Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:10, реферат
Целью исследования является:
Определение объективных предпосылок, уровней, целей и задач, формы интеграции, причины и развитие экономической интеграции.
Задачи данной курсовой работы:
1) Раскрыть содержание интеграции и рассмотреть существующие воззрения на процессы интеграции в зарубежной и отечественной науке.
2) Определить место интеграции среди других глобальных факторов мирового развития и проанализировать воздействие интеграционных тенденций на эволюцию системы международных отношений в целом и ее региональных подсистем.
3) Определить виды и понятия интеграции.
Принцип поддержки и содействия со стороны административных органов. Успешная деятельность АПФ во многом обусловлена характером взаимоотношений руководителей предприятий – потенциальных участников АПФ с районными и областными административными органами.
Практика показывает, что
в тех регионах, где интегрированным
хозяйственным структурам оказывается
необходимая государственная
Перечисленные принципы относятся
ко всем формам АПФ. В то же время
практические решения, как организационные,
так и экономические, принимаемые
на их основе, в зависимости от конкретных
условий могут существенно
1.3Основные этапы интеграции
Первый этап. Образование зоны свободной торговли с отменой таможенных тарифов и других ограничений между странами-участницами, На этой стадии страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но сохраняют полную свободу действий в экономических связях с третьими странами. Например, право на отмену или введение новых таможенных пошлин, либо иных ограничений, право на заключение торгово-экономических договоров, соглашений, альянсов.
Вследствие этого между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы и соответственно препятствующие льготному ввозу товаров ив третьих стран.
Классическим примером такой зоны свободной торговли считается Европейская ассоциация свободной торговли, существующая с I960 года.
Второй этап. Образование таможенного союза с установлением единых тарифов в торговле и в движении рабочей силы и капитала.
На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Возникает единое таможенное пространство, ограниченное пределами входящих в него государств.
Примером такого образования является Европейское экономическое сообщество переросшее в Европейский Союз.
Третий этап. Возникновение экономического союза, представляющего собой начальную фазу реальной экономической интеграции. Па этой ступени государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. В результате формируется общее рыночное пространство, так называемый общий рынок.
Четвёртый этап. Полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства, с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом и каждой из стран-участниц.
Последние два этапа могут включать в себя определенные подэтапы, связанные со спецификой той или иной интеграционной группировки. Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е, проходит первый и второй этапы интеграционного развития.
Международная экономическая интеграция рассматривается (особенно в ее западноевропейском варианте) как трехуровневая модель. На микроуровне, т. е. на корпоративном уровне, когда отдельные компании «ступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы. На межгосударственном уровне, когда целенаправленная деятельность государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов.
ГЛАВА 2.ИНТЕРГАЦИЯ В РОССИИ
2.1 Пути финансовой интеграции
Финансовый хаос, в условиях которого руководство новой России пришло к власти, а также инерция централизованной экономики вынуждали правительство, взявшее курс на ускоренное открытие экономики прибегать к административным ограничениям. Непрерывно возникали «горящие» проблемы, мешавшие слабому, «рыхлому» государству отстаивать национальные интересы на международных рынках. Идеологическая ангажированность реформаторов также была причиной того, что в политике интегрирования они допустили немало просчётов, труднообъяснимых с позиций здравого смысла. Их главную ошибку я вижу в том, что либерализация внешнеэкономической сферы приняла форму предоставления льгот ограниченному числу финансовых групп, особенно после прихода в правительство хозяйственной номенклатуры[2].
Как ни странно, но многие промахи реформаторов уходили корнями
в советскую мифологию, в масштабные утопические прожекты (построение коммунизма к 1980-му, продовольственная программа и т. п.). Вера советского, а затем российского общества в глобальные проекты переустройства жизни, недооценка кропотливого труда сказались и на действиях реформаторов. С точки зрения особенностей вхождения в мировое хозяйство 90-е годы можно разбить на три периода.
Первый период: радикальное открытие российской экономики правительством Егора Гайдара. В 1992-м были сделаны реальные, последовательные шаги по либерализации внешнеэкономических связей: достигнута внутренняя обратимость рубля на основе установления единого курса и либерализации (правда, не полной) внутренних цен. Акцию эту провели поспешно — во многом из-за сложившейся ситуации. Либерализовать цены было необходимо, чтобы защитить российский рынок от других республик, беззастенчиво пользовавшихся кредитной эмиссией безналичных рублей для оплаты российских товаров. Оставаясь в безналичной рублёвой зоне, многие республики ввели собственные денежные знаки (купоны). При отсутствии таможенной границы внутренняя конвертируемость российского рубля создала своего рода барьер на пути дармовой откачки ресурсов из страны. Первый этап завершился быстро, поскольку излишне радикальные действия гайдаровской команды вошли в противоречие с интересами ближайшего окружения Бориса Ельцина.
Второй период продолжался от отставки кабинета Гайдара до августовского дефолта 1998 года. К рычагам экономического управления пришла бывшая хозяйственная номенклатура. За это время крупные западные промышленные инвесторы пересмотрели свои относительно благоприятные оценки перспектив делового сотрудничества с Россией. Крупный отечественный внешнеэкономический бизнес всё больше прибирали к рукам дельцы с подмоченной репутацией, разного рода международные комбинаторы. Среди них — голландский предприниматель Йоханн Дойс, подписавший с Виктором Черномырдиным соглашение о Каспийском трубопроводном консорциуме амнистировал его только в начале 2001-го), через которого в начале 90-х годов шла немалая доля российского нефтяного экспорта, алюминиевые короли братья Черные и др. Августовский дефолт — естественное завершение развития, отмеченного невиданными льготами нефтяникам и газовщикам, покупкой предприятий по дешёвке через залоговые аукционы, толлингом в цветной металлургии, демпингом предприятий чёрной металлургии, неизвестно куда сгинувшими миллиардами из кредитов МВФ и т. д.
Третий период (с августа 1998-го до отставки Ельцина) делится, в свою очередь, на два отрезка: 1) выход из кризиса усилиями кабинета Евгения Примакова и нового руководства Центробанка во главе с Виктором Геращенко и 2) движение по инерции за счёт девальвированного рубля и растущих цен на нефть.
Резко открывая отечественную экономику, российские власти не имели продуманной стратегии интеграции в мировые рынки. С этой точки зрения показательна чехарда с организацией управления внешнеэкономическими связями. Сначала его вверили созданному для этого комитету МИДа, чуть позже — восстановленному Министерству внешних экономических связей и, наконец, Министерству торговли, одновременно ведавшему и внутренней торговлей. Иностранные инвестиции долго пытались регулировать в отрыве от внешней торговли. (Чёткая структура не создана и по сей день: за внешнеэкономические связи теперь отвечает Министерство экономического развития и торговли.) Постоянные реорганизации и приватизация всесоюзных внешнеторговых объединений разрушили аппарат Министерства внешней торговли СССР, где работали высококвалифицированные специалисты. Многие функции этого министерства, полезные при регулировании рыночной экономики, новая власть упразднила сразу же.
В условиях, когда в российской экономике отсутствовала конкуренция, а цены на базовые товары были во много раз ниже мировых, ускоренная либерализация внешнеэкономических связей вынуждала правительство постоянно вводить для одних отраслей и предприятий какие-то административные ограничения, а для других льготы.
На смену хаотичным административным мерам начала 90-х постепенно приходят рыночные. Тем не менее управляемость внешнеэкономическими связями нельзя считать удовлетворительной. Экспортные пошлины вводятся не только на энергоносители и другие не возобновляемые ресурсы, но и на сельскохозяйственную продукцию, что сдерживает её производство. Льготы, как и раньше, предоставляются главным образом газовщикам и нефтяникам.
В начале 2001-го экспортная пошлина на нефть была снижена более чем вдвое — хотя мировые цены на нефть и рентабельность её экспорта весьма высоки.
Но аппетиты крупных сырьевых экспортёров, видимо, не знают границ. В начале 2001 года они в союзе с некоторыми банками развернули агрессивную лоббистскую кампанию по «либерализации валютного рынка». Её цель — снижение или отмена нормы обязательной продажи экспортёрами валютной выручки, а также либерализация движения капиталов.
Наконец, инвестиции крупных российских компаний за рубежом нередко представляют собой необходимое условие для продвижения отечественной продукции на мировые рынки или для поставок необходимого сырья в Россию на выгодных условиях. Чтобы такие операции были равнодоступны всем предприятиям, нужна 100-процентная продажа экспортной выручки.
Разумно было бы либерализовать и валютные операции для физических лиц. Лучше разрешить им держать деньги в иностранных банках, чем под подушкой. Однако эту возможность нужно дать не только избранным, а всем. В стране должны функционировать отделения надёжных иностранных банков, готовые широко обслуживать население. Пойдут ли они на это, неясно. Необходима договорённость с ними, которая включала бы такие вопросы, как помощь при выплате наших долгов, содействие инвестициям [4].
2.2 Финансовая открытость.
Финансовая открытость –
это степень международной
В ряде смежных исследований затрагивается вопрос том, какие исходные условия необходимы для того, чтобы финансовая открытость могла принести стране реальные выгоды для экономического роста, одновременно снижая риск кризиса.
Развитие финансового сектора, в частности, является одним из ключевых факторов, определяющих масштабы экономического роста и выгод в плане стабильности, которые может принести финансовая глобализация. Чем выше уровень развития финансового сектора страны, тем больше выгоды от притока капитала для экономического роста и ниже уязвимость этой страны по отношению к кризисам как в прямых, так и косвенных отношениях.
Еще одно преимущество более
высокого уровня развития финансового
сектора заключается в том, что
оно положительно сказывается на
макроэкономической стабильности, что,
в свою очередь, отражается на объеме
и структуре потоков капитала.
В развивающихся странах, не имеющих
емкого финансового сектора, внезапные
изменения направления потоков
капитала, как правило, приводят в
действие или усиливают циклы
подъемов и спадов. Кроме того, неадекватная
или плохо регулируемая либерализация
внутреннего финансового
Качество внутренней макроэкономической политики также, по-видимому, влияет на уровень и структуру притока капитала, равно как и на степень уязвимости страны по отношению к кризисам. Взвешенная налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика увеличивает выгоды от либерализации операций с капиталом для экономического роста и помогает предотвратить кризисы в странах с открытым счетом операций с капиталом. Кроме того, для стран со слабыми финансовыми системами открытый счет операций с капиталом и режим фиксированного валютного курса не является благоприятным сочетанием. Можно убедительно доказать, что жесткий валютный курс повышает уязвимость страны по отношению к кризисам при открытии ею своих рынков капитала.
Торговая интеграция улучшает альтернативный выбор между издержками и выгодами, связанными с финансовой интеграцией. Кроме того, она снижает вероятность кризисов, связанных с финансовой открытостью, и уменьшает издержки таких кризисов в случае их возникновения. Таким образом, недавние исследования подтверждают аргументацию прошлых работ, посвященных вопросам последовательности реформ, в которых приводились доводы в пользу проведения либерализации торговли до либерализации операций с капиталом[3].
Информация о работе Интеграционные процессы в развитых странах