Финансовые ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

В теории и практике финансового менеджмента достаточно много внимания уделяется анализу финансово-экономического состояния предприятия, что находит отражение в зарубежной и отечественной литературе. С этой целью достаточно подробно рассматриваются методы оценки бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и собственного капитала, а также налоговой и статистической отчетности. Для этого по данным на начало и конец отчетного периода проводится вертикальный и горизонтальный анализ соответствующих статей данных форм отчетности с определением абсолютных, относительных и удельных отклонений, а также рассчитываются коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности и их отклонения от нормативных значений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА 8
2 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 18
2.1 Финансовый менеджмент на предприятии и его роль 18
2.2 Финансовые отношения и финансовые процессы 21
2.3 Основные принципы организации финансов предприятия 24
3 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ РАБОТЫ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВЫХ СЛУЖБ НА ПРЕДПРИЯТИИ 25
4 УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ ЗАО «КАРАБАШМЕДЬ» 30
4.1 Краткая характеристика компании 30
4.2 Анализ финансового состояния по методике Standard & Poor’s 35
4.3 Анализ отчета о движении денежных средств компании (прямой метод) 38
4.4 Анализ денежных потоков ЗАО «Карабашмедь» (косвенный метод) 41
4.5 Расчет свободного денежного потока и денежного потока для акционеров 50
4.6 Общий вывод и рекомендации 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55

Файлы: 1 файл

Курсовая ФМ.doc

— 1.28 Мб (Скачать)

     Выбрав в качестве формы привлечения дополнительных финансовых ресурсов выпуск и продажу ценных бумаг, администрация предприятия должна решить вопрос о том, какой именно вид ценной бумаги — акция или облигация — и на каких условиях обеспечит наибольшую результативность.

     Выпуск  облигаций целесообразен в том  случае, если собственник не хочет  отдавать право владения и распоряжения частью своего имущества другим собственникам; при этом он надеется на получение  стабильного дохода от дополнительно  инвестированных средств, который позволит в течение всего срока действия займа регулярно выплачивать по облигациям, а в конце — погасить основной долг.

     Если  же собственник увидит, что реконструкция  предприятия и расширение сферы (видов) его деятельности невозможны без привлечения и постоянного использования в обороте капитала других инвесторов, то он примет решение о выпуске акций. Но и в этом случае очень важным представляется выбор, между обыкновенными и привилегированными акциями, именными акциями и акциями на предъявителя.

     Решая вопрос о выпуске разных видов  акций, эмитент должен руководствоваться  условиями их функционирования, возможностями  быстрого размещения. По обыкновенным акциям уровень выплачиваемого в  виде дивиденда дохода колеблется по годам в зависимости от получаемой предприятиями прибыли и направлений ее использования. Поскольку владельцы обыкновенных акций несут наибольший риск неполучения объявленных дивидендов, им предоставляется право избирать членов правления акционерного общества и решать другие вопросы (например, о размере годовой прибыли, направлениях ее использования) на общем собрании акционеров.

     Привилегированная акция отличается тем, что ее владелец, во-первых, имеет право на первоочередное получение дохода в виде фиксированного процента на вложенный капитал; во-вторых, обладает кумулятивным правом на получение дивидендов, означающим, что недополучение дохода по акциям в одном (неблагоприятном) году компенсируется соответствующим увеличением выплат в следующем (благоприятном по уровню доходности) году; в-третьих, при ликвидации предприятия пользуется преимуществом по сравнению с остальными кредиторами в удовлетворении своих имущественных прав; в-четвертых, как правило, не обладает правом голоса при выборе членов правления и решении других акционерных дел. [8]

     Привилегированные акции по сравнению с обыкновенными  пользуются большим спросом на рынке, но зато налагают повышенные финансовые обязательства на эмитента. Поэтому  их выпуск зависит от невозможности  размещения обыкновенных акций на финансовом рынке. Ситуация на рынке с размещением ценных бумаг заставляет решать и вопрос о том, какие акции — именные или на предъявителя — следует выпускать в обращение. Преимущество именных акций в том, что заранее известен покупатель (инвестор) и нет проблемы с реализацией; к тому же жестко ограничен круг совладельцев фирмы. Однако именные акции существенно снижают возможности маневрирования средствами потенциальных инвесторов. Все эти моменты должны быть тщательно учтены работниками финансовых служб, прежде чем они будут давать рекомендации руководству фирмы, а оно — принимать решение о выпуске ценных бумаг, условиях их функционирования и порядке погашения.

     Важнейшая сторона деятельности финансовой службы предприятия состоит в рациональном использовании свободных финансовых ресурсов, нахождении наиболее эффективных направлений инвестирования средств, приносящих предприятию дополнительную прибыль. Прибыльное инвестирование денежных средств достижимо лишь с помощью тех работников финансовых служб, которые соединяют в себе искусство предвидения динамики экономических процессов с высокопрофессиональным владением техникой совершения финансовых операций.

     Осуществляя, в частности, сделки на финансовом рынке, работники предприятия учитывают  специфику обращения ценных бумаг.

     Выпускаемые в обращение ценные бумаги — акции, облигации и др. — имеют номинальную (нарицательную) стоимость, именно в соответствии с ней определяется, в частности, долг эмитента перед держателями облигаций, выплачиваемый в момент погашения займа.

     Стремясь  побыстрее, разместить акции (облигации), эмитент может устанавливать эмиссионную цену, по которой ценная бумага реализуется первоначально банками. Эмиссионная цена, как правило, ниже номинальной.

     Колебания спроса и предложения по ценным бумагам, обращающимся на финансовом рынке, приводят к тому, что рыночный курс акций и облигаций, т.е. цена, по которой они продаются и покупаются, не совпадает с номинальной ценой. Рыночный курс зависит, прежде всего, от двух факторов: он прямо пропорционален размеру дохода, приносимого ценной бумагой, и обратно пропорционален норме ссудного процента, действующего в народном хозяйстве. Кроме того, на рыночный курс оказывают влияние экономическая конъюнктура, состояние рынка ссудных капиталов, политическая обстановка в стране, социальные и психологические факторы и др. Определение рыночного курса ценной бумаги называется котировкой; осуществляется она на биржах специальными котировальными комиссиями. Рыночные курсы ценных бумаг публикуются в биржевых бюллетенях.

     При инвестировании денежных средств в ценные бумаги работники финансовых служб обязаны соблюдать ряд требований, если они не хотят причинить вред своему предприятию, и наоборот, стремятся способствовать его процветанию. Эти требования таковы: покупая акции (облигации) других предприятий, необходимо инвестировать только избыточные финансовые ресурсы, причем у предприятия всегда должна быть денежная наличность на случай чрезвычайных обстоятельств.

     Денежная  наличность предприятия может быть либо в форме денежного запаса на банковском счете, либо в высоколиквидных правительственных ценных бумагах (облигациях и казначейских обязательствах). Прежде чем приобрести акции (облигации) любого предприятия, необходимо всесторонне изучить его деятельность, проанализировать динамику его финансовых результатов, ведь ценность акции определяется, прежде всего, теми доходами, которые ожидаются в будущем, а вовсе не теми, которые обещаны в указанном на акции уровне дивидендов. [8]

     Чтобы обезопасить инвестора от финансового  просчета, сопутствующего, как правило, нацеленности только на один объект (который как раз и может оказаться неудачным), нужно инвестировать средства в ценные бумаги нескольких предприятий, причем лучше, если они будут представлять разные отрасли экономики. Еще предпочтительнее приобрести акции ведущих и известных фирм, но, конечно, в периоды, когда цены на эти акции приемлемы; необходимо регулярно изучать финансовые отчеты тех предприятий, в акции (облигации) которых инвестированы денежные средства.

     При рассмотрении отчетных данных не следует ограничиваться лишь показателями балансовой и чистой прибыли, ее распределением, величиной и уровнем дивидендов, нужно определять и изучать динамику таких коэффициентов, как норма прибыли на акционерный капитал, уровень рентабельности и коэффициент прибыльности, скорость оборота авансированных средств, соотношение собственных и заемных средств, коэффициент ликвидности.

     Положение дел на интересующем инвестора предприятии  необходимо сравнивать с общей ситуацией  в соответствующей отрасли экономики; не рекомендуется отказываться от приобретения акций (облигаций) только из-за невысоких дивидендов (процентов).

     Иногда  лучше пойти на сравнительно невысокие  дивиденды, если при этом обеспечивается их неснижаемая стабильность и долгосрочный характер получения. К примеру, на западном рынке наибольшей популярностью пользуются как раз ценные бумаги с твердым фиксированным доходом. Инвестирование средств считается целесообразным, если норма доходности от инвестиций превышает процент, выплачиваемый кредитной системой за пользование временно свободными денежными средствами.

     Соблюдению  перечисленных выше требований в  нашей стране мешает отсутствие необходимых  условий, сопутствующих обращению  ценных бумаг в странах с развитой рыночной экономикой. У нас продажа  и покупка акций (облигаций) совершается пока что в нецивилизованных условиях. Причиной тому служат два обстоятельства. Во-первых, отсутствует необходимая информация, которая только и может обеспечить честность совершаемых сделок с ценными бумагами. Например, в США фирма, осуществляющая широкую подписку на акции, обязана сообщать о себе разносторонние сведения по 31 категории информации, включающей не только показатели балансов и отчетов, ликвидности и платежеспособности, прогнозов развития на ближайшую и отдаленную перспективу, но и сведения о составе руководителей фирмы (членов правления), сферах деятельности, социальных мероприятиях.

    2 Принципы организации финансов предприятия, их развитие в современных условиях

    2.1 Финансовый менеджмент на предприятии и его роль

     Финансовый  менеджмент - это система управления финансами предприятий, предназначенная для организации взаимодействия в соответствии с требованиями экономических законов денежных потоков, финансовых отношений и фондов денежных средств путем использования финансовых инструментов и категорий, стимулов, льгот и санкций на основе законодательных и нормативных актов государства.

     Эффективное управление финансовой деятельностью  корпораций обеспечивается реализацией  ряда принципов:

     1) интегрированность с общей системой управления предприятием;

     2) комплексный характер формирования  управленческих решений;

     3) высокий динамизм управления;

     4) многовариантность подходов и разработка отдельных управленческих решений;

     5) ориентированность на стратегические  цели развития предприятия;

     Основной  целью финансового менеджмента  в условиях рыночной экономики является максимизация прибыли, также к другим целям можно отнести: выживание  предприятия в условиях конкурентной борьбы; избежание банкротства и  крупных финансовых неудач; устойчивые темпы роста экономического потенциала; рост объема производства и реализации; минимизация расходов; обеспечение рентабельной деятельности. [17]

     Роль  финансового менеджера в условиях современной рыночной экономике  велика, так как рыночная экономика при всем разнообразии моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важна работа финансового менеджера, которая включает:

     Финансовое  планирование.

     Финансовое планирование - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

     Прогнозирование.

     Прогнозирование в финансовом менеджменте - разработка на длительную перспективу изменений  финансового состояния объекта  в целом и различных его  частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвиденье соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе переноса прошлого в будущее с учётом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Управление на основе их предвидения требует выработки у финансового менеджера определённого чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

     Организация.

     Функция организаций в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К ним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик.

     Регулирование.

     Регулирование в финансовом менеджменте - воздействие  на объект управления, посредством  которого достигается состояние  устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.

     Стимулирование.

     Стимулирование  в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.

     Координация.

     Координация в финансовом менеджменте - согласованность  работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

Информация о работе Финансовые ресурсы