Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:38, реферат
Наиболее актуален вопрос управления ассортиментной матрицей для розничных предприятий, имеющих ассортимент 10 – 50 тыс. наименований. На более мелких предприятиях, с ассортиментом до 1000 наименований товаров, товаровед может визуально отследить товародвижение. Для предприятий, имеющих в своем ассортименте 100-200 тысяч наименований, бизнес-процессы по управлению товарной матрицей уже проработаны специалистами. Поэтому в моей работе я рассмотрю именно предприятия среднего уровня, для которых работа по оптимизации ассортиментной матрицы действительно может быть полезной.
Введение 3
1. Порядок формирования ассортиментной политики 4
1.1. Первый этап - формирование ассортимента 4
1.2. Второй этап - контроль над сбалансированностью позиций ассортимента 6
1.3. Третий этап - управление продажами ключевого ассортимента 9
2. Типовые сложности в управлении ассортиментом 13
Заключение 15
Список литературы 16
Развитие системы управления товарными ресурсами и оборотными средствами подразумевает проведение и QRS-анализа с детализацией вплоть до единичного товара, настройку системы на контроль дебиторской задолженности по поставщикам и их продукции.
QRS-анализ - это оценка рентабельности инвестиций в товарный запас, состоит он из 4-х этапов:
1. Сбор информации
2.
Оценка инвестиционного
3 Квотирование товарного запаса
4. Контроль плана продаж
И объединенная матрица на основе АВС (оборот/величину продаж), X YZ (вариация продаж) и QRS (соотношение Кредиторской/Дебиторской задолженности) анализа уже выглядит так:
X | Y | Z | |||||||||||
Оборот
(ВП) |
Вари
ация |
КЗ
/ДЗ |
Оборот
(ВП) |
Вариация | КЗ
/ДЗ |
Оборот
(ВП) |
Вариация | КЗ/ДЗ | |||||
A | Q | Товар1 | 1 | 1 | |||||||||
Товар2 | 2 | 2 | |||||||||||
R | 3 | 3 | |||||||||||
4 | 4 | ||||||||||||
S | 5 | 5 | |||||||||||
6 | 6 | ||||||||||||
B | Q | Товар3 | 7 | 7 | |||||||||
8 | 8 | ||||||||||||
R | 9 | 9 | |||||||||||
10 | 10 | ||||||||||||
S | Товар1 | 11 | 11 | ||||||||||
Товар4 | 12 | 12 | |||||||||||
C | Q | 13 | 13 | ||||||||||
14 | 14 | ||||||||||||
R | 15 | 15 | |||||||||||
16 | 16 | ||||||||||||
S | Товар 5 | 17 | 17 | ||||||||||
18 | 18 |
Интерпретация результатов:
|
При анализе ассортимента необходимо также учитывать:
В период кризиса главная задача при управлении ассортиментной матрицей - борьба за стабильность доходности продаж. Поэтому необходимо еще раз пересмотреть ассортиментную матрицу. То есть провести работу по изучению покупательного спроса, сформировать заново ассортиментную политику, заняться адаптацией ассортиментной матрицы к изменениям внешней среды, обновлению ассортимента в соответствии с «новыми» потребностями покупателей.
Сделаем выводы:
1) Управление ассортиментом – это формирование ассортимента, его поддержание и изменение с целью наилучшего удовлетворения потребителя.
Осуществляя ассортиментную политику, компания всегда сталкивается с некоторыми тактическими сложностями. Например, недостаточная квалификация персонала, отвечающего за закупки, или трудный поставщик, задержка в поставках, или последствия принятия нового закона об акцизных марках… Достаточно проблем, которые, тем не менее, решаемы, если отсутствуют стратегические ошибки в ассортиментной политике.
Как правило, такими критическими точками могут стать:
1. Отсутствие внятной и единой для всех сотрудников стратегии развития компании. Возможно, стратегия есть, но она находится в голове у первого лица компании, который не считает необходимым ею поделиться. Или стратегия размыта и прописана по принципу «Мы продаем все для всех и наша главная задача – заработать как можно больше денег любыми способами».
2. Отсутствие конкретного лица, отвечающего за развитие и управление ассортиментом. Как правило, есть лица, отвечающие за закупки, за продажи, за маркетинг, за логистику. А понятие «ассортимент» остается неохваченным и не отражено в должностной инструкции коммерческого директора. В практике успешно работающих компаний за ассортимент отвечает коммерческий директор или лицо с функцией руководства категорийными менеджерами (начальник торгового отдела, начальник отдела закупок и т.п.). Ответственность эта должна быть прописана в положении о формировании ассортимента (см. выше).
3. Отсутствие сервиса, упор только на товар и физические свойства ассортимента (ширину, глубину). Да, сам по себе товар и продукт – это хорошо, но нынешние условия конкуренции приводят к тому, что товар сам по себе уже не имеет той ценности. Это тоже становится частью ассортимента, как ни парадоксально это звучит. Услуга – тот же продукт деятельности магазина, это тоже товар, который должен быть продан.
4. В ассортименте отсутствуют эксклюзивные или уникальные позиции или услуги. Если таковых нет, то чем мы отличаемся от своих конкурентов? Почему покупатель должен прийти к нам, а не в соседний магазин? Уникальность – это «крючок», который заставляет покупателя приходить еще и еще.
5. Ассортимент долгое время не обновляется (стагнация ассортимента). Отсутствуют новые товары и услуги в ближайшей перспективе развития. Обновление ассортимента не только удовлетворяет потребность попробовать новое, но и позволяет все время поддерживать оптимальное соотношение товаров с различной длительностью жизненного цикла.
6. Высокая зависимость объема продаж от сезонных колебаний. Если у нас продажи только зимой (например, мы магазин «Лыжи»), то что у нас будет продаваться летом? Два варианта развития – весной закрывать магазин и всем идти в полугодовой отпуск, рискуя в осени оказаться за бортом бизнеса. Или пересмотреть концепцию магазина, назвать его «Лыжи, Велосипеды, Ролики и Коньки» и продавать остросезонный ассортимент, но подобрав для каждого сезона свой товар.
7. Ассортимент сформирован товарами от поставщиков-монополистов. В таком случае мы попадаем в зависимость от их политики распространения и цен. Без комментариев.
8. Отсутствие четко сформулированных и известных сотрудникам критериев оценки качества товаров и услуг, оказываемых компанией. По сути, это отсутствие правил игры, по которым мы играем. Что хорошо и что плохо для покупателя? Как мы сами относимся к количеству брака, к возвратам? Считаем это допустимым и если да, до каких пределов? Стандарты работы должны быть четко определены, прописаны и весь персонал должен быть с ними не просто ознакомлен, но и согласен.
Как обычно происходит формирование ассортимента? Появляется предложение поставщика, оно рассматривается закупщиком и коммерческим директором, находится приемлемым и на пробу завозится узкий ассортимент небольшими партиями. Затем, при удачном стечении обстоятельств, начинается спрос на этот товар. Через какое-то время продажи начинают требовать все больше товара и хорошо, если поставки товара успевают за спросом. И через какое-то время ассортимент из 10-ти позиций, привезенных на пробу, превращается в 100 позиций, из которых 20% - явный неликвид, привезенный опять же, «на пробу».
Ассортимент у почти 90% компаний сформировался стихийно и может быть оптимизирован.
Кто,
как не закупщик знает, что ассортимент
имеет тенденцию к
Именно
поэтому очень важно знать
и уметь формировать
Для любой торговой компании правильно подобранный ассортимент или ассортиментной матрицы – один из важнейших факторов успеха.
Ассортиментная политика - это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании.
Выбор той или иной ассортиментной стратегии должен основываться на оценке изменений денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния денежных потоков в перспективе.
Информация о работе Порядок формирования ассортиментной политики