Финансы предприятий сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы являются рассмотреть особенности организации финансов сельскохозяйственных предприятий.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности сельскохозяйственных предприятий;
- дать краткую характеристику финансовым особенностям сельскохозяйственных предприятий;
- изучить важность оборотных фондов сельскохозяйственных предприятий;
- рассмотреть пути выхода сельского хозяйства из кризиса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА……..…..…4
1.1 Особенности сельскохозяйственных предприятий………….....………4
1.2 Финансовые особенности сельскохозяйственных предприятий…….11
1.3 Оборотные фонды сельскохозяйственных предприятий…….………15
2 ПУТИ ВЫХОДА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИЗ КРИЗИСА…….……20
2.1 Стимулирование развития АПК и сельского хозяйства…….………20
2.2 Реформы в сельском хозяйстве……………………………….……….24
3 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «АГРОКОМПЛЕКС МАЯК»……………………………28
3.1 Общие положения ЗАО ««Агрокомплекс Маяк»………...…………..28
3.2 Расчет прибыли от реализации единицы продукции на ЗАО «Агрокомплекс Маяк»……………………………………………………….…….38
3.3 Повышение эффективности ЗАО ««Агрокомплекс Маяк»……….…46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..49СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....51

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 744.98 Кб (Скачать)

     Эта специфика налагает определенный отпечаток и на воспроизводство соответствующих основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения: если все прочие основные производственные фонды могут находиться непрерывно в эксплуатации вплоть до снашивания, то, например, многолетние насаждения в течение года активно функционируют лишь в пределах вегетационного периода. Необходимо учитывать биологические особенности этой части основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения для их эффективного использования.

     Любое сельскохозяйственное производство систематически нуждается в денежных средствах для капитального ремонта и модернизации действующего оборудования, производственных помещений, машин и т.д. В этих целях создается амортизационный фонд, который используется как для полного возобновления средств труда (реновация), так и для частичного (капитальный ремонт, модернизация) [2, c.102].

     Амортизация не начисляется на продуктивный скот и в том случае, если основные фонды находятся на консервации. Она составляет реальный элемент издержек производства, поэтому включается в себестоимость продукции, влияет на ее уровень. В то же время амортизация является одним из источников финансирования капитальных работ, ремонта и модернизации основных фондов [2, c.103]. 
 

     1.3.Оборотные фонды сельскохозяйственных предприятий 
 

     Одна из функций организации финансов сельскохозяйственных предприятий - регулирование движения оборотных средств, которые совершают непрерывный кругооборот, последовательно переходя из денежной формы в товарную, из товарной в производственную, затем опять в товарную и денежную, созданный продукт.

     В соответствии со сложившейся системой учета оборотные фонды сельскохозяйственных организаций подразделяются на следующие группы [3, c.170]:

     - производственные запасы, т.е. предметы труда, которые еще не вступили в процесс производства и целиком сохраняют свою натурально-вещественную форму. К ним относятся: сырье, закупленное для промышленной переработки (овощи, плоды и т.д.), основные, вспомогательные и ремонтные материалы, топливо, запасные материалы к сельскохозяйственной технике и транспортным средствам, минеральные удобрения, биопрепараты, ядохимикаты, тара;

     - незавершенное производство - предметы труда, которые уже вступили в процесс производства, но еще окончательно не обработаны, т.к. сельскохозяйственное производство требует длительного периода. Например, затраты под урожай будущего года;

     - молодняк животных и животные на откормке. Эта группа включает стоимость молодняка всех видов, взрослого скота, выбракованного из основного стада и находящегося на откорме, взрослой птицы, зверей, кроликов, пчел;

     - расходы будущих периодов - затраты на основание новой техники, изготовление опытных образцов продукции (например, нового вида консервов и т.п.), а также на подготовительные работы по освоению производств.

     Фонды обращения включают готовую продукцию, товары отгруженные, но неоплаченные, материалы в пути, средства в расчетах (задолженность, числящаяся за разными организациями и отдельными лицами, прочие виды задолженности по основной деятельности); денежные средства, находящиеся в кассе, на расчетных и текущих счетах, в аккредитивных и лимитированных чеках.

     Оборотные средства в сельском хозяйстве по сравнению с оборотными средствами в промышленности имеют важную особенность, такие составные их элементы, как семена, а в ряде случаев и посадочный материал, корма, органические удобрения и другие, постоянно возобновляются в процессе кругооборота за счет собственного производства. Эти виды оборотных средств не поступают на реализацию и остаются в сфере производства на следующий производственный цикл, что влияет на их размер и продолжительность оборота  [2, c.106].

      В зависимости от особенностей отдельных элементов оборотных фондов по каждому из них устанавливается определенный порядок нормирования. Так, по семенам собственный норматив должен отражать полную потребность в них предприятия, объединения для ярового сева, а в тех зонах,  где озимый сев проводится до уборки, - запасы на него. Общий норматив семян и посадочного материала принимается на основе нормативов по каждой культуре, определяемых натуральным и стоимостном выражении. Этот норматив может быть рассчитан умножением нормы высева (в центнерах на гектар) на посевную площадь. Кроме того, по каждой культуре создается страховой фонд в размере 15 %. Денежная оценка проводится исходя из плановой себестоимости 1 Ц. семян (но не выше закупочных цен), включая расходы по доставке на склад, доработке и хранению. Покупные семена и посадочный материал включают норматив зависимости от их качества, стоимости по ценам приобретения и расходов на доставку, доработку и хранение [15, c.100].

     По кормам норматив собственных оборотных средств устанавливается только в пределах страхового фонда, так как весь сезонный запас покрывается банковским кредитом. В сумму норматива включают стоимость зернофуража, а также сена и соломы. При расчете норматива корм оценивают по плановой себестоимости, но не выше закупочных цен. Покупные корма включают в норматив по ценам приобретения с добавлением транспортных расходов. Если на корм приобретаются отходы у предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, то норматив устанавливается на уровне стоимости этих отходов, потребляемых в течение месяца [15, c.125].

     По молодняку животных и животных на откорме норматив собственных оборотных средств устанавливается на уровне покрытия стоимости плановых остатков молодняка скота, птицы, пушнины, зверей и животных на откорме, оставляемых на конец планового года, в количестве исчисленном на основе плановых оборотов стада. Общий норматив по молодняку и животном на откорме определяется на основе частных нормативов по каждому их виду. Частные нормативы исчисляются путем прямого подсчета средней стоимости головы молодняка и животных на откорме каждого вида, исходя из фактической себестоимости на начало года или оценочной стоимости приплода при рождении с добавлением плановых затрат на содержание в плановом периоде [15, c.202].

     При определении затрат на голову молодняка крупного рогатого скота и свиней учитывается их живая масса на конец года принятая в плане. Норматив рассчитывается умножением нормы оборотных средств на количество голов, определенное на конец планового года по плановому обороту стада. Подобные расчеты делаются для каждого вида молодняка по возрастным группам. Сложение полученных в результате расчета сумм дает общий норматив. Как правило, по предприятиям, перерабатывающим сельскохозяйственное сырье, норматив запасов товарно-материальных ценностей на плановый период рассчитывается на основе среднедневного их расхода и среднедневной стоимости выпуска продукции по данным квартала текущего года, в котором объем производства является наименьшим. В периоды роста объема производства дополнительные запасы товарно-материальных ценностей создают за счет привлечения краткосрочного банковского кредита [15, c.30].

     Только умелое сочетание собственных и заемных источников формирования оборотных средств позволяет обеспечить максимальную эффективность денежных ресурсов сельскохозяйственных предприятий, поэтому в качестве таких источников создания и пополнения используются собственные и приравненные к ним средства, а также банковские кредиты и ссуды [5, c.23].

     Банковские кредиты могут быть использованы на покрытие сезонных затрат производства, на образование запасов товарно-материальных ценностей и на внутригодовой недостаток собственных средств.

     На эффективность использования оборотных средств влияет совокупность факторов технико-экономического и социально-организационного характера. Например, ускорение оборачиваемости средств в обращении достигается прежде всего своевременной поставкой продукции, сокращением ее запасов в готовом виде, оплатой в положенные сроки счетов поставщиков, ликвидацией задержек в документообороте по расчетам, а также внедрением научно-обоснованных нормативов расхода предметов труда для экономного и бережного использования семян и кормов, горячего и смазочных материалов, электроэнергии, минеральных удобрений и т.п. [5, c.24].

     Важную роль играет повышение урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных, качество продукции, что, в конечном счете, ведет к увеличению денежных средств за ее реализацию.

     Система финансов сельскохозяйственных предприятий, с одной стороны, отражает и вбирает в себя изложенные в предыдущих главах общие основы, принципы и механизм регулирования, присущие финансам предприятий. С другой стороны, формирование и регулирование финансов сельскохозяйственных предприятий имеют большую специфику и принципиальные отличия, отражающие особенности сельского хозяйства как. отрасли материального производства. Эти масштабные черты и принципиальные особенности касаются характеристики финансов сельхоз предприятий на всех этапах их развития. Они требуют специфического подхода к регулированию финансовой системы сельскохозяйственных предприятий. Непонимание и игнорирование их в ходе осуществления реформы в значительной степени усугубили трудности перехода аграрного сектора к рынку, что реально ощущается и на нынешнем этапе реформ [15, c.467].

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПУТИ ВЫХОДА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИЗ КРИЗИСА 
 

2.1. Стимулирование развития АПК и сельского хозяйства 
 

      Без развитого сельского хозяйства и прогрессивного АПК позитивное развитие экономики и повышение благосостояния общества невозможно. Решение проблемы вывода АПК из кризисного состояния требует проведения последовательной продовольственной политики, которая включала бы ряд основных стратегических направлений [26, c.78]:

     стимулирование развития отечественного сельского хозяйства, что в первую очередь потребует определённого перераспределения национального дохода в пользу сельскохозяйственных производителей;

     придание аграрной реформе основной целевой функции - рост производства;

     внесение коррективов в социальную политику.

     Каждая из этих проблем требует серьёзных мер своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить падение сельскохозяйственного производства, затем должен наступить этап стабильного развития и, наконец, последовательный рост. Для этого требуется, прежде всего, установление более благоприятного ценового климата для сельскохозяйственного и предоставление прямых государственных субсидий на основные виды сельскохозяйственного производства. Большинство сельскохозяйственных предприятий из-за быстрого сокращения производственного потенциала требует серьёзной финансовой поддержки со стороны государства даже для достижения стадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии. Аграрная политика должна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учётом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства сельскохозяйственной, в особенности товарной продукции [26, c.79].

     Перемены, которые могут обеспечить более высокую динамику развития экономики и социальной сферы села увязываются с принятым Законом "О развитии сельского хозяйства. В Законе чётко изложена сущность государственной аграрной политики и определены её цели: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и качества продовольственных товаров; формирование эффективно функционирующего рынка продукции, сырья и продовольствия, способствующего повышению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; обеспечение устойчивого развития сельских территорий; повышение занятости сельского населения и уровня его жизни; создание благоприятного инвестиционного климата и увеличение объёма инвестиций в сфере сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельского хозяйства природных ресурсов; наблюдение за индексами цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями для поддержания паритета цен. На финансирование АПК из бюджета субъектам федераций будут предоставляться субсидии в порядке, определённом правительством. При этом законодательно установлено, что средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие нужды [5, c.26]. "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" подготовлена Министерством сельского хозяйства РФ и разработана сроком на хозяйства, источники их финансового обеспечения и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий. Такая программа утверждена на первые пять лет правительством 12 июля 2007 года. Таким образом, впервые появились обязательства федерального правительства на долгосрочную перспективу. В программе определены пять основных разделов; устойчивое развитие сельских территорий; создание общих условий функционирования сельского хозяйства; развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства; достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства; регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [22, c.58].  Каждый раздел изложен по следующей схеме: цель - задачи - количественно измеряемые целевые индикаторы - механизм реализации, включая состав участников, выделяемые финансовые ресурсы и условия их получения сельскохозяйственными товаропроизводителями. Составной частью программы стали утверждённые ранее Правительством РФ федеральные целевые программы: "Социальное развитие села до 2010 года", "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг." и согласованные с Министерством экономического развития и торговли РФ ведомственные целевые программы [22, c.58].

Информация о работе Финансы предприятий сельского хозяйства