Лизинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – проанализировать классифицирующие признаки договора лизинга и выявить его значение в хозяйстве России.
Задачи контрольной работы:
- проанализировать понятие и функции лизинга;
- охарактеризовать суть, особенности, законодательство лизинговых операций;
- выделить особенности мировой практики применения лизинга, в том числе роль лизинговых операций в экономике стран Европы;
- охарактеризовать значение лизинга в народном хозяйстве России, в том числе использование лизинга банками, лизинг авиатехники России;
- выявить проблемы развития лизинга.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие иразвитие лизинга
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Лизинг.docx

— 153.42 Кб (Скачать)

Пока единственный в этих условиях путь спасения для российского  авиастроения - оснастить наши самолеты западными двигателями. “Аэрофлот” уже запланировал ремоторизацию парка Ил-86 американо-французскими двигателями, что позволит на 20% снизить расход топлива и почти вдвое - уровень шума и выхлопа вредных веществ. Последнее очень важно - с 1996 года в Европе вводятся строгие экологические нормы для пассажирских самолетов [8].

 

Таблица 4

Ежемесячные ставки лизинга  лайнеров западного производства с  учетом амортизации 45% (без банковского  процента)

Тип самолета

Ставка ($ тыс.)

Boeing 737-200

70

Boeing 737-300

250

Boeing 747-100

300

Boeing 747-400

1533

Boeing 757

550

Boeing 767-300 ER

800

Airbus A310-300

667

Airbus A340

1120

McDonnell Douglas DC10-30

650


 

3.3 Проблемы развития лизинга

 

Каковы причины, побудившие российское правительство стимулировать  лизинг, а значит создать для него некоторую законодательную базу. 17 сентября 1994 года президент издал  специальный указ “О развитии финансового  лизинга в инвестиционной деятельности.”  Впрочем, определенный опыт создания государственных  лизинговых компаний к тому времени  уже был - созданная правительством компания “Росагроснаб” должна была поддерживать бюджетными средствами отечественных производителей сельскохозяйственной техники и самих крестьян, сдавая им на льготных условиях эту самую технику. Кроме того, в конце 1993 года правительство приняло решение о выделении 670 млрд. рублей на создание Русской авиационной лизинговой компании “Аэролизинг” [32].

Однако, как показывает международный  опыт, жесткой взаимосвязи между  наличием специфического законодательства и объемами лизинговых операций нет. Представители некоторых российских лизинговых фирм весьма скептически  относятся к усилиям правительства  создать лизинговое право. Например, советник управления Авиабанка Борис Туюкин полагает, что уже существующего законодательства (при некоторой его корректировке) вполне достаточно для функционирования лизинговых компаний, и никаких дополнительных законов не нужно вовсе. Вместе с тем правительство и многие лизинговые компании настаивают на том, чтобы вопросы лизинга были особо оговорены в национальном корпоративном праве.

Речь, по сути, идет о трех документах: постановлении “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”, “Временное положение о лизинге” и уже упоминавшийся закон  “О лизинге”. Первые два документа  были утверждены постановлением Правительства  Российской Федерации от 29 июня 1995 года [4].

Из трех упомянутых документов наиболее интересно профессиональным участникам лизинговых сделок именно “Временное положение о лизинге”, поскольку именно оно будет играть ключевую роль в регулировании такого рода операций.

И здесь нужно отметить определения “лизингодателя”, “лизингополучателя”  и “поставщик лизингового имущества”, данные во Временном положении [8]:

- лизингодатель - юридическое  лицо, осуществляющее лизинговую  деятельность, т.е. передачу в  лизинг по договору специально  приобретенного для этого имущества,  или гражданин, занимающийся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица и зарегистрированный  в качестве индивидуального предпринимателя;

- лизингополучатель - юридическое  лицо, осуществляющее предпринимательскую  деятельность, или гражданин, занимающийся  предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получающие имуществе в пользование по договору лизинга;

- продавец лизингового  имущества - предприятие-изготовитель  машин и оборудования или другое  юридическое лицо, или гражданин,  продающие имущество, являющееся  объектом лизинга.

Хочу отметить, что в  проекте этого положения была строка о том, что “лизинговые  операции может проводить только лизинговая компания.” Подобные требования связаны с особенностями финансовых операций лизинговых компаний и режима их налогообложения. Однако очевидно, что это ограничение значительно затруднило бы осуществление лизинговых операций самими производителями в целях стимулирования спроса (таким образом, пытался наладить сбыт продукции Онежский тракторный завод).

В самом положении строка о том, что “лизинговые операции могут проводить только лизинговые компании” фактически завуалирована  в другой строке “лизингодатель - юридическое  лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, т.е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества.” [13].

Поэтому предприятия-изготовители будут создавать лизинговые компании и через них проводить лизинговые операции. Следует здесь отметить, что в Европе, по свидетельству  европейской ассоциации лизинговых компаний Leaseurope, принадлежащие производителям лизинговые компании демонстрируют наиболее динамичный рост.

Данное министерством  экономики определение другого  понятия “лизингополучатель” (только юрлицо или предприниматель) ограничивает число возможных клиентов лизинговых компаний - в Западной Европе чуть меньше 40% всех лизинговых операций приходится на аренду легковых автомобилей, которые берутся по преимуществу частными лицами.

Однако наиболее важными  для существующих лизинговых компаний являются проблемы налогообложения  и таможенных платежей. В соответствии с действующими законами финансовая лизинговая компания вынуждена дважды платить НДС и спецналог - при покупке оборудования и с лизинговых операций. Существующие процентные ставки делают лизинговую деятельность практически бесперспективной - даже по валютнономинированным кредитам они достигают 28%, в то время как западные лизинговые компании уже сейчас предлагают кредитовать лизинг промышленного оборудования под 5,3¸8,5%. В качестве компромисса с Минфином представители компаний предлагают такой выход: освобождение от НДС в обмен на обязательное лицензирование деятельности финансовых лизинговых компаний.

Однако очевидно, что наиболее трудно будет учесть интересы всех сторон при решении вопроса о  таможенных платежах. Трудно это будет  сделать потому, что здесь перекрещиваются  интересы не только фискальных государственных  органов и заинтересованных в  удешевлении предметов лизинга  компаний. Представители лизинговых компаний утверждают, что для успешного развития лизинга в России необходимо увеличить срок таможенного режима временного ввоза как минимум до 5 лет (а в идеале - на весь срок действия лизингового договора), а также необходимо ввести в таможенное законодательство положение, в соответствии с которым таможенные пошлины в случае выкупа лизингополучателем имущества уплачиваются с остаточной стоимости. Однако против этого резко выступают руководители государственного таможенного комитета, которые заявляют, что это создаст “таможенную дыру при импорте технологического оборудования”. Таким образом, сугубо техническая проблема лизинга стала для правительства трудноразрешимой задачей. С одной стороны, правительственные служащие отдают себе отчет в том, что без импорта западного оборудования невозможно кардинально обновить технологический парк отсталой национальной индустрии. С другой - перед ними стоит требование президента “обеспечить защиту национального производителя.” Любое решение этой проблемы - например, в пользу лизинговых компаний - действительно означает создание “дыры”, через которую в страну будет беспошлинно импортироваться все - от телефонов до BMW. А поиск компромисса затянет подготовку законодательной базы лизинга на неопределенно долгое время [26].

 

Заключение

 

Лизинг в России - сравнительно новый вид деятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности  отечественных производителей нашей  стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но для этого нужно  создать соответствующие условия. Как показывает опыт других передовых  стран мира, этому уделяют самое  пристальное внимание: соответствующее  законодательство, налоговые льготы и т.д.

Нашим производителям и предпринимателям нужно создать условия, при которых  они стремились бы развивать этот род деятельности. Для этого в  первую очередь следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длинными сроками действия (не менее 3-х лет). Ведь именно такие договора будут нести реальные инвестиции в экономику.

Безусловно, правительство, прежде всего, должно если не освободить, то хотя бы снизить в два и более раз налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договора.

Кроме этого, необходимо рассмотреть  возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимся объектами  международного финансового лизинга.

Безусловно, вышеперечисленные  меры должны способствовать развитию лизинговых компаний и операций, производимых ими.

Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет наращивать свои обороты и будет играть все более весомую роль в экономике России.

В результате проведенной  работы сформулированы следующие выводы:

Причиной широкого распространения  лизинга является ряд его преимуществ  перед обычной ссудой:

а) Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленного начала платежей. При использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие должно было бы около 15% стоимости покупки оплачивать за счет собственных средств. При лизинге контракт заключается на полную стоимость имущества. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества арендатору, либо позже.

б) Гораздо проще получить контракт по лизингу, чем ссуду. Особенно это относится к мелким и средним  предприятиям. Некоторые лизинговые компании даже не требуют от арендатора никаких дополнительных гарантий. Предполагается, что обеспечением сделки служит само оборудование. При невыполнении арендатором  своих обязательств лизинговая компания сразу же забирает свое имущество.

в) Лизинговое соглашение более  гибко, чем ссуда. Ссуда всегда предлагает ограниченные сроки и размеры  погашения. При лизинге арендатор  может рассчитывать поступление  своих доходов и выработать с  арендодателем соответствующую, удобную  для него схему финансирования. Платежи  могут быть ежемесячными, ежеквартальными  и т. д., суммы платежей могут отличаться друг от друга. Иногда погашение может  осуществляться после получения  выручки от реализации товаров, произведенных  на оборудовании, взятом в лизинг. Ставка может быть фиксированной и плавающей.

Считается, что опубликование  арендатором своих обязательств будет играть важную роль в оценке его финансового положения. Цифровая информация по обязательствам на дату составления баланса должна удовлетворить  все запросы третьих сторон. Эта  публикация может быть сделана в  форме приложения к балансу.

Также считается, что стоимость  лизинга больше, чем ссуды. В ближайшее  время лизинг должен стать одним  из привлекательнейших видов предпринимательской деятельности. Однако надо иметь в виду, что лизинговый бизнес - один из сложнейших видов предпринимательской деятельности, в котором задействованы арендные отношения и многие финансовые механизмы - от экспертизы финансового состояния лизингополучателя до кредитования под залог и обеспечения выполнения долговых обязательств. В связи с этим лизинговую компанию должно отличать большое количество аналитических служб, хорошее юридическое обеспечение и наличие высококвалифицированного профессионала.

Таким образом, цель работы, заключающаяся в анализе классифицирующих признаков договора лизинга и выявлении его значения в народном хозяйстве России достигнута, задачи работы выполнены.

Список литературы

 

1. Банковский портфель-1. М: «Соминтэк», 1994.

2. Банковское дело / Под ред. И.О. Лаврушина. М., 1998.

3. Банковское дело. Под  ред. О.И.Лаврушина. М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992.

4. Банковское дело. Справочное  пособие. Под ред. Ю.А. Бабичевой, М: “Экономика”, 1994.

5. Белов А. Лизинг во  внешней торговле // Внешняя торговля. - 1977. - N 5. – С. 25-32.

6. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997.

7. Бухгалтерский, валютный  и инвестиционный аспекты лизинга.  М.:”Ист-сервис”, 1994.

8. Витрянский В.В. Договор аренды и его виды. М., 1999.

9. "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994).

Информация о работе Лизинг