Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:56, контрольная работа
Цель работы - изучение особенностей финансового анализа торгового предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- показать особенности организации финансов в торговле;
- дать определение издержек обращения в торговле;
- описать методы определения потоварной и потоварно-груп¬повой издержкоемкости в торговле;
ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ В ТОРГОВ-ЛЕ……………………..5
1.1. Особенности организации финансов в торгов-ле………………….5
1.2. Издержки обращения в торгов-ле…………………………………..6
1.3. Методы определения потоварной и потоварно-груп¬повой
издержкоемкости в торгов-ле……………………………………………8
1.4. Состав и структура основных и оборотных средств торговых предпри-ятий…………………………………………………………….11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА ПРОДАЖУ В ТОРГОВ-ЛЕ…………..15
2.1. Анализ влияния факторов на уровень расходов на прода-жу…...15
2.2. Анализ расходов по статьям и элементам расхо-дов…………….19
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………………..25
1.4. Состав и структура основных и оборотных средств
торговых предприятий
Предпринимательская деятельность в торговле связана с формированием и использованием основного и оборотного капиталов, необходимых для продвижения, хранения и реализации товаров.
Основной капитал охватывает все объекты, предназначенные дня постоянного пользования: основные средства, нематериальные активы и финансовые вложения.
Основные средства торгового предприятия состоят из:
- активной части, включающей торговое оборудование, машины, транспортные средства и т.д., удельный вес которых в структуре основных фондов по сравнению с промышленными предприятиями в три раза меньше и составляет 10%;
- пассивной части, включающей здания, помещения, сооружения и т.д., удельный вес которых составляет 80%.
Особенностью функционирования основных средств в торговле является их высокая стоимость, длительная эксплуатация, высокая производительность, экономичность и надежность. Затраты на воспроизводство основных средств производятся в форме капитальных вложений и финансируются из тех же источников, что и в промышленности.
Оборотные средства торговли представляют собой совокупность денежных средств, инвестированных в сферу обращения в качестве источника финансирования авансируемых торговыми предприятиями затрат на создание необходимых товарных запасов и совершение издержек обращения. Оборотные средства по степени планирования подразделяются на:
- нормируемые, включающие запасы товаров, тары, топлива, сырья; денежные средства в кассах и пути; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы; расходы будущих периодов;
- ненормируемые, включающие денежные средства на счетах в банках; средства в расчетах (дебиторы).
В структуре оборотных средств предприятий торговли наибольший удельный вес занимают товарные запасы (около 90%), что обусловлено рядом причин, связанных с особенностью торгового обслуживания:
- равномерность процессов обращения;
- сезонность производства и потребления;
- неравномерность размещения производства и районов потребления;
- непредвиденные колебания спроса и ритма производства;
- преобразование производственной продукции в торговую;
- необходимость образования страховых резервов и др.
Товарные запасы представляются в абсолютных и относительных величинах измерения. Абсолютные запасы выражаются в натуральных или стоимостных единицах.
Абсолютная величина постоянно меняется и зависит поступления и продажи товаров.
При анализе и планировании большое значение имеет соизмерение товарных запасов с товарооборотом. Этот показать - относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося на предприятиях торговли на определенную дату и показывает, на сколько дней торговли хватит товарного запаса. Товарные запасы в днях исчисляются по формуле:
(5)
где До - дни оборота, уровень товарных запасов;
З - сумма товарных запасов;
О - объем товарооборота;
Т - число дней в периоде.
Размеры товарных запасов связаны со скоростью обращения товаров. Ускорение времени обращения товаров способствует:
- повышению эффективности товарного обращения;
- непрерывности воспроизводственного процесса;
- повышению прибыли и рентабельности.
Оценка товарных запасов товаро-материальных ценностей (сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, тары, запасов) производится по фактической себестоимости, которая подвержена существенным колебаниям, вызванным изменением цен, стоимости услуг, расходов на транспортировку и других составляющих себестоимости. Поэтому для оценки стоимости запасов на конкретную дату необходимо использовать такие методы, как оценка:
- по текущим ценам;
- по фактическим ценам закупки;
- по средним фактическим ценам закупки.
От выбранного метода зависит величина издержек, прибыль и сумма, уплачиваемых налогов.
Конечным финансовым результатом деятельности торговых предприятий, как и в промышленности, является прибыль или убыток.
Валовой доход торгового предприятия представляет собой сумму всех доходов полученных как от реализации товаров, так и от оказания услуг по другим видам деятельности. Основная часть валового дохода формируется за счет разницы между розничной ценой без налога на добавленную стоимость и ценой приобретения товаров без налога на добавленную стоимость в виде торговых наценок.
Валовой доход определяется двумя методами: методом прямого счета и аналитическим методом. При определении валового дохода необходимо учитывать доходы от других видов деятельности и внереализационных операций.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА ПРОДАЖУ В ТОРГОВЛЕ
2.1. Анализ влияния факторов на уровень расходов на продажу
В числе факторов, влияющих на расходы, прежде всего следует выделить структурные сдвиги в ассортименте. Ассортимент реализуемых товаров влияет на многие статьи расходов (транспортные расходы, убыль товаров, расходы по таре и др.). Различия в условиях транспортировки, хранения и продажи отдельных товаров, различная скорость обращения по товарным группам обусловливают разный уровень издержкоемкости отдельных групп товаров. Уровень расходов отдельных товаров (товарные издержки) определяется расчетным путем. Если в организации не ведется учет прямых затрат по отдельным товарным группам, то расходы на реализацию товарной группы рассчитывают пропорционально структуре продаж. Другой способ определения расходов - по данным выборочного наблюдения за определенные периоды времени. Третий способ - установление регрессионной зависимости между общим уровнем затрат и удельным весом данной товарной группы в товарообороте:
(6)
Возрастание в объеме товарооборота удельного веса издержко-емких товаров и услуг ведет к увеличению уровня расходов, а рост продажи товаров с низкой издержкоемкостью - к их снижению.
Сумму расходов можно выразить следующим образом:
(7)
где И - общая сумма расходов на продажу по всем товарам;
Уи(п), Уи(н) - уровень расходов соответственно по продовольственным и непродовольственным товарам;
Np(п), Np(н) - товарооборот соответственно продовольственных и непродовольственных товаров.
Обе части уравнения разделим на общий объем товарооборота
(8)
отсюда:
(9)
где Dп,н - доля каждой товарной группы.
Аналогичным образом можно представить зависимость общего уровня расходов от издержкоемкости товаров по всему ассортименту реализуемых товаров:
(10)
где n - количество ассортиментных товарных групп.
Результаты расчета влияния структурных сдвигов в ассортименте реализуемых товаров на изменение уровня расходов на продажу представлен в табл. 1.
Влияние структурных сдвигов на уровень расходов на продажу рассчитывается как сумма произведений потоварных уровней на изменение доли соответствующей группы за отчетный период. Снижение удельного веса в объеме продажи наиболее издержкоемкой группы (группы В) привело в конечном итоге к снижению среднего уровня расходов на продажу на 0,059 процентного пункта.
Изучая динамику уровня расходов на продажу, необходимо абстрагироваться от влияния изменения цен на товары и услуги. Рост среднего уровня цен на товары снижает уровень, а рост цен на услуги увеличивает его. Чтобы исключить влияние цен на уровень расходов на продажу, следует отчетный уровень умножить на индекс цен на товары и разделить на индекс цен на услуги и ресурсы. Это выражение получается в результате несложного преобразования формулы расчета уровня расходов на продажу:
(11)
где Уис - уровень расходов на продажу с учетом изменения цен;
Ис1 - расходы на продажу отчетного периода в сопоставимых ценах;
Ncl - товарооборот отчетного периода в сопоставимых ценах, тогда
(12)
Таблица 1 - Результаты расчетов влияния структурных сдвигов в ассортименте реализуемых товаров на изменение уровня расходов на продажу
Товарная группа | Уровень расходов базисный, % Уи | Структура товарооборота | Издержкоемкость товарных групп фактическая | Влияние структурных сдвигов в ассортименте реализуемых товаров на уровень расходов на продажу | |
|
| базисная До | отчетная Ai |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
А | 12,2 | 0,20 | 0,22 | 2,684 | +0,244 |
Б | 10,8 | 0,19 | 0,21 | 2,268 | +0,216 |
В | 15,4 | 0.15 | 0,14 | 2,156 | -0,154 |
Г | 13,5 | 0,22 | 0,21 | 2,835 | -0,135 |
д | 11,4 | 0,24 | 0,22 | 2,508 | -0,228 |
Итого | - | 1,00 | 1,00 | 12,45 | -0,057 |
В нашем примере
Таким образом, под влиянием изменения цен на товары, услуги и ресурсы, а именно в результате опережения роста цен на услуги и ресурсы по сравнению с ростом цен на товары уровень расходов на продажу возрос на 0,33% (12,45 - 12,12 = 0,33).
Результаты расчета влияния структурных сдвигов в ассортименте реализуемых товаров и соотношения цен на уровень расходов на продажу представлены в табл. 2.
Таблица 2 - Влияние факторов на уровень расходов
Фактор | Размер влияния |
Структура товарооборота | -0,06 |
Соотношение цен на товары, услуги и ресурсы | +0,33 |
Прочие факторы | -0,327 |
Итого | -0,057 |