Финансы предприятия в финансовой системе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности современной финансовой системы России и определение места и роли финансов организаций в этой системе.
Финансы предприятий имеют исключительно важное значение в построении финансовой системы. Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые в последующем по различным каналам перераспределяются в народнохозяйственной политике и служат основным источником экономического роста и социального развития общества .

Оглавление

Введение…………………………………………………………………......3
1. Сущность и функции финансов…………………. …………………......5
2. Финансовая система……………………………………………………...7
2.1. Сферы и звенья финансовой системы……………………………….12
2.2. Финансовый механизм как важнейшая составляющая финансовой политики России.……………………………………………………………..14
3 Финансы предприятия в финансовой системе РФ ……………………..23
3. 1 Анализ рентабельности предприятия ….…………………………...31
Заключение………………………………………………………………....35
Список использованной литературы……………………………………...36
Практическое задание

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 120.69 Кб (Скачать)

  В 70-е годы в основу финансовой политики была положена неконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта политика ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область.

  Регулирование экономики становиться многоцелевым. Кроме регулирования экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

  Регулирующая  финансовая политика этого периода  исходит из необходимости:

  сокращения  объема перераспределения НД через  финансовую систему;

  снижение  бюджетного дефицита;

  стимулирование  роста сбережений как источника  производственного инвестирования;

  сокращение  и уменьшение степени прогрессивности  налогообложения. 

  Планово-директивная  финансовая политика.

  Планово-директивная  финансовая политика – применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой.

  Государство, как собственник средств производства, осуществляет прямое директивное руководство  всеми сферами экономики и  социальной жизни, в том числе  и финансами.

  Целью такой  финансовой политики являлось – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства. Для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

  Задача  финансового механизма– создать инструменты для изъятия всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов власти.

  Для государственных  предприятий был создан механизм двух канального изъятия чистого дохода.

  Вначале, чистый доход изымался в бюджет при  помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством создавался, доход в повышенных размерах (легкая, пищевая отрасль).

  Затем при  помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка  прибыли) изымались в бюджет все  излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий.

  При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть государство, полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий.

  Регулирование использования денежных доходов  населения осуществлялось при помощи:

  подоходного дохода населения;

  системы фактически принудительных государственных займов;

  системы сберегательных касс, с помощью которых свободные средства населения также направлялись в бюджет в виде специального без облигационного займа.

  Изъятие средств у местных органов  власти обеспечивалось ограничением в  установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов.

  Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов  государственного плана.

  Управление  финансами осуществлялось из единого  центра – Министерства финансов.

  Планово-директивная  финансовая политика проводилась во всех бывших социалистических странах. Данная политика является:

  весьма  эффективной в условиях, когда требуется максимальная концентрация финансовых ре6сурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (война, восстановление хозяйства и т.п.);

  не эффективной в условиях нормального функционирования экономики (с отрицательными последствиями - снижение эффективности производства, замедление развитие социальной сферы, резкое ухудшение финансового положения государства). 

  Финансовая  политика РФ на современном этапе.

  Россия  сегодня пребывает в глубоком финансовом кризисе, основными признаками которого являются:

  продолжающийся  спад промышленного производства;

  резкое  сокращение платежеспособного спроса населения;

  сужение денежной массы;

  резкое  снижение уровня жизни населения. 

  Финансовая  политика последнего десятилетия привела  к ряду негативных результатов:

  подавление  инвестиционной активности государственного сектора экономики в областях финансирования фундаментальной науки, разработок высоких технологий (РФ представляет лишь 1% на данном мировом  рынке);

  либерализация денежно-кредитного и финансового  рынков в направлении привлечения  спекулятивного капитала, в том числе  иностранного;

  реализация  модели бюджетного федерализма, расширяющей  полномочия субъектов РФ без соответствующего разграничения предметов ведения  и учета реального финансового  потенциала, приводящей к фактической  дезинтеграции регионов: заключение двусторонних договоров, зачастую противоречащих интересам национальной безопасности;

  устранение  государства от реализации принципа социальной справедливости и обеспечение  гарантированного уровня благосостояния, коммерциализация социальной сферы;

  Финансовый  кризис привел к перераспределению  ресурсов и накопленного национального  богатства в пользу небольшой  группы лиц из финансово-банковского  сектора, участвующих в спекулятивной  игре на рынке капиталов, валютной и  фондовом рынках и переводе валютных активов на зарубежные счета.

  Возможными  путями выхода из сложившейся ситуации являются:

  сбалансированность  бюджетов всех уровней и государственных  внебюджетных фондов;

  совершенствование налоговой системы;

  реальный  бюджет;

  стабилизация  валютного курса рубля;

  регулирование процентных ставок;

  повышение эффективности использования государственной  собственности;

  совершенствование бюджетного федерализма;

  кассовое  исполнение бюджетов через органы Федерального казначейства; 
развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежья;

  единство  денежно-кредитной и финансовой политики и укрепление финансового  контроля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Финансы предприятия  в финансовой системе РФ

Финансы предприятия  представляют собой систему денежных отношений связанных с формированием, распределением и использованием денежных доходов и фондов денежных средств  целевого назначения с целью обеспечения  воспроизводственных процессов.

Финансовые отношения  многообразны по своему характеру. При  создании предприятия возникают  финансовые отношения с:

  • учредителями;
  • акционерами;
  • членами трудового коллектива;
  • по поводу формирования уставного фонда;
  • членских взносов;
  • выпуска акций.
 

Государство при  этом регламентирует источники формирования имущества предприятия, форменные  вклады в уставный фонд, его размер.

В дальнейшем по мере производства и реализации продукции  финансовые отношения предприятия  расширяются и возникают:

  1. финансовые отношения предприятия со своими работниками по вопросам выплаты заработной платы, премий, оказания материальной помощи, предоставления ссуд без процентов, удержание стоимости брака, штрафных санкций и т.д.;
  2. финансовые отношения с различными хозяйствующими субъектами в связи с уплатой и получением штрафов за нарушение хозяйственных договоров, получение доходов от совместной деятельности, вложением средств в корпоративные ценные бумаги и т.д.;
  3. финансовые отношения с бюджетом по поводу уплаты государственных и местных налогов, отчислений в централизованные фонды, получение налоговых кредитов, бюджетных ссуд, ассигнований из бюджета и т.д.;
  4. финансовые отношения с органами кредитной системы по поводу размещения временно свободных денежных средств на специальных счетах в банках, получение и возврата кредита и других операций;
  5. финансовые отношения внутри предприятия связанные с формированием и использованием фонда потребления, накопления, резервного и других фондов целевого назначения.
 

Традиционная  система финансовых отношений предприятия  изменяется в условиях рыночной экономики. Финансовые отношения предприятия  сопровождаются движением финансовых ресурсов, образованием потоков денежных средств в сторону предприятия  и от него.

Деятельность  работы любой фирмы, в том числе  и финансовой не может рассматриваться  изолированно. В частности, система  управления финансами компании является элементом более крупной системы. С позиции макроэкономики в народном хозяйстве различают 4 экономических  субъекта:

  • государственный сектор;
  • предпринимательский сектор;
  • сектор домашних хозяйств;
  • сектор "заграница".
 
 

   Каждый сектор пронизан сетью финансовых отношений и, безусловно, имеется специфика в управлении финансами в отдельной сфере. Вместе с тем, очевидно, что финансы каждого из них являются лишь элементом взаимосвязанной системы финансов в целом.

Один из вариантов  представления системы финансов страны представлен на рисунке 1. 

 
Рисунок 1. Структура  финансовой системы  РФ
 

Как правило, коммерческие финансовые операции между субъектами осуществляются через банковскую систему, которая и представлена в центре схемы. В нижней части приведен блок "финансовые рынки". В отличие  от субъектов финансовых отношений  представленных в других блоках схемы, финансовый рынок выполняет посредническую функцию. Он не является собственником  финансовых ресурсов, а лишь помогает оптимизации использования совокупных финансовых ресурсов. Основными участниками финансовых рынков являются инвесторы и финансовые посредники, финансовые и инвестиционные компании, банкирские дома и т.д. Первые предлагают рынку свободные денежные средства, которые организуют их размещение, а также помогают компаниям, нуждающимся в долгосрочном финансировании найти оптимальную структуру источников доходов. В блоке "финансы организации" представлены два типа различающихся субъектов: не коммерческие и коммерческие организации. Схематично структура предприятия различных организационно - правовых форм представлена на рисунке 2. 

 
Рисунок 2. Основные организационно - правовые формы предприятия
 
 

В зависимости  от цели создания и деятельности, юридические  лица делятся на две большие группы:

коммерческие  организации;

не коммерческие организации.

    Согласно ГКРФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и не имущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде.

     Помимо перечисленного юридическое лицо обязано иметь собственный баланс или смету. Юридическое лицо подлежит обязательной государственной регистрации и действует на основании учредительных документов (устав - для унитарных предприятий и не коммерческих организаций, учредительный договор - для хозяйствующих товариществ, устав и учредительный договор - для всех других типов).

  Основная цель коммерческих организаций извлечение прибыли с последующим распределением среди участников.

   Цели не коммерческой организации, как правило, решение социальных задач. При этом если все же организация ведет предпринимательскую деятельность. то полученная прибыль не распределяется, а также используется для достижения социальных и иных общественно полезных целей.

   Все коммерческие организации могут быть обобщенно поименованы термином "предприятие".

   Одним из основных компонентов финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются денежные отношения. Они как раз и реализуются в рамках финансовой системы предприятия.

    Таким образом, финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и/или потенциальных доходов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.

    Финансы как общеэкономическая категория выполняют множество функций, то есть динамическое проявление своих свойств и предназначений. В этих функциях проявляется сущность финансов как одного из важнейших компонентов организационной структуры и процесса регулирования социально-экономической системы того или иного уровня.         Применительно к предприятию основным из них является:

Информация о работе Финансы предприятия в финансовой системе РФ