Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 06:04, курсовая работа
Рыночная экономика не может развиваться без инвестиций, поэтому большое внимание к инвестициям различного типа в нашей стране проявляют и государственные органы, и предприниматели.
Развитие инвестиций в России должно базироваться на следующих основных принципах:
справедливое распределение валового внутреннего продукта;
безопасность;
анализ;
информация;
доступность;
управление инвестициями в объёме страны;
конкурентная структура рынка.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Изучение экономического содержания банковских инвестиций
1.1. Изучение экономической сущности банковских инвестиций.……...5
1.2. Исследование финансового рынка инвестиций………………………7
1.3. Рассмотрение и изучение гарантии банковских инвестиций ……….9
Выводы…………………………………………………………………10
Глава 2. Анализ эффективности инвестиций
2.1. Изучение и анализ окупаемости инвестиций.…………..…………..12
2.2. Анализ финансового рынка инвестиций…………………………….14
2.3. Анализ банковской гарантии ……………………..……………….....15
Выводы…………………………………………………………………18
Глава 3. Развитие направлений совершенствования рынка инвестиций
3.1. Проблемы и перспективы развития банковских инвестиций ……..19
3.2. Совершенствование и развитие финансового рынка инвестиций....21
3.3. Расчет потребности в дополнительном финансировании банковских
инвестиций ……………………………………………………………25
Выводы…………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………...31
Библиографический список…………………………………………………..33
Последние будут характеризоваться следующими особенностями:
Законодательная база глобального инвестиционного рынка также будет представлять гармоничную, сбалансированную многоуровневую систему законодательных и нормативных актов, построенную на основе информационных технологий.
Общая недооценка российских предприятий говорит о неразвитости экономики и, как следствие, рынка ценных бумаг в стране, дефиците инвестиций, ведь рыночная цена акций складывается, прежде всего, под воздействием спроса и предложения акций. Цена акции все же должна начать расти. В этих условиях инвестор, нацеленный на средне- и долгосрочное вложение капитала, должен определить именно те акции, которые в ближайшие годы дадут максимальный прирост своей рыночной стоимости. В выборе объектов инвестирования российские инвесторы чаще прибегают к "железной логике", нежели чем к расчетам финансовых показателей и коэффициентов инвестиционной привлекательности акций предприятия.
Особое значение приобретает процесс создания многосторонних соглашений, актов, регулирующих деятельность инвестиционных институтов и государств на интегрированном мировом инвестиционном рынке. И здесь Россия вправе выступить с опережающими инициативами. Законодательные (и, в первую очередь, международные) акты должны обеспечить достоверность предоставления информации об инвестиционном рынке, проектах и программах, соискателях инвестиций, производственных системах и предприятиях, выполнение обязательств перед инвесторами, предоставление последним льгот и преференций на период освоения ресурсов.
Развитие инвестиционных институтов будет подвержено следующим изменения и определяться следующими основными тенденциями: Во-первых, глобализация самих институтов, их слияние и интернационализация. Во-вторых, инвестиционные институты должны все больше ориентироваться на создание условий для проникновения иностранного капитала, создания благоприятных условия для такого проникновения. В-третьих, развитие инвестиционного инструментария будет осуществляться через информационное моделирование инвестиционных услуг и только затем выстраивание необходимых (недостающих) его материальных элементов. Организационная инфраструктура инвестиций будет становиться все более интернациональной и интегрированной. Чем более разностороннее будет состав такой инфраструктуры, тем полнее она сможет реализовывать возможности различных государств, инвестиционных технологий и привлекать ресурсы на более удобных и выгодных условиях.
Универсализация инвестиционных институтов - неотъемлемая черта инвестиционного рынка и основных тенденций его развития. Одним из важных направлений развития инвестиционного рынка станет транснационализация коммерческих связей, товарных и финансовых рынков.
В
настоящее время функционирует
целый ряд
3.2. Совершенствование и развитие финансового рынка
инвестиций
Постоянное и осмысленное участие населения на финансовом рынке
является
одним из признаков не только повышения
уровня жизни в стране, но и показателем
определенной зрелости финансового рынка,
обеспечивающего трансформацию индивидуальных
сбережений в необходимые экономике инвестиции.
Это свидетельствует и о росте знаний
населения о финансовом рынке, о понимании
им основных принципов функционирования
рынка, включая оценку соответствующих
экономических и иных рисков. Государственное
регулирования в этой области должно быть
направлено на усиление элементов сознательного
поведения розничных инвесторов, их защиту,
создание условий снижения рисков индивидуальных
инвестиций, исключение спонтанности,
необдуманного риска и азарта, обычно
сопутствующих ранним стадиям развития
рынка ценных бумаг и инвестиционной активности
населения.
Повышение
интереса населения к финансовому рынку
и стимулирование инвестирования на финансовом
рынке индивидуальных сбережений обеспечивается
рядом мер, в том числе в области совершенствования
налогообложения.
Важным средством стимулирования участия
розничных инвесторов на финансовом рынке
могут стать компенсационные и страховые
схемы. Предполагается
установить круг лиц, в отношении которых
будут действовать компенсационные механизмы,
юридическую форму, статус и требования
к управлению компенсационными схемами;
порядок формирования имущества компенсационных
фондов, требование об обязательном участии
в компенсационных схемах участников
финансового рынка, требования к компенсационным
выплатам. Также в целях защиты инвесторов,
следует урегулировать вопросы исключения
участников финансового рынка из числа
участников компенсационных схем, порядок
защиты прав их клиентов в этом случае,
осуществление государственного контроля
и надзора за деятельностью компенсационных
механизмов, в том числе необходимые полномочия
контролирующего органа. Эта система должна
быть построена на принципах обязательного
страхования, предполагающего по аналогии
с механизмом страхования банковских
вкладов нормативные отчисления средств
профессиональными участниками рынка
ценных бумаг, например, в Агентство по
страхованию вкладов. Это потребует расширения
функций указанного агентства.
В дополнение
к обязательной компенсационной системе
необходимо создать условия для формирования
добровольных компенсационных и страховых
схем, например, путем создания страховых
фондов СРО профессиональных участников
финансового рынка. Участие финансового
института в таких схемах, должно обязательно
доводиться до сведения розничных клиентов
при привлечении их денежных средств на
финансовый рынок.
Требует пересмотра
и установления более жестких норм процесс
распространения рекламы розничных финансовых
услуг. При этом целесообразно установить
возможность социальной рекламы в средствах
массовой информации, предупреждающей
о недобросовестной деятельности на рынке
ценных бумаг и информирующей о том, что
нужно знать любому гражданину при инвестировании
своих средств на финансовом рынке через
тех или иных посредников.
Необходимо
разработать эффективное нормативное
регулирование порядка предложения финансовых
услуг розничным клиентам. В частности,
требуют детальной регламентации правила
обработки и исполнения клиентских поручений,
отчетности. Следует определить рамки
предоставления розничным инвесторам
таких услуг с повышенным риском, как совершение
маржинальных и срочных сделок. Кроме
этого, с целью защиты прав и законных
интересов розничных инвесторов необходимо
урегулировать вопросы, связанные с установлением
гражданско-правовой и административной
ответственности лиц, оказывающих розничные
услуги на финансовых рынках, прежде всего
в тех случаях, когда услуги предоставляются
через удаленных агентов, посредников,
представителей.
Необходимо
создание жестких и эффективных правовых
и организационных барьеров, совершенствование
правоприменительной практики правоохранительных
органов, в том числе при участии СРО профессиональных
участников рынка ценных бумаг, препятствующих
безлицензионной деятельности по привлечению
денежных средств населения.
3.3. Расчет потребности в дополнительном финансировании
банковских инвестиций
Выводы.1.В
связи с анализом причин финансового
кризиса и поиском путей дальнейшего
развития банковской системы некоторые
экономисты считают необходимым осуществить
переход к американской модели, позволяющей
разграничить коммерческие и инвестиционные
риски.2.Прибыли банков, специализирующихся
на отдельных операциях, могут быть достаточно
велики, что делает необязательной деятельность
в других сферах. Вместе с тем последние
десятилетия характеризуются отчетливой
тенденцией к универсализации банковских
операций. Усиление конкуренции между
кредитными институтами и возникновение
принципиально новых возможностей в условиях
развития мощного финансового рынка привели
многие банки к необходимости поиска иных
способов повышения доходности своих
операций.3.Тенденция к универсализации
привела к развитию нетипичных ранее для
коммерческих банков услуг: финансирование
инвестиционных проектов, лизинг, управление
портфелем инвестиций клиентов, консультационные
услуги и др. Развитие банковских услуг
происходит как в следствии либерализации
банковского законодательства, так и в
результате различных методов обхода
банками существующих законов.4.Складывающаяся
в российской экономике модель взаимоотношений
промышленного и банковского секторов
не совпадает со сложившимися в мировой
практике типами. В целом взаимосвязь
банков с производством характеризуется
слабостью банковского контроля за использованием
кредитов вследствие особенностей учредительства
многих банков, повышенных кредитных рисков
и несовершенства менеджмента, что отличает
их от германской системы.5.Определенное
сходство с германской моделью проявляется
в ведущей роли банков в механизме инвестирования.
В России, где на финансовом рынке работают
три типа институтов: коммерческие банки,
которые стремятся диверсифицировать
операции на спектр предлагаемых услуг,
специализированные банки которые ориентируются
на инвестиционный бизнес, и небанковские
институты, более 70% инвестиций приходится
на коммерческие банки.6.Универсальный
характер российских коммерческих банков
во многом носит вынужденный характер,
что обусловлено неразвитостью рынка
ценных бумаг и сети небанковских институтов.
Универсальная модель связана с повышенной
рискованностью деятельности коммерческого
банка, резко возрастающей в кризисных
условиях, поскольку риски банка по инвестиционным
вложениям не отделены от рисков по депозитно-кредитным
и расчетным операциям. 7.Осуществление
инвестиций в ценные бумаги в непосредственной
связи с основной банковской деятельностью
при отсутствии механизма контроля над
рисками чревато угрозой утраты ликвидности
банка. 8.Организация инвестиционных банков,
имеющих особое значение для российской
экономики, столь нуждающейся в долгосрочных
инвестициях, в рамках формирующейся универсальной
модели скорее всего может быть создания
инвестиционных институтов как дочерних
организаций крупных универсальных банков
или формирования специализированных
инвестиционных банков, действующих на
основе системы государственных гарантий
и льгот.9. Российская экономика нуждается
не только в совершенствовании имеющихся
форм инвестиционной деятельности, но
и в использовании новых схем взаимоотношений
между участниками инвестиционного процесса.10.
Принципиальное значение приобретает
проведение банками более активной инвестиционной
политики и участие в реализации высокоэффективных
инвестиционных проектов. Весьма важным
в этом отношении представляется анализ
участия банков развитых стран в проектном
финансировании.11. Развитию проектного
финансирования в стране препятствует
неблагоприятный инвестиционный климат,
недостаточность ресурсов для широкомасштабного
финансирования капиталоемких проектов,
низкая квалификация участников проектного
финансирования и другие факторы, усугубляющие
проектные риски. В сложившихся условиях
решение проблемы требует комплексного
подхода, учитывающего интересы различных
сторон.12. Самые обычные налоговые методы
стимулирования инвесторов в ценные бумаги,
которые широко применяются в международной
практике, в России не используются.13.
В области налоговой политики создание
благоприятных условий активизации инвестиционной
деятельности в производственном секторе
предполагает повышение действенности
налоговых льгот при осуществлении инвестиций.
14.Широкое применение нормативных методов
регулирования (процентных и налоговых
ставок, экономических нормативов ликвидности,
неплатежеспособности, финансового состояния
норм обязательного резервирования, нормативных
требований, предъявляемых при лицензировании
и регистрации хозяйственной деятельности,
критериев конкурсов инвестиционных проектов
и т.д.) позволит обеспечить объективность
принятия хозяйственных решений, ограничить
роль административных органов контролем
за соответствием деятельности хозяйствующих
субъектов нормативам, требованиям и критериям,
установленным законодательством.15. Однако,
на мой взгляд, несмотря на заманчивые
перспективы роста кредитования частных
лиц, основной доход банков, как и прежде,
будет приходиться на кредиты предприятиям.16.
Важной предпосылкой финансовой устойчивости
станет начало реальной работы системы
страхования банковских вкладов. Скорее
всего, ее членами станут практически
все банки, играющие заметную роль на рынке
частных вкладов, а отсеяно будет небольшое
количество банков с незначительным объемом
депозитов. 17.В 2005 году банковская система
России должна будет окончательно определиться
с путями своего развития на фоне растущей
конкуренции со стороны иностранных банков.
По мнению аналитиков, наступивший год
пройдет под знаком реструктуризации
банковской системы, слияний и поглощений
в финансовом секторе экономики. Ожидается,
что этот процесс продлится 2-3 года, в результате
чего на рынке останутся только крупнейшие
и конкурентоспособные банки.18. Организационная
инфраструктура инвестиционного рынка
должна позволить осуществлять построение
финансовых мультипликаторов, создавать
возможность размещения относительно
дешевых ресурсов под обеспечение различных
инструментов и гарантий, уровень доходности,
уровень инвестиционных рисков.19. Развитие
межрегионального сотрудничества - один
из путей к международному безопасному
и стабильному экономическому развитию,
укреплению государственности.20. Международное
сотрудничество - один из реальных путей
привлечения значительных инвестиционных
ресурсов в экономики государств. При
этом международное сотрудничество закрывает
ту нишу инвестиционного рынка, которая
не интересна национальным и региональным
инвестиционным институтами - ниша малых
проектов (начиная с объемов в десятки
тысяч долларов). Однако это суммарные
объемы таких инвестиций сопоставимы
с объемами привлечения иностранного
инвестиционного капитала профессиональными
участниками этого рынка.
Заключение
Проблемы
участия российских банков в инвестиционном
процессе во многом связаны со спецификой
становления банковской системы, которое
происходило в отрыве от реального
сектора экономики. Особенностями
становления российской банковской
системы явились краткие сроки создания
и инфляционная основа финансового потенциала.
В период, последовавший за снижением
темпов инфляции, процесс развития банков
начал определяться также уровнем банковского
менеджмента, захватом рыночной ниши.
Действие рыночных механизмов конкуренции,
политика Банка России, направленная на
укрепление банков и наращивание капитала,
привели к институциональным сдвигам
в банковской системе, концентрации и
централизации банковского капитала.
Между тем российские банки значительно
уступают по размерам капитала и активов
зарубежным. Ресурсная база характеризуется
крайне низкими размерами собственных
капиталов большинства российских банков,
высокой централизацией банковского капитала
в центральных регионах и неразвитостью
региональной банковской сети, низким
качеством пассивов и активов. Восстановление
и наращивание ресурсной базы банковского
сектора являются важнейшими предпосылками
активизации участия банков в инвестиционном
процессе. При недостаточности ресурсной
базе в качестве механизма компенсации
растущих банковских рисков, не имевших
внутренних источников покрытия, выступало
использование малорисковых и высокоприбыльных
вложений банковских средств (валютные
операции, межбанковские кредиты, вложения
в государственные ценные бумаги). Формировалась
ориентация банков на спекулятивные операции.
При наличии альтернативных направлений
вложения средств в финансовые инструменты
банки экономически не заинтересованы
осуществлять вложения в производственные
инвестиции, характеризующиеся меньшей
доходностью, длительными сроками окупаемости
и высокими рисками. В новой экономической
ситуации возможности банков быстро зарабатывать
деньги посредством финансовых спекуляций
существенно уменьшились. Однако, несмотря
на некоторые положительные сдвиги, наметившиеся
в деятельности банков, их переориентация
на усиление взаимосвязи с производством
идет крайне медленно. Основными факторами,
препятствующими активизации банковского
инвестирования производства, являются:
высокий уровень риска вложений в реальный
сектор экономики; краткосрочный характер
сложившейся ресурсной базы банков; несформированность
рынка эффективных инвестиционных проектов.
Действительные возможности развития
инвестиционной деятельности во многом
зависят от эффективной реструктуризации
банковской системы, базирующейся на развитии
взаимодействия с реальным сектором экономики.
Под реструктуризацией банковской системы
следует понимать регулируемый государством
процесс эффективных структурных сдвигов
в банковской сфере, направленный на формирование
динамично развивающейся и адекватной
потребностям народного хозяйства банковской
системы. Кардинальная трансформация
характера связи банков с производством
является важнейшим условие не только
оздоровления экономики, но и укрепления
самого банковского сектора. Банку необходимо
постоянно анализировать все важнейшие
факторы, от которых зависит его деятельность
как сейчас, так и в обозримой перспективе,
включая факторы внешние: состояние и
тенденции развития экономики страны
в целом и региона, отдельных его секторов,
в том числе банковский; конъюнктуру рынков,
включая банковскую; спрос на банковские
услуги (в том числе новые) в регионе действия
банка и соответствие ему предложения
таких услуг; развитие новых банковских
продуктов и новых финансовых инструментов;
фактическое и возможное место банка на
рынке банковских услуг в целом и на отдельных
его сегментах; отношение с клиентами
и круг потенциальных клиентов банка;
конкуренты банка. Без этого абсолютно
невозможна нормальная организация его
работы. Необходимость активизации банков
в инвестиционном процессе определяется
взаимообусловленностью эффективного
развития банковской системы в экономике
в целом. В наиболее общем виде основные
направления участия банков в инвестиционном
процессе включают мобилизацию банками
средств на инвестиционные цели, предоставление
кредитов инвестиционного характера,
вложения средств в ценные бумаги, паи,
долевые участия. Параллельное развитие
процессов универсализации и специализации
деятельности банков привело к формированию
инвестиционных банков нового типа, отличительными
чертами которых являются: глобальный
характер деятельности, наличие значительного
свободного капитала, полный набор диверсифицированных
и комплексных услуг, создание собственного
бизнеса по управлению активами, осуществлению
розничных операций с мелкими и средними
клиентами через развитие мощных брокерских
сетей, слияние со страховым бизнесом.
При этом основными характеристиками
рынка инвестиционных услуг становятся
концентрация капитала и власти в инвестиционно–банковской
сфере, стирание граней между коммерческими
и инвестиционными банками. Важную роль
в обеспечении инвестиционного режима
играют денежно – кредитные, налоговые,
структурные и иные методы стимулирования
инвестиций. Переориентация денежно –
кредитной и финансовой политики государства
на стимулирование инвестиционной активности
требует активных государственных мер
по устранению деформации структуры денежной
массы, уменьшению доли наличных денег,
дедолларизации денежного обращения,
вытеснению суррогатов денежных средств
из платежного оборота, нормализации вексельного
обращения. Эффективное регулирование
объемов и структуры денежной массы при
обеспечении целевого регулирования денежных
потоков (посредством воздействия на денежные
потоки и динамику процентных ставок,
деятельности государственных институтов
развития, рефинансирования банков через
учет векселей нефинансовых предприятий)
способствовало бы перетеканию денежной
массы со спекулятивных операций в производство.
Вместе с тем, поскольку государственное
регулирование денежных потоков и процентных
ставок является менее эффективным, чем
инвестиционная политика негосударственных
финансово – кредитных институтов и предприятий
реального сектора, государственное регулирование
должно быть направлено на создание экономической,
институциональной и правовой среды, обеспечивающей
рост их инвестиционной активности. Пересмотр
прежней системы регулирования в соответствии
с новыми приоритетами экономической
политики предполагает содействие государства
формированию инфраструктуры финансового
рынка, развитию сети небанковских финансово
– кредитных институтов, способных мобилизовать
долгосрочные финансовые ресурсы, реструктурированию
банковской системы с учетом задач реализации
инвестиционных функций банков в экономике,
становлению системы гарантирования депозитов,
страхования и стимулирования инвестиций.
Решение проблем инвестиционно-финасовых
ресурсов требует активных государственных
мер по созданию на макро – и микроэкономическом
уровне условий, способствующих восстановлению
производственного потенциала, формированию
рыночного поведения экономических субъектов,
обеспечению эффективных механизмов рыночной
конкуренции, оздоровлению институтов
антимонопольного регулирования и банкротства,
повышению инвестиционной привлекательности
предприятий, интеграции промышленного
и финансового капитала. Усиление государственного
регулирования инвестиционной сферы должно
базироваться на широком применении нормативных
методов регулирования. Принципы государственной
инвестиционной политики при существующих
ресурсных ограничениях и несформированности
рыночных механизмов инвестирования предполагает
выбор приоритетных направлений инвестирования,
повышение степени управляемости инвестиционным
процессом на основе усиления обоснованности,
последовательности и комплексности разрабатываемых
мероприятий. При ориентированности инвестиционной
стратегии в целом на перенос центра тяжести
с государственного инвестирования на
формирование благоприятной инвестиционной
среды государственная инвестиционная
политика должна быть направлена на поддержку
приоритетных отраслей и производств,
носить системный и взвешенный характер.
Значительная часть привлеченных российскими
банками средств носит бессрочный или
краткосрочный характер. Это обстоятельство
лежит в основе негативной оценки многими
экономистами инвестиционного потенциала
российских банков. Однако и при сложившейся
структуре ресурсной базы имеются определенные
возможности использовать части краткосрочных
средств для финансирования средне- и
долгосрочных инвестиций без нарушения
ликвидности. Долгосрочное кредитование,
особенно в условиях зарождающегося предпринимательства,
могло бы стать одним из важных источников
инвестиций. Нет необходимости говорить
о важности долгосрочных кредитов для
развития производства в России, которое
находится в катастрофическом состоянии.
Долгосрочные банковские кредиты в первую
очередь направлены на решение стратегических
целей в экономике. Они способствуют постепенному
увеличению производства и, как следствие,
общему подъему экономики страны. Такие
кредиты могли бы выдаваться банками в
первую очередь на решение социальных
программ под гарантии правительства,
однако долгосрочные банковские кредиты
невыгодны в условиях инфляции. Назрела
потребность создания инвестиционных
банков, которые занимались бы финансированием
и долгосрочным кредитованием капитальных
вложений. А пока правительство вынуждено
финансировать необходимые программы
из средств бюджета, а их в бюджете катастрофически
не хватает. Привлечение средств населения
в инвестиционную сферу путем продажи
акций приватизированных предприятий
и инвестиционных фондов, в частности,
могло бы рассматриваться не только как
источник капиталовложений, но и как один
из путей защиты личных сбережений граждан
от инфляции. Стимулировать инвестиционную
активность населения можно путем установления
в инвестиционных банках более высоких
по сравнению с другими банковскими учреждениями
процентных ставок по личным вкладам,
привлечение средств населения на жилищное
строительство, предоставление гражданам,
участвующим в инвестировании предприятия,
первоочередного права на приобретение
его продукции по заводской цене и т.п.
Для притока сбережений населения на рынок
капитала необходима широкая сеть посреднических
финансовых организаций – инвестиционных
банков и фондов, страховых компаний, пенсионных
фондов, строительных обществ и др. Однако
важно по возможности обеспечить защиту
тем, кто готов вкладывать свои деньги
в фондовые ценности, установив строгий
государственный контроль за предприятиями,
претендующими на привлечение средств
населения. Не ведет к росту привлекательности
российского фондового рынка и отсутствие
закона об инсайдерской информации, принятие
которого все время оттягивается. Непростая
судьба этого законопроекта связана с
тем, что он затрагивает интересы многих
сторон, в том числе и тех, кто сейчас зарабатывает
на инсайде и манипулировании. Таким образом,
российский фондовый рынок в нынешнем
его состоянии вряд ли может считаться
надежным механизмом, способным обеспечить
уверенный рост экономики и благосостояния
граждан. Если же Россия сможет создать
сильный фондовый рынок, то не только компании
смогут привлекать относительно «дешевые»
деньги в достаточном количестве, но и
рядовые вкладчики выиграют от более широкого
набора инвестиционных инструментов.
То есть обычные граждане смогут получать
больший доход по своим сбережениям и
делать это с меньшим риском. За последние
годы в России сложился слой предприятий
и предпринимателей, накопивших крупные
капиталы. Из-за неустойчивости экономического
положения в стране большие средства переводятся
в конвертируемую валюту и оседают в западных
банках. Отток денежных ресурсов (потенциальных
инвестиций) из России в несколько раз
превышает их приток. Мотивация оттока
капиталов ощущение российскими бизнесменами
политической и экономической нестабильности
в России. Значительная часть накопленных
российскими бизнесменами средств под
влиянием страха перед возможным социальным
взрывом в силу инфляции и боязни денежной
реформы переправляется ими в западные
банки или используется для покупки недвижимости
и ценных бумаг. Многие в российских деловых
кругах чувствуют, что экономика России,
по крайней мере в настоящий момент, слишком
нестабильна для осуществления долгосрочных
инвестиций. Поэтому и предприятия используют
свои сбережения не на капиталовложения
внутри страны, а на выдачу кредитов за
рубеж. Компании экспортеры, как правило,
хранят свою прибыль на счетах в зарубежных
банках вместо того, чтобы ввозить ее обратно
в Россию и направлять на новые инвестиции.
Этот процесс, известный как утечка капитала,
очень часто носит противозаконный характер.
И все же, несмотря на ее противозаконность,
утечка капитала находит логичное экономическое
оправдание: гораздо надежнее помещать
капитал в лондонский банк, чем в российскую
экономику. Именно поэтому банки предпочитают
предоставлять кредиты иностранцам (помещая
деньги в зарубежный банк), а не своим соотечественникам.
Сбербанк по-прежнему останется наиболее
узнаваемым банковским брэндом, а масштабы
его бизнеса позволяют считать его надежность
сопоставимой с надежность банковской
системы целиком. Внешторгбанк, расширяя
филиальную сеть, обретет все большую
универсальность. Нерезиденты же увеличат
присутствие на российском рынке как за
счет развития операций уже действующих
банков (в частности, Райффайзенбанк и
Сити-банк борются за лидирующие позиции
на рынке кредитования частных лиц), так
и благодаря приходу новых крупных игроков,
доселе не представленных на российском
рынке. Абсолютно точно можно предполагать
ускорение процессов концентрации, причиной
тому послужит уход с рынка некоторых
мелких и средних банков, особенно работающих
в Москве. А усиление конкуренции, в том
числе с приходом новых нерезидентов,
оставляет мелким банкам все меньше шансов
на выживание. Владельцам некоторых банков
в следующем году придется задуматься:
а стоит ли и дальше содержать этот бизнес?
Весьма вероятно, что мы станем свидетелями
заметного числа присоединений и добровольных
ликвидаций. Теракты в Москве, Осетии,
Ингушетии не прибавляют оптимизма, а
стремление банковского сообщества именно
сейчас “продавить” идею безотзывного
депозита только усилило недоверие к кредитно-финансовым
учреждениям со стороны населения. Панические
настроения и социальное напряжение в
обществе способны нанести ощутимый удар
по банкам, стимулируя отток вкладов из
цивилизованных сейфов обратно в “подушки”.
Не случайно рынок антиквариата, ювелирных
изделий и недвижимости за последнее время
испытал настоящее нашествие частных
инвесторов, выводящих свои материальные
активы из кредитных структур. И потому
для банковского сообщества лояльность
клиентов и умение работать с ними должны
выйти на первое место, чтобы конфликт
интересов банков и клиентов не обрушил
финансовую розницу. А экспансия банков
в торговые центры, автозаправки, гостиницы
и дома отдыха дало бы возможность клиентам
почувствовать уверенность и сполна воспользоваться
элементарными услугами своего банка.
Однако, основной доход банков, как и прежде,
будет приходиться на кредиты предприятиям.
В европейских странах большую часть ВВП
производит малый и средний бизнес, у нас
же его вклад в разы меньше. Отчасти это
происходит из-за нехватки средств. Но,
по оценке Центра развития, роль этой части
клиентуры в банковских кредитах как раз
будет увеличиваться. С одной стороны,
в условиях дефицита клиентуры банки не
могут уже пренебрежительно относиться
и к небольшим клиентам; с другой стороны,
«растут» и сами клиенты: они выводят свой
бизнес из тени, становятся более прозрачными,
экономически грамотными, обретают финансовую
устойчивость. Важной предпосылкой для
этого станет приходящееся на 2005 год начало
реальной работы системы страхования
банковских вкладов. Первые банки вступили
в нее в конце сентября, а окончательное
ее формирование завершится к апрелю следующего
года. Скорее всего, ее членами станут
практически все банки, играющие заметную
роль на рынке частных вкладов, а отсеяно
будет небольшое количество банков с незначительным
объемом депозитов. События лета 2004 г.
показали, что наличие законодательным
образом закрепленных гарантий является
существенным фактором, препятствующим
распространение паники: она прекратилась
после принятия Государственной думой
закона о гарантировании всех вкладов
размером до 100 тыс. рублей вне зависимости
от вступления банка в систему страхования.
Участие банков на рынке ценных бумаг
в 2005 году во многом будет определяться
темпами его развития. В тех его секторах,
где участие банков заметно (это государственные
ценные бумаги в рублях и в иностранной
валюте, а также рынок корпоративных облигаций),
они сохранят свои позиции как эмитенты
и как инвесторы. Однако, на мой взгляд,
можно предположить, что в ближайшем будущем
все же финансирование экономики по-прежнему
будет осуществляться преимущественно
через кредитование. В 2005 году банковская
система России должна будет окончательно
определиться с путями своего развития
на фоне растущей конкуренции со стороны
иностранных банков. По мнению аналитиков,
наступающий год пройдет под знаком реструктуризации
банковской системы, слияний и поглощений
в финансовом секторе экономики. Ожидается,
что этот процесс продлится 2-3 года, в результате
чего на рынке останутся только крупнейшие
и конкурентоспособные банки. Система
законодательных актов должна быть согласована,
взаимоувязана как по вертикали (международные
акты - федеральное - региональное законодательство),
так и по горизонтали (самодостаточность
и недублируемость законодательных и
нормативных актов каждого иерархического
уровня управления), охватывающую сферы
экономики, экологии, культуры, социальной
и региональной государственной политики.
Особое значение приобретает процесс
создания многосторонних соглашений,
актов, регулирующих деятельность инвестиционных
институтов и государств на интегрированном
мировом инвестиционном рынке. И здесь
Россия вправе выступить с опережающими
инициативами. Организационная инфраструктура
инвестиций будет становиться все более
интернациональной и интегрированной.
Она не должна замыкаться на территории
государства, или отдельной его части.
Чем более разностороннее будет состав
такой инфраструктуры, тем полнее она
сможет реализовывать возможности различных
государств, инвестиционных технологий
и привлекать ресурсы на более удобных
и выгодных условиях.