия - сложный, интересный, многоаспектный процесс, который невозможно формализовать полностью. Целью анализа в общем виде является получение объективной, полной и точной картины текущего финансового положения предприятия и оценка возможностей его изменения в кратко и долгосрочной перспективе. В зависимости от вида отношений предприятия с каждым конкретным контрагентом (инвестиционные, кредиторские, прочие) конкретные цели анализа финансового состояния будут различны. Для кредитора эта цель - определение кредитоспособности, для инвестора - инвестиционной привлекательности и т.п. Различие целей анализа предопределяет различия в его информационной базе и методике проведения. В соответствии с ними можно выделить два основных вида анализа: внешний и внутренний. Внутренний анализ, как правило, применяется только для принятия решений руководством данного предприятия, тогда как внешний - всеми остальными заинтересованными лицами. Внутренний анализ основан на более широкой информационной базе, чем внешний, что предопределяет большую, на наш взгляд, достоверность результатов. Практически все показатели, используемые в методиках внешнего анализа, могут быть скорректированы и уточнены с помощью дополнительной информации, применяемой во внутреннем анализе. Однако руководителям предприятия следует помнить, что сравнение одних и тех же показателей, рассчитанных по внутренним данным своего предприятия (и отражающим реальную картину обеспеченности ресурсами и эффективности деятельности) и данным публичной отчетности аналогичных предприятий той же отрасли, будет некорректным. Таким образом, даже инсайдерам, безусловно, полезен внешний анализ финансового состояния предприятия для получения информации о том, как оно может оцениваться инвесторами, кредиторами, конкурентами.
Внутренний анализ, используя наиболее полные данные обо всех аспектах деятельности предприятия, позволяет детально рассмотреть и оценить весь процесс образования, распределения и использования его финансовых ресурсов, предпринять действия, оптимизирующие этот процесс. Финансовый менеджер принимает решения об изменении структуры источников финансирования, направлений размещения средств именно на основе анализа по данным внутренней отчетности. Анализ в данном случае позволяет воздействовать на финансовое состояние предприятия непосредственно и оперативно. Контрагенты предприятия, осуществляющие внешний анализ, не могут прямо влиять на его финансовое состояние. Однако, принимая решения, касающиеся инвестирования, кредитования и заключения договоров, они оказывают воздействие на возможности предприятия по изменению своего положения. Невозможность своевременно привлечь капитал, взять заем, потеря рынков реализации продукции - все это может привести в конечном итоге к банкротству. Таким образом, важность роли внешнего анализа в финансовом менеджменте нельзя недооценивать.
Результаты внутреннего анализа максимально закрыты в целях сохранения коммерческой тайны, тогда как данные внешнего анализа могут широко распространяться среди многих заинтересованных лиц и влиять на их решения относительно данного предприятия.
Укрупненно, все необходимые виды информации можно сгруппировать следующим образом:
1. Бухгалтерская отчетность предприятия.
2. Сведения о деятельности предприятия (торговой, производственной) нефинансового характера.
3. Данные финансовой
отчетности предприятий—
4. Информация с рынка корпоративных ценных бумаг.
5. Макроэкономическая информация.
6. Правовая информация.
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ООО «Авто-Прайс»
2.1 Механизм финансового менеджмента на примере ООО «Авто-Прайс»
Финансовый менеджмент предполагает разработку определенной стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей, прогнозирования доходов фирмы.
Изменение задач и функций финансовых служб на предприятиях в рыночных условиях (ранее финансовые службы на государственных предприятиях занимались в основном разработкой плановых финансовых показателей на год и пятилетку) привело к изменению структуры финансовых служб предприятий.
Пример организационной структуры управления финансовым персоналом (см. Приложение 1).
Структура, функции и ответственность всех подразделений финансовой службы, их взаимодействия с другими звеньями управления, должны быть определены положением о финансовой дирекции.
Финансовая дирекция создается по решению правления ООО или дирекции предприятия, во главе с вице-президентом по финансам или главным финансовым менеджером.
В функции финансовой дирекции входят:
- обеспечение финансирования хозяйственной деятельности;
- разработка финансовой программы развития предприятия;
- разработка инвестиционной политики;
- определение кредитной политики;
- установление смет расходов денежных средств для всех подразделений предприятия;
- обеспечение страхования от финансовых рисков;
- проведение залоговых, трастовых, лизинговых и других операций;
- анализ финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности
- контроль за текущей деятельностью: осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, банками, бюджетом; ведение финансовой и бухгалтерских документов.
В осуществлении этих функций главная роль отводится финансовому менеджеру, как профессиональному специалисту в области финансов, кредита, законодательства в области налогов, банковской, внешнеэкономической деятельности, бухгалтерского учета.
Поскольку финансовый менеджер - одна из ключевых фигур на предприятии, он может входить в состав высшего управленческого персонала фирмы; в качестве вознаграждения за труд получать не только заработную плату, но и процент от прибыли.
В соответствии с российским законодательством предприятия составляют годовой бухгалтерский отчет и квартальные отчеты в обязательном порядке. Кроме краткого аудиторского заключения, включаемого в годовой отчет, некоторые предприятия могут предоставить своим контрагентам полное аудиторское заключение. Эмиссия ценных бумаг (акций и облигаций) сопровождается составлением проспекта эмиссии, отчета по итогам выпуска ценных бумаг, а также квартальными и годовыми отчетами эмитента. Для предприятий, ценные бумаги которых входят в листинг фондовых бирж (или фондовых отделов бирж), предусмотрено заполнение анкет, вопросы которых освещают те стороны деятельности предприятий и те события, которые не нашли своего отражения в официальной отчетности. Кроме того, в соответствии с приказом Минфина от 21.11.1997 г. «О формировании годовой бухгалтерской отчетности», акционерному обществу, ценные бумаги которого обращаются на фондовом рынке, кроме отчетности по российским стандартам следует составлять дополнительную отчетность в соответствии с требованиями международных стандартов и предоставлять ее заинтересованным лицам, в частности - организаторам торговли на рынке ценных бумаг, инвесторам и др. (пункт 4.41). Таким образом, можно отметить, что чем сильнее предприятие связано с рынком ценных бумаг, тем больший объем информации оно предоставляет внешним пользователям.
А) Годовая бухгалтерская отчетность
Годовая бухгалтерская отчетность включает в себя:
1) бухгалтерский баланс (форма №1);
2) отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
3) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
- отчет о движении капитала (форма №3);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
- пояснительная записка;
4) отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) предоставляется только общественными организациями (объединениями);
5) отчет об использовании
бюджетных ассигнований (форма №22)
и справка об остатках
6) итоговая часть аудиторского
заключения, выданного по результатам
обязательного по
Баланс предприятия отражает источники средств и направления их размещения на определенную дату. В левой части баланса отражаются активы предприятия по степени роста их ликвидности, в правой — пассивы (капитал и заемные средства) в порядке убывания срока до их погашения. Активы предприятия отражаются в трех разделах: внеоборотные активы, оборотные активы, убытки. В первом разделе выделяются нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения. Во второй раздел входят: запасы, НДС, дебиторская задолженность (краткосрочная и долгосрочная), краткосрочные финансовые вложения, денежные средства и прочие оборотные активы. Раздел «Убытки» состоит из убытков, относящихся к прошлым годам и к отчетному периоду. В каждой из групп активов, в свою очередь, происходит деление на конкретные виды, что позволяет более подробно отразить имущество, которым владеет фирма (см. Приложение 2).
В пассиве основными разделами являются: капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные пассивы. В разделе «Капитал и резервы» отдельно показаны: уставный, добавочный, резервный капитал, фонды накопления и социальной сферы, целевого финансирования и нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года. Долгосрочные пассивы состоят из двух групп: заемных средств и прочих долгосрочных пассивов. А краткосрочные пассивы -из заемных средств, кредиторской задолженности, расчетов по дивидендам, доходов будущих периодов (ДБП), фондов потребления, резервов предстоящих расходов и платежей и прочих краткосрочных пассивов. Детализация каждой группы заемных пассивов осуществляется в соответствии с видами кредиторов: бюджет, банки и т.п.
«Отчет о прибылях и убытках» содержит информацию о видах и объемах доходов, расходов, прибыли/убытка, полученных за указанный период. В отечественной практике этот вид отчета находится на втором месте после баланса, как по номеру формы, так и по возможности его получения сторонними пользователями. За рубежом многие исследователи считают этот отчет важнейшим, поскольку он показывает, насколько преуспела фирма в достижении своей первостепенной цели - получении прибыли. Он демонстрирует, как изменялся капитал акционеров за отчетный период под влиянием доходов и расходов. В отличие от баланса, который фиксирует положение компании на определенную дату, форма № 2 отражает данные за период.
В отчете о прибылях и убытках (который до февраля 1997 года имел другое название: «Отчет о финансовых результатах») указывается выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом обязательных платежей, ее себестоимость, коммерческие и управленческие расходы, расчетным путем выявляется результат от реализации. Доходы и расходы от финансовой деятельности (купли-продажи ценных бумаг, кредитования со стороны банков, поставщиков и т.п.) указаны отдельно, а прибыль/или убыток от нее показывается в сумме с результатом от хозяйственной деятельности. К ним добавляется разница между прочими внереализационными доходами и расходами, образуя прибыль/убыток в целом за отчетный период. Платежи в бюджет за счет прибыли отражаются отдельно (налог на прибыль и отвлеченные средства). Итогом деятельности предприятия является сумма нераспределенной прибыли, которую оно использует по своему усмотрению. На протяжении 4 последних лет содержание отчета о прибылях и убытках и само его название претерпели изменения. В годовой отчетности за 1995 год форма №2 включала в себя брутто выручку от реализации (нетто выручка без учета НДС, спец налога и акцизов отдельно не определялась). Финансовая деятельность предприятия находила отражение как в статье «Результаты прочей реализации» (показываемых в уже свернутом виде, без определения доходов и расходов от нее отдельно), так и в статье «доходы и расходы от внереализационных операций». В самой форме не отражались платежи из прибыли в бюджет, поэтому используя только ее, невозможно было определить остаток прибыли, реально остающийся в распоряжении предприятия. Однако, если рассматривать отчет о финансовых результатах в совокупности с прилагаемыми справками, эта информацию раскрывалась. Следует правда отметить, что сведения, указываемые в справках, в большей степени были ориентированы на налоговые органы: детально показывались платежи в бюджет, давался расчет затрат и расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль (см. Приложение 3).