Моедли рыночной экономики разных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

В любые времена те люди которые составляли общество, чтобы нормально в нем жить, должны были иметь пищу, одежду и.т.д. Но всё эти блага цивилизации должны быть воспроизведены. А производство и перераспределение этих благ порождают определённые экономические отношения. Любое государство в котором эти экономические отношения и происходят, всегда появляется на основе каких – то общих интересов населения. При этом иногда интересы некого меньшинства могут преобладать в государстве, если это некоторое меньшинство имеет способы воздействия на остальную часть государства. Например, в Английской империи было очень много колоний, и население их не особенно было заинтересованно в защите интересов этой империи.

Оглавление

Введение
Характерные черты современной рыночной экономики. 3
Положительные и отрицательные факторы рыночной экономики. 8
Американская модель 11
Китайская модель рыночной экономики. 17
Шведская модель рыночной экономики. 21
Японская модель рыночной экономики 23
Российская модель рыночной экономики. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

Япония добилась не менее впечатляющих успехов в  развитии своей черной металлургии, главным образом за счет внедрения, передовой советской технологии. На этом стоит остановиться подробнее, хотя бы потому, что в советской металлургии собственные разработки и изобретения применяются в гораздо меньшей степени, чем в Японии.

Таким образом, японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

 

 

5) Российская модель рыночной экономики.

 

Переход к рыночной экономике поставил вопрос о путях  проведения рыночных преобразований. От его решения зависят последовательность проводимых мероприятий, состав реформаторских мер и др. В настоящее время  в практике проведения курса реформ существуют два альтернативных пути: быстрых радикальных реформ - "шоковая терапия" и постепенного, эволюционного перехода. Первый применяется в той или иной степени последовательности в России и большинстве стран Восточной Европы (в классической форме - в Польше). Исторически более ранний эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов опробован в Китае и Венгрии. Рассмотрим проблему "шоковой терапии".

Программа "шоковой  терапии", разработанная специалистами  из США и СССР и поддержанная Международным валютным фондом, предлагает странам Восточной Европы для проведения курса реформ ускоренные преобразования в течение 10 - 15 лет. Программа "шоковой терапии" предлагает следующий пакет мер:

  1. Реформа цен и рынка (либерализация экономики):
    • реформа внутренних цен;
    • либерализация системы распределения;
    • либерализация внешней торговли;
    • либерализация рынка рабочей силы и системы заработной платы;
    • реформа банковской системы и создание финансовых рынков.
  2. Развитие частного сектора - приватизация:
  • малая приватизация и развитие частного сектора;
  • крупномасштабная приватизация;
  • структурная перестройка, ликвидация монополий.
  1. Пересмотр роли государства:
  • ограничение права государственной собственности;
  • ограничение прямой хозяйственной деятельности;
  • усиление регулирующей функции в социальной сфере.
  1. Макроэкономическая стабилизация:
  • новая фискальная политика, изменение денежно-кредитной системы, законодательная реформа;
  • институциональная реформа;
  • социальные гарантии.

Содержание  пакетов предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели, по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:

Первый пакет  мер - меры по либерализации экономики  связаны с переходом к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей  реформой цен. На первых порах введение свободных цен приводит к бесконтрольному расширению рынков товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации торговли и транспорта. Очень важный момент в комплексе системных преобразований относится к созданию рынков факторов производства: рабочей силы и финансовых ресурсов.

Второй пакет  мер предполагает реформу и структурную  перестройку Производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении  заключается в четкой формулировке прав государственной собственности  и разделении функций государства как органа в целом. Были приняты законы: ФЗ "Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий" от 01.07.1991 №2278-1, ФЗ "О собственности в СССР" от 06.03.1990 №1305-1, ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от 21.07.1997 №123-ФЗ. Важное место занимает осуществление программ приватизации. Оформление гарантированных прав частной собственности и облегчение процессов создания новых частных предприятий имеют критически важное значение. Реформу производства невозможно провести без ликвидации крупных монополий, перемещения или увольнения излишков рабочей силы, прекращения убыточного производства, перепрофилирования и ликвидации предприятий.

Третий пакет  мер требует переосмысления роли государства в экономике: оно должно отказаться от прямой собственности и контроля за производством и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло экономическую адаптацию и частную экономическую деятельность. Другая важная задача государства - реформировать систему социального обеспечения и создать гибкую систему социальной поддержки, позволяющую смягчить последствия безработицы, которая будет расти по мере углубления финансово-экономического кризиса. Были приняты законы: ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 №178-ФЗ, ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" от 09.01.1997 №6-ФЗ, ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 №181-ФЗ. Государство должно установить соответствующие юридические рамки для коллективных сделок и деятельности частного сектора и сформировать законодательные институты, обеспечивающие их соблюдение. Необходимо реформировать основные правительственные институты, включая центральный банк и налоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить систему контроля.

Четвертый пакет  мер - макроэкономическая стабилизация предполагает ужесточение налоговой  и кредитной политики по отношению  к предприятиям, исправление различных  диспропорций, порожденных "избытком" денежной массы (т.е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита). Законы, принятые в 90-е годы: ФЗ "О налоге на отдельные виды транспортных средств" от 08.07.1999 №141-ФЗ, ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" от 29.12.1998 №192-ФЗ. В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности. Тем самым будет ликвидирован инфляционный потенциал в виде излишнего количества денег у населения и предприятий.

Разработанная до деталей программа вряд ли может  быть с одинаковым успехом применена  в разных странах. Специфические  особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры должны быть взаимосвязанны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.

В настоящее  время переходная экономика России представляет собой взаимодействие, с одной стороны, прошлой, (но еще  не ушедшей с арены) централизованной системы хозяйствования, а с другой стороны, новой рыночной системы. Это означает, что внешние, экзогенные, факторы - факторы централизованного управления - сдерживают развитие рынка, и следовательно, внутренние, эндогенные, силы развития экономики "сдавлены" и не могут проявить себя в полной мере. Поэтому не случайно, что переходная экономика формируется в противоречивых, нередко исключающих друг друга условиях: с одной стороны, либерализация экономики, а с другой - все еще жесткий государственный контроль.

Специфика переходной экономики в России такова:

  1. Плюрализм форм собственности, т.е.:
    1. экономическое и внеэкономическое (бюрократическое и т.п.) отчуждение работников от средств производства и превращение их в наемных работников;
    2. трансформация бывшей номенклатуры в собственников, обеспечивающих первоначальное накопление капитала;
    3. реорганизация бывших государственных предприятий в закрытые бюрократические корпорации.

Экономическая власть в руках крупных корпораций, что превращает их в господствующую экономическую силу общества.

На этой основе формируется специфическая структура  общества: с одной стороны, капиталистическая  элита, с другой - средний класс, обслуживающий  элиту (служащие СП, средняя государственная  корпоративная бюрократия, работники  финансовых учреждений, охрана и др.), и нарождение беднейшего класса наемных работников.

Соединение  всех названных специфических закономерностей  приводит к парадоксальному итогу: чем выше концентрация экономической  власти в руках элиты, тем меньше возможности свободного гармоничного развития человека, тем больше деградация и пауперизм широких слоев населения. Таков классический путь первоначального накопления капитала, который в настоящее время имеет место и в России.

Чтобы выйти  из этого состояния, необходимо бороться за создание социально ориентированной экономики через усиление государственной власти, не допускающей увеличения пропасти между богатыми и бедными.

Исходные условия. Для перехода российской экономики  к модели социально ориентированного рыночного хозяйства требуется активизация потребительского (платежеспособного) спроса населения и предприятий. В развитых странах платежеспособный спрос стимулируется через регулирование процентных ставок, заработной платы, цен, налогов, денежной массы, валютного курса и т.д. В России начиная с 1992 г. в результате проведения курса реформ наблюдается падение платежеспособного спроса. В результате гиперинфляции обесценились сбережения населения. Как следствие, не только снижен платежеспособный спрос, но и утрачен один из основных источников финансирования инвестиций. Отсутствие ориентации на социальные цели явилось одной из важнейших причин потери доверия к правительственной программе проведения курса реформ.

В начале 1998 г. в  Минэкономики РФ были разработаны прогнозы функционирования экономики России на период до 2001 г. В ближайшие два года (1998-1999 гг.) не предусматривался переход к высоким темпам экономического роста. Более того, ожидалось, что в 1998 г. темпы прироста основных макропоказателей будут низкими. Так оно и случилось в результате мирового финансового кризиса, разразившегося в России 17 августа 1998 г.

Чтобы обеспечить экономический рост в будущем, необходимо решить сегодняшние проблемы российской экономики.

Первая проблема - избавиться от дефицита финансового (денежного) капитала. Он возник в ходе гиперинфляции 1992-1994 и 1998 гг. и уничтожил сбережения населения и оборотный капитал реального сектора. Отсюда - чрезмерно высокая цена кредитов, неплатежи в реальном секторе, низкий платежеспособный спрос.

Вторая проблема - обеспечить эффективность значительной части производства и, как результат, укрепить трудовой, материальный, институциональный, природный потенциалы России.

С этой целью  государство должно стимулировать  инвестиции в развитие экономики.

Чтобы устранить негативное влияние проводимых реформ на социально-экономическое положение в стране, необходимо в области бюджетной политики:

  • поставить выполнение доходной части бюджета в жесткую зависимость от финансового состояния реального сектора экономики;
  • избегать роста задолженности по заработной плате бюджетным организациям и ее перманентного накопления (фактически принудительный заем средств у населения) и погашения;
  • ввести в законодательное русло процесс использования денежной эмиссии в целях обеспечения российской экономики и увеличения эмиссионного дохода коммерческими структурами и Центральным банком России;
  • необходимо пресечь неограниченные заимствования на практически бесплатной безвозмездной основе средств фондов социального страхования, пенсионного и других для покрытия текущих расходов бюджета и восстановить практику целевого кредитования не только банков для финансирования реального сектора экономики, но и Министерства финансов РФ в рамках предоставления кредитов под проекты на конкурсной основе при возможном участии в таких конкурсах самих банковских структур.

В области налоговой  политики в целях нормализации финансового  положения основного контингента  налогоплательщиков можно выделить следующие приоритеты:

  • сбалансированное распределение налогового бремени между отраслями экономики (снижение налоговой нагрузки на топливно-сырьевые отрасли и соответственно уровня затрат в энергоемких производствах);
  • проведение гибкой политики налоговой нагрузки на промышленные предприятия и на население;
  • изменение действующей практики начисления налогов в сторону учета реальной выручки как базы для налогообложения, что позволит решить проблему уплаты налогов "живыми деньгами";
  • в области денежно-кредитной политики необходимо преодолеть сложившееся за годы реформ недоверие массового потребителя к государству. Именно государство - основной гарант устойчивости национальной валюты и источник доверия к национальным институтам денежной системы;
  • необходимо полнее включать бюджеты домашних хозяйств в сферу кредитно-денежных отношений. Именно состояние семейных бюджетов основного массива граждан отражает и определяет прогрессивность (или регрессивность) проводимой политики. ЦБ России должен расширить сферу своей ответственности за стабильность национальной валюты. Банк России призван контролировать достаточность денежной массы не только в целом по стране, но и по каждому из секторов экономики, регионов, а также пропорции функциональной ее структуры (сбережений денег в текущем обороте). Не менее важно обеспечить спрос на денежные ресурсы в разрезе агрегатов денежной массы (наличной, на счетах предприятий и т.д.), а не просто совокупного спроса на деньги.

Информация о работе Моедли рыночной экономики разных стран