Платёжеспособность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

Платежеспособность и ликвидность являются важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Если предприятие ликвидно, платежеспособно, оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, т. к. выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату — рабочим и служащим, дивиденды — акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 100.89 Кб (Скачать)

Необходимым условием абсолютной ликвидности баланса является выполнение первых трех неравенств. Четвертое носит балансирующий характер, но в то же время оно носит глубокий экономический смысл: его выполнение свидетельствует о соблюдении Минимального условия финансовой устойчивости - наличия у предприятия собственных оборотных средств. Если любое из неравенств имеет знак, противоположный зафиксированному в оптимальном варианте, то ликвидность баланса отличается от абсолютной. Теоретически недостаток средств по одной группе активов компенсируется избытком по другой, но на практике менее ликвидные средства не могут заменить более ликвидные.

Сопоставление А1 - П1 и А2 - П2 позволяет выявить текущую ликвидность предприятия, что свидетельствует о платежеспособности (неплатежеспособности) в ближайшее время. Сравнение A3 -ПЗ отражает перспективную ликвидность, на основе которой прогнозируется долгосрочная ориентировочная платежеспособность.

Приведенными коэффициентами и моделями, естественно, не исчерпывается все многообразие способов оценки ликвидности и платежеспособности; вряд ли возможно и расставить приоритеты между теми или иными показателями. Кроме того, следует иметь в виду, что, проводя анализ деятельности конкретного предприятия, следует по возможности учитывать и его специфику - отраслевую, региональную и т.п.

В настоящее время большинство предприятий России находятся в затруднительном финансовом состоянии. Взаимные неплатежи между хозяйствующими субъектами, высокие налоговые и банковские процентные ставки приводят к тому, что предприятия оказываются неплатежеспособными.

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление всех текущих платежей и неспособность удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их наступления. Автор считает, что причинами неплатежеспособности могут быть: невыполнение плана по производству, и реализации продукции, повышение ее себестоимости, невыполнение плана прибыли и как результат недостаток собственных оборотных средств предприятия. В свою очередь одной из причин ухудшения платежеспособности может быть нерациональное управление оборотными активами: отвлечение средств в просроченную дебиторскую задолженность, вложение в излишние ненужные запасы товарно - материальных ценностей. С точки зрения Донцова Л.В. [14], несвоевременная уплата налогов, повлекшая за собой штрафные санкции, также может стать одной из причин неплатежеспособности.

С точки зрения Гиляровской Л.Т.[11], о неплатежеспособности свидетельствует, как правило, наличие "больных" статей в отчетности ("Убытки", "Кредиты и займы, не погашенные в срок", "Просроченная кредиторская задолженность", "Векселя выданные просроченные"). Следует отметить, что последнее утверждение верно не всегда. Приведем две наиболее характерные причины. Во-первых, фирмы-монополисты могут сознательно идти на нестрогое соблюдение контрактов со своими поставщиками и подрядчиками (логика здесь проста: не будете следовать нашим правилам игры, мы найдем вам замену). Именно такая ситуация, по мнению автора, сложилась в настоящее время в отношениях крупных предприятий. Во-вторых, в условиях инфляции непродуманно составленный договор на предоставление кратко- или долгосрочной ссуды может вызвать искушение нарушить его и уплачивать штрафы обесценивающимися деньгами.

По утверждению Дронова Р.И. [16], финансовое состояние в плане платежеспособности может быть весьма изменчивым, причем со дня на день: еще вчера предприятие было платежеспособным, однако сегодня ситуация кардинально изменилась - пришло время расплатиться с очередным кредитором, а у предприятия нет денег на счете, поскольку не поступил своевременно платеж за поставленную ранее продукцию. Иными словами, оно стало неплатежеспособным из-за финансовой недисциплинированности своих дебиторов.

Поскольку предприятия различны по своему финансовому состоянию, уровню и эффективности производства, утверждает автор, то и программы для них должны быть различны по экономическому содержанию.

Орлова Е.В. [22] условно делит все предприятия по финансовому состоянию на 3 группы:

1 - безубыточные;

2 - убыточные по текущей  деятельности, но имеющие возможность  ликвидировать убытки и восстановить  платежеспособность;

3 – убыточные предприятия, не имеющие возможность самостоятельно  ликвидировать убытки и кредиторскую  задолженность.

Для первой группы предприятий, успешно ведущих производственную и финансово-экономическую деятельность и не имеющих просроченной задолженности, программа может и должна предусматривать государственной (региональной) поддержки, главным образом в стабилизации цен и гарантированных объемов производства, а также по страхованию от неблагоприятных условий и риска.

Для других предприятий этой группы, которые имеют просроченную задолженность, необходимы меры по развитию, росту выручки и прибыли, реструктуризации долгов, восстановлению платежеспособности. В целом же для предприятий первой группы программа должна обеспечить устойчивое развитие и наращивание производства, повышение конкурентоспособности предприятий.

Для предприятий 2 группы должны быть разработаны программы государственной и финансовой поддержки и финансового оздоровления. Для них актуальны такие меры, экономия и снижение издержек производства, региональные и государственные дотации на развитие производства, реструктуризация задолженности, передача социальных культурно – бытовых объектов муниципальным образованиям, субсидии на погашение задолженности в зависимости от роста продаж и т.д.

Особую третью группу составляют убыточные предприятия, где практически свернуто основное производств. Это неконкурентоспособные предприятия с большими долгами. Для таких предприятий необходимы программы социальной и производственной поддержки, предусматривающие не только развитие производства, но и смягчение социальных последствий банкротства и смены собственника. Это наиболее трудная задача, поскольку для таких предприятий значительные финансовые ресурсы на поддержку и развитие такого предприятия или в организации нового бизнеса на основе оставшегося производственного потенциала.

Для разработки и осуществления программы необходимо привлечь не только кредиторов, но и государственные внебюджетные фонды, поставщиков энергоресурсов, а также банки, которые могут оказывать содействие в осуществлении различных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Магнит»

2.1 Организационная- правовая характеристика ОАО «Магнит».

 

  «Магни́т»  — крупнейшая российская сеть продовольственных магазинов-дискаунтеров. Головная компания сети — Закрытое акционерное общество «Тандер». Штаб-квартира — в городе Краснодаре. Место нахождение Общества: Российская Федерация, г. Краснодар, ул.. Солнечная, д.15/5.

Общество является юридическим лицом. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в арбитражном и третейском судах.

Общество приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.

В своей деятельности Общество руководствуется законодательством Российской Федерации, а также настоящим Уставом.

Основной целью создания и деятельности Общества является извлечение прибыли путем осуществления предпринимательской деятельности.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии).

Уставный капитан Общества составляет 945 613,55 (девятьсот сорок пять тысяч шестьсот тринадцать рублей 55 копеек).

Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости обыкновенных акций Общества, приобретенных акционерами (размещенные акции), и определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Сеть «Магнит» - лидер на рынке по количеству торговых объектов и территории их покрытия в России — 58 филиалов, более 3228 магазинов в более чем 1048 городах и населенных пунктах. В настоящее время открывается несколько десятков магазинов в месяц.

ОАО «Магинт» в основном осуществляет розничную торговлю, на долю оптовой торговли приходится менее 5% всего оборота предприятия.

Более 75745 сотрудников, которые своим трудом обеспечивают покупателям возможность приобретения качественных товаров повседневного спроса по доступным ценам.

В среднесрочной перспективе компания собирается сохранять высокие темпы расширения сети: планируется открыть не менее четырехсот тридцати «магазинов у дома» в текущем году, и до трехсот ежегодно – в последующие два-три года.

Региональная структура оборота розничной торговли России отличается существенной неравномерностью: 49% оборота розничной торговли приходится на 10 субъектов РФ (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Республика Татарстан, Тюменская область, Челябинская и Ростовская области). При этом доля крупнейших субъектов РФ снижается (на 1.5-2% в год), что обусловлено более низкими, чем в других регионах темпами роста розничного товарооборота в Москве и Санкт-Петербурге. Компания управляет собственной логистической системой, насчитывающей 9 современных дистрибуционных центров, три из которых расположены в городах Кропоткин, Батайск и Славянск-на-Кубани, Южный Федеральный округ, два – в Приволжском регионе, в городах Энгельс и Тольятти, три распределительных центра находятся в Центральном Федеральном округе, в городах Тверь, Орел и Иваново, один – в городе Челябинск, Уральский Федеральный округ.

Компания располагает автоматизированной системой управления запасами и автопарком, состоящим из 1,165 автомобилей.

В перспективе 2-3 лет Общество планирует сохранять высокие темпы роста бизнеса, открывая ежегодно не менее 300 магазинов традиционного формата в городах с населением до 500 тыс. человек.

Ключевыми территориями присутствия для Обществ остаются Южный, Приволжский и Центральный регионы, планируется увеличение числа торговых точек на Урале. В долгосрочной перспективе менеджмент сети не исключает выход на рынки Сибири и Дальнего Востока

В результате деятельности в 2012 году менеджментом Компании были достигнуты результаты, отраженные в таблице 1.

 

Таблица 1 - Результаты деятельности ОАО «Магнит»

 Показатели

2010

2011

2012

Отклонение в 2012 г. от 2011 г.

выручка, тыс. руб.

78121

192477

215147

22670

численность магазинов, шт

2245

2568

3204

636

количество покупателей, млн чел.

 

860,34

1013,44

153,1

доля продаж товаров под собственной торговой маркой, %

12,12

12,08

12,28

0,2

количество наименований товаров под собственной торговой маркой

700

700

530

-170

объем товаров, доставляемых через распределительные центры, %

68

72

78

6

среднесписочное количество сотрудников, чел

51246

59135

75745

16610

средняя заработная плата, руб.

9920,32

11252,12

13714,21

2462,09

Информация о работе Платёжеспособность предприятия