Оценка стоимости ОАО «НПО «Прибор» методом рынка капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

В мировой практике используется множество различных подходов к оценке стоимости компаний, их активов, бизнеса в целом. Вместе с тем, вопросам оценки пока еще уделяется явно недостаточное внимание. Здесь особо следует сказать о том, что при проведении оценочных работ в российских компаниях многие из существующих подходов либо вообще не используются, либо используются крайне редко, в результате этого, на практике не всегда обеспечивается всесторонняя, полная и объективная оценка величины капитала.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Рыночный подход и его применение к оценке стоимости компаний…..4
Практическое применение рыночного подхода……………………..….14
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Научно-производственное объединение «Прибор»………………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………….…21
Список литературы………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

курсовая осп.docx

— 65.95 Кб (Скачать)

4. Вычисляется оценочная  стоимость рассматриваемой компании  – объекта оценки. Она представляет  собой произведение множителей: одного из рассчитанных для  компании-аналога ценовых соотношений  и соответствующей ему базы, т. е. показателя оцениваемой компании, совпадающего со знаменателем используемого мультипликатора. Например:

Сооценив. предприятия=Прибыль до процентов и налогов оцениваемой компании*(Цена компании-аналога/Прибыль до процентов и налогов компании-аналога).

Название метода рынка  капиталов исходит из того, что  предпочтительнее включить в выборку  компаний-аналогов пусть и всего  лишь одну компанию, но зато действительно  аналогичную оцениваемой. Ценовые мультипликаторы в этом методе применяются с корректировкой на соотношение их чистой балансовой стоимости, прибылей или денежного потока с величиной акционерного капитала у компаний-аналогов (эта корректировка уже содержится уже в самом значении мультипликатора).

Оценка текущей или  будущей (по истечении прогнозного  периода реализации представленного  бизнес-плана) стоимости предприятия  может быть выражена следующими альтернативными  формулами, которые предполагают применение реально наблюдаемых в настоящий  момент на фондовом рынке мультипликаторов цены по акциям компании-аналогов [1]:

Оценочная стоимость  предприятия=Мультипликатор «Цена/Чистая балансовая стоимость» * Текущая или  прогнозная величина прибылей предприятия;

 

Оценочная стоимость  предприятия = Мультипликатор «Цена/Денежный поток» * Текущая или прогнозная величина денежного потока предприятия.

 

При этом следует отметить, что получаемые на основе альтернативных ценовых мультипликаторов результаты оценки рассматриваемой ЗАО будут  несколько различаться, что вполне естественно в силу разной корреляции между фактическими ценой акций  сходных с оцениваемым компаниям  фирм и их соответственно чистыми  балансовыми стоимостями, прибылями, денежными потоками.

В связи с третьим и  четвертым этапами приведенного выше алгоритма следует осуществить  несколько существенных обязательных корректировок данных, используемых на этих этапах. Это нужно, чтобы  устранить влияние индивидуальных особенностей систем бухгалтерского учета  оцениваемой компании и компании-аналога, искажающее соотношение их цены и  показываемых финансовых результатов. Корректировку необходимо проводить  из-за разной учетной политики, принятой на оцениваемом предприятии и  предприятии-аналоге. Если оцениваемая компания в своей системе бухгалтерского учета применяет метод ЛИФО (LIFO – Last in First out), а компания-аналог метод ФИФО (FIFO – First in First out), то следует пересчитать прибыль оцениваемой компании, используемую на этапе 4 алгоритма метода рынка капитала, по методу FIFO (пересчитав учитываемые затраты на приобретение сырья, материалов, комплектующих изделий и прочих покупных товаров). Если же имеется информация (также из опубликованного отчета компании-аналога) о том, что компания-аналог по значительной массе своих активов применяет метод начисления амортизации, отличный от метода амортизации оцениваемой фирмы, то нужно пересчитать по принятым в компании-аналоге методам амортизации вычитаемые из прибыли отчисления на износ по оцениваемой компании, внося таким образом корректировки в прибыль или балансовую стоимость оцениваемой компании, которые служат в качестве базы для умножения на соответствующий ценовой мультипликатор на этапе 4 алгоритма метода рынка капитала [1].

Что касается метода сделок, то он во много напоминает метод  рынка капитала. Главное его отличие  состоит в том, что используется в качестве показателя стоимости компании-аналога. Это определяется самим названием метода. Так, если метод рынка капитала подразумевает расчет и использование мультипликаторов, которые рассчитаны по показателю капитализации компании, то в отличие от него в методе сделок используется для расчета реальная стоимость компании-аналога, которая применялась при купле-продаже крупных пакетов акций компаний-аналогов. Метод сделок, таким образом, учитывает те сделки с пакетами акций компании-аналога, которые характеризуются как слияния и/или поглощения [1]. С. В. Валдайцев отмечает то отличие, что при использовании метода рынка капитала речь идет о приобретении полного контроля, в то время как метод сделок нацелен на определение стоимости оцениваемой компании в расчете на приобретение крупных ее долей. Данный метод в отличие от предыдущего широко применяется для оценки не только ЗАО, но и открытых компаний.

Метод отраслевой специфики  является такой модификацией метода рынка капитала, в которой ценовым  мультипликатором выступает соотношение  «Цена/Валовый доход» или «Цена/Выручка», или «Цена/Объем реализации». Соответственно нам этапах 3 и 4 алгоритма метода рынка капиталов используется этот мультипликатор и валовой доход оцениваемой компании в качестве базы, на которую для получения определяемой стоимости данной компании умножается указанный мультипликатор.

Название этого метода показывает, что его применимость ограничена специфическими отраслями, т. е. такими, в которых действительно наблюдается достаточно надежная, существенная корреляция между рыночной стоимостью предприятий с ликвидными акциями и объемом реализации ими продукции (их продажами).

Такими отраслями в  основном являются отрасли топливно-сырьевого  комплекса, а также прочие конкурентные отрасли с явно выраженным стандартизованным  продуктом, где динамика прибылей определяется в первую очередь не обновлением продукта, а успехом в поддержании и расширении доли на рынке, количеством продаж стандартизованного продукта. При этом учитываемые прибыли незначительно отличаются от денежных потоков предприятий отрасли, так как на обновление продукта и на поддержание производственных мощностей инвестиции (не учитываемые в анализе текущих прибылей и убытков) осуществляются сравнительно редко [2].

Таким образом, рассмотренный  рыночный подход в наибольшей степени  соответствует требованиям стандарта  обоснованной рыночной стоимости предприятия, так как он опирается исключительно  на публикуемую информацию.

Как правило, при использовании  рыночного подхода имеется в  виду использование специальных  процедур, связанных с рассмотрением  компании-аналога. Однако в настоящее  время ряд исследователей присоединяет к данной группе методов так называемые факторные модели.

В факторных моделях стоимость  предприятия продуцируется влияющими  на нее факторами, принадлежащими пространству фундаментальных экономических  параметров [2]:

С = С(Ф1, Ф2,…, Фn-1,Фn),   где

С – стоимость оцениваемой компании,

Фn – n-й фактор стоимости.

На практике процедура  оценки сводится к выбору структуры  факторной модели и входящих в  нее факторов, выделению из них  значимых и решению полученного  регрессионного уравнения. Факторная  модель стоимости бизнеса может  быть записана, например, в следующем  виде:

С = С (цена товара, заработная плата, налоги, …, стоимость сырья).

Таким образом, рыночный подход, в наибольшей степени соответствующий  требованиям стандарта обоснованной рыночной стоимости, представляет собой  общий способ определения стоимости  компании с помощью ее сопоставления  с компанией-аналогом посредством  специальных мультипликаторов. Хотя в большинстве случаев, при использовании  рыночного подхода речь идет об использовании  сравнительных методов, часть исследователей относят к данному подходу  и применение факторных моделей. Различают три метода оценки стоимости в рамках рыночного подхода – методы рынка капитала, сделок и отраслевых коэффициентов. Их отличие состоит в характере используемой информации: в первом случае используются котировки акций публичных компаний, во втором случае стоимость проданных/купленных крупных долей участия в компании-аналоге. Главным достоинством данного подхода является его относительная простота и быстрота оценки.

Однако  данный подход имеет  и ряд недостатков. Рассмотрим по отдельности, представленные выше мультипликаторы, и отметим те недостатки, которые присущи каждому из них. Приводимые недостатки и ограничения являются простейшими, связанными с самой природой отдельных мультипликаторов.

  1. Мультипликатор «цена компании/прибыль». Прибыль компании, как правило, имеет свойство сильно колебаться из года в год. Кроме того, как хорошо известно, в российских условиях распространено извлечение прибыли из компании «черными» способами, при которых реальная прибыль владельца компании и содержимое строк отчета о прибылях и убытках сильно различаются. Это нивелирует возможность использования данного мультипликатора.
  2. Мультипликатор «цена компании/дивиденды». Мультипликатор применим только к выплачивающим дивиденды компаниям. Кроме того, стоимость компании, полученная на основе этого мультипликатора, зависит от определяемого самой компанией соотношения дивидендные выплаты/чистая прибыль, которое обычно существенно различается даже для компаний, принадлежащих к одной и  той же отрасли (подотрасли) и имеющих сопоставимые размеры. Все выше сказанное сильно ограничивает возможность применения этого мультипликатора.
  3. Мультипликатор «цена компании/балансовая стоимость» Несоответствие в российских условиях балансовой стоимости и реальной стоимости активов и обязательств фактически делают этот мультипликатор малоприменимым.
  4. Мультипликатор «цена компании/валовые доходы». Этот мультипликатор выгодно отличается от мультипликатора «цена компании/прибыль», так как показатель валовых доходов не имеет присущих показателям прибыли свойств колебаться из года в год под влиянием внешних факторов. Но этот мультипликатор не вполне применим к компаниям, не имеющим в силу определенных причин на данный момент больших доходов, но располагающим крупными активами.
  5. Мультипликатор «цена компании/чистые активы». Мультипликатор хорошо применим к компаниям, для которых стоимость активов является определяющим показателем, и в гораздо меньшей степени может быть использован по отношению к компаниям, для которых важны показатели доходности. Также этот показатель трудноприменим к компаниям, чистую стоимость активов которых достаточно сложно установить. Это в некоторой степени относится к компаниям, в составе активов которых основную роль играют нематериальные активы (например, компании, работающие в высокотехнологичных отраслях, интернет-компании и т. д.).
  6. Мультипликатор «цена компании/натуральные характеристики». Это мультипликатор также имеет недостатки, связанные с ограниченной возможностью точно установить, к примеру, разведанные запасы компании, или, скажем, условия реализации продукции (например, различиями внутренних и внешних цен на сырье).

 
 
2. Практическое применение рыночного подхода.

2.1 Характеристика предприятия  ОАО «Научно-производственное объединение  «Прибор».

 

ОАО «НПО «ПРИБОР» специализируется на разработке и производстве систем эксплуатационного и аварийного контроля, измерительных комплексов для испытаний, аппаратуры газового анализа, систем и устройств для энергетики, систем электроснабжения подвижного состава. Продукция предприятия используется авиационной промышленностью, морским флотом, газо- и нефтедобывающими отраслями [4].

1. Авиационное приборостроение.

Более чем полувековой  опыт разработки и создания авиационных  приборов и измерительных систем позволил предприятию стать одним  из ведущих отечественных производителей следующей аппаратуры:

    • Системы и устройства сбора, обработки и регистрации информации
    • Аварийные накопители информации
    • Эксплуатационные накопители информации
    • Блоки сбора и преобразования информации
    • Пульты и блоки управления
    • Устройства согласующие
    • Системы бортовых и наземных измерений
    • Оборудование для наземной обработки информации
    • Модернизация систем типа САРПП, БУР и МСПР
  1. Аппаратура аналитических измерений и контроля.

ОАО "НПО "Прибор" имеет 15-летний опыт в области разработки и серийного выпуска аппаратура аналитических измерений и контроля.

Разрабатываемая и серийно-выпускаемая  газоаналитическая аппаратура предназначена  для измерения содержания в воздушной среде:

1. Газов: 

    • кислород 

    • водород 

    • диоксид углерода 

    • хладоны 

2. Паров топлив 

3. Паров отравляющих веществ 

4. Сильно-действующих отравляющих веществ:

    • хлор 

    • аммиак 

    • метанол 

    • оксид углерода 

5. Аэрозолей небиологических  и биологически активных веществ

Приборы предаварийного пожарного контроля

    • Датчики температуры 

    • Датчики задымленности 

    • Датчики открытого  пламени 

    • Пожарные  извещатели

    • Интерфейсные  блоки 

    • Высокотемпературные  (до 600°С) датчики температуры и  давления 

    • Анализаторы  взрывоопасных концентраций смесей  горючих газов и паров с воздухом

Данные приборы используются в системах пожарной сигнализации и  служат для раннего обнаружения  пожаров в помещениях

Автоматизированные комплексы  для спектрометрии ионизирующих излучений.

Осуществляют измерение  мощности γ-излучения, определение по α, β, γ-излучениям изотопного состава и активности радионуклидов в объектах окружающей среды или в пробах.

Автоматизированные комплексы  для спектрометрии ионизирующих излучений могут применяется как в лабораторных (стационарные комплексы), так и в полевых условиях (переносные комплексы).

Системы охранной сигнализации:

Системы предназначены для сигнализация несанкционированного доступа в различные помещения.

Системы охранной сигнализации могут использоваться как самостоятельные  системы контроля, так и в составе  комплексных систем мониторинга  пожарной опасности, видеонаблюдения  и пожаротушения и других аналогичных комплексах.

Для анализа используются датчики, работающие по следующим принципам:

    • Электрохимические. 

    • Термохимические. 

    • Полупроводниковые. 

    • Инфракрасные (инфракрасная оптопара).

    • Фотоколориметрические. 

    • Ионизационные. 

    • Хромасспектрометры.

    • Ультрафиолетовые  лазеры.

Выпускаются приборы следующих типов:

    • Индивидуальные.

    • Портативные. 

    • Переносные.

    • Стационарные.

Вся создаваемая на предприятии  аппаратура аналитических измерений  и контроля обладает высокими показателями по надежности, точности и условиям эксплуатации. По техническим характеристикам  она имеет универсальный характер и может быть использована в различных  отраслях экономики.

  1. Системы и устройства регистрации для наземного и водного транспорта:
    • Защищенный накопитель ЗН-МС-1
    • Бортовое устройство регистрации автомобильное БУР-А
    • Система регистрации бортовая СРБ-1

Информация о работе Оценка стоимости ОАО «НПО «Прибор» методом рынка капитала