Финансы коммерческих организаций и предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому тема рассмотрения структуры источников средств предприятия является актуальной.
Цель работы – рассмотреть структуру источников средств предприятия и ее оптимизацию.
Из указанной цели следует решение таких задач:
изучить структуру источников средств предприятия
рассмотреть классификацию финансовых ресурсов по источникам формирования
перечислить основные аспекты формирования оптимальной структуры капитала предприятия
проанализировать финансовый анализ структуры источников средств и их использования на предприятиях
рассмотреть оптимизацию структуры источников финансирования предприятия

Файлы: 1 файл

ФМ.Миянова.Курсовая.docx

— 113.15 Кб (Скачать)

- анализ капитала предприятия;

-оценка основных факторов, определяющих формирование структуры капитала

-оптимизация структуры капитала по критерию максимизации уровня финансовой рентабельности;

-оптимизация структуры капитала по критерию минимизации уровня финансовых рисков;

Одним из механизмов оптимизации  структуры капитала предприятия  является финансовый левередж, который позволяет установить какая сумма заемных средств привлечена предприятием на единицу собственного капитала. Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левереджа. Он рассчитывается по следующей формуле:

ЭФР = (1 - Сн) × (КР - Ск) × ЗК/СК,                                    (5)
где:  
ЭФР — эффект финансового рычага, %.
Сн — ставка налога на прибыль, в десятичном выражении.
КР — коэффициент рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %.
Ск — средний размер ставки процентов за кредит, %.
ЗК — средняя сумма используемого заемного капитала.
СК — средняя сумма собственного капитала.

Данная формула открывает  перед финансовым менеджером широкие  возможности по определению безопасного объема заемных средств, расчету допустимых условий кредитования, облегчению налогового бремени для предприятия, определению целесообразности приобретения акций предприятия с теми или иными значениями дифференциала, плеча рычага и уровня ЭФР в целом.

При выборе источников финансирования предприятия необходимо:

  • определить потребности в краткосрочном и долгосрочном капитале;
  • проанализировать возможные изменения в составе активов капитала с целью определения их оптимальной структуры по объему и видам;
  • обеспечить постоянную платежеспособность и, следовательно, финансовую устойчивость;
  • использовать максимально прибыльно собственные и заемные средства;
  • снизить расходы по финансированию хозяйственной деятельности.

Таким образом, оптимальная структура капитала представляет собой такое отношение собственных и заемных источников при котором обеспечивается оптимальное соотношение между уровнями, т.е. максимизируется рыночная стоимость предприятия. При оптимизации капитала необходимо учитывать каждую его часть.

 

 

 

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Расчётная часть курсовой работы предназначена для изучения точки безубыточности организации методом маржинального анализа.

Маржинальный анализ базируется на изучении соотношения между тремя  группами экономических показателей: издержками, объёмом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объёма производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

Маржинальный доход предприятия – это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на неё.

Основные возможности  маржинального анализа состоят  в определении:

- безубыточного объёма  продаж (порога рентабельности, окупаемости  издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

- необходимого объёма  продаж для получения заданной  величины прибыли;

- критического уровня  постоянных затрат при заданном  уровне маржинального дохода;

- критической цены реализации  при заданном объёме продаж  и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального  анализа обосновываются следующие  управленческие решения: выбор вариантов производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценка эффективности инновационного проекта.

Условия проведения маржинального  дохода следующие:

- необходимость деления  издержек на две части: - переменные  и постоянные;

- переменные издержки  изменяются пропорционально объёму  производства (реализации) продукции;

- постоянные издержки  не изменяются в пределах значимого  объёма производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

- тождество производства  и реализации продукции в рамках  рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;

- эффективность производства, уровень цен на продукцию и  потребляемые производственные  ресурсы не будут подвергаться  существенным колебаниям на протяжении  анализируемого периода;

- пропорциональность поступления  выручки объёму реализованной  продукции.

Обоснованием для принятия управленческих решений является безубыточность организации и увеличение её зоны безопасности.

Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль.

Зона безопасности (зона прибыли) – разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объёмом продаж.

Для того, чтобы изучить точку безубыточности организации методом маржинального анализа мы задаем основные экономические показатели организации:

Выпуск продукции - 1000 изделий

Цена - 20 тыс. руб.

Объем производства - 20 млн руб.

Постоянные затраты (Н) - 7 млн руб.

Переменные расходы(Рп) – 10,5 млн руб

 При этом, доля постоянных затрат (Н) в полной себестоимости (ПС) рекомендуется установить 40%, а переменных затрат (Pn) – 60%.

Полная себестоимость  составит 17,5 млн руб. Т.о постоянные затраты (Н)= 17,5 млн руб. *40% = 7 млн руб., переменные затраты (Рn)= 17,5 млн руб.*60% = 10,5 млн руб.

Планируемая прибыль  организации П=В-(Н+Pn)=20 000 000 руб.-(7 000 000 руб. + 10 500 000 руб.) = 2 500 000 руб.

По результатам  полученных данных, проводится анализ принятых управленческих решений и строятся график безубыточности (зоны безопасности) организации (см. рис. 3).

Переменные затраты  — это затраты, зависящие от изменения объема реализации (сырье и материалы, заработная плата и т.д.). Постоянные затраты - это затраты, не зависящие от производства продукции (топливо, энергия, РСЭО, некоторые цеховые расходы и т.д.).

Далее проводится расчет безубыточного  объёма продаж и зоны безопасности предприятия аналитическим способом, для чего определяются:

Маржинальный доход:

Дм = П + Н.                                                                                                 (6)

Дм = 2 500 000 +7 000 000  = 9,5 млн.р.

Дм = В - Рп.                                                                                                 (7)

Дм = 20 – 10,5 = 9,5 млн.р

Тр/ Н = В/Дм. Отсюда можно вывести формулу для расчета точки безубыточного объема продаж в денежном измерении:

Тр = В*Н / Дм,                                                                                              (8)

Или Тр = Н/ (Дм/В)                                                                                      (9)

Для нашего примера она составляет 20*7/9,5 = 14,7 млн руб,

или 7/ (9,5/20) = 7/ 0,475 = 14,7 млн руб.

Для расчета точки критического объема реализации в процентах к  максимальному объему, который принимается за 100 %, может быть использована формула:

Т%  = Н : Дм*100% = (7:9,5)*100% =73,68%                                             (10)

Если заменить максимальный объем реализации продукции в  денежном измерении (В) на соответствующий объем реализации в натуральных единицах (К), то можно рассчитать безубыточный объем реализации в натуральных единицах:

Тшт=К*Н/Дм                                                                                                (11)

Тшт=1000*7/9,5=736,84 

Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям аналитическим методом используется следующая формула:

ЗБ = (В – Тр)/В                                                                                         (12)

ЗБ = (20 млн – 736,84 млн) / 20 млн = 0,99

- критический уровень  постоянных затрат при заданном  уровне маржинального дохода и объёма продаж:

Н = К*(Ц-V)                                                    (13)

Н = 1000 шт.*(2000 руб.- 10500 руб.) = 9 500 000

- критический уровень  цены:

 Цкр = Н : К + V                                           (14)

Цкр = 9 500 000 руб./1000 шт.+10500руб. = 20т. руб.

V= Pn

V= 10 500 000  / 1000 шт. = 10500

где Т – точка безубыточного  объёма реализации продукции, порог  рентабельности, точка равновесия, критический объём продаж (Тр – в рублях; Т% - в процентах; Тш - в штуках); Дм - маржинальный доход; П – сумма прибыли; Н – постоянные затраты; Pn – переменные затраты; В – выручка от реализации продукции; К – количество проданной продукции в натуральных единицах; V – удельные переменные затраты; Ц – цена продукции.

График безубыточности до введения предложений по улучшению  деятельности предприятия имеет следующий вид (рисунок 3):

 

 

 

По данным маржинального  анализа  определяется запас финансовой прочности организации к объёму продаж:

ЗФП = (Зп : В) * 100%

ЗФП= (5,27 млн руб. : 20 млн руб.)*100%= 26,3 %

для чего определяются:

- сумма покрытия

п = В - Рп

п =20 000 000 руб – 10 500 000руб=9500000 руб

- сила воздействия операционного  рычага

СОР = ∑п : П

СОР =9 500000 руб. : 2 500000руб = 3,8 млн.руб

- валовая маржа

Вм = П + Н

Вм =2,5 млн. руб. +7 млн.руб. = 9,5 млн.руб.

- коэффициент валовой  маржи

Квм = Вм : В

Квм =9,5 млн.руб : 20 млн.руб. = 0,475

- порог рентабельности

Rкр = Н : Квм

Rкр = 7 млн.руб : 0,475 = 14,7 млн руб.

- запас финансовой прочности

Зп = В - Rкр

Зп = 20 млн руб. – 14,7 руб. = 5,27 млн руб.

Таким образом, устойчивость предприятия  определяет показатель запас финансовой прочности. Запас финансовой прочности показывает, насколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков. Чем выше показатель ЗФП тем более устойчиво предприятие. В нашем, случаи ЗФП = 26,3 % что показывает, что предприятие несет больше затрат чем прибыли.

Для того чтобы предприятие  могло получать больше прибыли и  быть более финансово устойчивым предприятию следует:

- сократить затраты   на производство и реализацию  продукции. Переменные затраты  с 7000000 рублей до 4000000 рублей, а постоянные затраты с 105000000 рублей до 6000000 рублей. В общем, полная себестоимость составит 10 000 000 рублей.

Итак,  рассмотрим, как  будет работать предприятие, если снизить  затраты. Зададим экономические  показатели для улучшения работы предприятия:

Выпуск продукции - 1000 изделий

Цена - 20 тыс. руб.

Объем производства - 20 млн руб.

Постоянные затраты (Н) - 4 млн руб.

Переменные расходы(Рп) – 6 млн  руб

 Полная себестоимость составит 10 млн руб. Постоянные затраты (Н)= 10 млн руб. *40% = 4 млн руб., переменные затраты (Рn)= 10 млн руб.*60% = 6 млн руб.

Планируемая прибыль  организации П=В-(Н+Pn)=20 000 000 руб.-(6 000 000 руб. + 4000000 руб.) = 10 000 000 руб.

По результатам полученных данных, проводится анализ принятых управленческих решений и строятся график безубыточности (зоны безопасности) организации (см. рис. 2):

Информация о работе Финансы коммерческих организаций и предприятий