Оценка объектов промышленной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:04, курсовая работа

Краткое описание

Промышленная собственность при этом понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в собственном смысле слова, но также и на области сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности и на все продукты промышленного или природного происхождения, как например: вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, цветы, мука.

Оглавление

Содержание
1 Объекты промышленной собственности как объект оценки 3
Понятие объектов промышленной собственности
3
Факторы, влияющие на стоимость объектов промышленной собственности
7
2 Методы определения стоимости объектов промышленной собственности 9
2.1 Доходный подход к определению стоимости объектов патентных прав
9
2.2 Затратный подход к определению стоимости объектов патентных прав
12
2.3 Сравнительный подход к определению стоимости объектов патентных прав
16
2.4 Оценка товарных знаков
16
Доходный подход к оценке товарных знаков
17
2.4.2 Затратный подход к оценке товарных знаков 19
3 Проблемы оценки объектов промышленной собственности 22
Практическая часть 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Оценка НМА (Дорофеева Е.А.).doc

— 203.00 Кб (Скачать)

    Суть  данного метода заключается в  том, чтобы спрогнозировать и оценить в денежной форме преимущество в прибыли, возникающее на протяжении всего срока использования товарного знака, привести его к текущей стоимости и просуммировать — это и будет стоимостью оцениваемого товарного знака. Расчетная формула приведена ранее (2). 

    2.4.1 Затратный подход к оценке товарных знаков 

    Методы  затратного подхода показывают стоимость  объекта оценки с позиций прошлых  или настоящих затрат на создание оцениваемого объекта интеллектуальной собственности или приобретение альтернативного (замещающего) аналогичного по назначению и выполняемым функциям объекта.

    Если  оценка производится не в момент создания товарного знака, то все затраты  необходимо привести к текущей стоимости  по формуле (7):

     (7)

где 3дi - затраты на дизайн в i-м году;

Зпi —  затраты на правовую охрану в i-м  году;

3мi —  затраты на маркетинг в i-м  году;

3pi —  затраты на рекламу в i-м  году;

Кэв —  коэффициент эстетического восприятия.

Кв –  коэффициент времени использования  товарного знака;

Р —  рентабельность (в %);

Kиi —  коэффициент индексации в i-м  году;

М —  коэффициент масштабности использования  товарного знака.

    Коэффициент эстетического восприятия может  быть принят в соответствии со следующей  шкалой:

    1.3 - при использовании более 10 лет, мировая известность знака у потребителей.

    1.2 - при использовании более 5 лет, широкая узнаваемость.

    1.1 - при использовании менее 5 лет, устойчивая ассоциация у потребителей по отношению к производителю.

    1.05 - при использовании не менее 3 лет.

    1 - при использовании в течение 1 года. 

    Расчет  коэффициента времени использования  товарного знака ведется по формуле:

        (8)

    где Тф — фактический срок службы товарного  знака;

    Тн  — номинальный срок службы товарного  знака (может быть принят равным 10 лет).

    Величина  коэффициента масштабности использования  товарного знака определяется величиной  товарооборота. Может быть использована следующая шкала:

    до 10 тыс.долл. в месяц — М=1.0;

    10-50 тыс.долл. в месяц — М=1.2;

    50-100 тыс.долл. в месяц — М=1.4;

    100-500 тыс.долл. в месяц — М=1.6;

    500-1000 тыс.долл. в месяц — М=1.8;

    более 1 млн.долл. в месяц — М=2.0. 

    В рассчитанное значение стоимости товарного  знака могут вноситься корректировки, учитывающие уникальные черты, свойственные только ему. Межрегиональный научный фонд «Промышленная собственность» рекомендует учитывать следующие факторы:

  • рыночная новизна товарного знака и ее динамика;
  • состояние и прогноз расширения рынков сбыта товаров или услуг, маркируемых товарным знаком;
  • изменение соотношения цен на продукцию компании;
  • изменение цен на однородную продукцию компаний-конкурентов;
  • стадия научно-технического развития продукции;
  • наличие однородной продукции (собственного производства либо конкурентов);
  • социально-экономическая значимость продукции;
  • долевое участие на региональном и мировом товарных рынках однородной продукции (в динамике);
  • устойчивость платежеспособного спроса на продукцию в компании (в динамике)
  • наличие, возможность и сроки регистрации товарного знака (и его правовой защиты) в странах экспорта (патентно-правовая информация).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 Проблемы оценки объектов промышленной собственности 

    Современный отечественный рынок объектов интеллектуальной собственности можно охарактеризовать как нарождающийся. Соответственно, слабо развита и отрасль знаний, связанных с определением рыночной стоимости таких объектов.

    На  сегодняшний день существует методики по оценке стоимости патентов, секретов производства и технологий и других объектов интеллектуальной собственности. В то же время, в условиях современной экономики для ряда объектов интеллектуальной собственности, таких как товарный знак, имидж предприятия и т.п., обоснованную оценку стоимости провести достаточно сложно. Проблемы могут возникать в связи с недостатком объективной информации о состоянии конъюнктуры соответствующих сегментов рынка, при прогнозировании конкурентоспособности данного объекта и моделировании его жизненного цикла.

    Большие практические сложности при оценке объектов патентного права возникают в связи с дефицитом квалифицированных патентных сотрудников, которые могут оценить значимость и новизну того или иного решения.

    Сложность оценки объектов интеллектуальной собственности  обусловлена, в первую очередь, трудностями количественного определения результатов коммерческого использования данного объекта, находящегося на той или иной стадии разработки, промышленного освоения или использования, в силу влияния многих, порой разнонаправленных по своему воздействию факторов. Как свидетельствует практика, из 100 охраняемых объектов промышленной собственности  лишь 2-3 при их коммерческом использовании действительно оказываются ценными и приносят высокие прибыли, и до 10 позволяют восполнить затраты на их разработку. Остальные охраняемые объекты промышленной собственности — убыточные.

    Сложный алгоритм расчета экономического эффекта  от использования нематериального  актива обусловливает необходимость  в детальном бизнес-плане, учитывающем  выручку, затраты, инвестиции, другие доходы и расходы, позволяющие точнее определить величину чистого дохода по годам периода полезного использования этого актива.

    Важной  проблемой оценки нематериального  актива является определение доли чистого  дохода, получаемого именно от использования  оцениваемого актива. Практически определение доли чистого дохода, приходящегося именно на объект промышленной собственности может быть реализовано посредством применения методики факторного анализа. Например, при оценки доли чистого дохода, приходящегося на изобретения, может анализироваться действие следующих факторов:

    - снижение себестоимости продукции;

    - улучшение качества продукции и за счет этого повышению ее стоимости;

    - увеличение объема продаж;

    - снижение налога на прибыль.

    Проблема  определения платежей за использование объекта интеллектуальной собственности заключается в том, что для их внедрения в производство требуются инвестиции. Чистый доход от использования изобретения является частью чистого дохода от реализации определенного инвестиционного проекта. Поэтому сначала разрабатывается инвестиционный проект, составляется бизнес-план, в котором рассчитывают ожидаемый ежегодный чистый доход. Затем выделяется часть чистого дохода, которую можно отнести к используемому объекту интеллектуальной собственности. Применяемый при этом долевой коэффициент рассчитывается с учетом фактора получения экономии. Нужно также иметь в виду, что применение некоторых ноу-хау позволяет снизить величину налога на прибыль.

    Например, что при оценке стоимости товарного  знака, приобретаемого предприятием у другой авторитетной фирмы, инвестиции не требуются, поэтому достаточно рассчитать прирост чистого дохода предприятия вследствие увеличения цены и расширения рынка сбыта, но при этом нужно вычесть дополнительные расходы на удовлетворение требований обладателя товарного знака.  

    Таким образом, определение стоимости  объектов промышленной собственности  базируется на большом количестве допущений  и условностей. Это связано, в первую очередь, с узостью рынка таких объектов и с относительной новизной данного направления в широкой практике. В связи с этим выполнение работ по определению рыночной стоимости объектов промышленной собственности требует выполнения объемного и разностороннего анализа, часто – с привлечением внешних специалистов, а также высокого профессионального уровня специалиста – оценщика. 
 
 

    Практическая  часть 

    Задача 

    Оценить стоимость патента на промышленный образец затратным подходом. Нормативный срок охраны по патенту на промышленный образец составляет 10 лет, дата создания – 1 января 2006 года. Разработка образца обошлась в 55 тыс. руб., затраты на патентование составили 20 тыс. руб. Ежегодные затраты на маркетинг промышленного образца составляют 10% от общей величины затрат на рекламу запатентованной продукции (данные для расчета приведены ниже), ежегодные пошлины за поддержание патента незначительны и могут быть приняты равными нулю. Норма рентабельности n = 10%.

    Таблица 1

    Исходные  данные

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010
Затраты на рекламу запатентованной продукции 20 30 30 40 40
Годовой уровень инфляции по отрасли 10% 10% 12% 15% 15%
 
 

    Решение

    Алгоритм  определения рыночной стоимости  затратным подходом имеет вид:

    

    Расчет  будем вести в табличной форме.

    Таблица 2

    Определение восстановительной стоимости объекта оценки

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010
Затраты на создание и патентование образца 75        
Маркетинг образца 2 3 3 4 4
Итого затраты 77 3 3 4 4
Индекс  инфляции за период до даты оценки* 1,79 1,63 1,48 1,32 1,15
Номер периода i 5 4 3 2 1
Норма рентабельности 10%
Коэффициент приведения 1,61 1,46 1,33 1,21 1,10
Текущая стоимость затрат 222,26 7,16 5,91 6,40 5,06
Итого восстановительная стоимость 246,79

Информация о работе Оценка объектов промышленной собственности