Факторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Факторинговые операции выгодны прежде всего самим банкам. Факторинг является и одним из наиболее перспективных видов банковских услуг. Это рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики. Факторинг позволяет более мобильно управлять финансовыми потоками, банки расширяют круг своих операций, постоянных клиентов, получают за проводимые факторинговые операции материальное вознаграждение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.46 Кб (Скачать)

     Ассоциация  факторинговых компаний активно старается приблизить этот рынок к международным стандартам - во всем мире принято, что под факторингом понимается не только финансирование, но и весь комплекс услуг. Однако тем клиентам, которым в принципе недоступен кредит, вряд ли будет доступен и факторинг, так как это не альтернатива кредиту, а его удачное дополнение, которое направляется на пополнение оборотных средств компании.

     «Факторинг - это не просто беззалоговое финансирование в обмен на дебиторскую задолженность. Это, еще и комплекс услуг, связанных с администрированием и управлением дебиторской задолженностью, что требует наличия у фактора специализированного программного обеспечения, квалифицированных кадров, опыта. Эффективная ставка в факторинге неприменима. Попытки ее расчета по рынку дают разброс от 10 до 25%: в первом случае клиент видит только стоимость финансирования, а во втором - комплекс факторинговых услуг. По сути, это разные продукты» - Дмитрий Шевченко, исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний.22

     Нынешняя  продуктовая линейка большинства факторов по-прежнему основана на узком восприятии возможностей факторинга как инструмента кредитования под залог дебиторской задолженности. Лимиты на клиента определяются исходя из его финансового положения, а не качества задолженности. Индивидуальный подход к клиентам позволяет факторам увеличить свою долю рынка в 2010-2011 гг. Жесткие отраслевые ограничения постепенно уходят в прошлое, а вместе с ними и факторы, оказывающие такие услуги.

     Соблазн приравнять деньги, полученные по банковскому  кредиту и факторингу, к общему показателю стоимости велик, но он вводит в заблуждение. У факторинга и кредита разные механизмы пополнения оборотных средств, различный уровень контроля и возможностей. К тому же кредит отражается в пассивах, уменьшая чистую стоимость компании. А факторинг - забалансовый инструмент, позволяющий без увеличения пассивов показывать увеличение выручки и прибыли в несколько раз. По банковскому кредиту клиент получает деньги разовым платежом; при факторинге бизнес финансируется в текущем режиме по мере.

     Конкуренция на рынке факторинговых услуг, в отличие от спроса, возросла. В бизнес стали приходить новые игроки - крупные банки.

     По  итогам первого полугодия 2010 г. в  лидерах рынка - Промсвязьбанк (29,60%), Альфа- Банк (9,42), Национальная факторинговая компания (8,44), ТрансКредитФакторинг (7,81), банк «Петрокоммерц» (6,42%).23

     Высокая конкуренция и снижение спроса на услугу заставляют факторов снижать ее стоимость. Под напором Альфа-Банка и ВТБ эффективные ставки в факторинге снизились до 15% годовых. Это со всеми надбавками. Среднерыночная ставка на начало года составляла около 20% годовых.

     Ставки  по факторингу с регрессом достигли минимального уровня в первом полугодии 2010 г. На рынке присутствуют демпинговые предложения в диапазоне 7-10% годовых. Однако важно понимать, что коммерческое предложение может существенно отличаться от реальной эффективной ставки при факторинговом обслуживании, вследствие чего ориентироваться при выборе фактора следует также и на качество услуги, ее составляющие.

     Узость  факторинга с регрессом и рост числа присутствующих на нем игроков  привели к ценовой конкуренции. Но в любом случае клиент от нынешней ситуации только выиграет: по приемлемой стоимости он получает услугу, которая была труднодоступна в период кризиса. Также может выбрать тот набор составляющих факторинга, который нужен ему в данный момент - беззалоговое финансирование по ставкам, сравнимым с кредитными, защиту от неплатежа дебитора либо комплекс услуг, в который входит и финансирование, и управление дебиторской задолженностью. 
 

    1. Российский  факторинг после  кризиса.

     Пик кризиса, безусловно, замедлил рост объема факторинговых операций, но, что немаловажно, одновременно и оздоровил рынок. По мнению заместителя генерального директора факторинговой компании «Лайф» Александра Федорова, с рынка ушли экономически слабые фирмы, которые проводили агрессивную политику и не уделяли достаточного внимания оценке рисков. Сейчас, по его мнению, в бизнесе остались только наиболее серьезные и устойчивые компании.24

     Но  и они стали осторожнее и консервативнее в выборе потенциальных клиентов. «Финансовые агенты теперь внимательнее относятся к отраслям, в которых работают контрагенты, что в принципе благотворно отражается на качестве факторинговых портфелей» - считает генеральный директор «ТрансКредитФакторинга» Вадим Соляков.25

     Одновременно  многие факторы вычистили свои текущие портфели, стремясь избавиться от неликвидной, высокорисковой «дебиторки». Никто не хочет повторить судьбу бывшего лидера рынка - компании «Еврокоммерц».

     В результате, по словам директора департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктора Носова, во втором полугодии удалось отыграть двукратное падение, произошедшее в первой половине года. И уже к октябрю объем рынка был на 36% больше, чем после первого полугодия, и составлял 215 млрд рублей. Но особенно «ударной» оказалась динамика четвертого квартала, продажи в конце года быстро росли. В декабре объем продажи товаров народного потребления существенно увеличился, и это может заметно улучшить результаты деятельности факторинговых компаний.26

     Именно  сетевые ритейлеры стали в 2009 году главными клиентами факторинговых  компаний. По словам заместителя начальника управления факторинга Юникредит Банка Геннадия Золкина - «к факторингу прибегают компании, которые вынуждены осуществлять продажи на условиях отсрочки платежа с целью поддержания ликвидности и аутсорсинга кредитного менеджмента. Это происходит тогда, когда покупатели диктуют поставщикам свои условия или когда поставщики путем предоставления товарного кредита хотят увеличить свои продажи на высококонкурентных рынках».27

       Многие эксперты считают, что наибольшую потребность в факторинге испытывают сейчас производственные и оптово-торговые компании продовольственного сектора, как правило, относящиеся к малому и среднему бизнесу (МСБ). Это вполне объяснимо: у МСБ относительно высокие темпы роста, что требует дополнительных финансовых вливаний и контроля рисков оплаты уже произведенных отгрузок. Именно такие компании и обращаются к факторам.

     «К  использованию факторинга прибегают не только предприятия, относящиеся к сегменту МСБ, но и крупные компании, у которых с получением финансирования проблем не возникает. Для них факторинг - дополнительный финансовый инструмент, который выполняет четко определенные задачи» - добавляет заместитель начальника управления факторинга Альфа-банка Елена Траханова.28

     Основной целью перехода на факторинговое обслуживание является необходимость высвободить собственные денежные средства, замороженные в дебиторской задолженности. Использование факторинга не ведет к увеличению кредиторской задолженности компании и, следовательно, не влияет на изменение показателей ее баланса. Высвободившиеся деньги компании направляют на реализацию целей, которые для них актуальны в настоящий момент.

     Причины потребности в факторинговых  услугах те же, что и были всегда: кассовый разрыв, недостаток оборотных средств, необходимость администрирования дебиторской задолженности. Поэтому и круг потенциальных клиентов, отраслей и рынков остался в принципе тем же. К ним участники рынка относят, например, поставщиков продуктов питания, хозтоваров, электроники и бытовой техники, офисного оборудования, канцелярских товаров, парфюмерии и косметики и т.д. Основные клиенты - это те, кто думает о долгосрочном развитии, а не ставит цель просто пережить один непростой год.

     Для многих компаний факторинг является первым опытом получения заемных средств на рынке, так сказать, кредитом первой инстанции. Что касается доступности этого инструмента в кризис, то для оптовых компаний воспользоваться факторингом значительно проще, чем кредитом, так как в непростые времена все банки ужесточили требования к клиентам.

     Главными  событиями во время кризиса на российском рынке факторинга, по мнению аналитиков и игроков рынка, стали:

    • процедура банкротства факторинговой компании «Еврокоммерц», на долю которой приходилось почти четверть всего рынка;
    • отмена лицензирования факторинговой деятельности (внесение изменений в статью 825 ГК РФ);
    • принятие Государственной думой закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»;
    • консолидация игроков в рамках АФК.

     Как считает Елена Траханова, одним из самых актуальных вопросов остается отказ многих крупных компаний - дебиторов от подписания уведомлений по факторингу. Причем для дебитора до сих пор не важно, какой вид продукта предоставляется его поставщику - уступка долга или его продажа. Однако многие дебиторы в 2009 году сумели ощутить преимущества факторинга, поэтому с большинством из них этот вопрос был решен.29

     О том, что нелояльное отношение к факторингу ряда представителей крупного ритейла пагубно сказывается на увеличении объемных показателей рынка, говорит и Корнелиу Робу: «Не желая идти на незначительные и не несущие каких-либо рисков изменения в части документооборота по торговым операциям, крупные покупатели ограничивают своим поставщикам доступ к получению факторинговых услуг».30

     Эксперты не берутся предсказать, как отреагирует рынок на вступление в силу нового закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Закон в принципе может дать дополнительный толчок развитию факторинга, многие его положения способствуют тому, чтобы при поставках в сети факторинг стал преимущественной формой оплаты. Но пока ситуация находится в подвешенном состоянии,  и этот период неопределенности может затянуться.

     На  самом деле проблем у факторинговых  компаний всегда было предостаточно. Это  и не слишком развитая законодательная  база, регламентирующая как текущую работу факторов, так и взыскание долгов, и отсутствие взаимодействия, оперативного обмена информацией между факторами, и наличие значительного количества мошеннических схем, присутствующих на рынке факторинга.

     Последний проблемный пункт в кризис стал еще  актуальнее. Из-за ограниченного доступа к кредитным ресурсам многие компании были вынуждены изыскивать не совсем законные способы получать финансирование. Все это привело к тому, что они были вынуждены тщательнее проверять как клиентов, так и дебиторов, а это требует больших затрат времени и труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Факторинг, в отличие от традиционных финансовых бизнесов, представляет собой инновационную  отрасль экономики, максимально  точно соответствующую потребностям экономики 21 века, а именно: построение прибыльного бизнеса в условиях высоко конкурентных рынков и «диктата» покупателя.

     Эффективность любого бизнеса в первую очередь  зависит от грамотной организации  бизнес - процессов, четкого закрепления обязанностей и полномочий сотрудников, выработки политик, внутренних регламентов. Это особенно актуально для факторингового бизнеса, в виду его беззалогового и комплексного характера, ведь помимо собственно финансирования, он включает страхование кредитных рисков, управление дебиторской задолженностью

     Факторинг выгоден и поставщику, и покупателю. С его помощью:

    • увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под надежную гарантию;
    • получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что ускорит оборачиваемость средств.

     Покупатель  может:

    • получить товарный кредит;
    • избежать риска получения некачественного товара;
    • увеличить объем закупок;
    • улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств.

     Основными доходами являются:

    • проценты по кредиту;
    • плата за обслуживание.

     Коммерческие  банки, развивая факторинговые операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.

     Таким образом, можно выделить главные  экономические достоинства факторинга:

    1. увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
    2. превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
    3. возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
    4. независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;
    5. возможность расширения объемов оборота;
    6. повышение доходности;
    7. экономия собственного капитала;
    8. улучшение финансового планирования.

Информация о работе Факторинг