Финансовый анализ торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:56, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение особенностей финансового анализа торгового предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- показать особенности организации финансов в торговле;
- дать определение издержек обращения в торговле;
- описать методы определения потоварной и потоварно-груп¬повой издержкоемкости в торговле;

Оглавление

ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ В ТОРГОВ-ЛЕ……………………..5
1.1. Особенности организации финансов в торгов-ле………………….5
1.2. Издержки обращения в торгов-ле…………………………………..6
1.3. Методы определения потоварной и потоварно-груп¬повой
издержкоемкости в торгов-ле……………………………………………8
1.4. Состав и структура основных и оборотных средств торговых предпри-ятий…………………………………………………………….11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА ПРОДАЖУ В ТОРГОВ-ЛЕ…………..15
2.1. Анализ влияния факторов на уровень расходов на прода-жу…...15
2.2. Анализ расходов по статьям и элементам расхо-дов…………….19
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………………..25

Файлы: 1 файл

Финансовый анализ торгового предприятия.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

 

Размер влияния на расходы на продажу прочих факторов рас­считывают балансовым методом: из общего отклонения уровня вы­читают размер влияния структурных сдвигов и размер влияния цен. Как видно по данным табл. 2, основным фактором снижения уровня расходов являются структурные сдвиги в ассортименте.

На уровень расходов на продажу влияют многочисленные фак­торы, связанные с организацией торгово-технологического процес­са. Показателями качества работы торговой организации являются: нагрузка 1 м2 площади, товарооборачиваемость, производительность труда, фондоотдача основных средств и т.д.

Количественно влияние перечисленных факторов на уровень расходов оценивается с при­менением методов корреляционно-регрессионного анализа. В част­ности, зависимость уровня расходов от товарооборота на 1 м2 пло­щади обычно моделируется уравнением гиперболы, что отображает наличие оптимального предела концентрации товарооборота, после которого дальнейшее снижение уровня издержек замедляется или прекращается (продление конечного участка S-образной кривой).

Изучение зависимости уровня расходов от производительности труда показывает наличие логарифмической связи между показате­лями. Зависимость уровня издержек от скорости обращения това­ров характеризуется формой связи, близкой к прямолинейной.

Исходя из практических задач конкретных предприятий могут быть выявлены и измерены любые другие зависимости абсолютной и относительной величины расходов как в целом по предприятию, так и по отдельным статьям.

 

2.2. Анализ расходов по статьям и элементам расходов

 

Конкретные решения по управлению ресурсами организации могут быть приняты на основе анализа расходов по статьям и элементам расходов. Такой анализ начинается с оценки структурных сдвигов в составе затрат. По его результатам выявляются статьи, являющиеся объектом наибо­лее пристального внимания управленцев и предпринимателей и ока­зывающие наибольшее влияние на совокупное отклонение расходов от сметы или в динамике. Алгоритмы аналитических расчетов по от­дельным статьям различаются по причине их разной зависимости от товарооборота. Поэтому прежде всего следует сгруппировать статьи расходов по степени их зависимости от товарооборота.

При анализе условно-переменных расходов определяется откло­нение расходов в сумме и по уровню, а также отклонение расходов под влиянием товарооборота в сопоставимых или текущих ценах, под влиянием цен на услуги и прочих факторов. При анализе услов­но-постоянных расходов, кроме отклонений, рассчитывается изме­нение расходов под влиянием цен на услуги и прочих факторов.

Анализ расходов на продажу по статьям показан на примере в приложении.

Влияние товарооборота рассчитывают как разность между сум­мой расходов, пересчитанных на отчетный товарооборот, и расхо­дами за базисный период; влияние прочих факторов может быть рассчитано тремя способами:

- как разность расходов за отчетный период и расходов, пере­считанных на отчетный товарооборот;

- как произведение величины изменения уровня затрат на от­четный товарооборот;

- как разность между отклонением расходов и величиной влияния товарооборота на расходы.

Влияние прочих факторов составляет сумму относительной эконо­мии или перерасхода затрат. Из данных приложения следует, что относи­тельный перерасход допущен по статьям «транспортные расходы», «рас­ходы на рекламу», «прочие расходы». Перерасход свидетельствует, что рост расходов по этим статьям обусловлен не только увеличением това­рооборота, но и влиянием других факторов. Рост транспортных расхо­дов может быть следствием влияния факторов, не зависящих от дея­тельности организации, например увеличением транспортных тарифов. Перерасход, допущенный по статье «расходы на рекламу», свидетельст­вует о низкой эффективности программы рекламных коммуникаций.

При анализе условно-постоянных расходов рассчитывают отклоне­ние расходов в сумме и по уровню. Считается, что сумма и уровень рас­ходов изменяются под влиянием прочих факторов. Анализ условно-постоянных расходов по статьям также позволяет установить, по каким статьям допущен перерасход или достигнута наибольшая экономия.

В рассматриваемом примере перерасход допущен по статье «аренда и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудова­ния и инвентаря» и по статьям «ремонт основных средств» и «прочие расходы». Перерасход по аренде и содержанию основных средств в сумме сопровождается снижением уровня расходов, что говорит о повышении эффективности использования арендуемого помещения, т.е. рост товарооборота опережает рост расходов по этой статье.

Более глубокий постатейный анализ предполагает изучение отдель­ных элементов расходов, включаемых в каждую статью затрат, и фактор­ный анализ отдельных элементов или каждого элемента расходов. Выбор факторов для постатейного и поэлементного анализа определяется эко­номическим содержанием и порядком расчета расходов по статьям.

Так, на уровень транспортных расходов большое влияние ока­зывают виды используемых транспортных средств, условия фран­кирована товаров, структура товарооборота, тарифы на перевозку грузов, расстояние перевозки, технико-эксплуатационные показате­ли работы транспорта. Наиболее простой факторной детерминиро­ванной моделью транспортных расходов является модель зависимо­сти их от массы перевозимого груза, коэффициента использования грузоподъемности автомобиля, расстояния перевозки и тарифов на перевозку одной тонны груза на определенное расстояние.

На сумму расходов по аренде влияют размер арендуемой пло­щади и ставка арендной платы; на сумму амортизационных отчис­лений - изменение первоначальной (восстановительной) стоимо­сти оборудования, структура основных фондов, нормы амортизаци­онных отчислений.

На сумму расходов по заработной плате влияют объем товаро­оборота, средняя заработная плата, производительность труда.

Дальнейшее углубление анализа требует совершенствования постановки учета затрат по отдельным товарным группам. Результатом анализа расходов по отдельным товарным группам является разра­ботка гибкой ценовой политики, обоснованное применение мето­дов стимулирования сбыта, формирование ассортимента.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Предприятия и организации торговли являются связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного про­дукта. В деятельности предприятий торговли сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка и т.д.) с непроизводственными, связанными со сменой собственников операциями, т.е. непосредственно с реализацией продукции. Торговые предприятия в зависимости от характера их деятель­ности и назначения подразделяются на предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли.

Торговля не создает дополнительной потребительной стоимо­сти. Стоимость увеличивается в результате затрат дополни­тельного общественного труда, что приводит к увеличению издержек обращения.

Выручка от реализации товаров предприятий торговли посту­пает в налично-денежной форме, работники торговли несут личную материальную ответственность за сохранность имуще­ства и денежных средств, что требует усиления финансового контроля.

Финансы торгового предприятия - экономические отношения, возникающие в связи с образованием и использованием необходимых денежных фондов в целях осуществления бесперебойного процесса продажи товаров. Все торговые предприятия осуществляют свою производственную деятельность исключительно самостоятельно, несут постоянную ответственность за результаты хозяйствования, получаемый финансовый результат, самостоятельно распоряжаются собственными средствами.

Финансовое состояние предприятий торговли зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров. Основными показателями торговой дея­тельности являются товарооборот в денежном выражении, из­держки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность.

Издержки обращения в торговле представляют собой затраты об­щественного труда, выраженные в денежной форме и связанные с процессом движения товаров от мест производства до потребителя.

Издержки обращения отличаются от себестоимости тем, что в них отсутствует стоимость закупаемых товаров, т.к. предприятия торгов­ли закупают уже произведенные товары, затрачивая средства лишь на их доведение до потребителя.

В литературе упоминаются три метода определения потоварной и потоварно-груп­повой издержкоемкости в оптовой и розничной торговле: ме­тод коэффициентов, метод математического моделирования, метод калькуляционных исчислений.

Основные средства торгового предприятия состоят из:

- активной части, включающей торговое оборудование, маши­ны, транспортные средства и т.д., удельный вес которых в структуре основных фондов по сравнению с промышленными предприятиями в три раза меньше и составляет 10%;

- пассивной части, включающей здания, помещения, сооруже­ния и т.д., удельный вес которых составляет 80%.

В числе факторов, влияющих на расходы, прежде всего следует выде­лить структурные сдвиги в ассортименте. Ассортимент реализуемых товаров влияет на многие статьи расходов (транспортные расходы, убыль товаров, расходы по таре и др.). Различия в условиях транс­портировки, хранения и продажи отдельных товаров, различная ско­рость обращения по товарным группам обусловливают разный уро­вень издержкоемкости отдельных групп товаров. Уровень расходов отдельных товаров (товарные издержки) определяется расчетным пу­тем. Если в организации не ведется учет прямых затрат по отдельным товарным группам, то расходы на реализацию товарной группы рас­считывают пропорционально структуре продаж. Другой способ опре­деления расходов - по данным выборочного наблюдения за опреде­ленные периоды времени. Третий способ - установление регресси­онной зависимости между общим уровнем затрат и удельным весом данной товарной группы в товарообороте.

Конкретные решения по управлению ресурсами организации могут быть приняты на основе анализа расходов по статьям и элементам расходов. Такой анализ начинается с оценки структурных сдвигов в составе затрат. По его результатам выявляются статьи, являющиеся объектом наибо­лее пристального внимания управленцев и предпринимателей и ока­зывающие наибольшее влияние на совокупное отклонение расходов от сметы или в динамике. Алгоритмы аналитических расчетов по от­дельным статьям различаются по причине их разной зависимости от товарооборота. Поэтому прежде всего следует сгруппировать статьи расходов по степени их зависимости от товарооборота.

Дальнейшее углубление анализа требует совершенствования постановки учета затрат по отдельным товарным группам. Результатом анализа расходов по отдельным товарным группам является разра­ботка гибкой ценовой политики, обоснованное применение мето­дов стимулирования сбыта, формирование ассортимента.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практические пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 272 с.

2.      Афанасьева М.И. Организация и технология торговых процессов на  розничных торговых предприятиях: учебно-практическое пособие. - Волгоград: Перемена, 2001. - 163 с.

3.      Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник / Под ред. М. И. Баканова. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 536 с:

4.      Баканов М.И., Шеремет А.Д. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 310 с.

5.      Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 507 с.

6.      Бердникова Г.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 314 с.

7.      Грузинов В.П.. Грибов В.Д. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 436 с.

8.      Дашков Л.П. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России: коммерция и технология торговли: основы организации и технологии торговли, организация и технология оптовой торговли, организация и технология розничной торговли, нормативные правовые документы, регламентирующие торговую деятельность. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 911 с.

9.      Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. - 336 с.

10. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятий. Практическое пособие. - М.: Омега-Л, 2009. - 451 с.

11. Ефимова О.В. Финансовый анализ. Бухгалтерский учет. - М.: Институт международного права и экономики, 2006. - 255 с.

12. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 560 с.

13. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения): Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 432 с.

14. Корнеева Е. Как оценить состояние бизнеса на основе коэффициентов // Финансовый директор. - 2007. - №7. - С. 14-17.

15. Кубышкин И. Использование финансового анализа для управления компанией // Финансовый директор. - 2008. - №9. - С. 10-11.

16. Кулагина М.Е. Использование современных инструментов в системе управления финансовыми ресурсами // Финансы и кредит. - 2009. - №3. - С. 7-9.

17. Николаева Т.П. Финансы предприятий: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. - 311 с.

18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. Пособие. - Мн.: Новое знание, 2006. - 652 с.

Информация о работе Финансовый анализ торгового предприятия