Финансы предприятия в финансовой системе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности современной финансовой системы России и определение места и роли финансов организаций в этой системе.
Финансы предприятий имеют исключительно важное значение в построении финансовой системы. Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые в последующем по различным каналам перераспределяются в народнохозяйственной политике и служат основным источником экономического роста и социального развития общества .

Оглавление

Введение…………………………………………………………………......3
1. Сущность и функции финансов…………………. …………………......5
2. Финансовая система……………………………………………………...7
2.1. Сферы и звенья финансовой системы……………………………….12
2.2. Финансовый механизм как важнейшая составляющая финансовой политики России.……………………………………………………………..14
3 Финансы предприятия в финансовой системе РФ ……………………..23
3. 1 Анализ рентабельности предприятия ….…………………………...31
Заключение………………………………………………………………....35
Список использованной литературы……………………………………...36
Практическое задание

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 120.69 Кб (Скачать)

  Содержание

  Введение…………………………………………………………………......3

  1. Сущность  и функции финансов…………………. …………………......5

  2. Финансовая система……………………………………………………...7

  2.1. Сферы и звенья  финансовой системы……………………………….12

  2.2. Финансовый механизм как важнейшая составляющая финансовой политики  России.……………………………………………………………..14

  3 Финансы предприятия в финансовой системе РФ ……………………..23

  3. 1 Анализ рентабельности предприятия ….…………………………...31

  Заключение………………………………………………………………....35

  Список  использованной литературы……………………………………...36

  Практическое  задание 
 
 

 

  

  Введение

  Финансы зародились с появлением государства, поэтому сущность финансов, закономерности их развития, роль и сфера действия финансовых отношений определяются общественным экономическим строем, природой и функциями государства.

  Задолго до возникновения финансов человечество имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство, но сам  термин «финансы» и объясняемые  им отношения возникли только в средние  века.

  Изначально  финансы обеспечивали потребности  государства за счет установления повинностей  и сборов. Первыми государственными доходами были поступления от военной  добычи и дани с покоренных народов; доходы от имущества, находящегося в  собственности государства; регалии (монопольное право монархов на отдельные  виды промыслов и торговлю определенными  товарами); займы, прочие сборы и повинности .

  Характерными  чертами ранних финансов были не разделение ресурсов монарха и государства и преобладание не денежных источников государственных доходов. В дальнейшем, со становлением капитализма, доля не денежных доходов и повинностей резко сократилась и возросла роль денежных доходов. В XVI в. с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха возникли понятия государственных финансов (как совокупности законодательно закрепленных доходов и расходов государства), государственного бюджета, государственного кредита и товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер. Средства государства стали системно аккумулироваться в государственном бюджете, а важнейшим источником доходов государственного бюджета и основным инструментом перераспределения национального дохода стали налоги и доходы от реализации. По мере развития государственности и товарно-денежных отношений возникли новые общегосударственные фонды денежных средств и соответственно новые группы денежных отношений, связанных с формированием и использованием этих фондов .

  Тема курсовой работы является очень актуальной на сегодняшний день. Надежная финансовая система - залог успешного функционирования рыночной экономики и ее стабильности в целом. Финансовая система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей  его повседневные операции. После  создания надежной системы финансов, могут развиваться рынки денег и капитала, малое и среднее предпринимательства, первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

  В последние  годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной  финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Но общего мнения по теоретическим аспектам этого  вопроса не достигнуто.

  Целью курсовой работы является раскрытие сущности современной финансовой системы  России и определение места и  роли финансов организаций в этой системе.

  Финансы предприятий имеют исключительно  важное значение в построении финансовой системы. Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые в последующем по различным  каналам перераспределяются в народнохозяйственной политике и служат основным источником экономического роста и социального развития общества . 
       Финансы организаций являются исходной основой всей финансовой системы страны. Они занимают определяющее положение в этой системе, поскольку охватывают важнейшую часть всех денежных отношений в сфере общественного воспроизводства, где создается общественный продукт, национальное богатство и национальный доход – основные источники финансовых ресурсов страны. 
       Анализируя курсовую работу, можно увидеть, что основной составляющей финансовой системы являются финансы предприятий, состоящих из налогов и взносов. Государственный бюджет и финансы фондов аккумулируют и перераспределяют громадные ресурсы, но они все же меньше финансов предприятий. Этот вывод следует уже хотя бы из того, что бюджеты государства и фондов на 9/10 формируются за счет части средств предприятий, а целое всегда больше частного.
 
 
 
 
 

  1.СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

  Финансы предприятий связаны непосредственно  с производством и отражают состояние  экономики страны. Они имеют такие  же свойства, которые присущи в  целом категории финансов. Вместе с тем финансы предприятий  имеют ряд особенностей, обусловленных  их функционированием в сфере  материального производства, где  органически связаны все воспроизводственные  процессы: производство, распределение, обмен, потребление. 
          К числу таких особенностей следует отнести: 
во-первых, нормальное функционирование производства на предприятии возможно лишь при достаточном его финансировании; 
во-вторых, финансовый механизм предприятия должен обеспечить его самофинансирование, что особенно важно в условиях разгосударствления собственности; в-третьих, являясь обособленным юридическим лицом, предприятие должно выполнять широкий круг обязательств перед бюджетами, фондами, поставщиками, работниками и т. п. 
         Все это ставит перед финансовыми структурами предприятия задачи, связанные с достижением соответствующих производственных результатов, образованием денежных накоплений, самофинансированием воспроизводственного процесса. 
        Финансы предприятия — это экономические денежные отношения, связанные с образованием (через финансирование производства), распределением и использованием денежных ресурсов хозоргана. 
        Однако не все денежные отношения являются финансовыми. К их числу относят лишь ту их часть, которая составляет содержание финансов предприятий. Например, это денежные отношения предприятия с бюджетом и фондами по всем видам платежей и сборов, с банками по уплате процентов за кредиты, с поставщиками, потребителями и т. п. 
         Не являются финансовыми денежные отношения, связанные с получением и возвратом кредитов банка, денежные отношения, возникающие при погашении кредиторской задолженности и др. 
         Финансы предприятия- выполняют обеспечивающую, распределительную и контрольную функции. 
         Обеспечивающая функция предполагает, что предприятие должно быть полностью обеспечено в оптимальном размере денежными средствами, необходимыми для текущего финансирования производства, покрытия расходов, выполнения необходимых обязательств. При этом оптимизация источников денежных ресурсов является одной из главных задач, поскольку при излишке средств снижается эффективность их использования, а при недостатке — на предприятии возникают финансовые трудности. Обеспечивающая функция финансов предприятия выполняет свою роль через стимулирующее воздействие на производственно-хозяйственную деятельность свободных цен, налогов и оплаты труда, механизма затрат и привлечение заёмных источников, в частности, — банковских кредитов.

  Распределительная функция

  Распределительная функция финансов предприятия тесно связана с обеспечивающей и направлена на соответствующее распределение выручки от реализации продукции и полученных доходов. При этом она функционирует таким образом, чтобы обеспечить финансирование затрат на производство, отчисление налогов, сборов и платежей, оплату труда, социально-экономическое развитие предприятия. Таким образом, распределительная функция использует доходы и поступление средств, образование которых является следствием работы обеспечивающей функции финансов предприятия. 
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Финансовая система

  Финансовая  система - это совокупность блоков, звеньев, под звеньев финансовых отношений.

  Финансовая  система РФ состоит из трех крупных  блоков:

     - государственные финансы; 
      - местные финансы; 
      - финансы юридических и физических лиц.

  Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

  Государственный бюджет выполняет следующие функции:

  - перераспределительную  (через государственный бюджет  перераспределяется до 50% национального  дохода страны); 
        - регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики); 
       - стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств); 
        - контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

  По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

  Федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ.    Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах.

  Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.

  Финансы юридических и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц.

  Финансовая  система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно  система, которая представляет собой  единое целое, все составные части  этой системы тесно связаны между  собой многочисленными видами экономических  связей и отношений.

  Структура финансовой системы представлена на рис. 1.1.

  

  Рис. 1.1. Финансовая система Российской Федерации 
 
 
 
 

  Особое  место среди этих органов занимает Министерство финансов РФ, основными  задачами которого являются:

       - совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма; 
       - разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ; 
      - концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ; 
        - разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ; 
       - разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ; 
       - разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ; 
       - участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней; 
       - разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении; 
      - осуществление государственного финансового контроля; 
     - методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

  Управление  финансами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем  выработки финансовой политики и  претворения ее в жизнь.

  Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макро-уровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микро-уровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

  На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макро-уровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает:

  - зачисление  доходов на единый счет федерального  бюджета; 
       - распределение федеральных регулирующих налогов; 
      - возврат излишне уплаченных сумм доходов; 
      - учет доходов и составление отчетности о доходах.

  Финансирование  расходов федерального бюджета включает в себя:

  - разрешение  на осуществление платежа; 
      - осуществление платежа.

  На микро-уровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т.д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

  Необходимость выполнения финансовых планов требует  стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают  экономические методы стимулирования. Например, с целью сокращения дебиторской  задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры:

    - предоплату счетов; 
      - взаимо - зачетные операции; 
      - товарообменные (бартерные) операции; 
      - замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; 
      - задаток; 
       - банковскую гарантию или поручительство; 
       - залог; 
       - цессию, т. е. уступку прав требования; 
       - факторинг - покупку специализированной финансовой компанией       денежных требований поставщика к покупателю и их инкассацию; 
      - учет векселей и др.

Информация о работе Финансы предприятия в финансовой системе РФ