Оценка объектов промышленной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:04, курсовая работа

Краткое описание

Промышленная собственность при этом понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в собственном смысле слова, но также и на области сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности и на все продукты промышленного или природного происхождения, как например: вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, цветы, мука.

Оглавление

Содержание
1 Объекты промышленной собственности как объект оценки 3
Понятие объектов промышленной собственности
3
Факторы, влияющие на стоимость объектов промышленной собственности
7
2 Методы определения стоимости объектов промышленной собственности 9
2.1 Доходный подход к определению стоимости объектов патентных прав
9
2.2 Затратный подход к определению стоимости объектов патентных прав
12
2.3 Сравнительный подход к определению стоимости объектов патентных прав
16
2.4 Оценка товарных знаков
16
Доходный подход к оценке товарных знаков
17
2.4.2 Затратный подход к оценке товарных знаков 19
3 Проблемы оценки объектов промышленной собственности 22
Практическая часть 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Оценка НМА (Дорофеева Е.А.).doc

— 203.00 Кб (Скачать)

      Полная  стоимость замещения рассчитывается по формуле (3):

            (3)

    где Зс — сумма всех затрат, связанных  с созданием и охраной нематериального  актива (ден. ед.);

    Зр  — стоимость разработки нематериального  актива (ден. ед.);

    Зпо — затраты на правовую охрану объекта (ден. ед.);

    P —  рентабельность в %

    Кд  — коэффициент дисконтирования, с помощью которого разновременные затраты приводятся к единому моменту времени;

    i —  порядковый номер рассматриваемого  года действия. 

    2. Определяется величина коэффициента, учитывающего степень морального  старения нематериального актива:

        (4)

    где Тн — номинальный срок действия охранного документа;

    Тд  — срок действия охранного документа  по состоянию на расчетный год. 

    3. Рассчитывается остаточная стоимость  нематериального актива с учетом  коэффициента технико-экономической значимости, коэффициента морального старения:

        Со = Зс * Кмс * Кт * Ки (5)

    где Со — стоимость объекта промышленной собственности;

    Зс  — сумма всех затрат;

    Кмс — коэффициент морального старения;

    Кт  — коэффициент технико-экономической  значимости (определяется только для изобретений и полезных моделей);

    Ки  — коэффициент, отражающий процессы в i-м году, учитывается на основе динамики цен. 

    Коэффициент технико-экономической значимости Кт устанавливается по шкале, предложенной специалистами Инженерной академии РФ:

    1.0 — изобретения, относящиеся к  одной простой детали, изменению  одного параметра простого процесса, одной операции процесса, одного  ингредиента рецептуры;

    1.5 — изобретения, относящиеся к  конструкции сложной детали неосновного  узла, изменению нескольких параметров несложных операций, изменению нескольких неосновных ингредиентов в рецептуре;

    2.0 — изобретения, относящиеся к  одному основному или нескольким  неосновным узлам, части неосновных  процессов, части неосновной рецептуры;

    2.5 — изобретения, относящиеся к конструкциям машин, приборов, станков, аппаратов, технологическим процессам, рецептурам;

    3.0 — изобретения, относящиеся к  конструкциям со сложной системой  контроля, сложным комплексным технологическим  процессам, рецептуре особой сложности;

    4.0 — изобретения, относящиеся к  конструкциям, технологическим процессам,  рецептуре особой сложности и,  главным образом, относящиеся  к новым разделам науки и  техники;

    5.0 — изобретения, не имеющие  прототипа — пионерские изобретения. 

    Метод выигрыша в себестоимости 

    Данный  метод включает элементы как доходного  подхода, так и затратного. Стоимость  объекта промышленной собственности  этим методом измеряется через определение  экономии на затратах в результате его использования. При использовании  метода исходят из того, что при условии постоянной цены товара, производимого с использованием оцениваемого объекта промышленной собственности, экономия на затратах (дополнительная прибыль) определяется как разность себестоимости ранее производимого без использования объекта промышленной собственности товара и себестоимости производства товара с его использованием.

    Расчет  ведется по формуле (2), в роли дополнительной прибыли выступает экономия на затратах.

    Метод применим лишь в тех случаях, когда  речь идет о двух близких по своим технико-экономическим показателям видах продукции или о двух способах производства (технологических процессах) одной и той же продукции. 

      Метод неприменим в случаях  выпуска новых видов продукции. 
 

    2.3 Сравнительный подход к определению стоимости объектов патентных прав 

    Сравнительный подход предполагает наличие эффективно функционирующего рынка, на котором  инвесторы покупают и продают  аналогичного типа активы, принимая при  это независимые индивидуальные решения.

    Применение  сравнительного подхода к оценке в рамках метода прямого сравнения продаж объектов промышленной собственности возможно при наличии достоверной и доступной информации о ценах аналогов объекта оценки и действительных условиях сделок с ними. Определение рыночной стоимости объекта промышленной собственности с использованием метода прямого сравнения продаж осуществляется путем корректировки цен аналогов по элементам сравнения, сглаживающей их отличия от оцениваемого объекта.

    Наиболее важными  элементами сравнения являются:

    а) объем оцениваемых имущественных прав на объект;

    б)  условия финансирования и совершения сделок с объектом;     

    в)  физические, функциональные, технологические, экономические характеристики объектов промышленной собственности, аналогичных с оцениваемым объектом;

    г) спрос на продукцию, производимую или реализуемую с использованием объекта;

    д) наличие конкурирующих предложений и др.

    В силу специфики объектов промышленной собственности существуют значительные ограничения на применение сравнительного подхода при оценке нематериальных активов. Использование сравнительного подхода в условиях России затруднено в связи с недостаточным уровнем развитости и закрытостью информации рынка объектов промышленной собственности. 

    2.4  Оценка товарных знаков 

    Оценка  товарных знаков, как и любого другого вида промышленной собственности, может осуществляться тремя подходами: доходным, затратным и сравнительным.

    Общепринятая  точка зрения состоит в том, что  применительно к товарным знакам наиболее целесообразно использовать различные методы доходного подхода, так как именно доход, получаемый от использования товарного знака, в наибольшей степени определяет его стоимость.

    Использование сравнительного подхода в российских условиях затруднено в связи с  крайне скудной базой сравнения (небольшим количеством уже оцененных товарных знаков), а также в связи с закрытостью информации о результатах проведенных оценок.

    Затратный подход может применяться в тех случаях, когда затраты на создание и продвижение товарного знака весьма значительны и нет возможности точно определить величину дополнительной прибыли, создаваемой использованием товарного знака. Затратный подход в большей степени применим для оценки вновь создаваемых товарных знаков, то есть знаков, еще не выпущенных на рынок.  

    2.4.1 Доходный подход к оценке товарных знаков 

    Оценка  товарного знака включает в себя три элемента:

  • анализ рынка (с целью определить условия, в которых функционирует компания-владелец товарного знака и уровень конкурентной борьбы);
  • финансовый анализ для идентификации доходов, создаваемых бизнесом, использующем товарный знак (с целью установления поступлений, относящиеся к маркированному данным товарным знаком продукту и выявления доли доходов, обеспеченных непосредственно товарным знаком)
  • определение рисков, связанных с товарным знаком для определения ставки дисконта.

    Компанией Brand Finance Brand для оценки стоимости товарных знаков разработан специальный метод Value Added ™, в рамках которого применяется особая методика расчета ставки дисконта через показатель brendbeta™ .

    По  этой методике ставка дисконта по методу определяется по формуле:

    СД = безрисковая ставка + brendbeta (среднерыночная доходность на фондовом рынке - безрисковая ставка).

    При расчете показателя brendbeta™ учитывается рейтинг (индекс значимости) товарного знака по специальной таблице экспертным путем на основе балльной оценки следующих показателей: время действия на рынке, уровень сбыта, доля рынка, позиция на рынке, уровень роста продаж, ценовая надбавка, эластичность цены, маркетинговая поддержка, эффективность рекламы, сила товарного знака.

    Когда оцениваются объекты интеллектуальной собственности, премия за риск выбирается повышенной, так как вложения в  эти объекты отличаются большой  рискованностью.

    Метод дисконтирования  будущих прибылей 

    Метод дисконтированных будущих прибылей предусматривает следующие расчеты:

  1. Прогноз прибыли от реализации продукции, маркированной оцениваемым товарным знаком;
  2. Прогноз прибыли от товарного знака путем применения коэффициента долевого 
    участия товарного знака в прибыли;
  3. Расчет ставки дисконта для товарного знака;
  4. Расчет текущей стоимости чистой прибыли от товарного знака в прогнозном периоде;
  5. Расчет текущей стоимости товарного знака в послепрогнозном периоде по модели Гордона;

    6) Расчет итоговой стоимости товарного знака.

    Описанная схема реализуется расчетом по формуле (6):

     (6)

    где ТСтз — текущая стоимость товарного  знака;

    ЭВДi — эффективный валовой доход  в i-м году;

    Нпi — норма прибыли в i-м году (определяемая экспертным методом в зависимости  от конъюнктуры рынка, характера производства и др.), обычно лежащая в интервале от 10 до 20% (в западной практике);

    СДi — ставка дисконта в i-том году.

    Кхп — коэффициент, учитывающий дополнительную прибыль, связанную с применением  товарного знака, и зависящий  от характера производства продукции, защищенной товарным знаком.

    Значение  коэффициента, учитывающего дополнительную прибыль, связанную с применением  товарного знака, может быть определено по шкале:

    0.1 — индивидуальное производство;

    0.1-0.2 — мелкосерийное производство;

    0.2-0.3 — серийное производство;

    0.3-0.4 — крупносерийное производство;

    0.4-0.5 — массовое производство.

    Также значение коэффициента можно определить экспертным методом, с учетом того, что по зарубежным данным дополнительная прибыль, связанная с применением «раскрученного» товарного знака, может составлять от 15 до 30%.

    Метод освобождения от роялти 

    Суть  метода освобождения от роялти заключается  в том, что стоимость объекта  промышленной собственности, по которому заключено лицензионное соглашение, рассматривается как текущая сумма всех лицензионных платежей (роялти) по данному лицензионному соглашению.

    Формула для определения стоимости товарного  знака этим подходом приведена выше (см. формулу (1)). При этом данная формула  отражает не стоимость товарного  знака как такового, а стоимость лицензионного договора по товарному знаку. 

    Метод преимущества в прибыли 

    Под преимуществом в прибыли понимается дополнительная прибыль, генерируемая оцениваемым товарным знаком. Преимущество в прибыли образуется либо по сравнению с предприятиями, выпускающими аналогичную продукцию, но без использования оцениваемого товарного знака, либо по сравнению с выпуском продукции тем же предприятием, но до использования оцениваемого товарного знака.

Информация о работе Оценка объектов промышленной собственности