Налоговое планирование в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение эффективности налогового планирования.
Методы исследования: логический, монографический, экономико-статистический, табличный.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи исследования:
определить понятие, сущность и элементы налогового планирования;
анализ налоговой базы по налогам, уплачиваемым предприятием;
анализ налоговой нагрузки;

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы налогового планирования в организации 6
1.1 Понятие, содержание и виды налогового планирования 6
1.2 Принципы, этапы и уровни налогового планирования в организации 11
1.3 Методы налогового планирования 14
2 Налоговое планирование на предприятии ООО «Водоканал-Сервис» 22
2.1 Краткая характеристика предприятия 22
2.2 Финансовый анализ ООО «Водоканал-Сервис» 23
2.3 Анализ налогооблагаемой базы и налоговой нагрузки на предприятии ООО «Водоканал-Сервис»
28
3 Повышение эффективности налогового планирования 38
Заключение 43
Список использованных источников 45

Файлы: 1 файл

курсовая Фин. планирование.doc

— 491.00 Кб (Скачать)

Как любая экономическая  категория налоговое планирование строится на определенных принципах. Основными принципами налогового планирования являются законность, обязательность, эффективность, перспективность, взаимосвязь налогового планирования и общего планирования организации.

В зависимости от организационной структуры субъекта предпринимательства налоговое планирование бывает индивидуальное и корпоративное. Особенностью корпоративного налогового планирования является возможность использования гибкой структуры корпорации для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами, которые входят в состав корпорации. Индивидуальное налоговое планирование реализуется субъектами предпринимательства, которые не имеют корпоративной структуры, и субъектами предпринимательства, которые осуществляют деятельность без создания юридического лица.[7,c. 9]

В зависимости от характера  управленческих решений налоговое  планирование разделяют на:

  • текущий налоговый контроль - мероприятия ежедневного мониторинга изменения законодательной базы
  • контроль правильности вычисления и перечисления налоговых обязательств, а также исследование причин разных изменений среднестатистических показателей предприятия;
  • текущее налоговое планирование - мероприятия из текущей оптимизации налогообложения, складывание типичных схем хозяйственных операций и реализации соглашений;
  • стратегическое налоговое планирование (вариационно-налоговый анализ) - составление прогнозов налоговых обязательств предприятия, а также схем реализации мероприятий по снижению налоговой нагрузки на предприятие.

В зависимости от инструментов, которые используют в налоговом  планировании, оно может базироваться на:

  • использовании налоговых льгот - полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты определенных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции,
  • использовании налоговых лазеек - отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством,
  • использовании специально разработанных схем, оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются основным инструментом налогового планирования.

В зависимости от действенности  субъектов налогового планирования относительно использования возможных  инструментов, оно делится на пассивное  и активное. В основе пассивного налогового планирования лежит альтернативная оптимизация. Такая оптимизация возможна тогда, когда в налоговом законодательстве существует две и больше альтернативных нормы, а целесообразность использования какой-либо из них решает специалист предприятия или физическое лицо - налогоплательщик. Примером пассивного налогового планирования может быть решение вопроса относительно целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта малого предпринимательства. К активному налоговому планированию относят специфические методы планирования деятельности предприятия с использованием специально разработанных оптимизационных схем.[7, c. 11]

1.2 Принципы, этапы и уровни налогового планированя в организации

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые, не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика. [11, c.130]

1-й этап: сама идея  об организации бизнеса, формулирование  цели и задач, а также решение  вопроса о возможном использовании  налоговых льгот, предоставляемых  законодателем.

2-й этап: выбор наиболее  выгодного с налоговой точки  зрения места расположения производств  и конторских помещений предприятия,  а также его филиалов, дочерних  компаний и руководящих органов.

3-й этап: выбор организационно-правовой  формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся  к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить  во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

4-й этап: формирование  так называемого налогового поля предприятия, с целью анализа налоговых льгот. Налоговое поле может быть представлено в виде перечня и характеристик налогов, взимаемых с юридического лица, с указанием основных параметров налога. В частности, к таким параметрам налога относятся: источник платежа, бухгалтерская проводка, налогооблагаемая база, ставка, сроки уплаты, пропорции перечисления в бюджеты разных уровней, реквизиты организаций, куда делаются перечисления, льготы или особые условия исчисления налога. На основе проведенного анализа формируется план использования льгот по выбранным налогам.

5-й этап: разработка (с  учетом уже сформированного налогового  поля) системы договорных отношений  предприятия. Для этого с учетом  налоговых последствий осуществляется  планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и прочее. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.

6-й этап: составление  журнала типовых хозяйственных  операций, который служит основой  ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.

7-й этап: связан с  организацией надежного налогового  учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

 Основные принципы  налогового планирования:

  1. законность, то есть соответствие действующему законодательству;
  2. знание и подробное изучение позиции налоговых органов, а также судебной практики по тем аспектам налоговых правоотношений, которых касается оптимизация;
  3. перспективность. Налогоплательщик должен предвидеть последствия некорректного применения различных методов и схем налоговой оптимизации, которые могут повлечь за собой крупные финансовые потери;
  4. этапность планирования;
  5. предварительный расчет финансовых последствий планирования (расчет вариантов сумм налогов, в том числе с оборота, по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых форм ее реализации);
  6. индивидуальность налогового планирования. Налоговая схема работы каждой организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальны, и практические советы могут даваться в каждом конкретном случае после предварительной правовой экспертизы специалистов;
  7. коллегиальность в принятии решений о методах и формах налоговой оптимизации. Специалисты отмечают, что процесс налоговой оптимизации - это:
    • совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера);
    • постоянный поиск новых оригинальных решений и схем работы организации;
    • постоянное изучение специальной литературы, изучение и анализ опыта других организаций этого профиля и смежных сфер бизнеса. [14, c. 54]

Для успешной постановки деятельности по планированию налогов  необходимо наличие финансовых, материально-технических  и интеллектуальных ресурсов, которые  формируются при составлении  ежегодного налогового плана, налогового календаря.

Налоговый план предприятия должен иметь следующие разделы:

    1. Налоговый календарь по каждому налогу (Приложение 1);
    2. Перечень мероприятий по оптимизации налоговых потоков, временные параметры реализации оптимизационных мероприятий, ответственные исполнители, ресурсы и инструментарий, необходимые для реализации указанных мероприятий;
    3. График налоговых выплат с учетом применения мероприятий по оптимизации налогового портфеля и налоговых льгот по конкретным налогам;
    4. График повышения квалификации специалистов налоговой сферы;
    5. Иные вопросы.

Заключительным этапом постановки налогового планирования на предприятии является организация работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых данных.

Налоговое планирование предусматривает несколько уровней, каждый из которых требует определенных знаний и навыков:

  1. Выучить налоговые законы и научиться своевременно и правильно платить налоговые платежи. Для этого нужно знать только перечень всех налогов и сборов, их объекты налогообложения, ставки, источник и сроки уплаты;
  2. Научиться оптимально платить налоговые платежи (планировать соразмерность доходов и затрат в одном налоговом периоде, избегать дебиторской задолженности, то есть не платить лишнего), анализировать финансовое состояние предприятия;
  3. Научиться платить минимально, используя законные методы уменьшения налогового давления.

Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем минимизации налоговых платежей.

1.3 Методы налогового планирования

В процессе налогового планирования можно использовать все методы оптимизации: как внутренние, так и внешние, а также формировать налоговую  политику не только по каждому отдельному налогу, сделке, но и бизнесу в целом. Налоговое планирование имеет свои границы, и самая основная из них — соответствие положениям закона той местности и того промежутка времени, когда применяется налоговое планирование. Рассмотрим, какими методами можно проводить оптимизацию налогообложения.

Они подразделяются на методы внутреннего и внешнего планирования.

Внутреннее планирование:

  • варианты учета, отраженные в учетной политике;
  • использование налоговых кредитов;
  • использование спецрежимов и пр.

Внешнее планирование:

  • замена налогового субъекта;
  • изменение вида деятельности;
  • замена налоговой юрисдикции.

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации организации или индивидуального предпринимателя, в отношении которых действует более благоприятный режим налогообложения, например, переведенных на упрощенную систему налогообложения.

Метод изменения вида деятельности предполагает переход на осуществление таких операций, которые облагаются налогами в меньшей степени. В частности, его используют торговые организации, заключая с контрагентами не договоры поставки, а агентские контракты или договоры комиссии.

Метод замены налоговой  юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, облагаемой налогами в льготном режиме, а именно в зонах с минимальным налоговым бременем (офшор). Обратите внимание: при выборе места регистрации следует ориентироваться не только на размер налоговых ставок, но и величину всего налогового бремени, так как при небольших налоговых ставках законодательство обычно устанавливает расширенную налоговую базу, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту — повышению налоговых платежей.

В отличие от внешнего планирования методы внутреннего планирования менее рискованны. Их можно использовать внутри уже существующей организации, не изменяя ее вида деятельности и места регистрации. Речь идет о таких методах, как выбор учетной политики, эффективное использование оборотных средств посредством начисления амортизации, льгот, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), и прочих налоговых освобождений.

В налоговом планировании как целостной системе необходимо проверять использование всей совокупности имеющихся в арсенале финансового управления методов. На каждом этапе или стадии наиболее эффективны свои методы.

Расчетно-аналитический метод предполагает расчет показателей на основе анализа достигнутых величин за прошедшие периоды, индексов их изменения и экспертных оценок развития. Этот метод применим при расчете и анализе налогооблагаемых баз, а также их составляющих – объемов реализации продукции, прибыли, доходов; при составлении средне- и краткосрочных планов налоговых платежей.  

Расчетно-аналитический метод предполагает осуществление налогового планирования как такового на основе производственных, финансовых планов, прогнозов объемов  продаж, затрат, т.е. обеспечивает тесную связь всех элементов планирования и финансового управления между собой.

При применении рассматриваемого метода очень важна точность определения  индексов изменения базовых величин, которые можно разделить на индексы  внешних и внутренних изменений.

Неопределенность внешней  среды и наличие непредусмотренных изменений делают необходимой постоянную корректировку ожиданий фирмы относительно внешних условий и соответствующее уточнение планов. Индексы внешних изменений должны учитывать, прежде всего, уровень инфляции, влияющий, с одной стороны, на цены на сырье, материалы и услуги, и с другой – на минимальный уровень заработной платы работников. Кроме того, изменяется потребительский спрос на производимую продукцию, рынки сбыта. Все эти и другие аналогичные факторы могут значительно повлиять на величину основных финансовых показателей предприятия, элементов, формирующих налоговые базы и, соответственно, на величину налоговых обязательств организации.

Информация о работе Налоговое планирование в организации