Проблема финансового менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель проводимой работы – раскрыть теоретические основы данного вопроса, провести анализ определенного предприятия, выбранного в качестве исследуемого объекта, выявить проблемы формирования финансового менеджмента в российских условиях.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. выявить основания для возникновения финансового менеджмента в России;
2. рассмотреть основные функции финансового менеджмента;
3. дать оценка финансового менеджмента на ООО «Авто-Прайс»;
4. изучить проблемы формирования финансового менеджмента в российских условиях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Основания для возникновения финансового менеджмента в России 6
1.2 Основные функции финансового менеджмента 12
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ООО «Авто-Прайс» 20
2.1 Механизм финансового менеджмента на примере ООО «Авто
Прайс» 20
2.2 Проблемы формирования финансового менеджмента в российских условиях 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36

Файлы: 1 файл

курсовая проблемы фин.м..doc

— 211.50 Кб (Скачать)

- оптимизация затрат;

- финансовое обеспечение  конкурсного преимущества на  рынках;

- рост рыночной стоимости предприятия;

- повышение курсовой  стоимости акций предприятия;

- выполнение социальных  функций.

Задачами финансового  менеджмента являются:

- эффективное управление  оборотным капиталом;

- совершенствование расчетов;

- нахождение норм и методов достижения максимальных финансовых результатов деятельности предприятия;

- оценка эффективности  риска капитальных вложений;

- соотношение маркетинговой, ценовой, инвестиционной, кадровой, технической, технологической и экологической стратегии организации;

- обеспечение финансового  имиджа предприятия.

Принципы финансового  менеджмента: плановый и систематический; целевая направленность; диверсифицированность (различный ассортимент продукции); стратегическая ориентация.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:

- управляемой подсистемы  или объекта управления;

- управляющей подсистемы или субъект управления.

Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность условий осуществления денежного потока, кругооборот капитала, движение финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами в хозяйственном процессе.

Субъект управления –  специальная группа людей, которая посредством различных форм управленческого воздействия, осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Финансовый менеджмент  как орган управления представляет собой аппарат управления, т.е. часть руководства организации. Таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером.

Финансовая дирекция состоит из различных подразделений, состав которых определяется высшим органом управления данной организации. К таким подразделениям относятся: финансовый отдел; планово-экономический отдел; бухгалтерия; отдел экономического анализа [8, с. 247].

Как известно, основные стадии производственного процесса - это  снабжение, непосредственно производство и реализация продукции. На каждой из этих стадий участие финансового менеджера обязательно в той или иной степени. Рассмотрим каждую из этих стадий.

Финансовые отношения  с поставщиками. Выбор материалов и поставщиков должен производиться на основе анализа альтернативных предложений по стоимости услуг и материалов, условиям оплаты, выдвигаемым поставщиками, и проводится финансовым менеджером вместе со службой маркетинга.

Определение финансовых аспектов производственной стадии. На стадии производства финансовый менеджер может и должен регулировать процессы списания на производство материалов (например, выбор методов ФИФО, ЛИФО), малоценных и быстроизнашивающихся предметов, разработать систему оплаты труда, систему распределения комплексных статей затрат по видам продукции, определить схемы начисления амортизации и т.д. Все это крайне важно, поскольку непосредственно влияет на налогообложение предприятия и, как показывает практика, в этой части большинство российских предприятий теряет значительную часть финансовых ресурсов.

Для текущего этапа экономического «развития» России характерно состояние массовых неплатежей.

В сегодняшних условиях от того, насколько своевременно происходит оплата продукции (услуг), зависит финансовое состояние предприятия, поскольку любая задержка поступления выручки в геометрической прогрессии генерирует рост кредиторской задолженности предприятия, штрафных санкций за просрочку платежей, приводит к необходимости привлекать банковские кредиты для пополнения оборотных средств. Кроме финансовых проблем это также связано с возникновением социальной напряженности в коллективе, ухудшением отношений с поставщиками сырья и материалов и т.д.

Распределение поступивших  средств от реализации продукции. Здесь  финансовый менеджер должен решать следующие вопросы:

- в какой степени требует финансирования текущее производство исходя из планируемых изменений производственной программы;

- какую часть чистой прибыли направить на выплату дивидендов и в каком объеме необходимы средства на техническое развитие, поскольку выплата дивидендов определяет текущий курс акций, а техническое перевооружение скажется на курсе в перспективе;

- может ли предприятие позволить себе социальные программы.

Особого внимания заслуживает  вопрос налоговой дисциплины, поскольку штрафы за неправильно определенные суммы начисления налогов и цена просроченных платежей (пени) весьма существенны. Поэтому правильное налоговое планирование и принятие соответствующих мер позволяют предприятию не только исключить штрафы, но и в некоторой степени снизить налоги за счет оптимизации налогооблагаемой базы.

 

    1. Основные функции финансового менеджмента

 

Для понимания сути финансового менеджмента предприятие представляется в балансовой форме, как совокупность активов и пассивов. То есть:

Активы - средства и направления  их инвестирования. Статьи активов - инвестиционные решения. Пассивы - источники финансирования. Статьи пассивов - решения по выбору источника финансирования.

В отношении активов принципиально важна классификация активов:

а) по продолжительности (краткосрочные и долгосрочные). Как результат - соответствующее деление финансового менеджмента на краткосрочный и долгосрочный.

б) по объектам инвестирования

- реальные активы (долгосрочные  активы, материальные и оборотные);

- финансовые активы;

- нематериальные активы.

В отношении пассивов - классификация структуры капитала:

- собственный;

- заемный.

(Наиболее сложная структура капитала в акционерных обществах)

Цель финансового менеджмента - повышение благосостояния владельцев предприятия или прирост вложенного капитала (это не всегда повышение прибыли) [15, с.7].

Теория и практика финансового менеджмента предпочитает рост благосостояния вкладчиков росту прибыли т.к.:

- увеличивается значимость долгосрочных аспектов управления;

- учитывается фактор риска и неопределенности (при определении ожидаемой цены акций);

- учитывается временной фактор поступления отдачи на вложенный капитал;

- отражаются интересы акционеров.

   Основные функции финансового менеджмента:

1. финансовое планирование  – планирование всех доходов  и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия;

2. прогнозирование – разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей;

3. организационная –  она сводится к объединению  людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур;

4. регулирование – воздействие на объект управления, посредствам которого достигается устойчивое состояние финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает текущие мероприятия по устранению возникающих отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.

5. координация – обеспечивает  единство отношений объекта управления и субъекта управления;

6. стимулирование – побуждение работников финансовой службы в заинтересованности результатов своего труда;

7. контроль – проверка  финансовой работы организации, выполнение финансовых планов. Посредствам контроля собирается информация об использовании финансовых средств и финансового состояния объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения финансовой программы в организацию финансовой работы.

Другие цели финансового  менеджмента  - максимизация прибыли, рост дохода управляющих и т.д. Таким образом, финансовые решения должны осуществляться в свете общей цели фирмы. Выдвигаемые участниками (менеджерами, директорами, руководителями подразделений, акционерами) цели, часто противоречивы. Существуют противоречия в целях между:

- управленческим персоналом (max прибыли) и акционерами (max дивидендов);

- персоналом и фирмой в целом (цель персонала предприятий - социальная справедливость, улучшение условий труда, экологии, что может привести к уменьшению прибыли и объема продаж фирмы).

Однако, из всех целей, одна является доминирующей в определенный момент времени, и эффективность  принимаемых финансовых решений оценивается с точки зрения этой доминирующей цели.

При принятии финансовых решений на определенный момент времени, необходимо помнить о следующем:

  1. Финансовые цели фирмы различны на отдельных стадиях жизненного цикла товара.

На этапе разработки нового товара фирма заботится о поддержании своей безубыточности в целом. Затраты на разработку покрываются за счет продаж более «зрелых» товаров.

На этапах выведения  товара на рынок и роста объема продаж  главная цель - увеличение прибыли (а это значит, что увеличиваются и налоговые платежи).

На этапе зрелости достаточная масса прибыли поддерживается за счет сокращения затрат, в основном постоянных (цель - сокращение затрат).

На этапе насыщения  рынка и падения спроса, для  поддержания определенного размера прибыли требуется еще более значительное сокращение затрат, теперь переменных (под контролем над постоянными).

  1. Динамика выручки зависит от уровня эластичности спроса, который определяет различные типы поведения покупателей при изменении цены на товар. Для уменьшения влияния капризов спроса на совокупный денежный поток доходов фирмы, следует принимать решения о диверсификации производства за счет товаров, работ, услуг, имеющих разнонаправленную динамику.

  Финансовый менеджмент базируется на нескольких основных концепциях:

  1. Временная ценность денежных ресурсов

Объективная характеристика денежных потоков, осуществляемых в  разные периоды времени.

  1. Денежные потоки

Любое инвестиционное решение  основывается на:

- оценке собственного финансового состояния и целесообразности участия в инвестиционной деятельности;

- оценке размера инвестиций и источников финансирования;

- оценке будущих поступлений от реализации проекта.

  1. Предпринимательский и финансовый риск

Любое перспективное  решение финансового характера субъективно. Степень его объективности зависит от многих факторов, включая точность прогнозов, составленных на основе статистических данных. В этих случаях оценки должны даваться в виде распределения, например, пессимистической, наиболее вероятной и оптимистической оценок. Снижение степени риска достигается диверсификацией видов деятельности, активов и т.д.

4. Цена капитала

При выборе источников финансирования необходим учет того, что каждый источник имеет свою цену, причем эта цена имеет вероятностный характер.

Затяжной кризис экономики  в России привел многие предприятия  в состояние, близкое к банкротству. В этих условиях необходимо научиться своевременно, распознавать ненадежных партнеров, объективно оценивать ситуацию, отличая временные проблемы с ликвидностью от полной неплатежеспособности. Только с помощью комплексного, системного анализа можно объективно оценить положение дел у существующего или потенциального контрагента и принять правильное решение о путях дальнейшего взаимодействия с ним. Это особенно актуально при планировании долгосрочных отношений с предприятием, в частности, инвестирования средств в его ценные бумаги. Очевидно, что информация о финансовом состоянии важна для многих групп пользователей. Среди тех, кто прямо или косвенно заинтересован в получении этой информации для принятия управленческих решений, можно выделить следующие группы:

1. Кредиторы. Они заинтересованы  в сохранении устойчивого финансового состояния компании, позволяющего своевременно погасить ссуду и проценты по ней.

2. Собственники предприятия.  Они заинтересованы в сохранении  и приумножении стоимости своего вклада в предприятие и начислении доходов от владения им, что возможно лишь при сохранении устойчивости его состояния. Владение предприятием может осуществляться как через приобретение его акций, так и выкупом паев/долей (если предприятие создано не в форме АО).

3. Работники предприятия.  Частично их интересы носят  кредитный характер - относительно заработка, который еще не уплачен за отработанное время. Однако кроме способности предприятия своевременно и в полном размере выполнять свои текущие обязательства перед сотрудниками по заработной плате, последних интересуют перспективы сохранения их рабочего места в данной фирме, увеличение оплаты труда, пакета социальных льгот - все это во многом зависит от финансового состояния работодателя.

Информация о работе Проблема финансового менеджмента