Оценка производственного левериджа

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.
В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа:
- финансовый;
- производственный (операционный);

Файлы: 1 файл

оценка производственного левериджа.docx

— 78.20 Кб (Скачать)

     Прибыль предприятия, у которого уровень  производственного левериджа выше, более чувствительна к изменениям выручки. При резком падении продаж такое предприятие может очень быстро "упасть" ниже уровня безубыточности. Иными словами, предприятие с более высоким уровнем производственного левериджа является более рискованным.

     Однако  считать, что высокая доля постоянных расходов в структуре затрат предприятия  является отрицательным фактором, так  же как и абсолютизировать значение маржинального дохода, нельзя. Увеличение производственного левериджа может свидетельствовать о наращивании производственной мощи предприятия, о техническом перевооружении, повышении производительности труда, а также реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Все эти факторы, несомненно являющиеся положительными, проявляются в увеличении доли постоянных расходов и приводят к увеличению эффекта производственного левериджа.

     Анализ  величин постоянных и переменных расходов предприятия позволяет  выявить уровень риска, что является необходимым этапом планирования и  принятия управленческих решений.

     Понятие совокупного риска связано с  двумя видами рисков, которые генерирует практически любое предприятие, то есть с риском предпринимательским (деловым) и риском финансовым, связанным  со структурой источников финансирования[3 c.167].

     Предпринимательский риск связан с конкретным бизнесом предприятия, гибкостью экономической стратегии, позволяющей нивелировать отрицательное влияние высокого уровня условно-постоянных затрат и использовать его как рычаг для приращения прибыли от продаж.

     Финансовый  риск опирается на структуру капитала и связан с неустойчивостью финансовых условий кредитования, колебаниями экономической рентабельности, возникающими желаниями владельцев предприятия на использование (выплату) всей ЧП на дивиденды, а также зачастую финансовый риск обусловлен условиями налогообложения предприятия.

     Предпринимательский и финансовый риск взаимосвязаны  между собой, и в результате каждый из них воздействует на прибыль предприятия, то есть прибыль формируется как  под воздействием структуры затрат производственного характера, так  и под воздействием структуры  затрат, возникающих в связи с  финансированием деятельности. Поэтому  производственный и финансовый риски  мультиплицируются и формируют  совокупный риск предприятия.

     Совокупный  риск – риск, связанный с возможным недостатком средств, необходимых для покрытия текущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников финансирования[9 c.220].

     Уровень совокупного риска показывает, на сколько % изменится ЧП предприятия на 1 акцию при изменении объема продаж на 1%.

     То  есть уровень совокупного риска  может быть определен как произведение эффекта финансового левериджа, рассчитанного по второй концепции, и эффекта операционного левериджа[10 c.310]:

     Уровень совокупного риска отражает одновременное  влияние делового и финансового  риска, и поэтому при разработке финансовой стратегии необходимо учитывать  следующие исходные моменты[6 c.401]:

     ♦ сочетание высокого производственного  риска с мощным финансовым левериджем будет губительно для предприятия, так как мультиплицируются одновременно неблагоприятные эффекты;

     ♦ задача снижения суммарного воздействия  этих двух левериджей или снижение совокупного риска сводится к выбору одного из трех вариантов поведения;

     ♦ высокий уровень эффекта производственного  левериджа может сочетаться со средним и слабым уровнем ЭФЛ;

     ♦ низкий уровень ЭПЛ позволяет проводить агрессивную политику заимствований и генерировать высокий уровень ЭФЛ;

     ♦ умеренный ЭОЛ и умеренный ЭФЛ.

     Оптимизация рисков может быть достигнута с помощью  увеличения деловой активности предприятия, то есть увеличения скорости оборота  всех активов предприятия[10 c.331]: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     При написании данной курсовой работы были описаны основные понятия левериджа, его задачи, функции, а так же обосновано его применение на предприятиях в рыночной экономике. Кратко опишем главное:

     Леверидж – это сложная система управления активами и пассивами предприятия. Любое предприятия стремятся к достижению двух основных целей своей деятельности, т.е.:

     ♦ увеличению прибыли;

     ♦ увеличению стоимости самого предприятия.

     В этих условиях леверидж становиться тем самым инструментом, который позволяет достичь данные цели, посредством влияний на изменения соотношений и рентабельности собственного и заемного капитала.

     Леверидж делиться на три основных вида:

     ♦ финансовый;

     ♦ оперативный;

     ♦ финансово-оперативный.

     В зависимости от поставленных на предприятии  задач, направленных на улучшение финансового  положения предприятии, используется тот или иной вид рычага.

     При выполнении данной курсовой работы были сделаны следующие выводы, выявлены определенные недостатки и предложены следующие рекомендации.

     Предприятие может частично привлечь заемный  капитал при фиксированной рентабельности активов и тем самым повысить рентабельность собственного капитала, путем наибольшей рациональности использования  собственных средств (капитала). Но у финансового левериджа есть и существенные недостатки, так как существуют финансовые (левериджные) риски, которые могут поставить предприятие в зависимость от заемных средств (кредитов, ссуд, займов) в случае недостатка  средств для расчетов по кредитам.

     В таком случае у предприятия происходит потеря ликвидности или финансовой устойчивости, что постепенно может  привести к банкротству предприятия, но это бывает достаточно редко, и  чаще всего из-за не правильной структуры  управления предприятием и финансами  в целом.

     Разная  степень влияния переменных и  постоянных затрат на величину прибыли  при изменении объемов производства обуславливает эффект операционного  рычага (производственного левериджа). Он состоит в том, что любое изменение объемов продаж вызывает более сильное изменение прибыли. Кроме того, сила операционного рычага возрастает с ростом удельного веса постоянных затрат.

     В условиях рыночной экономики благополучие предприятия напрямую зависит от величины получаемой прибыли. Требуются  обоснованные и взвешенные подходы при принятии как стратегических, так и тактических решений на основе широкого использования экономических методов, базирующихся на системе показателей, отражающих взаимосвязь существующих отношений в реальной экономической системе. Рассмотрим операционный рычаг как инструмент управления и влияния на прибыль предприятия.

     Леверидж - процесс управления активами и пассивами предприятия, направленный на возрастание прибыли. Буквально - это рычаг для подъема тяжестей, то есть некий фактор, наибольшее изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей, дать так называемый левериджный эффект, или эффект рычага. По сути производственный леверидж (операционный рычаг) - это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции.

 

     

     Список  использованной литературы 

  1. Финансовый  менеджмент: теория и практика: учебник / Под ред. Стояновой Е.С. М.: Перспектива, 2002 г.
  2. Теплова Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями: учебник. М.: ГУВШЭ, 2000 г.
  3. Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: учебник. www. mainpgu. karelia. ru.
  4. Степанов Дм. Эффект финансового левериджа и специфика его расчета в российских условиях, www. d-stepanov. narod. ru.
  5. Менеджмент в России и за рубежом, №2 / 2000 г. Керимов В.Э., Батурин В.М. Финансовый леверидж как эффективный инструмент управления финансовой деятельностью предприятия.
  6. Курс лекций "Основы финансового менеджмента", Лытнев О., www. cfin. ru.
  7. Финансовый менеджмент - теория и практика_Ковалев В. В_2007 2-е изд
  8. Финансовый менеджмент. Учебный курс_Бланк И. А_2004 2-е изд
  9. Финансы_Зви Боди, Роберт Мертон_Учебник_2007

Информация о работе Оценка производственного левериджа