Информационных технологий в финансовом менеджменте кредитной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать роль и значение информационных технологий в финансовом менеджменте кредитной организации.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные аспекты финансового менеджмента и его составляющие;
определить цели, задачи и функции финансового менеджмента кредитной организации;
изучить опыт зарубежных стран;
проанализировать особенности информационных технологий управления в кредитной организации;
обосновать проблемы и определить перспективы развития информационных технологий управления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………......3
1. Основные аспекты финансового менеджмента и его составляющие…………………………5
Сущность финансового менеджмента…………………………………………………………5
Цели, задачи и функции финансового менеджмента кредитной организации……………..6
Опыт зарубежных стран………………………………………………………………………..7
2. Информационные технологии управления……………………………………………………10
2.1. Информационные технологии финансового менеджмента………………………………...10
2.2. Автоматизация процесса управления………………………………………………………..13
3. Проблемы и перспективы развития информационных технологий управления…………...16
3.1. Проблемы внедрения информационных технологий управления. Безопасность информации при автоматизированной обработке………………………………………………16
3.2. Перспективы развития информационных технологий…………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………………………………23
Библиографический список………………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.39 Кб (Скачать)

Каждому объекту (лицевой  счет, проводка, клиент) соответствует  стандартный инструментарий (создание, контроль, корректировка, удаление, сортировка, поиск и др.), а также специфический  инструментарий («красное сторно» для проводок, заключение оборотов или закрытие - для счетов и др.).

Весьма актуальной проблемой  сегодня остается обеспечение банковской безопасности. Ее решение может быть успешным только при комплексном  подходе, который подразумевает  разделение доступа к информации, к различным АРМ и к режимам  в них. Так, для доступа к системе  существуют уровни: пересылка файлов в определенную директорию, доступы  в определенную директорию, доступ к диску, реализация всех функций  на удаленной ЭВМ. Для этого обычно используется система паролей, шифрования передаваемой информации, электронной  подписи. Также важное значение имеет правильная организация ведения архива информационной базы системы.

Таким образом, принципы разработки систем автоматизации банковской деятельности вытекают из подходов и требований, предъявляемых к программному продукту заказчиком (банком). Эти требования содержат в себе требование банка  к системе в целом как к  продукту, который будет обслуживать  специфическую сферу (банковское дело), а также специальные требования, отражающие специфику используемых в банке операций и технологий их выполнения.

С другой стороны, существует ряд требований, которые предъявляются  к разработке исполнителем (разработчиком). Эти требования могут совпадать  с требованиями банка, но могут и  конфликтовать. Хотя большинство из перечисленных требований, предъявляемых  проектировщиком, не являются конфликтными по отношению к требованиям банков.

Следует запомнить, что при  проектировании интегрированных БИС необходимо учитывать требования банковской среды. Это возможность отката на определенную дату и технологического отката; однократный ввод информации; блокирование ввода платежных документов при дебетовых сальдо; выполнение проводок в реальном масштабе времени; анализ ситуации - открытый (закрытый) счет; информационная безопасность.

Общие требования разработки информационных систем: сокращение документооборота; автоматизация рутинных задач: адаптивность финансовых информационных систем (ФИС) (параметризованность); возможность расширения систем; единая информационная база; мобильность; ведение архива системы; восстановление архивной копии базы данных системы [7, c. 111]

Как правило, информационная система является внешней по отношению  к совокупности банковских технологий, поскольку зачастую машинная обработка  банковской информации используется на заключительных стадиях технологического процесса выполнения банковских операций, которые характеризуются наибольшей концентрацией вычислений. На практике все банковские операции связаны  некоторой единой технологией, состоящей  из множества макро - и микротехнологий, наличие которых обусловлено  специализацией отдельных групп  работников и составом их обязанностей [18]

 

    1. Перспективы развития информационных технологий

 

Под аутсорсингом информационных технологий (далее будем говорить «IT-аутсорсинг» или просто «аутсорсинг») в банковской области понимается концентрация ресурсов в рамках основной деятельности для достижения конкурентных преимуществ, т. е. такая организация  работы, когда часть или все IT-обеспечение  основной деятельности банка на возмездной основе поручается сторонней компании [17]

Прежде всего, аутсорсинг позволяет банку развивать узкоспециализированный бизнес, не отвлекаясь на непрофильную деятельность. Эта тенденция совпадает  с мировым экономическим трендом. При этом не нужно забывать, что IT-обеспечение  является, пожалуй, уникальным видом  обеспечения деятельности банков. Его  уникальность состоит том, что, с  одной стороны, для банков IT-обеспечение  является непрофильной деятельностью, а с другой стороны, именно на информационных технологиях базируется практически вся работа банка. Исключением являются такие редкие банковские услуги, как, например, налоговое консультирование для VIP-клиентов. Если же говорить об экономике деятельности, можно увидеть, что затраты на непрофильную деятельность по IT-обеспечению для банков весьма велики, а уменьшить их без ущерба для основной деятельности часто очень непросто. Одним из способов для банков снизить эти затраты как раз и является аутсорсинг.

Мировой опыт в этой области неоднозначен, но скорее - положителен. Можно вспомнить хотя бы две крупные сделки 2005 г. Первая - заключение британским банком Lloyds TSB соглашения с компанией Fujitsu Services сроком на пять лет по управлению компьютерной инфраструктурой и технической поддержке 2000 своих офисов. В рамках соглашения Fujitsu Services осуществляет управление более чем 80 тыс. ПК, ноутбуков и серверов, расположенных в разных подразделениях банка. Компания также взяла на себя поставку, конфигурацию и установку всего компьютерного оборудования. Еще одна сделка - соглашение банка Barclays с компанией British Telecom (между прочим, на сумму в 500 млн ф. ст.), цель которого -- реализация безопасной IP-инфраструктуры в сетях, через которые банком осуществляется телефонная связь и передача данных. А есть еще и сделки J.P. Morgan Chase с IBM на 5 млрд долл., Bank of America с EDS - на 4,5 млрд и многие другие (согласно данным Gartner Group, в год подписывается до десяти миллиардных сделок по IT-аутсорсингу и до ста -- более чем на 100 млн долл.). Информация об отрицательных примерах, как правило, не публикуется, так как участники неуспешных проектов не заинтересованы в раскрытии такой информации [17]

Конечно, масштабы IT-бюджетов западных банков и любого банка в России несопоставимы. Лишь один раз в 2006 г. в сетевых средствах информации прошла информация о том, что РОСБАНК серьезно прорабатывает сделку по IT-аутсорсингу с компанией IBM, но подготовка сделки была приостановлена в связи с началом поглощения банковской группой «Сосьете Женераль». В нашей стране пока существуют только примеры узкоспециализированных моделей аутсорсинга, в основном в среде мелких и средних банков.

Рассмотрим известную  классификацию зрелости IT-аутсорсинга, также принадлежащую Gartner Group (Приложение Г) [17]

Видно, что, с одной стороны, классификация не является «линейно упорядоченной» по степени зрелости (в ней есть несколько ветвлений), с другой стороны, эта «неупорядоченность»  и отражает реалии мира и взгляды  существующих банков на то, как именно может проводиться аутсорсинг.

Небольшой комментарий к  такому виду аутсорсинга, как ауттаскинг. Разница между полномасштабным аутсорсингом и ауттаскингом не только в объемах сделок, но и в их философии. Эта разница - в том, что в силу большей инкапсуляции ауттаскинг подразумевает больший контроль над поставщиком, отслеживание работы подрядчика в реальном времени, возможность оперативной смены и перестройки процессов и взаимоотношений между банком и поставщиком.

Примеры частичного аутсорсинга  давно известны в российском банковском сообществе - почти у каждого банка развитие и обеспечение корпоративной телекоммуникационной сети отдано на аутсорсинг, часто на аутсорсинг отдано обслуживание банкоматов. К примерам ауттаскинга можно отнести такой внутренний IT-бизнес-процесс, как развитие и сопровождение АБС у небольших банков -- зачастую для банка и дешевле, и надежнее с точки зрения качества продукта не разрабатывать собственную АБС, а воспользоваться готовыми решениями (и дальше поддерживать эти решения силами поставщика).

Приведем еще одну классификацию  успешных моделей аутсорсинга (Приложение Д)

Эта классификация, в отличие от той, что приведена в Приложении Г, поможет скорее не выстроить правильно проект аутсорсинга, но понять, что же именно получит банк или финансовая организация от проекта (в том числе и в нематериальном выражении), поможет разобраться, какой именно вид аутсорсинга нужен организации [17]

В проекте перевода (и  последующего сопровождения) банка  на аутсорсинг следует решить три  основные задачи:

1. Нужно разработать и  четко прописать уровни предоставления  аутсорсинговых услуг. Эти уровни могут быть разными - услуги по предоставлению инфраструктуры (сюда мы относим и телекоммуникации, и аппаратное обеспечение, и системное программное обеспечение), услуги по поддержке и (или) разработке прикладных систем, наконец, аутсорсинг бизнес-процессов. При этом возможны любые комбинации. Пожалуй, точное, аргументированное и взвешенное определение таких уровней (по-иному, «границ проекта») и является наиболее сложной задачей в проектах перевода на аутсорсинг.

2. Нужно разработать экономическую  модель аутсорсинга. Можно и  нужно рассматривать разные модели - по видам бизнеса либо «глобальный» аутсорсинг. Важный момент при этом - динамика экономической модели, рассматривать ее необходимо как минимум на 4-5 лет вперед.

3. Обеспечить надлежащее  юридическое обеспечение, надежную  стыковку соглашения о предоставлении  услуг с существующей нормативной  базой. Должно быть обеспечено  безусловное соответствие соглашения  всей нормативной базе, выпущенной  ЦБ РФ, законам о сохранении информации. Отдельный вопрос - обеспечение соответствия Трудовому кодексу РФ, так как при проведении проекта аутсорсинга неизбежно встают вопросы подбора и сохранения персонала, возможной миграции из внутренних IT-подразделений банка в штат компании - поставщика услуг или его подрядчиков, мотивации и (как минимум) сохранения удовлетворенности сотрудников [17]

Таким образом, постоянные изменения, происходящие в сфере деятельности банков и затрагивающие юридическую сферу, экономическую среду и банковские технологии, требуют от системы управления банком высокой степени адаптивности, поэтому  банковские информационные системы должны иметь гибкую структуру и быть открытыми системами.

Аутсорсинг позволяет банку развивать узкоспециализированный бизнес, не отвлекаясь на непрофильную деятельность. Эта тенденция совпадает с мировым экономическим трендом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, цель курсовой работы достигнута, а поставленные задачи – решены.

финансовый менеджмент –  это управление отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов.

Одна из особенностей финансового  менеджмента в коммерческом банке  в современных российских условиях — это отсутствие единообразной  технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк – это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики.

Для обеспечения комплексности  автоматизации банковской деятельности требуется ряд важных программных  средств, позволяющих оценить состояние  банка на любой момент времени, вести  скоростной обмен информацией со своими филиалами и отделениями, а также с другими банками, осуществлять разноску сумм по корреспондентским  счетам, их обработку и другие функции.

Банк ВТБ-24 все больше внимания уделяет уровню информационного обеспечения, количеству и качеству информационных услуг, предоставляемых клиентам, новым технологиям как важному фактору конкурентоспособности на рынке банковских услуг, средству увеличения своих доходов.

Решение комплексных задач  автоматизации возможно лишь с привлечением современных программно-аппаратных средств. Поэтому сейчас наметилась тенденция приобретения банками  мощных компьютеров и развитого  ПО.

Постоянные изменения, происходящие в сфере деятельности банков и  затрагивающие юридическую сферу, экономическую среду и банковские технологии, требуют от системы управления банком высокой степени адаптивности, поэтому  банковские информационные системы должны иметь гибкую структуру и быть открытыми системами. Под аутсорсингом информационных технологий (далее будем говорить «IT-аутсорсинг» или просто «аутсорсинг») в банковской области понимается концентрация ресурсов в рамках основной деятельности для достижения конкурентных преимуществ, т. е. такая организация работы, когда часть или все IT-обеспечение основной деятельности банка на возмездной основе поручается сторонней компании.

Аутсорсинг позволяет банку развивать узкоспециализированный бизнес, не отвлекаясь на непрофильную деятельность. Эта тенденция совпадает с мировым экономическим трендом.

Библиографический список

 

  1. Балабанова  И.Т. банки и банковское дело [Текст] / Под. Ред. И.Т. Балабанова – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
  2. Булатов А.С. Экономика: учебник [Текст] / А.С. Булатов - 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ. 2008. – 345 с.
  3. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки: учебник для вузов [Текст] / Е.Ф. Жуков -М.: ЮНИТИ. 2011. – 297 с.
  4. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник [Текст] / В.Я. Иохин -М.: Юристъ. 2010. – 252 с.
  5. Коробова Г. Г. Банковское дело: Учебник [Текст] /Под ред. Г. Г. Коробовой. М.: Юристь, 2009.- 501 с.
  6. Кроливецкая Л. П. Банковские электронные услуги: Учеб. Пособие [Текст] / Л.П. Кроливецкий - М.: Вузовский учебник, 2011. – 400 с.
  7. Куршакова Н. Б. Банковский маркетинг [Текст] / Н. Б. Куршакова. – СПб. И др.: Питер, 2010. - 150 С.
  8. Рудакова О.С. Банковские электронные услуги: учебное пособие для вузов [Текст] / О.С. Рудакова. - М.: Вузовский учебник, 2012.- 398 с.
  9. Тавасиева А. М. Банковское дело: дополнительные операции для клиентов [Текст] / Под ред. А. М. Тавасиева. М.: Финансы и статистика, 2011. -185 с.
  10. Тагирбекова К. Р. Основы банковской деятельности (Банковское дело) [Текст] / Под. Ред. К. Р. Тагирбекова – М., 2011.- 354 с.
  11. Тедеев А.А. Электронные банковские услуги [Текст] / А.А. Тедеев. – М., 2010. – 270 с.
  12. Томилов В.В. Культура организации предпринимательской деятельности. Учебное пособие [Текст] / В.В. Томилов - СПб.: СПб УэиФ. – 2011. – 260 с.
  13. Устинова Г.М. Информационные системы менеджмента: Основные аналитические технологии в поддержке принятия решений: Учеб. Пособие [Текст] / Г.М. Устинова. – СПб. : ДаиСофтЮП, 2012. – 368 с.
  14. Челноков В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования. Технология банковских ссуд. Околобанковское рыночное пространство: учебник [Текст] / В.А. Челноков. – 2-е изд., перераб. – М. : Высш. шк., 2011. – 291 с.
  15. Белоглазова Г. Н. Банковское дело Учебник [Текст] / Под ред. д-ра экон. Наук, проф. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой.- 5-е изд., перераб. и доп.. –М.: Финансы и статистика, 2012. - 346 с.
  16. Сайт ВТБ-24 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vtb.ru/we/ today/strategy/
  17. Перспективы аутсорсинга информационных технологий в банке [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://int-bank.ru/articles/71/
  18. Тенденции развития интернет-банкинга – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bankir.ru/tehnologii/s/tendentsii-razvitiya-internet-bankinga-10001199

Информация о работе Информационных технологий в финансовом менеджменте кредитной организации