Финансы предприятий сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы являются рассмотреть особенности организации финансов сельскохозяйственных предприятий.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности сельскохозяйственных предприятий;
- дать краткую характеристику финансовым особенностям сельскохозяйственных предприятий;
- изучить важность оборотных фондов сельскохозяйственных предприятий;
- рассмотреть пути выхода сельского хозяйства из кризиса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА……..…..…4
1.1 Особенности сельскохозяйственных предприятий………….....………4
1.2 Финансовые особенности сельскохозяйственных предприятий…….11
1.3 Оборотные фонды сельскохозяйственных предприятий…….………15
2 ПУТИ ВЫХОДА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИЗ КРИЗИСА…….……20
2.1 Стимулирование развития АПК и сельского хозяйства…….………20
2.2 Реформы в сельском хозяйстве……………………………….……….24
3 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «АГРОКОМПЛЕКС МАЯК»……………………………28
3.1 Общие положения ЗАО ««Агрокомплекс Маяк»………...…………..28
3.2 Расчет прибыли от реализации единицы продукции на ЗАО «Агрокомплекс Маяк»……………………………………………………….…….38
3.3 Повышение эффективности ЗАО ««Агрокомплекс Маяк»……….…46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..49СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....51

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 744.98 Кб (Скачать)

     Интеграция России в мировую экономику должна идти таким путём, который бы не разрушал аграрный сектор, представляя внутренний рынок для собственного производителя. Здесь необходимо, прежде всего, сохранение полных суверенных прав государства по внешнеторговому и ценовому регулированию. Высокая зависимость внутреннего рынка, например, от импортных поставок мяса, послужила одной из основных причин разработки приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Над выполнением этого проекта в 2006 году работала Межведомственная рабочая группа с участием представителей аграрной науки. По направлению "Ускоренное развитие животноводства" участниками проекта стали 1317 объектов. Они получили 53,1 млрд. руб. кредитных ресурсов. ОАО "Росагролизинг" поставил сельскохозяйственным производителям 50,2 тыс. голов крупного рогатого скота и оборудование для создания 78,7 тыс. скотомест. По направлению "Стимулирование малых форм хозяйствования а АПК", по оперативным данным, создано 2124 сельскохозяйственных потребительских кооперативов всех видов. За истекший год малыми формами хозяйствования привлечено в АПК более 40 млрд. руб. кредитов. По направлению "Обеспечение доступным жильём молодых специалистов" введено 713,8 тыс. кв. м. жилья для 12,3 тыс., молодых семей и специалистов. В рамках консолидированного бюджета (86,2 млрд. руб.) по Минсельхозу России и подведомственным ему Россельхознадзору и Рыболовству в 2007 году увеличена поддержка по следующим направлениям: на развитие племенного животноводства - 1,3 млрд. руб.; с северного оленеводства и табунного коневодства - 250 млн. руб., а также овцеводства - 300 млн. руб.; на компенсацию части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур - до 3,4 млрд. руб. (больше чем в 2006 году на 17,4%); финансирование по разделу "Образование" до 12 млрд. руб. (больше на 27%); на проведение противоэпизоотических мероприятий - 2,3 млрд. руб. (больше на 52%) [22, c.59].

     Предполагается, что темпы роста в сельском хозяйстве будут возрастать более чем на 4%, а в животноводстве - на 5%. Прогнозируется оживление инвестиционного процесса, что позволит, в частности, повысить коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники. Вырастет энергообеспеченность отрасли при существенном увеличении применения ресурсосберегающих технологий, что будет способствовать ежегодному вовлечению в хозяйственный оборот примерно 350-400 тыс. га неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Вместе с тем выполнению прогнозных темпов развития сельского хозяйства на 2008-2010гг. могут препятствовать проявления системных рисков, которые обусловлены воздействием негативных факторов, и имеющиеся в аграрном секторе социально - экономические проблемы. Ситуация может обостриться и со вступлением России в ВТО. Нельзя забывать, что отечественные производители сельскохозяйственной продукции зачастую конкурируют на внутреннем рынке с субсидированным импортом, и прежде всего из стран ЕС. Если сравнить уровень государственной поддержки в России с зарубежным, то он один из самых низких из развитых стран [29, c.5].

     Наряду с экономической поддержкой российского товаропроизводителя в рамках разрешённых ВТО мер необходимо отменить страновый механизм квотирования импорта продукции. В сложившейся ситуации пока не созданы равные условия для российского сельского хозяйства по сравнению с европейскими и американскими конкурентами, что создаёт угрозу для продовольственной безопасности страны. Однако при вступлении в ВТО могут быть получены определённые преимущества для АПК: открытие новых рынков для экспортёров на основе распространения режима наибольшего благоприятствования в торговле и признания рыночного статуса российской экономики; возможность влияния на сокращение субсидированного импорта из зарубежных государств; рост ассортимента товаров и услуг на внутреннем рынке; улучшение инвестиционного рейтинга страны; повышение конкурентоспособности национальной экономики [22, c.59].

     Необходимо выявить и реализовать и другие всесторонние меры по выводу из кризиса АПК:

     Создание системы кредитования отрасли, в т. ч. организация льготного кредитования и функционирования ипотечных банков [16]. 
 

2.2 Реформы в сельском хозяйстве 
 

     За годы реформ в стране так и не создана рыночная система кредитования сельскохозяйственных производителей. Вместо этого действует множество фрагментарных полугосударственных - получастных дорогостоящих и низкоэффективных программ на федеральном и, особенно, региональном уровне. Основная доля сельскохозяйственной продукции сбывается в рамках бартерных схем. Система кредитования должна строиться на создании комфортных условий для кредитования сельского хозяйства частными банками и сельскими кредитными кооперативами, с чёткими и прозрачными схемами господдержки [18, c.7].

     Создание государственной системы рыночной информации;

     От отсутствия такой системы страдают, прежде всего, отечественные сельскохозяйственные производители, которые становятся объектом картельного сговора крупных торговых компаний.

     Создание единого рыночного аграрно-продовольственного пространства в стране путем развития рыночной инфраструктуры [27, c.29].

     Внутренний аграрно-продовольственный рынок оказался разделен на множество слабо связанных и нетранспарентных региональных "квазирынков". Как справедливо замечают экономисты-аграрники, "в настоящее время сложнее экспортировать партию зерна из Краснодара в Вологду, чем из Греции в Финляндию". Это связано как с прямыми административными ограничениями на вывоз продукции из регионов, так и с трудностями получения необходимых лицензий и сертификатов, подтверждающих качество и безопасность каждой партии товара. Указанные препятствия существенно увеличивают трансакционные издержки на отечественном рынке, повышают барьеры для входа для малых и средних операторов, уводят в теневой сектор значительную долю поступающего на рынок продовольствия [27, c.30].

     Государственное регулирование земельных отношений, рынка земли, обеспечение более эффективного использования сельскохозяйственных угодий, их экологической сохранности;

     В условиях недостаточности финансовых ресурсов государство должно в первую очередь направлять средства на выполнение региональных и общегосударственных программ по землеустройству и мелиорации земель, известкованию и гипсованию почв, созданию почвозащитных лесополос, обводнению территорий и внедрению почвозащитных технологий.

     Прямые субсидии на капитальные вложения, развитие и поддержание аграрной науки, консалтинговых организаций, освоение и внедрение новых технологий и техники [24, c.9].

     Разработка и внедрение новых машин и технологий в сельском хозяйстве открывает широкий путь для эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Только создание и освоение новой техники и машинных технологий в сельхозпроизводстве позволит поднять качество и конкурентоспособность отечественной сельхозпродукции. Для развития сельского хозяйства и энергообеспечения требуется государственная поддержка, особенно при разработке и освоении энерго и ресурсосберегающих агротехнологий. Поэтому необходимо выделить еще одну специфическую для АПК проблему. Речь идет об охране и вовлечении в хозяйственный оборот на возвратной (коммерческой) основе перспективных технологий возделывания и уборки сельхоз культур, содержания сельскохозяйственных животных и птицы и ряда других. Это актуально еще и потому, что предстоит преодолеть нарастающую из года в год технологическую отсталость российского сельского хозяйства от уровня зарубежных стран. Возмещение сельхоз товаропроизводителям потерь от стихийных бедствий и других неблагоприятных природно-климатических условий путем страхования имущества, урожая и животных в значительной доле за счет централизованных фондов государства. Необходимое вмешательство государства в экономику, в производственный и социальный механизмы сельского хозяйства требует значительных бюджетных затрат, которые, однако, себя многократно окупают. Они не только повышают доходы сельского хозяйства, но и приносят дополнительные выгоды в цепочке хранения, переработки, транспортировки, торговли и других смежных отраслях, обеспечивают стране продовольственную безопасность. Предприятия сельского хозяйства также обладают своими существенными особенностями. Здесь следует иметь в виду, что в данной отрасли главными средствами производства являются земля и «живые организмы» - продуктивный и рабочий скот, растениеводство. Это определяет необходимость применения агро технологий, учитывающих все биологические особенности производства сельскохозяйственной продукции - значительную длительность данного процесса (животноводство - 9 мес., растениеводство - 1 год), зависимость от природных условий и сезонности, высокую степень риска. Все это определяет [25, c.41]:

     1) неравномерность поступления выручки (поступает в конце года) и нарастания затрат, что создает необходимость широко использовать коммерческих кредиты и авансовые выплаты за будущую поставку сельскохозяйственной продукции по контрактам;

     2) необходимость создания резервов, страховых фондов и сезонных запасов удобрений, горюче-смазочных материалов, семян;

     3) использование значительной части продукции во внутреннем обороте, которая не принимает денежную форму (не входит в состав товарной продукции);

     4) возникновение рентных доходов, особого порядка формирования затрат и финансового результата по видам деятельности (животноводства, растениеводства);

     5) реализацию отдельных видов сельскохозяйственной продукции по ценам ниже фактической себестоимости; существует разрыв в паритете роста цен на сельскохозяйственную продукцию и необходимое для производства оборудование и материалы, что предопределяет необходимость дотаций в агропромышленном комплексе;

     6) обложение специальным единым налогом сельскохозяйственных товаропроизводителей;

     7) чрезвычайную разнообразность и организационно-правовых форм ведения предпринимательской деятельности (от совхозов до фермерских хозяйств).

     Необходимо учитывать следующее. В современных условиях в России в целях «выживания» многие предприятия существенным образом диверсифицируют свою деятельность, занимаясь одновременно и промышленным производством, и строительством, и торговлей. Поэтому финансисту, где бы он ни работал, нужно серьезно изучать отраслевую экономику и технологию производства, особенности рынка выпускаемой продукции [10, c.12]. 

3 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «АГРОКОМПЛЕКС МАЯК» 
 

     3.1 Общие положения ЗАО ««Агрокомплекс Маяк» 
 

     ЗАО ««Агрокомплекс Маяк» расположено юге Тюменской области в северо-восточной части Казанского района в 15 км от районного центра р.пос. Казанское, в 35 км от ж/д станции г. Ишим и в 350 км от областного центра г. Тюмень Главная магистраль с твердым покрытием Ишим-Петропавловск проходит в 2 км от ЗАО «Агрокомплекс Маяк». Основными пунктами сдачи продукции являются р.п. Казанское и г. Ишим.

     Дорожная сеть на территории района развита хорошо. Климат резко-континентальный, суровая зима и жаркое лето. Годовое количество осадков 306-315 мм. Около 75-80% всей годовой суммы осадков выпадает в виде дождя в летний период и только 20-25% - зимой в виде снега.

     Считают, что если за каждый месяц (летом) выпадает 50-60 мм осадков, то лето достаточно влажное, благоприятное для роста сельскохозяйственных растений и получения высоких урожаев. Если осадков будет меньше 30 мм в месяц, то лето сухое, и урожай может быть низким. В зоне 2-3 раза в 10 лет наблюдается понижение температуры в почве до 5-6 С, когда почва не покрыта снегом, что нередко приводит к гибели посевов озимых и частично многолетних трав.

     Продолжительность безморозного периода 110-120 дней. Грунтовые воды сформировались на территории хозяйства в результате орошения. Для снижения грунтовых вод был построен дренаж с механическим отводом дренажного стока в существующий коллектор К - 17. После чего глубина залегания уровня грунтовых вод стала варировать от 1 м. в приканальных зонах до 2 м. и ниже на остальной территории. На богарных землях уровень грунтовых вод находится в пределах 3 - 5 м. По химическому составу грунтовые воды достаточно пресные. Воды подовых отложений, в основном, сульфатно - хлоридногидрокарбонального состава, с сухим остатком 0,9 - 3,0 г/л.

     Состав, размер и структуру земельных угодий рассмотрим в таблице 1. 
 

     Таблица 1

     
Виды с/х угодий Площадь, га за 2009 год Структура, %
Всего сельскохозяйственных угодий 32956 100
Из них: пашня 21355 65
сенокосы 4757 14
пастбища 6844 21
Лесные массивы 6006 18
Древесно-кустарниковые растения 472 1
Прочие земли 292 0.9

Информация о работе Финансы предприятий сельского хозяйства