Опыт реструктуризации производственного (коммерческого) предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 07:48, реферат

Краткое описание

В настоящее время, несмотря на продолжающийся экономический кризис, в стране осуществляется структурная перестройка экономики. Главной целью и одновременно главным содержанием этого процесса становиться реструктуризация предприятий, включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению устойчивого развития.
Так, нужно подчеркнуть значимость работы компаний по определению и достижению стратегических целей в соответствии с финансовыми возможностями и приоритетами, используя методы и формы реструктуризации. Это возможно сделать только при наличии грамотно разработанной финансовой стратегии, которая воплощается на практике посредством реструктуризации.

Оглавление

Введение
1. Направления реструктуризации предприятий
2. Виды реструктуризации
3.Принципы и критерии эффективности реструктуризации
4. Роль реструктуризации в антикризисном управлении
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Опыт реструктуризации производственного.docx

— 32.10 Кб (Скачать)

• производственная (объект – конечный продукт производства, технология производства); 

• рыночная (объект – система поставки и сбыта); 

• финансовая (объект – денежные потоки внутри организации); 

• социальная (объект – трудовые ресурсы); 

• экологическая (объект – взаимодействие с окружающей средой) 

Именно эти пять функций формируют саму систему  “организация” и являются системообразующими для нее. Однако в реструктуризации нуждаются не только сами элементы системы, но и внутрисистемные отношения  – управление организацией, стратегия  ее развития, взаимодействие между  различными элементами и т.д. Поэтому  возникает необходимость введения еще одного вида функциональной реструктуризации – внутрисистемной. 

Технологическая реструктуризация. Основной принцип данного вида производственной реструктуризации – интеграция различных  предприятий внутри одного производственного  комплекса в единую структуру  в целях создания непрерывной  технологической цепочки для  производства и реализации какого-либо вида продукции. При этом, как правило, удается снизить себестоимость  производимой продукции (в том числе  потребляемой на разных стадиях технологического процесса), ускорить ее реализацию, варьировать  по мере необходимости ее качеством  и техническими характеристиками, а  также нормализовать денежный оборот между организациями-звеньями технологической  цепочки. 

Финансовая реструктуризация. 

Поскольку состояние  входящих и выходящих денежных потоков  на конкретный момент находит свое отражение в балансе, удобно рассматривать  данный вид функциональной реструктуризации в разрезе статей баланса организации. Поэтому финансовая реструктуризация в свою очередь подразделяется на реструктуризацию активов и реструктуризацию пассивов. 

Реструктуризация  активов. К ней относится реструктуризация внеоборотных активов и дебиторской  задолженности. 

Реструктуризация  внеоборотных активов заключается, как правило, в максимальном сокращении доли недоходных или малодоходных активов  в их совокупной структуре. Этот принцип  можно образно назвать “технологией управления воздушным шаром” –  в целях благополучного выхода организации  из кризиса она сбрасывает “балласт”. 

Реструктуризация  пассивов. К ней относится реструктуризация собственного капитала и кредиторской задолженности. 

Реструктуризация  собственного капитала ставит целью  изменение структуры собственников  организации. Фактически речь идет либо о смене собственников организации (как номинальных, так и реальных), либо об усилении позиций определенных сторон за счет других. 

Реструктуризация  кредиторской задолженности проводится, как правило, двумя способами: пролонгация (замораживание) части либо всего  объема задолженности и реформирование (“реинкарнация”) организации. 

Реформирование, а  точнее “реинкарнация” организаций  – типичный для области, хотя и  не совсем корректный способ проведения финансовой реструктуризации. Суть его  заключается в создании на базе предприятий-должников  новых организаций, куда по заключенным  договорам переводятся все “здоровые” активы (имущество, оборудование, персонал) инициатора реструктуризации в обмен  на только что выпущенные акции новых  структур. В результате первоначальное предприятие, обладающее теми же активами, но не обремененное обязательствами, продолжает благополучно существовать, хотя уже  под новым именем (именами). “Старое” же предприятие, не имеющее никаких  активов, является формальным ответчиком по обязательствам (разумеется, безнадежным). 

Социальная и экологическая  реструктуризация. 

Эти два вида функциональной реструктуризации получили наименьшее распространение в нашей стране. Причина, скорее всего, в том, что  их реализация имеет основной целью  стабилизацию (как внутреннюю, так  и внешнюю) организации, а потому рассчитывать на увеличение объемов  прибыли в краткосрочном периоде  не приходится. Поскольку подавляющее  большинство организаций озабочено  решением текущих финансовых вопросов при полном игнорировании проблем  стратегического развития, социальный и экологический факторы сегодня  практически не рассматриваются. 

3. Принципы и критерии  эффективности реструктуризации 

реструктуризация  антикризисный управление 

Реструктуризация  предприятия — это структурная  перестройка в целях обеспечения  эффективного распределения и использования  всех ресурсов организации. Ее цели: 

•обеспечить стабильное и эффективное функционирование; 

•увеличить объем  поступлений в бюджеты субъектов  Российской Федерации и городов; 

•оздоровить обстановку за счет увеличения рабочих мест и  регулярно выплачиваемой заработной платы. 

При реструктуризации должны быть соблюдены следующие  требования: 

1)сохранение сформировавшегося  научного, технического, производственного  и кадрового потенциала; 

2)согласование интересов  всех сторон, целевая ориентация  на сбалансированность, гармонию  интересов фирмы, потребителей  и общества; 

3)решение проблем  погашения задолженности перед  кредиторами; 

4)увеличение реальных  поступлений в бюджет; 

5)минимально возможное  сокращение и создание новых  рабочих мест; 

6)защита прав акционеров. 

Реструктуризация, являясь  составляющей частью стратегии, представляет собой лишь один из инструментов достижения долгосрочных целей предприятия. Далее  должны быть задействованы механизмы  использования имеющихся у предприятия  преимуществ. 

Эффективность реструктуризации в значительной мере зависит от принципов  ее осуществления — это основное правило, в соответствии с которым  осуществляются изменения на предприятии, достигается успех. 

Принцип системности  — это поиск и определение  связей, целостности, сопоставление  свойств, нахождение границ внутренней и внешней среды. Данный принцип  позволяет концентрировать внимание на главном, оценивать связи, разграничивать их на внешние и внутренние, понимать свойство как проявление целого в  одном случае и как проявление отдельного — в другом. 

Принцип последовательности требует проведения исследования по определенной, заранее разработанной  технологии. В использовании этого  принципа большое значение имеет  ответ на вопрос, с чего начать и  как двигаться к результату. При  этом каждый предыдущий этап становится исходной базой для последующего. 

Принцип целенаправленности означает, что любое преобразование должно иметь вполне определенную цель, которая определяет выбор решений  и последовательность их разработки, интегрирует деятельность в самых  сложных ее вариантах. К началу процесса реструктуризации необходимо иметь  ее четкий план и полностью представлять предполагаемый результат, коренные изменения, которые произойдут в деятельности компании. Реструктуризация компании — долгосрочная стратегическая задача, требующая постоянных, Целенаправленных усилий. Важно, чтобы разрешение временных  кризисных ситуаций не сводило на нет долгосрочные стратегические действия, а служило бы их поддержкой. 

Принцип корпоративности, которая в организации или  фирме может проявляться в  различной степени, — это понимание  и принятие всеми работниками  целей реструктуризации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех деловых, социально-психологических и организационных отношений, это внутренний патриотизм и энтузиазм. 

Принцип оперативности  и гибкости. При реструктуризации часто возникает потребность  в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации  к меняющимся условиям. Инерционность  в этом случае может играть отрицательную  роль. 

Принцип концептуальности. Реструктуризация должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную  терминологию, деятельность всех подразделений  и руководителей должна строиться  на единых «несущих конструкциях» (цели, этапы, фазы, функции) для различных  по экономическому содержанию процессов  управления. 

Принцип прозрачности. Любой работник организации должен знать и понимать сущность и значение тех мероприятий, которые проводятся при реструктуризации. Целевая ориентация на сбалансированность, гармонию интересов  фирмы, потребителей и общества в  результате эффективного управления приводит к оптимальным решениям. Важно  не испортить то хорошее, что было в организации. 

Принцип инновационности  или постоянного улучшения —  это постоянный поиск и инициирование  перспективных изменений потребностей, использование новых форм коммуникации (например, через Интернет), стремление быть первым. Все, что предприятие  делает во внутренней и внешней среде, должно систематически и непрерывно совершенствоваться: товары и услуги, производственные процессы, маркетинг, обслуживание, технологии, подготовка и обучение кадров, использование  информации. 

Принцип мониторинга  или эффективного контроля. Контроль — это обратная связь, позволяющая  корректировать все действия, находить и оценивать новые решения. Реструктуризация предусматривает сокращение затрат за счет ликвидации ненужных или убыточных  видов деятельности, улучшением качественного  состава руководителей и всего  персонала, но требует наличия четких критериев оценки эффективности  деятельности и точной системы отчетности. Процесс должен сопровождаться разработкой  эффективных механизмов контроля (планы  действий, отчеты о достигнутых результатах, личной заинтересованности и ответственности  руководства), без которого невозможна успешная реструктуризация. Показатели контроля необходимы на каждом этапе  реструктуризации. 

Принцип стабилизации и управляемости. Изменения, которые  происходят при реструктуризации, не должны проводиться стихийно. Долгая реструктуризация ведет к застою, поэтому при ее проведении необходимо соблюдать ограниченность во времени. Главной задачей здесь является возможность проведения успешных изменений, которые заключаются в использовании собственных достижений и превращении их в фундамент последующей деятельности. 

Эффективность проведения реструктуризации связана с определением ее критериев. 

Специалисты Российского  центра приватизации выделяют два типа критериев: 

•«жесткие», которые  поддаются количественному измерению; 

•«эластичные», которые  не могут быть измерены количественно. 

«Жесткие» критерии эффективности реструктуризации —  это 

привлечение внешних  инвестиций; создание совместных предприятий; установление стратегического партнерства; повышение объемов реализации; увеличение объемов экспорта; снижение издержек производства. Согласно данным критериям  компания должна реализовывать рекомендованные  инвестором изменения таким образом, чтобы они привели к позитивным результатам, которые могут быть измерены и подтверждены документально (например, расширение рынков сбыта, явившееся  результатом осуществления рекомендованных  изменений). 

«Эластичные» критерии эффективности реструктуризации —  это число руководителей верхнего и среднего звена, охваченных программами  помощи; степень участия российских консультантов в реализации проектов технической помощи; количество регионов, занятых осуществлением программ реструктуризации; число слушателей тематических семинаров  по изучению позитивного опыта; количество распространенных учебных пособий, книг и материалов. «Эластичные» критерии учитывают позитивные результаты реструктуризации, которые не поддаются прямому  измерению, но могут быть отнесены к  долгосрочным инвестициям в «человеческий  капитал». 

Поскольку у большинства  руководителей российских предприятий  не хватает разнообразных управленческих и профессиональных навыков, необходимых  для работы в рыночных условиях, то важным элементом эффективного проведения системных реформ становится ознакомление управляющих с возможными путями решения проблем.

4. Роль реструктуризации  в антикризисном управлении 

Информация о работе Опыт реструктуризации производственного (коммерческого) предприятия