Конкурентоспособность коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Некоторые признаки конкурентоспособности можно найти у самых первых банков средневековья и даже у древних прообразов кредитных институтов, но о реальной банковской конкурентоспособности до второй половины XIX в. говорить не принято. С одной стороны, это обусловлено экономическими причинами: банков было относительно мало. Рынок был не насыщен, и в этих условиях существовала возможность расширения собственного дела без ущемления интересов друг друга.

Оглавление

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Проблема конкурентоспособности российских банков на современном этапе
1.2 Конкурентные преимущества и позиции банка на рынке
1.3 Факторы конкурентоспособности
1.4 Пути повышения конкурентоспособности российских банков
1.5 Маркетинг – как важнейший фактор повышения конкурентоспособности банковской деятельности.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Конкурентоспособность коммерческого банка.rtf

— 1.24 Мб (Скачать)

Конкурентоспособность -- это и способность смотреть в перспективу, это и переход к оценке банка по рыночной, справедливой стоимости, к его управлению во благо акционеров. То есть достижение конкурентоспособности -- это переход на лучшие западные лекала управления, оценки бизнеса банка, оценки его рисков.

Что же происходит на деле? Попробуем рассмотреть конкурентоспособность российского банковского сектора с разных сторон.

 

1.2 Конкурентные преимущества и позиции банка на рынке

 

Исследование рынка и собственных возможностей банка позволяет определить конкурентные преимущества банка - те материальные и нематериальные активы банка, а также сферы деятельности, которые стратегически важны для банка и которые позволяют ему обойти конкурентов. Обладание конкурентными преимуществами позволяет занять прочную позицию на рынке.

На практике конкурентные преимущества банка могут иметь разнообразные формы:

Имидж банка

высокое качество оказываемых услуг;

величина уставного капитала и активов;

наличие валютной или генеральной лицензии;

устойчивая клиентура;

корреспондентская сеть;

система расчетов и спектр оказываемых услуг;

наличие филиальной сети и перспективы ее расширения;

действенная реклама;

квалификация работников, грамотный менеджмент, накопленный опыт работы и т.д.

Основные направления достижения конкурентных преимуществ - это дифференциация осуществляемой деятельности, расширение спектра предоставляемых банковских услуг и снижение величины затрат, хотя могут быть и другие направления реализации конкурентных преимуществ, например, "пионерная стратегия" - ранний выход на рынок с новой услугой.

В современной экономической ситуации не всякому банку под силу обслуживать все категории клиентов, зачастую это и малоэффективно. Многие банки осознают, что надо выделить свой сегмент рынка, свой круг клиентов и развивать услуги, ориентируясь на этих клиентов, т.е. реализовывать стратегию дифференциации.

Дифференциация предполагает приспособление услуг к нуждам определенных групп потребителей и клиентов банка, создание у клиента ощущения уникальности оказываемой ему услуги. В итоге однотипные услуги, даже в случае их полной идентичности по качеству и цене, не воспринимаются потребителями как заменители, а рассматриваются как уникальные. Происходит формирование устойчивых потребительских предпочтений, устойчивых связей "банк - клиент", а это затрудняет выход на рынок новых, неизвестных финансово-кредитных организаций.

За рубежом широко применяется дифференциация качества однотипных услуг, в основе которой лежат разные факторы: цены (обычные и эксклюзивные); целевые сегменты (массовые и индивидуальные услуги); каналы сбыта (услуги, предоставляемые банковскими автоматами, отделениями банка, консультационным центром).

Дифференциация качества услуг, также как и общая ориентация на улучшение качества обслуживания клиентов, поставили перед банками проблему определения критериев качества банковского продукта. В принципе здесь возможны два подхода: с точки зрения клиентов и с точки зрения банков.

С точки зрения клиентов, критериями качества банковского обслуживания являются: скорость обслуживания, срочность проведения операций, часы работы банка, наличие ошибок и неточностей в работе, качество консультирования. Клиент сопоставляет качество услуг банка с их ценами.

Для банка критериями качества являются: скорость внутренних рабочих процессов, уровень затрат на исправление допущенных ошибок, производительность труда, мотивация работников банка и другие факторы, которые сопоставляются с уровнем затрат на производство банковских услуг.

Очевидно, что в управленческой деятельности необходимо учитывать обе группы критериев качества. По мнению американских исследователей наиболее важным критерием для определения качества банковских услуг клиентом является квалификация обслуживающего персонала и окружение.

Работа с клиентами требует от банковского специалиста не только отличной экономической подготовки, но и хорошее знание основ психологии, деловой этики, умения вести переговоры. Во многих случаях клиенту сложно или практически невозможно оценить главный измеритель качества услуг - квалификацию банкира. Поэтому велико значение окружающей обстановки и наличия дополнительных услуг: личное внимание, вежливость, отзывчивость обслуживающего персонала, общение на языке клиента, умение слушать.

Для банков важна также защита своих конкурентных преимуществ - это прежде всего обеспечение режима контроля входной и выходной информации и секретности информации о внутренней деятельности.

Для выявления и анализа конкурентных преимуществ полезно систематизировать информацию в виде таблицы, в которой такие факторы как: величина капитала, менеджмент, банковские технологии, качество информации, финансовые инновации, корреспондентская сеть, культура обслуживания, рекламная кампания, репутация банка, качество услуги - сравниваются с аналогичными показателями других банков. Такой анализ необходим для позицирования - определения позиций банка на рынке и его конкурентоспособности.

Позиция банка на рынке - положение, которое банк занимает на целевых рынках и которое определяется результатами его деятельности, конкурентными преимуществами и недостатками по сравнению с другими финансово-кредитными учреждениями.

 

1.3 Факторы конкурентоспособности

 

Детальный анализ банковской деятельности позволяет выделить следующие факторы, оказывающие решающее влияние на эффективность работы и конкурентоспособность банка.

Достаточность капитала. Ввиду большой подвижности международных финансовых рынков и роста числа фирм с фиктивными балансами органы надзора придают все большее значение соблюдению стандартов Банка международных расчетов по собственному капиталу банка (отношение капитала I уровня к капиталу II уровня).

Общий рейтинг по надежности. Основу для рейтинговой оценки кредитной организации участниками рынка составляют надежность базы рефинансирования и репутация данной организации.

Экономия, обусловленная ростом масштаба производства. Большие начальные ассигнования и высокие производственные затраты на поддержку инфраструктуры информационных технологий, а также поиск альтернативных путей сбыта придают банковской организации характер предприятия с фиксированными затратами. Амортизация ранее приобретенного оборудования предполагает быстрейшее использование наименее эффективных единиц оборудования через снижение затрат, повышение производительности и преимущества специализации. Отсюда возникает необходимость гибкости затратных структур.

Экономия, обусловленная широким профилем услуг. Комплекс преимуществ и синергетические эффекты можно получить при последовательной тщательной обработке и использовании информации о рынке и клиентах. Эффективность информационного управления можно повысить с помощью специально разработанных баз данных. Другие синергетические потенциалы (банковское страхование, связь, менеджмент и т.п.) раскрываются при совместном использовании каналов сбыта.

Экспертиза рынка, отрасли и продукции. Традиционные посреднические функции банков все больше заменяются прямым использованием рынков капитала владельцами капитала и инвесторами. Поэтому банковские организации вынуждены набирать специалистов из производственной сферы и аналитиков в качестве носителей экспертных знаний для оформления, структурирования и ранжирования сделок, отобранных на фондовом рынке.

Репутация является важнейшим «неосязаемым имуществом» каждого производителя финансовых услуг. В окружении банка, где отношения с клиентами складываются в ходе множества отдельных сделок, а партнерские отношения банка с клиентами недолговечны, непременным условием успеха является дифференциация в общении, отвечающая интересам клиентов. В инвестиционном банковском деле, например, репутация определяется количеством, размерами и качеством заключенных сделок, а также позицией в рейтинговой таблице. Таким образом, рост репутации, распространение информации об успехах банка в сочетании с внутрибанковской передачей сведений о репутации принадлежат к существенным факторам успеха в деле привлечения клиентов.

Заимствования на международном рынке капитала. Когда емкость национальных рынков недостаточна для успешного размещения эмиссии и частные инвесторы действуют на международном уровне, банки перешагивают через национальные границы. Все виды банковской деятельности (управление имуществом, обслуживание частных лиц, универсальные финансовые услуги, вложение капитала, прямое банковское обслуживание) имеют европейские или даже мировые масштабы.

Стратегические цели банка. Исходя из существующих структур клиентов и услуг, а также мощности банка, в его центральном и региональных отделениях должны быть определены виды деятельности, которые в долгосрочной перспективе обеспечат конкурентные преимущества, необходимые для получения ожидаемой доходности.

Для достижения стратегических целей банка возможны три альтернативы действий: реорганизация; дезинвестиция (отступление), и развитие, или наращивание интенсивности присутствия по выбранным направлениям деятельности.

Примерами реорганизации могут служить мероприятия менеджмента по затратам, сертификации по нормам Международной организации по стандартам (ISO). В рамках дезинвестиции возможен, например, выбор действий, позволяющих ограничивать и брать под контроль возврат депозитов мелким вкладчикам. Что касается развития, наращивания присутствия, то оно может быть осуществлено либо за счет наращивания активности в сферах управления имуществом (индивидуально или консолидированно), обязательств и части имущества, оставшейся после удовлетворения претензий кредиторов, либо в результате слияний и поглощений в сфере корпоративных финансов, либо, наконец, в форме первичного и публичного предложения корпоративных облигаций.

Банки по-разному представляют рост и развитие по всем направлениям своей деятельности, однако существует общая точка зрения на перспективы определения сферы прибыльного целевого рынка. Решающую постановку вопроса можно сформулировать так: посредством какой стратегии вхождения можно внедриться в прибыльный рынок, имея в виду комбинацию клиент--продукт--канал сбыта--регион?

В общепринятых схемах классификации различают три типа стратегии вхождения в рынок, которые могут быть перенесены наспецифическую постановку проблем в банковском секторе.

Стратегия создания собственных учреждений подразумевает учреждение собственных филиалов, отделений и представительств банка.

Стратегия кооперации позволяет банкам участвовать в освоении рынка в форме участия, стратегического альянса или совместного предприятия.

Стратегия приобретения имеет несколько форм: собственно приобретения и несколько видов слияния -- горизонтального, вертикального и латерального типов.

 

1.4 Пути повышения конкурентоспособности российских банков

 

Придя к выводу о неконкурентоспособности российской банковской системы в настоящее время, необходимо предложить меры, направленные на выправление существующей ситуации.

Основной из таких мер видятся слияния и поглощения банков, находящихся под контролем российского капитала. Именно эти процессы могли бы кардинально и сравнительно быстро решить большинство проблем российского банковского сектора.

Другим методом является оптимизация государственного регулирования и стимулирования банковской системы.

Третий метод -- разработка правил и мер участия в конкуренции иностранного финансового капитала.

Эти три метода, включающие в себя многие составляющие, будут рассмотрены ниже. Кроме того, можно акцентировать внимание на ряде мер, которые стимулируют повышение конкурентоспособности банковского сектора России. Это:

предоставление банку права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц с даты его государственной регистрации, если размер уставного капитала вновь регистрируемого банка не ниже суммы рублевого эквивалента 100 млн. евро. Отмена двухлетнего «испытательного срока» для действующих банков, если размер собственных средств (капитала) не ниже суммы рублевого эквивалента 100 млн. евро;

совершенствование процедур IРО банка, их облегчение, направленное на соблюдение интересов как инвесторов, так и эмитента;

принятие законодательных актов, четко регламентирующих процессы секьюритизации, потребительского кредитования и ряда других;

обеспечение условий для унификации и развития системы регистрации имущества и имущественных прав;

создание правовых условий и стимулирование заинтересованности банков для комплексной реализации положений документов Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» и «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы»;

совершенствование комплексной системы оценки рисков, стимулирование кредитных организаций к моделированию стрессовых ситуаций и повышению квалификации сотрудников служб риск-менеджмента в соответствии с лучшими мировыми стандартами;

создание механизма реализации активов ликвидируемых кредитных организаций, повышение прозрачности ликвидационных процедур, совершенствование процедур оспаривания сомнительных сделок;

разработка и внедрение механизма привлечения к санации проблемных кредитных организаций непроблемных частных кредитных организаций с последующим опционом на выкуп санируемого банка;

Информация о работе Конкурентоспособность коммерческого банка