Этапы развития коммерческого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:37, реферат

Краткое описание

Древнерусское государство образовалось в 882г. Первое государство (Русь) объединило более 200 мелких славянских племен. Основными факторами возникновения древнерусского государства были военный и торговый. По мере развития культурных потребностей, в результате совершенствования производительных сил, потребность в торговле усиливалась и соответственно развивалась потребность в предпринимательских качествах людей того времени.
В конце IX века помимо товарообмена, появились денежные отношения. Н

Файлы: 1 файл

коммерческая деятельность.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Произошло некоторое оживление малого бизнеса, в том числе единоличного. Относительно быстро происходило становление  частного предпринимательства в  промышленности, торговле и сельском хозяйстве, хотя в этих отраслях далеко не все ограничения были сняты. По-прежнему ограничивался ассортимент товаров, предназначенных для свободной купли-продажи. Действовала монополия внешней торговли, а под видом государственного регулирования предпринимательства на деле нередко осуществлялся контроль с позиций «классового пролетарского подхода». Несмотря на это, частным сектором производилось почти 90% продукции местной промышленности.      

 В советский период попытка  возродить российскую рыночную систему относится к эпохе НЭПа. Крупномасштабное преобразование финансов и денежного обращения, отмена продразверстки и развитие свободной торговли оказались единственно уместными мерами ленинского правительства, которые остановили инфляцию и необычно быстро восстановили равновесную рыночную систему. Экономический рост, который последовал за этими мерами, был впечатляющим свидетельством первой единственной в советский период попытки возродить экономическую славу России.     

С 1917 по 1920 года начинается новый этап развития отечественного предпринимательства. Это третий этап развития отечественного предпринимательства. Политика большевиков была направлена на ликвидацию предпринимательства из экономической жизни. Экономика и предпринимательство, в том числе перестраивались по социалистической идеологии. Фабрики и заводы, частная собственность были национализированы. Плановое ведение хозяйства. Установлена была государственная монополия.      

 Нэповская модель возрожденного  рынка слишком очевидно подтверждала правомерность экономического выбора для советской хозяйственной системы. Однако, как известно, к началу 30-х годов был сделан совсем иной выбор: военный коммунизм, постепенно трансформируемый в командно-административную систему.     

Новая политика – НЭП (1921-1926 гг.) внесла частичное оживление в предпринимательскую деятельность. НЭП можно считать новым (четвёртый) этапом. Были созданы благоприятные предпосылки для активизации частного предпринимательства. По сути, предпринимательскими функциями стало заниматься государство.     

В период НЭПа (1921–1928 гг.) активно возрождались биржи и ярмарки. С декабря 1921 г. в Москве начала действовать Центральная  товарная биржа. К 1923 г. насчитывалось  около 70 бирж, на которые приходилась  значительная доля оптового товарооборота. Ведущая роль в биржевой торговле принадлежала не частным владельцам, а государственным структурам. Они охватывали 80% биржевых продаж. Государство не только поддерживало и сохраняло сложившиеся позиции в оптовой торговле, но и неуклонно способствовало вытеснению из этой сферы частного предпринимательства.      

Особенно  медленно шел процесс становления  кредитно-банковской системы, построенной  на принципах коммерческо-денежного  обращения. К осени 1923 г. в стране было создано два частных коммерческих банка и около 40 обществ взаимного кредита. Сумма балансовых активов этих учреждений на 1 сентября 1923 г. составляла лишь 3% от общих балансовых активов всех государственных кредитных структур во главе с Госбанком.      

Что касается привлечения иностранных  инвестиций в период НЭПа, то они имели значительные ограничения как по целям и объектам, так и по объему. Многие зарубежные предприниматели предпочитали не вкладывать капитальные средства в советскую экономику. Они избегали долгосрочных капиталовложений, отказывались инвестировать их в нашу промышленность. Ограниченные капиталы направлялись в сферу торговли в расчете на быстрый оборот, прибыль и минимальный риск. Вместе с тем, Советское государство сдерживало заключение договоров по поступающим от иностранных предпринимателей предложениям на концессию (эксплуатация природных ресурсов).     

Государство было заинтересовано в создании акционерных  обществ, где главенствующую роль отводилось государству. Все акционерные общества были под контролем государства. В этот период появляются государственные и смешанные акционерные общества. Так же можно отметить и создание акционерных обществ с иностранными государствами. Весьма успешно в это время развивалось и частное предпринимательство. Но в связи с тем, что по идеологии частная собственность рассматривалась как чуждое социализму явление частное предпринимательство всячески притеснялось.     

Самый сложный  и долгий период это пятый этап. Он длился 60 лет (1920-1980 г.). Экономика была плановая государственная административно командной. Предпринимательства как такого не было до второй половины 80-х годов. Во второй половине 1980 г. назрели условия перехода на новые рыночные отношения. В это время появились такие явления, как частная собственность, конкуренция, предпринимательство, корпоративные предприятия, подряд, аренда.      

В результате осуществляемого в 1991 г. перехода на рыночные принципы хозяйствования с одновременным принятием соответствующих  правовых актов в России стала  развиваться предпринимательская  деятельность. На смену монопольной государственной торговле пришло торгово-коммерческое предпринимательство, основанное на самоопределении, самоуправлении и независимости.     

Несмотря  на трудности и общую экономическую  нестабильность, процесс становления  коммерческого предпринимательства в России на современном этапе неуклонно продвигается. В 1990–1991 гг. вступили в действие Законы РСФСР от   24 октября 1990 г. «О собственности в РСФСР» и от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С этого момента россияне могли легально заниматься предпринимательством. Тогда же создаются всевозможные рыночные структуры: торговые предприятия различных организационных форм, биржи, инвестиционные, холдинговые и страховые компании, коммерческие банки, школы бизнеса и т.д. В 1992 г. был образован Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ныне – Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства – МАП России).     

В 1992–1993 гг. был  продолжен курс на частную собственность, предпринимательство, а также проведена  масштабная приватизация. Нормативно-правовые акты того времени направлены на расширение предпринимательской деятельности и передачу государственного торгового имущества в собственность торговых и других частных предприятий.     

Решающее  значение имели постановления Правительства  Российской Федерации: от 1 апреля 1993 г. «О фонде поддержки малого предпринимательства  и развития конкуренции» и от  29 апреля 1994 г. «О мерах государственной  поддержки малого предпринимательства». Кроме того, Государственной Думой 14 июня 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Они направлены на реализацию государственных и муниципальных программ поддержки предпринимательства, которые расширяют потенциальные возможности развития малых и средних торговых фирм в масштабе России, обеспечивают формирование инфраструктуры предпринимательства. В то же время программами предусмотрено всемерное содействие становлению рыночных отношений и конкуренции.     

Современный этап развития предпринимательства  характеризуется совершенствованием Налогового кодекса РФ, направленного  на снижение налогового бремени и  совершенствование механизма сбора  налогов, упрощением регистрационно-разрешительных процедур.  
  
  
  
  
  
  
      

2. Брокерские услуги на рынке биржевых товаров.

Рассмотрим теперь принципиальную схему функционирования биржи, порядок ведения торгов. При этом следует учитывать, что каждой бирже присущи собственные особенности организации биржевого процесса, которые к тому же постоянно совершенствуются по мере развития биржевого дела.

Биржевые операции вправе осуществлять только члены биржи самостоятельно или через своих уполномоченных, а также биржевые брокеры по поручению  членов биржи. Поэтому клиент, который  желает купить или продать свой товар  через биржу, должен прежде всего обратиться в брокерскую контору, являющуюся членом этой биржи, и связаться с брокером — приёмщиком заказов. Клиент заполняет бланк-приказ и передает его полномочному брокеру. Все эти предварительные, стартовые операции могут осуществляться вне биржи, в периферийных органах. Лишь после того, как полномочный брокер передает заявку и отдает указание брокеру — исполнителю счетов, она поступает в центральные органы биржи. Все биржевые услуги и операции платные. Клиент биржи обязан сам нести расходы. На многих биржах до начала исполнения заказа клиент должен внести на счёт биржи гарантийный взнос («маржу»), составляющий до 10 % оценочной стоимости предмета сделки. Маржа не используется биржей, а служит залогом исполнения сделки клиентом. Если клиент оплатил положенные по сделке суммы, то он вправе получить маржу обратно.

Принятая биржей заявка поступает  в торговую секцию операционного  зала, проходя через приёмный пульт  и регистратуру, и затем пересылается в биржевое кольцо. Биржей может  проводиться предварительная фильтрация заказов на предмет отсева несоответствующих нормативным требованиям или заведомо нереальных.

Собственно торги происходят в  биржевом кольце, находящемся в операционном зале. Биржевые брокеры, члены биржи, обладающие правом заключать сделки и имеющие на то заявки от своих клиентов, передают заявки находящемуся в биржевом кольце представителю брокерской фирмы, который непосредственно участвует в торгах. Наряду с брокерами в торге принимают участие в качестве ведущих и фиксирующих сделки биржевые маклеры, входящие в персонал биржи. Участникам торгов принято выдавать карточки разного цвета. Так, брокеры обычно получают синие или красные карточки, а маклеры — зелёные. Помощники брокера чаще всего имеют карточки жёлтого цвета. Из-за того, что в биржевом зале обычно очень шумно, в ходе торгов брокеры и маклеры общаются путём поднятия карточек или жестами (на биржах существует устоявшийся язык жестов). Обычно торг начинает ведущий маклер с сообщения о товарах, выставленных на продажу. Если сообщение маклера вызвало интерес у присутствующих брокеров, желающих приобрести товар, они подтверждают это, поднимая вверх руку с карточкой. После оглашения всего списка и небольшого перерыва начинается обсуждение предложений брокеров-продавцов. В идеальном случае на предложение откликается заинтересованный брокер-покупатель, то есть контрагент, желающий приобрести всю партию товара. И сделка сразу фиксируется. Если такой вариант не проходит, то обсуждаются встречные предложения брокеров-покупателей об условиях, на которых они согласны приобрести товар или его часть. В случае повторной неудачной попытки заключить сделку она откладывается и рассматриваются следующие предложения.

При достижении договорённости между  брокером-продавцом и брокером-покупателем (в виде их устного согласия о взаимоприемлемости условий) маклер фиксирует сделку записью в регистрационной карте. Такая регистрация свидетельствует о том, что сделка заключена.

Приведённое описание торгов чрезвычайно  упрощено в целях облегчения восприятия процесса в целом. Реальная процедура торга намного сложнее и разнообразнее. Порядок ведения во многом зависит от вида сделок, а также от установившихся на каждой бирже традиций, уровня оснащённости бирж площадями, помещениями, средствами передачи и отображения информации, вычислительной техникой. Возможны разнообразные ответвления от основной схемы и её вариации. В особенности сказанное относится к вновь возникающим, формирующимся биржам, функционирующим в условиях становления рыночных отношений.


Информация о работе Этапы развития коммерческого предпринимательства