Финансы предприятий сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы являются рассмотреть особенности организации финансов сельскохозяйственных предприятий.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности сельскохозяйственных предприятий;
- дать краткую характеристику финансовым особенностям сельскохозяйственных предприятий;
- изучить важность оборотных фондов сельскохозяйственных предприятий;
- рассмотреть пути выхода сельского хозяйства из кризиса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА……..…..…4
1.1 Особенности сельскохозяйственных предприятий………….....………4
1.2 Финансовые особенности сельскохозяйственных предприятий…….11
1.3 Оборотные фонды сельскохозяйственных предприятий…….………15
2 ПУТИ ВЫХОДА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИЗ КРИЗИСА…….……20
2.1 Стимулирование развития АПК и сельского хозяйства…….………20
2.2 Реформы в сельском хозяйстве……………………………….……….24
3 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «АГРОКОМПЛЕКС МАЯК»……………………………28
3.1 Общие положения ЗАО ««Агрокомплекс Маяк»………...…………..28
3.2 Расчет прибыли от реализации единицы продукции на ЗАО «Агрокомплекс Маяк»……………………………………………………….…….38
3.3 Повышение эффективности ЗАО ««Агрокомплекс Маяк»……….…46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..49СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....51

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 744.98 Кб (Скачать)

     В 2009 году себестоимость зерна в ЗАО «Агрокомплекс Маяк» составляла 41051 руб. В производстве молока производственная себестоимость составила 99490 руб. Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

     Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования.

     Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

     Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

     Термин рентабельность ведет свое происхождение от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.

     Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается также как и отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции: по отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализованной продукции.

      Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному её виду. Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия.

     Рассчитаем уровень рентабельности ЗАО «Агрокомплекс Маяк» по основным видам продукции предприятия. 

     Таблица 10

     
Вид продукции Выручка, т.р. Стоимость, т.р. Прибыль (убыток), руб. Уровень рентабельности, %
2008 2009 2008 2009 + - 2008 2009
Зерно 34501 28058 25860 41051   -6443 1.3 0.7
Молоко 93531 107570 73778 99490 14039   1.3 1.1
КРС 3878 2606 7169 5777   -1272 0.5 0.5
 

     Данные таблицы показывают, что в ЗАО «Агрокомплекс Маяк» происходит снижение уровня рентабельности всего сельскохозяйственного производства. Такая тенденция прослеживается в связи с значительным уменьшением балансовой прибыли за 2008-2009 годы и увеличение полной себестоимости на 1903 тыс. руб. Снижение нормы прибыли до 0,1% свидетельствует об уменьшении эффективности использования производственных фондов в 51 раз, уменьшение уровня рентабельности до 0,7% говорит о снижении прибыльности данного хозяйства в 56 раз.

     Что касается производства молока, то судя по таблице в данном хозяйстве оно является рентабельным. Наибольший убыток в расчёте на 1 голову, на 1 центнер и на 1 человеко-час наблюдается в 2008 году. Такая ситуация сложилась в результате того, что себестоимость продукции была выше чем в 2009 году на 16,4%. Что касается денежной выручки от реализации продукции, то она изменялась более медленными темпами. Так в 2009 году она увеличилась на 10,5% по сравнению с 2008 годом. При чём увеличение денежной выручки происходило в основном за счёт увеличения цены реализации, а не количества реализованной продукции.

     Подводя итог нужно отметить, что в ЗАО «Агрокомплекс Маяк» в основном на показатель рентабельности повлияла себестоимость продукции, которая как было установлено ранее, увеличивается с каждым годом. Рост себестоимости вызвал увеличение цена горюче-смазочные материалы, ядохимикаты, удобрения, семена и другие предметы и средства труда, которые необходимы для сельскохозяйственного производства.

     Важнейшим фактором и путём повышения экономической рентабельности производства продукции ЗАО «Агрокомплекс Маяк» является дальнейшее увеличение урожайности всех сельскохозяйственных и прежде всего зерновых культур. Рост урожайности зерновых культур сдерживается недостаточной интенсивностью отрасли, не соблюдением всех элементов почвозащитной системы земледелия, медленным освоением рациональных севооборотов и интенсивных технологий, недостатками семеноводства, отступлением от требований агротехники возделывания культур.

     Увеличение урожайности оказывает влияние не только на увеличение валовых сборов зерна, но и на экономическую эффективность его производства: производительность труда, себестоимость, а следовательно и на рентабельность.

     Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия.

     Прежде всего, валовую прибыль анализируют по составным ее элементам, главным из которых является прибыль от реализации товарной продукции. Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. 

     Таблица 11

     
Наименование показателей годы
2008 год 2009 год
1.Получено прибыли от реализации:

-зерна

-молока

 
34501

3890

 
28058

2613

2.Доходы от внереализационной операции - -
4.Валовой прибыли 21972 15611
5.Балансовая прибыль 571165 547427
 

     Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.

     Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот. По результатам данного анализа можно сделать вывод, что ЗАО «Агрокомплекс Маяк» имеет тенденцию к снижению денежных средств, что говорит o ее финансовой неустойчивости в последний год. Таким образом, платежеспособность предприятия вызывает большие сомнения.  

     Таблица 12

     
Наименование Ед.измерения Годы
2008 год 2009 год
1.Получено прибыли на 100 га с/х угодий Т.р./га 139 183
2.Получено прибыли на 1 руб.оборотных средств Руб. 0.2 0.3
3.Произведено валовой продукции по текущим ценам Т.р. 21972 15611
4.Фондоотдача Руб. 0.1 0.1
5.Фондоемкость Руб. 10 14.1
6.Норма прибыли %    
 

     Самоокупаемость - необходимое, но недостаточное условие для самофинансирования. Если при самоокупаемости полученные ресурсы закрепляются в необходимой мере за коллективами как источники их последующего развития, то речь идет о самофинансировании. Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре. 

     Таблица 13

     
Наименование Ед.измерения Годы
2008 год 2009 год
1.Балансовая прибыль предприятия Т.р.б. 45564 60314
2.Производственные затраты по предприятию Т.р. 215740 273027
3.Уровень рентабельности производства продукции % 21.1 22.1
 

     Самоокупаемость и самофинансирование могут в полной мере активизировать хозяйственную жизнь, если будут пользоваться самостоятельностью. Но сельхоз товаропроизводители не могут контролировать выпуск своей продукции. Это объясняется тем, что, во-первых, общий объем произведенной продукции определяется работой многих относительно небольших элементов, действующих независимо, и, во-вторых, на результаты производства в сильной степени влияют погодные условия.

     Производители сельхоз продукции могут желать изменять ее выпуск, для чего пытаются обрабатывать больше или меньше площади, или же откармливать большее или меньшее поголовье животных. Однако конечный результат может зависеть и от многих других факторов.

     Неспособность быстро приспособиться к изменяющимся условиям создает элемент высокого риска в сельском хозяйстве.

     В современной России каждое сельскохозяйственное предприятие имеет два возможных пути своего будущего развития.

     Первый путь условно может быть назван технологическим. Хозяйство наращивает продукцию, на которую рынок назначает цены после ее производства. При таком подходе для предприятия не имеют ценности иные способы производства продукции, коме опробованного, поскольку их использование требует приобретения дополнительных знаний и связано с ростом неопределенности и риска.

     Второй путь условно может быть назван маркетинговым. Производители сельскохозяйственной продукции и фирмы АПК объединяются для сбора маркетинговой информации и организации совместных поставок на рынок. Цель второго пути - сократить риски производства нового продукта, для чего необходимо четко определить изменения потребностей общества и на такой основе произвести новый продукт. 
 

Информация о работе Финансы предприятий сельского хозяйства