Информационных технологий в финансовом менеджменте кредитной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать роль и значение информационных технологий в финансовом менеджменте кредитной организации.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные аспекты финансового менеджмента и его составляющие;
определить цели, задачи и функции финансового менеджмента кредитной организации;
изучить опыт зарубежных стран;
проанализировать особенности информационных технологий управления в кредитной организации;
обосновать проблемы и определить перспективы развития информационных технологий управления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………......3
1. Основные аспекты финансового менеджмента и его составляющие…………………………5
Сущность финансового менеджмента…………………………………………………………5
Цели, задачи и функции финансового менеджмента кредитной организации……………..6
Опыт зарубежных стран………………………………………………………………………..7
2. Информационные технологии управления……………………………………………………10
2.1. Информационные технологии финансового менеджмента………………………………...10
2.2. Автоматизация процесса управления………………………………………………………..13
3. Проблемы и перспективы развития информационных технологий управления…………...16
3.1. Проблемы внедрения информационных технологий управления. Безопасность информации при автоматизированной обработке………………………………………………16
3.2. Перспективы развития информационных технологий…………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………………………………23
Библиографический список………………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.39 Кб (Скачать)

Характерной чертой современных  международных банковских консорциумов является многонациональность состава  участников. В некоторых консорциумах участвуют банки десятков стран. Например, держателями акций консорциума «Юэро Лэтиноамерикэн бэнк» являются банки 12 стран, а «Юнайтед интернэшнл бэнк» – 9 стран. Иногда консорциумы включают в себя банки определенного региона, в частности в «Скандинавиэн бэнк» в Лондоне участвуют банки Скандинавских стран.

Другой разновидностью интернациональных  банковских переплетений являются многонациональные банки. Они представляют собой международные банковские группировки с участием ТНБ нескольких стран, создающих совместные, многофункциональные, постоянно действующие банковские институты. Такие альянсы служат логическим развитием международных консорциумов. Но в отличие от них они не ограничиваются сотрудничеством и кооперацией в определенных видах деятельности и не имеют, таким образом, специализированного характера по функциональному и региональному принципу. Все эти группировки существуют в форме дочерних компаний родительских банков [13, c. 198]

Происходит также конвергенция различных видов финансовых услуг. «Банки, инвестиционные фонды и страховые компании, – как подчеркивает один из банкиров А. Мовсесян, – предельно сблизят сферы своей деятельности. Банки потеряют свои конкурентные преимущества, и вряд ли кто-либо станет класть деньги на депозит под фиксированные проценты. Вероятно, возобладает схема работы швейцарских частных банков, которые берут деньги клиентов в управление, заранее оговаривая лишь степень риска вложений. Большинство финансовых учреждений будут получать львиную долю доходов от консалтинговой деятельности на свободном финансовом рынке».

Таким образом, можно говорить о характерной тенденции к консолидации и ее росту в последнее время. Мобильности финансовых потоков способствуют и электронные информационные и коммуникационные технологии, которые обеспечивают равную взаимную доступность рынков независимо от их территориального и временного размещения. Особенно сильно это повлияло на те сферы экономики, где взаимодействие агентов рыночного хозяйства не требует непосредственного перемещения товаров. Прежде всего, это относится к финансовой сфере. Так, мировой фондовый и валютный рынки образуют целостное глобальное финансовое пространство, где деловые операции происходят в скользящем режиме целые сутки.

За одну неделю оборот международных  межбанковских операций равен годовому внутреннему продукту США, а оборот за период меньший чем месяц – всему мировому продукту. Объем совершаемых в мире валютных операций за последние 20 лет вырос с 10–20 млрд. до 1,5 трлн. долл. операций в день. Ежедневный оборот валютных бирж превышает совокупные валютные резервы всех центральных банков основных стран мира вместе взятых. Соотношение стоимости мировых валютных и торговых операций увеличилось с 10 : 1 в 1990 г. до 60 : 1 в 2011 г. и продолжает расти [13, c. 201]

Доля банков во всех активах сферы финансовых услуг СШA за последние двадцать лет сократилась с 40 до 23%; прирост срочных банковских депозитов за последние десять лет составил в среднем за год 5%, а стоимость ценных бумаг взаимных фондов – 29%; финансовый сектор – США вкладывает 1/6 всех своих расходов в развитие технологий и информационные системы [13, c. 203]

Таким образом, новая ситуация в мировой экономике и в  финансовой системе в целом побуждают банки к использованию новых технологий. Компьютеризация играет различную роль и по-разному проявляется в разных секторах банковской деятельности.

Итак, финансовый менеджмент – это управление отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов. Одна из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях — это отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Информационные технологии управления

 

    1. Информационные технологии финансового менеджмента

 

Автоматизация банковских технологий в нашей стране прошла несколько  этапов своего развития.

Первоначально это были достаточно простые программные продукты, которые  автоматизировали отдельные аспекты  банковской деятельности на базе традиционных СУБД [7, c. 65]

Процесс автоматизации банковских технологий перешел на новый этап в конце 80-х начале 90-х годов. Это  напрямую связано с банковской реформой 1989 года, когда на рынке банковских услуг появились коммерческие банки (КБ).

С развитием финансового  и фондового рынков сфера деятельности КБ расширялась, возрос и объем перерабатываемой информации.

В новых условиях стал неизбежным переход к комплексной автоматизации  банковской деятельности.

В силу различия банков по размерам, структуре, используемой методологии, т.е. всех тех параметров, которые, в  первую очередь, характеризуют банк как объект приложения информационных технологий, расширился круг используемых ими АБС. На рынке программных средств банковских технологий появились организации поставщики, такие как, «Программ банк», «Инверсия», «Асофт», «Rstyle», «Diasoft» и другие, которые начали активно удовлетворять имеющийся спрос [7, c. 67]

Выбор банками тех или  иных систем автоматизации связан, как правило, с соотношением цена – надежность – производительность.

Многим банкам, имеющим  разнородный компьютерный парк, широкую  сеть филиалов и отделений, приходится решать проблему не только собственной  сетевой интеграции, но переходить на планирование всей системной инфраструктуры информационной технологии.

В инфраструктуре следует  выделить пять составляющих:

  • информационное обеспечение;
  • техническое оснащение;
  • программные средства;
  • системы связи и коммуникации (внутренние и внешние);
  • системы безопасности, защиты и надежности.

Состав информационного  обеспечения, его организация определяются составом поставленных перед банком задач. К традиционным для любого банка задачам относится операционная (расчетно-кассовая) деятельность. Автоматизация этого участка работы может решить многие проблемы большинства малых и средних банков на сегодняшний день. При таком подходе банковская технология строится на программном продукте «Операционный день банка» (ОДБ). Он включает в себя такие программы, как «Ведение банковских договоров», «Платежные поручения», «Касса», «Ведение неторговых операций», «Ведение переводных операций» и другие.

Для обеспечения комплексности  автоматизации банковской деятельности требуется ряд важных программных  средств, позволяющих оценить состояние  банка на любой момент времени, вести  скоростной обмен информацией со своими филиалами и отделениями, а также с другими банками, осуществлять разноску сумм по корреспондентским  счетам, их обработку и другие функции. Сюда можно отнести так называемую систему «Клиент-банк», дающую возможность  клиенту банка осуществлять платежи  и проводить другие операции, минуя  операциониста и не выходя из своего офиса [7, c. 69]нковский

Важным традиционным направлением банковской деятельности является кредитование, приносящее, как правило, до 75% дохода банка. Автоматизация этой сферы  деятельности позволяет не только вести  автоматизированный контроль за прохождением платежей, но и, что наиболее важно, прогнозировать состояние банка  как с точки зрения получения  денег, так и по предстоящем выплатам по привлеченным средствам.

Кроме традиционных направлений  в комплексную систему организации  деятельности органично должно входить  решение таких задач, как автоматизация  работы с ценными бумагами, дилинг, биржевые операции, организация межбанковского обмена электронными копиями документов, аналитическая оценка деятельности банка и его клиентов и многие другие.

Решение комплексных задач  автоматизации возможно лишь с привлечением современных программно-аппаратных средств. Поэтому сейчас наметилась тенденция приобретения банками  мощных компьютеров и развитого  ПО. Наряду с этим, банки активно разрабатывают собственное ПО.  Расширяется использование банками сетевых технологий.

Так, например, Банк ВТБ-24 все больше внимания уделяет уровню информационного обеспечения, количеству и качеству информационных услуг, предоставляемых клиентам, новым технологиям как важному фактору конкурентоспособности на рынке банковских услуг, средству увеличения своих доходов. Потребность клиентов в подобных услугах также неуклонно возрастает [16]

Главным требованием к  современным системам стала консолидация всех каналов обслуживания клиентов в единое, монолитное решение с  возможностью предоставления всего  комплекса банковских услуг.

Сегодня высокотехнологичное  решение электронного банкинга —  одно из определяющих конкурентных преимуществ современного универсального банка. Поэтому ВТБ предлагает следующие виды электронного банкинга.

Система удаленного банковского  обслуживание — «Телебанк» — это  управление банковскими счетами  в режиме реального времени круглосуточно  и независимо от места нахождения через Интернет. Используя Систему  «Телебанк», клиент в режиме «on-line»  может покупать и продавать валюту, совершать переводы в рублях и  валюте, размещать депозиты, пополнять  пластиковые карты, оплачивать коммунальные услуги, сотовую связь, доступ в Интернет, междугородние и международные  переговоры и многое другое.

Система позволяет узнавать остатки и получать выписки по счетам, в том числе по счетам пластиковых карт за любой период. Кроме того, возможно проведение операции в режиме «отложенного платежа», когда  Система «Телебанк» выполняет поручение  по мере поступления средств на счет.

Помимо стандартных услуг  Система позволяет пользоваться также дополнительной услугой —  системой оповещений.

Система «ТелеИНФО» — это  бесплатная многоканальная система  удаленного доступа, которая позволяет  владельцам пластиковых карт банка  и счетов, открытых в банке, круглосуточно, в любой день и из любой точки  мира получать актуальную информацию о своих картах и счетах. Доступ к информации производится по нескольким каналам удаленного доступа, в настоящий  момент — это Интернет, телефон, SMS, WAP. Также существует система оповещений, с помощью которой клиент получает сообщения об определенных событиях, например, поступлении средств на карту, списании средств и т.д.

Системы «Клиент-Банк» и  «Банк-Клиент Онлайн» — это автоматизированные компьютерные системы электронных  расчетов через Интернет, обеспечивающие [16]:

  • полноценное расчетное и депозитарное обслуживание с использованием всех стандартных форм платежных и иных документов (платежные поручения, заявления на перевод, покупку или продажу валюты, аккредитив и т.д.);
  • ведение рублевых, валютных счетов и счетов депозитарного учета;
  • ведение архива платежных документов и поиск информации;
  • построение различных видов отчетов;
  • мультивалютность, получение в системе суммарных остатков в инвалюте и их эквивалента в национальной валюте и т.д. [16].

Сравнительная характеристика разновидностей электронного банкинга ВТБ-24 представлена в Приложении В [16]

Дистанционное банковское обслуживание имеет идентичные преимущества перед  традиционными банковскими методами обслуживания клиентов, а именно:

  • доступ к счетам и возможность проведения транзакций осуществимы из любого места, где есть наличие компьютера и доступ к глобальной сети Интернет;
  • сервис доступен 7 дней в неделю, 24 часа в сутки;
  • транзакции исполняются и подтверждаются мгновенно;
  • диапазон осуществляемых операций достаточно широк: от контроля движения средств по счетам до подачи заявки на предоставление ипотечного кредита;
  • сокращение себестоимости операций и издержек для банка и клиента;
  • снижение рисков непрохождения платежей;
  • удобство в использовании [16]

 

    1. Автоматизация процесса управления

 

Проектирование и функционирование АБС основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения  методов общей теории систем, системного проектирования, теории информации и  других наук, позволяющих обеспечить необходимую надежность эксплуатации, совместимость и взаимодействие информационных систем различных экономических  объектов, экономить труд, время, денежные средства на проектирование и внедрение  АБС в практику.

Информация о работе Информационных технологий в финансовом менеджменте кредитной организации