Информационных технологий в финансовом менеджменте кредитной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать роль и значение информационных технологий в финансовом менеджменте кредитной организации.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные аспекты финансового менеджмента и его составляющие;
определить цели, задачи и функции финансового менеджмента кредитной организации;
изучить опыт зарубежных стран;
проанализировать особенности информационных технологий управления в кредитной организации;
обосновать проблемы и определить перспективы развития информационных технологий управления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………......3
1. Основные аспекты финансового менеджмента и его составляющие…………………………5
Сущность финансового менеджмента…………………………………………………………5
Цели, задачи и функции финансового менеджмента кредитной организации……………..6
Опыт зарубежных стран………………………………………………………………………..7
2. Информационные технологии управления……………………………………………………10
2.1. Информационные технологии финансового менеджмента………………………………...10
2.2. Автоматизация процесса управления………………………………………………………..13
3. Проблемы и перспективы развития информационных технологий управления…………...16
3.1. Проблемы внедрения информационных технологий управления. Безопасность информации при автоматизированной обработке………………………………………………16
3.2. Перспективы развития информационных технологий…………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………………………………23
Библиографический список………………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.39 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………………......3

1. Основные аспекты финансового  менеджмента и его составляющие…………………………5

    1. Сущность финансового менеджмента…………………………………………………………5
    2. Цели, задачи и функции финансового менеджмента кредитной организации……………..6
    3. Опыт зарубежных стран………………………………………………………………………..7

2. Информационные технологии  управления……………………………………………………10

2.1. Информационные технологии  финансового менеджмента………………………………...10

2.2. Автоматизация процесса  управления………………………………………………………..13

3. Проблемы и перспективы  развития информационных технологий  управления…………...16

3.1. Проблемы внедрения  информационных технологий управления. Безопасность информации при  автоматизированной обработке………………………………………………16

3.2. Перспективы развития  информационных технологий…………………………………….19

Заключение…………………………………………………………………………………………23

Библиографический список………………………………………………………………………24

Приложение А – Параметры, влияющие на устойчивость кредитной организации…………26

Приложение Б – Блоки устойчивости кредитной организации………………………………..27

Приложение В – Сравнительная характеристика разновидностей электронного банкинга ВТБ-24……………………………………………………………………………………………...28

Приложение Г – Классификация видов аутсорсинга……………………………………………29

Приложение Д – Альтернативное перечисление успешных моделей аутсорсинга…………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы. Финансовый менеджмент – вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием фирмы на основе использования современных методов. Финансовый менеджмент является одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняшних условий экономики России. Финансовый менеджмент включает в себя: разработку и реализацию финансовой политики; принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизацию и разработку методов реализации; информационное обеспечение посредством составления и анализа финансовой отчетности; оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций; оценку затрат на капитал; финансовое планирование и контроль; организацию аппарата управления финансово-хозяйственной деятельностью. Методы финансового менеджмента позволяют оценить: риск и выгодность того или иного способа вложения денег; эффективность работы фирмы; скорость оборачиваемости капитала и его производительность.

Финансовый менеджмент в  коммерческом банке — это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом — управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. Наряду с проблемами финансового, организационно-технологического характера в коммерческом банке большое значение имеют проблемы информационного и логико-аналитического обеспечения финансового менеджмента коммерческого банка, оптимизации деятельности коммерческого банка как хозяйствующего субъекта и оптимизации технологических процессов и организационных структур. Последние относятся к проблемам системного анализа (исследования операций, информатики).

Цели и задачи финансового  менеджмента в коммерческом банке – определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств, что обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Цель работы – исследовать роль и значение информационных технологий в финансовом менеджменте кредитной организации.

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть основные аспекты финансового менеджмента и его составляющие;
  • определить цели, задачи и функции финансового менеджмента кредитной организации;
  • изучить опыт зарубежных стран;
  • проанализировать особенности информационных технологий управления в кредитной организации;
  • обосновать проблемы и определить перспективы развития информационных технологий управления.

Объект исследования – информационные технологии финансового менеджмента.

Предмет исследования – развитие информационных технологий управления в кредитной организации.

Теоретической и  информационной базой для написания работы послужили Международные стандарты ISO 9000:2005, ISO 9001:2008, ISO 10013:2001, труды ученых Кане М.М., Иванова Б.В., Корешкова В.Н., Схиртладзе А.Г., Исаева Р.А., а также аналитические сайты сети Интернет.

Методы исследования, используемые в  работе: рассмотрение теоретического и практического материала; структурно-функциональный метод; анализ полученных теоретических и практических материалов; метод обобщения полученных сведений и материалов, выводы.

Практическая  значимость исследования состоит в том, что материалы работы можно применить на практике по исследуемой проблеме для подготовки к лекциям, семинарам, конференциям.

Структура работы определяется целями и задачами исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка, приложений.

В первом разделе рассматриваются  основные аспекты финансового менеджмента и его составляющие.

Второй раздел посвящен особенностям информационных технологий управления.

В третьем разделе определены проблемы и перспективы развития информационных технологий управления.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные аспекты финансового менеджмента и его составляющие

 

    1. Сущность финансового менеджмента

 

Широко используемое в настоящее время понятие «финансовый менеджмент» имеет многочисленные толкования. Но в целом российские специалисты сходятся в одном — в том, что финансовый менеджмент – это управление отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов. Именно в таком понимании финансовый менеджмент рассматривается в работах таких известных авторов, как И.Т. Балабанов, И.Н. Герчикова, В.В. Ковалев, Л.П. Павлова, Р.С. Сайфулин, Е.С. Стоянова, А.Д. Шеремет. В гораздо меньшей степени, чем общий финансовый менеджмент, отечественными авторами проработана проблема финансового менеджмента и коммерческом банке. Причина в специфике деятельности коммерческого банка как финансового посредника по управлению денежными потоками, которым присуща вся совокупность функций денег. К освещению этой проблемы авторы, как правило, подходят с позиций соблюдения требований и нормативов государственных регулирующих органов, отвечающих за ликвидность банковской системы в целом. Проблемам финансового менеджмента в коммерческом банке с позиций соблюдения требований регулирующих органов посвящены работы таких авторов, как Э.Н. Василишен, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, М.А. Пессель, Н.Э. Соколинская, А.М. Тавасиев [5, c. 130]

В процессе своей деятельности коммерческий банк исходит в основном из микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход наиболее актуален в современных условиях, так как  первичным звеном в экономической  цепочке создания продукции (товаров, услуг) являются создатели материальных ценностей. Соответственно и коммерческий банк для рыночной экономики первичен, а Центробанк — конструктор перестройки  банковской системы. Среди исследователей этого направления финансового  менеджмента в коммерческом банке  можно назвать О.В. Грядовую, Ю.С. Масленченкова, Л.А. Плотицину, К.Р. Тагирбекова, В.Е. Черкасова. В работах отечественных авторов (М.З. Бор, Г.С. Панова, В.В. Пятенко, В.Т. Севрук, В.М. Усоскин, Э.А. Уткин, Е.Б. Ширинская) также представлен и опыт зарубежных банков [5, c. 132]

Одна из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях — это отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк – это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда финансового менеджмента в коммерческом банке — это совокупность финансовых отношений [10, c. 73]

Объект деятельности финансового  менеджмента в коммерческом банке: процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры. Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке: разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).

 

 

    1. Цели, задачи и функции финансового менеджмента кредитной организации

 

Цель финансового менеджмента  в коммерческом банке — определение  рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных  структур и режимов работы функционально-технологических  систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка  и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли  при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка. Примеры заданных параметров, приведены в Приложении А [10, c. 81]

Финансовый менеджмент в  коммерческом банке, как и любая  система управления, состоит из двух подсистем:

  1. управляемой, или объекта управления;
  2. управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.

Субъектом управления финансового  менеджмента в коммерческом банке  являются высшее руководство, аппарат  управления, персонал банка, который  посредством различных форм управленческого  воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Объект управления – денежные средства банковской клиентуры совершают движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо [10, c. 83]

Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта  управления.

В процессе финансового менеджмента  в соответствии с объектом, предметом  и целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.

Процесс трансформации денежных средств в системе финансового менеджмента коммерческого банка проходит через управление финансовыми операциями банка, которые отражаются на его устойчивости (Приложение Б) [11, c. 111]

Посредством финансового  менеджмента руководство коммерческого  банка решает следующие задачи:

  • формирование собственных и привлеченных (заемных) денежных ресурсов, необходимых для осуществления банковской деятельности;
  • рациональное размещение денежных ресурсов в целях получения прибыли;
  • максимизация доходов и минимизация расходов, связанных с деятельностью банка;
  • регулирование проходящих через банк (включая его филиалы и отделения) денежных потоков;
  • соблюдение обязательных экономических нормативов, устанавливаемых коммерческим банкам Центральным банком РФ;
  • минимизация банковских рисков;
  • обеспечение ликвидности банка;
  • другие задачи по оптимизации экономических результатов деятельности банка.

Обычно выделяют три функции финансового менеджмента в банке [11, c. 113]:

а) финансово-оперативная (управление текущими активами и текущими пассивами – платежи, расчеты, выплаты);

б) контрольно-аналитическая (анализ финансовой отчетности и финансового состояния предприятия, финансовое планирование);

в) инвестиционно-финансовая (принятие решений или подготовка информации для принятия решений по формированию финансовых ресурсов и инвестициям предприятия).

 

    1. Опыт зарубежных стран

Информация о работе Информационных технологий в финансовом менеджменте кредитной организации