Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке, на примере деятельности ОАО «Пробизнесбанк», а так же проблем и перспектив развития методов финансового планирования.
В соответствии с выбранной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть и дать определения понятиям финансовый менеджмент и финансовое управление в коммерческом банке;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития финансового менеджмента коммерческих банков;
- произвести анализ финансовых показателей деятельности ОАО «Пробизнесбанк»;
- рассмотреть нормативное регулирование по данному вопросу и систематизировать данные литературных и других источников;
Введение………………………………………………………………………...4-6
1. Основные подходы к определению финансовый менеджмент в коммерческом банке
1.1 Понятие финансовый менеджмент в коммерческом банке …..7-10
1.2 Структура и задачи финансового менеджмента в коммерческом банке……………………………………………..………………10-13
1.3 Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке……………………………………………………………..13-14
2.Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пробизнесбанк»
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика ОАО «Пробизнесбанк»…………..………………………….………..15-20
2.2 Анализ финансовых показателей ОАО «Пробизнесбанк»…..20-23
3. Особенности финансового менеджмента в ОАО «Пробизнесбанк»
3.1. Роль финансового менеджмента в ОАО «Пробизнесбанк»……24-28
3.2. Необходимость финансового менеджмента в коммерческом банке в посткризисных условиях…………………………………………………….28-29
Заключение…………………………………………………………………..30-32
Список литературы…………………………………………..................
Банк — это организация, осуществляющая управление капиталом — собственным и заёмным. Этот капитал рассматривается с позиции самовозрастающей стоимости или с позиции его приращения. Есть и другие понятия капитала, например "человеческий капитал", которое рассматривается с позиции отношений между людьми, определяющими успех их общей деятельности в социально-экономических процессах. Управление человеческим капиталом — это отношение к человеку в процессе управления кредитной организацией, основанное на понимании роли человека при достижении конечного результата или цели самой организации. Для банка это могут быть прибыль, ликвидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он выделяет, исходя из своей миссии или философии своего существования в обществе. Сфера банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимого условия эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому управление человеческим капиталом неразрывно связано с управлением собственным и заёмным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов. [22, c. 23]
Финансовый менеджмент в коммерческом банке — это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчётно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д. [24, c. 23-24]
Как известно, основное назначение банка — это посредничество в процессе перемещения денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Невозможность полного совпадения экономических интересов банка и клиента связана с тем, что банк по своей экономической природе — финансовый посредник, который обеспечивает обслуживание денежных потоков в экономике, не являясь собственником привлеченных денежных средств, тогда как клиент, как правило, — владелец произведенных товаров и услуг, имеющих в основном материальное наполнение. Реальному сектору экономики необходимы инвестиции и финансирование оборотных средств, а банкам увеличение объемов производительных активов. Для реализации коммерческим банком своих функций в рыночной экономике необходимо, чтобы эти две цели были увязаны. [22, c. 22-23]
Как уже отмечалось, экономические интересы коммерческого банка и клиента не совпадают полностью — имеются лишь отдельные точки их пересечения. Поэтому для решения вопросов, касающихся обеспечения обратной связи между продуктами и услугами банка, предлагаемыми непосредственно участникам свободного рынка — потребителям, на банковский менеджмент возлагается функция обратной связи с внешней средой коммерческого банка.
Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует соответствующей реакции со стороны коммерческого банка — глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах рубля). Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий.
Поэтому главная задача банковского менеджмента — это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров. [28, c. 213]
Другими словами, банковский менеджмент представляет собой взаимосвязанные и взаимозависимые системные параметры:
— финансово-экономических показателей (ФЭ);
— организационного построения, отвечающего решению стоящих перед банком задач (ОП);
— функционально-технологического управления продуктовым рядом банка (ФТ).
Если отранжировать системные параметры, то соподчиненность и взаимосвязи между ними можно представить так: ФЭ — ОП — ФТ.
Процессы разработки и реализации комплексных технологий по построению оптимальных отношений, касающихся формирования и использования денежных потоков, реинжиниринга бизнес-процессов обслуживания клиентов, комплексного решения задач анализа состояния и деятельности коммерческого банка решает система управления, которая получила название "финансовый менеджмент".[15, c. 216-218]
1.3 Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке
Широко используемое в настоящее время понятие "финансовый менеджмент" имеет многочисленные толкования. Но в целом российские специалисты сходятся в одном — в том, что финансовый менеджмент — это управление отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов. [8, c. 54-55]
В гораздо меньшей степени, чем общий финансовый менеджмент, отечественными авторами проработана проблема финансового менеджмента в коммерческом банке. Причина в специфике деятельности коммерческого банка как финансового посредника по управлению денежными потоками, которым присуща вся совокупность функций денег. К освещению этой проблемы авторы, как правило, подходят с позиций соблюдения требований и нормативов государственных регулирующих органов, отвечающих за ликвидность банковской системы в целом. [12, c. 14-15]
В процессе своей деятельности коммерческий банк исходит в основном из микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход наиболее актуален в современных условиях, так как первичным звеном в экономической цепочке создания продукции (товаров, услуг) являются создатели материальных ценностей. Соответственно и коммерческий банк для рыночной экономики первичен, а Центробанк — конструктор перестройки банковской системы.
Одна из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях — это отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк — это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда финансового менеджмента в коммерческом банке — это совокупность финансовых отношений. [27, c. 35-36]
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пробизнесбанк»
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика ОАО «Пробизнесбанк»
Открытое акционерное общество «Пробизнесбанк» экономического развития, именуемый в дальнейшем "Банк", является кредитной организацией, созданной по решению учредителей (протокол N1 от 7 июля 1993 года) в форме Общества с ограниченной ответственностью и преобразованной в Открытое акционерное общество (протокол N 18 1998г.).
Банк имеет круглую печать со своим фирменным полным наименованием на русском языке и указанием организационно – правовой формы и местонахождения, штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.
Банк входит в банковскую систему Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными документами Банка России, а также настоящим уставом.
Банк является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Акционеры банка не отвечают по обязательствам Банка и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Банк не отвечает по обязательствам государства и его органов. Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам Банка.
Банк вправе участвовать самостоятельно или совместно с другими юридическими и физическими лицами в других коммерческих и некоммерческих организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и соответствующего иностранного государства.
Банк имеет филиалы.
Филиалы являются обособленным подразделениями банка и осуществляют все его функции. Филиалы осуществляют свою деятельность от имени ОАО "Пробизнесбанк". Ответственность за деятельность филиалов несет Банк. Банк наделяет Филиалы имуществом, которое учитывается как на отдельном балансе Филиалов, так и на балансе Банка.
Филиалы не являются юридическим лицом и действуют на основании Положения, утверждаемого председателем правления Банка.
Банк может осуществлять следующие банковские операции:
Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).
Размещение указанных в предшествующем абзаце настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет.
Открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц.
Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.
Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах.
Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов (при наличии соответствующей лицензии).
Выдача банковских гарантий.
Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.
При получении соответствующей лицензии Банк вправе осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг (в том числе брокерскую и дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, депозитарную деятельность) в соответствии с федеральными законами.
Помимо перечисленных выше банковских операций Банк вправе осуществлять следующие сделки:
выдавать поручительства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме;
приобретать права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
доверительно управлять денежными средствами и иным имуществом по договору с юридическими и физическими лицами;
осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
предоставлять в аренду юридическим и физическим лицам специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей;
осуществлять лизинговые операции;
оказывать консультационные и информационные услуги.
Банк вправе осуществлять также иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Все перечисленные банковские операции и сделки осуществляются в рублях и в иностранной валюте.
Уставный капитал Банка состоит из номинальной стоимости акций Банка, приобретенных акционерами. Уставный капитал Банка определяет минимальный размер имущества Банка, гарантирующий интересы его кредиторов.
Приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5 % акций Банка требует уведомления Банка России, более 20% - предварительного согласия Банка России.