Финансовое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:38, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение теоретических основ финансового планирования и прогнозирования, а также изучение проблем и перспектив развития финансового планирования и прогнозирования.

Файлы: 1 файл

КР ФИФМ.docx

— 49.92 Кб (Скачать)

1) внешние нормативы и нормы;

2) внутренние нормативы и нормы.

К первой группе относятся: нормативы и нормы, установленные законодательными актами Республики Беларусь или местными органами власти. К ним относятся: ставка налогов, нормы амортизационных отчислений, тарифные ставки.

Ко второй группе относятся – нормативы и нормы, разработанные сами хозяйствующим субъектом и используемые им для внутреннего регулирования производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. К ним относятся: нормы запасов сырья, товаров, готовой продукции, тары, остатков денежных средств в кассе и переводы пути, нормы кредиторской задолженности, норматив отчислений в ремонтный фонд.

Очень часто внутренние нормы  составляют коммерческую тайну хозяйствующего субъекта.

2) Расчетно-аналитический  метод.

Содержание расчетно-аналитического метола планирования финансовых показателей состоит в том, что базовый индекс принимаются изменения этого индекса в плановом периоде, а затем рассчитывается плановая величина его показателя. В основе этого метода лежит использование экспертной оценки.

Например: фактические остатки  товарных запасов на конец 4-ых кварталов  отчетного года в днях оборота  составили: 10,12,15,15 дней. Экспертная оценка этой динамики показывает что наблюдается  тенденция к увеличению этой нормы  запаса и за базовый показатель можно принять величину 15 дней. Экспертная оценка перспектив развития хозяйственного процесса в плановом году показывает, что конъюнктура спроса изменяется в сторону увеличения спроса. На основе этого принимается решение снизить норму товарного запаса на 1 день. Норма товарного запаса на плановый год составит 4дня.

3) Балансовый  метод.

Содержание балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них.

4) Метод оптимизации плановых решений.

Содержание метода оптимизации плановых решений состоит в разработке нескольких вариантов планового показателя, из которых выбирается наиболее оптимальный вариант.

Существует 2 направления  выбора хозяйственных вариантов:

Если даны ресурсы, то стремятся  получить наилучший результат их использования;

Если даны результат, то пытаются свести к минимуму расход ресурсов.

Выбор производится по определенному  критерию.

5) Экономико-математическое моделирование.

Содержание ЭММ в планировании финансовых показателей заключается в том, что этот метод позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на величину этого показателя.

Любые экономические процессы имеют качественную и количественную определенность, то есть их взаимосвязи характеризуются направлением и величиной изменения. Находить количественное выражение взаимосвязей между экономическими процессами и показателями с наименьшими затратами труда позволяют ЭММ. Эти методы дают возможность также разработать несколько вариантов плана и выбрать из них наилучший.

В финансовом планировании наиболее часто встречаются модели в виде уравнения и в виде таблиц. При выборе моделей связь между экономическими явлениями и показателями может быть функциональной и корреляционной.

Функциональная связь  означает, что зависимость одного показателя от других сводится к определению  значения функций, то есть выражается уравнением функциональной связи.

Корреляция в математической статистике означает связь между  явлениями, Если одно из них входит в число причин, определяющих другие, или если имеются общие причины, воздействующие на эти явления. В  отличие от функциональной зависимости  корреляционная зависимость проявляется  лишь в общем и только большом  количестве наблюдений.

При расчете моделей в  планировании первостепенно значение имеет определение периода исследования. Период исследования должен браться  таким, чтобы исходные данные были бы однородные. При этом следует иметь  в виду, что слишком малый период обследования не дает возможности выявить  общие закономерности. А с другой стороны, нельзя брать и слишком большой период, так как любые экономические закономерности непостоянны и могут существенно изменяться в течение длительного времени. В связи с этим наиболее целесообразно использовать годовые данные финансовой отчетности за5 лет, а для текущего (годового) планирования – квартальные данные за 1-2 года.

Реальность и обоснованность финансовых зданий, отдельных показателей находит конкретное выражение в составлении и исполнении финансовых планов.

Главным продуктом финансового  планирования выступают финансовые планы, в которых обосновываются показатели, характеризующие движение финансовых ресурсов, опосредованных их финансовых отношений и стоимостных  пропорций.

 К их специфическим чертам можно отнести:

1.Стоимостный характер всех  намечаемых показателей и заданий,  что обусловлено их объектом, сферой финансовой деятельности.

2. Тесную взаимосвязь с другими  хозяйственными планами, многие  показатели которых являются  основой для финансовых заданий.  Вместе с тем последние становятся  финансовым обеспечением всех  намечаемых проектов, активно воздействуют  на их эффективность.

3. Обязательную форму баланса,  поскольку планируются не только  расходы, но и источники их  покрытия, которые должны быть  сбалансированы для нормального  функционирования субъекта.

Виды, формы финансовых планов разнообразны и постоянно совершенствуются, изменяются одновременно с развитием финансовой науки. В них находят отражение  методы управления экономическими и  социальными процессами, организация  финансовой системы, финансов предприятий  и другие факторы.

Таким образом, финансовые планы группируются по следующим  признакам:

1. Уровень управления.

2. Сфера деятельности.

3. Форма собственности. 

4. Продолжительность времени действия  планов.

5. Формы финансовых планов.

Более широкий круг критериев, используемых при группировке финансовых планов, систематизирует их назначение и  место в комплексной системе. В отечественной экономической  литературе деление всех финансовых планов осуществляется прежде всего  на две группы: централизованные; децентрализованные.

Централизованные планы отождествляются в основном с общегосударственными, а децентрализованные — с планами предприятий, организаций, учреждений. Каждая из этих групп имеет свою сферу деятельности и связана с уровнем управления финансовыми ресурсами. Однако трудно точно определить степень централизации (например, общегосударственные, местные финансовые программы). Кроме того, при подобном делении из общей системы выпадают сводные финансовые планы средних звеньев хозяйства (министерств, ведомств), определенные межотраслевые фонды денежных средств. Поэтому целесообразно в глобальном разрезе рассматривать финансовые планы на макро- и микроуровнях хозяйствования. К высшему уровню необходимо отнести такие планы, которые обосновывают поступление и расходование финансовых ресурсов глобальных общественных процессов, например, бюджет, государственные целевые бюджетные фонды, общегосударственные финансовые программы. На микроуровне финансовые планы охватывают доходы и расходы средних и низовых звеньев хозяйства. Внутри каждой из этих групп в зависимости от сфер деятельности и их функционального назначения обосновываются конкретные финансовые планы государства (бюджет, государственные целевые бюджетные фонды), а также министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений.

По признаку собственности группируются в основном финансовые планы на микроуровне, т.е. планы отдельных предприятий, организаций, учреждений (финансовые планы  низовых звеньев). Они различаются  по сферам общественного производства, т.е. материальная и нематериальная сферы. Финансовые планы в сфере  материального производства обосновывают формирование и распределение части  национального дохода, образованного  в данной производственной ячейке, движение финансовых ресурсов промышленных, сельскохозяйственных, строительных и  других предприятий материального  производства, в то время как финансовые планы нематериальной сферы учитывают  лишь вторичные доходы, создаваемые  посредством перераспределения  уже созданного национального дохода.

Единым признаком, характерным  для финансовых планов всех объектов, является продолжительность действия, что дает основание для их деления  на долгосрочные, так называемые перспективные  финансовые планы; текущие; оперативные (краткосрочные).

Перспективные финансовые планы есть планы на период (не менее 3—5 лет), в  которых намечены финансовые задания  с учетом долгосрочной выгоды на перспективу. Такие планы позволяют обосновать финансовое обеспечение и результативность всех стратегических программ, связанных  с развитием производства, совершенствованием его организации, технологий. Долгосрочные финансовые планы целесообразно  разрабатывать на всех уровнях управления, всеми институтами и звеньями хозяйствования, но только в укрупненных  показателях. Это позволит выработать разумную стратегию развития соответствующих  объектов. Однако при нарастающих  инфляционных процессах их значимость снижается.

Текущие финансовые планы ограничены в основном годовым периодом, характеризуют  поступления денежных средств, их распределение  и финансовые результаты на предстоящий  период. В настоящее время текущие  финансовые планы на всех уровнях  управления являются преимущественной формой плановых заданий в Республике Беларусь.

Оперативные финансовые планы —  планы-прогнозы на короткие периоды  времени. Их составление вызвано  необходимостью конкретизации текущих  заданий с учетом изменяющихся условий, фактического состояния материальных и финансовых ресурсов. Оперативные  финансовые планы являются основой  для принятия и реализации важнейших  финансовых решений, поэтому их использование  в практике управления соответствующими субъектами становится объективной  необходимостью.

В зависимости от конкретных форм, планы создаются и используются в следующих видах:

1) программы, которые имеют широкую  сферу действия, в них обосновываются  не только цель, объекты и субъекты  выполнения, но и многочисленные  источники финансирования их  направления, предполагаемые результаты  каждого участка данной программы;

2) балансы, обосновывающие доходы, расходы конкретного субъекта  хозяйствования общей деятельности  или отдельных ее участков (баланс  доходов и расходов предприятия,  движение денежных средств, активов,  пассивов, смета доходов и расходов  бюджетных учреждений и т.д.);

3) краткосрочные прогнозы отдельных  заданий финансового плана, составляемые  на небольшой отрезок времени  с учетом достигнутых результатов  и конкретных условий хозяйствования.

Финансовые планы на макроуровне  играют важную роль в государственном  регулировании экономических и  социальных процессов. С их помощью  обеспечиваются финансирование общегосударственных  потребностей, формирование необходимых  пропорций между материальным производством  и непроизводственной сферой, потреблением и накоплением, отраслями хозяйства и отдельными регионами. Главная цель разработки данных финансовых планов заключается в обосновании финансового обеспечения всех государственных мероприятий.

Основным централизованным финансовым планом является государственный бюджет. Он разрабатывается во всех странах  мира. С помощью бюджета осуществляется регулирование общественными процессами, а также обеспечиваются развитие социальной сферы, укрепление обороноспособности страны и содержание законодательных  и исполнительных органов власти. Во многих странах через государственный  бюджет перераспределяется 40—60 % валового внутреннего продукта.

В Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» бюджет страны определен  как «основной финансовый план формирования и использования денежных средств  для обеспечения функций государственных  органов, экономического и социального  развития Республики Беларусь или соответствующих  административно-территориальных единиц». В соответствии с этим Законом  разрабатываются отдельно республиканский  и бюджеты местных органов  власти. Консолидированный государственный  бюджет не утверждается. Он имеет характер аналитического документа, используемого  для оценки движения централизованных ресурсов государства. В Республике Беларусь в 2008г. централизация ресурсов консолидированного бюджета (без учета  средств Фонда социальной защиты населения и поступлений от продажи  госимущества) в валовом внутреннем продукте предусматривались в размере 31,5 %, в 2005 г. — 45,6 % (с учетом средств  целевых бюджетных фондов).

Информация о работе Финансовое планирование