Моедли рыночной экономики разных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

В любые времена те люди которые составляли общество, чтобы нормально в нем жить, должны были иметь пищу, одежду и.т.д. Но всё эти блага цивилизации должны быть воспроизведены. А производство и перераспределение этих благ порождают определённые экономические отношения. Любое государство в котором эти экономические отношения и происходят, всегда появляется на основе каких – то общих интересов населения. При этом иногда интересы некого меньшинства могут преобладать в государстве, если это некоторое меньшинство имеет способы воздействия на остальную часть государства. Например, в Английской империи было очень много колоний, и население их не особенно было заинтересованно в защите интересов этой империи.

Оглавление

Введение
Характерные черты современной рыночной экономики. 3
Положительные и отрицательные факторы рыночной экономики. 8
Американская модель 11
Китайская модель рыночной экономики. 17
Шведская модель рыночной экономики. 21
Японская модель рыночной экономики 23
Российская модель рыночной экономики. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

В области денежно-кредитной  политики курс проведения реформ должен быть ориентирован на преодоление неплатежей населению, снижение диспропорций доходов основных его групп, обеспечение государством гражданам реального прожиточного минимума. В этой связи первоочередными целями денежно-кредитной политики государства должны стать:

  • показатели реальных доходов населения и прежде всего степень обеспеченности широких слоев граждан кредитными услугами;
  • в условиях высокого уровня долларизации накоплений населения основой курса на последовательное укрепление покупательной способности национальной валюты и усиление гарантий накоплений в российских банках должно стать принятие специального закона о сбережениях граждан. Одномоментные меры по снижению уровня долларизации сбережений способны лишь обострить ситуацию в сфере денежного обращения и усугубить недоверие к российскому государству, а главное - резко повысить давление на потребительский рынок. Кроме того, любые чрезвычайные меры репрессивного характера будут играть на руку определенным группам участников финансового рынка;
  • чтобы увеличить привлекательность сбережений в национальной валюте, необходима система гарантий;
  • включение населения в систему кредитно-денежных отношений традиционно сводится к одному аспекту - привлечению сбережений на селения в качестве банковских ресурсов;
  • активизация кредитования сектора домашних хозяйств как необходимого условия обеспечения устойчивости банковской системы (ликвидности российских банков) и экономического роста - обычно упускается из виду. Современная денежно-кредитная политика формируется в ограниченном рамками макроэкономического подхода информационном пространстве, которое в условиях повышенной нестабильности экономики не дает адекватного представления о происходящих социально - экономических процессах, тем более в сфере денежных отношений;
  • установление четкого "статуса" клиента банка как лица, обладающего определенной совокупностью прав и обязанностей, интересы которого призвано защитить государство. Прежде всего нужно отказаться от неверного, хотя и закрепленного в законе, положения о том, что государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков. Это его прямая обязанность перед гражданином.

Итак, в результате проведения курса реформ в России заложены правовые и институциональные  основы рыночной экономики, вместе с  тем налицо спад производства, финансово-экономическая  нестабильность и глубокий социальный кризис. А отсюда разочарование населения в реформах и активизация разнообразных форм социального протеста. И причиной тому явилась непродуманная политика приватизации, что исключило мощные социально-экономические механизмы из инструментария рыночных реформ.

Особенности предстоящего периода - в крайней ограниченности выбора целевых направлений конструктивной антикризисной стратегии. Масштабы угроз ближайшего десятилетия и  располагаемые ресурсы достаточно жестко определяют параметры и качественное содержание экономического развития, необходимые для преодоления нового обострения системного кризиса.

Первое направление - повышение уровня и качества жизни  основной массы населения.

В ближайшее  десятилетие эта задача является императивом антикризисной стратегии  по целому ряду причин. С одной стороны, уход от сегодняшней ситуации, когда, по разным оценкам, 35-50% населения имеет  доходы ниже прожиточного минимума, необходим  для того, чтобы сохранить "человеческий капитал", демографический, образовательный и культурный потенциал общества и создать благоприятную социальную среду для мотиваций к труду и предпринимательской деятельности. С другой стороны, рост благосостояния необходим и как фактор экономического оживления: запустить российскую экономику невозможно, если не будет создан эффективный платежеспособный спрос на массовую потребительскую продукцию отечественных товаропроизводителей. В эти годы были приняты законы: ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" от 20.11.1999 №201-ФЗ, ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

В конечном счете  за десять лет требуется создать  российский "средний класс" - массовый слой обеспеченного населения с  уровнем потребления не ниже дореформенного. Он должен охватить, по крайней мере, 40% населения. Одновременно следует резко, до 10-15%, сократить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума. Как показывают расчеты, для реализации таких условий средний уровень потребления должен возрасти по сравнению с сегодняшним в 1,8 раза.

Второе направление - резкая активизация инвестиций для  качественной модернизации производственно-технологического аппарата и поддержания сырьевой базы экономики. Законы, касающиеся инвестиций, также принимались в 90-е годы, например: ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999 №39-ФЗ. Для того, чтобы сохранить необходимые производственные мощности и при этом нормализовать процесс их качественного обновления, объем производственных инвестиций должен возрасти в 2,4 раза. При этом необходимо:

  • расширить внутренние финансовые источники инвестиций, прежде всего, за счет роста доходов и накоплений предприятий реального сектора;
  • перейти к режиму интенсивного обновления производственного аппарата;
  • обеспечить структурный маневр инвестициями в пользу обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства;
  • восстановить и развить собственную базу инвестиционных ресурсов (машин, технологического оборудования), максимально задействовав имеющийся инновационный и технологический потенциал.

Третье направление - обеспечение военной безопасности страны. Этой области касались такие  законы, как например: ФЗ "О финансировании государственного оборонного заказа для стратегических ядерных сил Российской Федерации" от 17.07.1999 №174-ФЗ. Уровень прогнозируемых в период с 2006 по 2015 год военных угроз, а также требования военно-технологической безопасности требуют увеличения расходов на национальную оборону в 2,2 раза, до 175-180 миллиардов рублей. Нормализация расходов на оборону подразумевает, в частности:

  • поддержание численности вооруженных сил, необходимой для ведения одного-двух вооруженных конфликтов средней интенсивности на различных театрах военных действий, то есть не менее 1,2 миллиона человек (это потребует не менее 54 миллиардов рублей, исходя из ежегодных расходов на одного военнослужащего в 45 тысяч рублей);
  • значительное увеличение в структуре военного бюджета доли инвестиционной компоненты - закупок вооружений и военной техники, оборонных НИОКР, капитального строительства. Модернизация вооружений четвертого поколения, доработка и начало закупки образцов пятого поколения для отдельных видов войск (авиация, танковые войска), начало разработки вооружений шестого поколения потребуют увеличения расходов на инвестиционные статьи военного бюджета как минимум в три раза.

Четвертое направление - поддержание и развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей воспроизводство  человеческого капитала. Для того, чтобы сохранить систему отраслей социально-культурной сферы (образование, здравоохранение, культура), поддержать ее развитие и обеспечить проведение необходимых реформ, требуется увеличить расходы на конечное потребление государственных учреждений, оказывающих индивидуальные услуги как минимум на 40%.

Пятое направление - сохранение и развитие инновационного потенциала.

Поддержка инновационного потенциала страны означает, прежде всего, стимулирование эффективного спроса на инновации. В обозримом будущем это может быть обеспечено только в рамках повышения инвестиционной активности и развертывания технической реконструкции производственного аппарата на базе новой отечественной техники, когда каждый рубль капиталовложений имеет высокое инновационное наполнение. Законы РФ: ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 №127-ФЗ, ФЗ "О государственном регулированном регулировании в области генно-инженерной деятельности" от 05.07.1996 №86-ФЗ.

В то же время  необходимо резкое повышение расходов на науку. За последнее десятилетие валовой продукт науки и научного обслуживания снизился с 3% ВВП (1989-1990 годы) до 0,6-0,8%. Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование гражданских и военных НИОКР, соответствующие расходы должны быть увеличены не менее, чем втрое.

Шестое направление - обеспечение внешней платежеспособности страны. Для того чтобы гарантированно обеспечить платежеспособность страны и иметь возможность наращивания  валютных резервов (не прибегая к чрезвычайным мерам в валютной и внешнеэкономической сферах) в ближайшее десятилетие, необходимо иметь активное сальдо торгового баланса по товарам и услугам на уровне не менее 15-20 миллиарда долларов США при сокращении вывоза капитала как минимум вдвое.

Реализация  отмеченных шести целевых направлений определяет параметры необходимого увеличения объема ВВП - на 60-65%. Другими словами, если мы хотим решить отмеченные выше проблемы в течение десятилетия, необходимо уже в ближайшие годы не просто добиться оживления экономики, но и перейти к ее росту с темпами не ниже 40% в среднем за год, поддерживая такой режим в течение восьми - десяти лет. Только такие параметры позволят одновременно решать неотложные задачи повышения благосостояния, развития социальной сферы, обновления производственного аппарата, обеспечения оборонной достаточности, обслуживания государственного долга.

 

Заключение.

 

В американской модели роль государства минимальна, что связано с фактором геополитического плана. Главным приоритетом является социальная политика. Деньги преимущественно вкладываются в человеческий капитал. Тем самым государство заботится о структуре и качестве общественного капитала через инвестиции в фундаментальную науку и технологии. Роль государства велика в сфере социально-экономической жизни, в сфере экологии, сельского хозяйства, энергетики, во внешнеэкономических связях и в др. Главная роль государства является регулирующая роль, осуществляемая как через постоянно развивающееся законодательство, так и через отработанные многолетней практикой механизмы прямого и косвенного регулирования экономических процессов денежно-кредитную политику, операции с ценными бумагами, налогово-бюджетное регулирование. Что касается рынка, то на него государство в американской модели влияет минимально, что нельзя сказать о других экономических моделях.

Для азиатских  моделей характерна высокая степень  участия государства в экономической  и общественно социальной  жизни  общества. В Вмешательство государства  в экономику осуществляется  преимущественно  через налоговую систему или кредитно-финансовые механизмы. Государство ограничивает действие рыночных рычагов, сдерживает внутреннюю конкуренцию, ограничивает в страну доступ иностранного капитала и товаров. Степень влияния государства в азиатских странах различна. Наибольшую роль государство играет в Южной Корее. Здесь государство стимулирует развитие крупнейших объединений, слияние банковского и промышленного капитал, создание государственного сектора. В южнокорейской модели государство порой использует даже диктаторские методы для управления экономикой, что нельзя сказать о западноевропейских и американской моделей. Еще одной из особенностей государства в азиатских моделях является государственно планирование. Планирование охватывает различные сферы. Хотя в Китае последние десять лет наблюдается тенденция перехода хозяйства  от централизованно планируемой экономики к рыночным методам регулирования. Роль государства в экономике уменьшается. В Китае также наблюдается большая роль государства социальной сфере.  Для азиатских стран характерно проведение протекционистской политики со стороны государства.

В западноевропейских моделях государство тоже так  же, как и азиатских моделях  играет важную роль. Но главное отличие  то, какие задачи ставит перед собой  государств. В азиатских моделях на первом месте стоит нация, а в западноевропейской отдельный человек. Основными задачами государственного сектора в Швеции являются: образование, трудоустройство и промышленная политика, уход за больными и престарелыми, социальное обеспечение, защита окружающей среды и много другое. В связи с этим уровень налогов в Швеции достаточно высок. Также еще государству приходиться осуществлять контроль не только доходов и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство и специальные ведомства. Во Франции доля государственного сектора также велика. Так же как и в Швеции государство занимается социальной политикой, но так же осуществляет над реструктуризацию приватизируемых предприятий. Для западноевропейских стран  характерно финансирование государством НИОКР. Что нельзя сказать об этом в американской модели, где в НИОКР задействован преимущественно частный капитал. Во французской модели доля государственных предприятий очень велика, что нельзя сказать о немецкой модели их количество меньше. Государственные капиталовложения составляют примерно около 2% ВВП. Как видим роль государства во всех моделях различна. Минимально ее влияние в американской модели, максимально в азиатских моделях.

 

Список  литературы.

 

  1. Курс экономической теории. Учеб. /М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М. Г. Муталимов и др.
  2. Экономика: Учебник / Под ред. Доц. А. С. Булатова.
  3. Мировая экономика. Учеб / Кудров В. М.
  4. Курс экономической теории Учеб. /А. В. Сидорович
  5. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. / Колесова В. П. ; Осьмова М. Н.
  6. Американская экономика: особенности современной модели /В. Б. Супян // США. Канада. – 1999. №3-4. /
  7. Экономический образ Америки: взгляд из Росси / А. А. Проховский // США. Канада: экономика, политика, культура. -  2007. №5.
  8. Республика Корея //Мировая экономика и международные отношения. - 2002 - №8
  9. Япония // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. - №8
  10. Японская экономическая модель // Мировая экономика и международные отношения – 2004 - №1
  11. http://www.continent.kz/2000/13/19.html
  12. Мировая экономика/ Ломакин В. К.
  13. Китай: новые компоненты стратегии развития // Мировая экономика и международные отношения – 2004 - №7
  14. Шведская модель экономической реформы // Экономист. – 2000 №1.
  15. Шведская социальная модель : управление и развитие // Проблема теории и практики управления. – 2000 - №3.
  16. Трансформация социально-экономической модели Франции // Мировая экономика и международные отношения – 2007 - №4.
  17. Франция //Мировая экономика и международные отношения – 2001. – №8.
  18. Германия // Мировая экономика и международные отношения – 2001. – №8.

Информация о работе Моедли рыночной экономики разных стран