Факторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Факторинговые операции выгодны прежде всего самим банкам. Факторинг является и одним из наиболее перспективных видов банковских услуг. Это рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики. Факторинг позволяет более мобильно управлять финансовыми потоками, банки расширяют круг своих операций, постоянных клиентов, получают за проводимые факторинговые операции материальное вознаграждение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.46 Кб (Скачать)

Введение.

     За  последние несколько лет финансовая политика российских банков заметно  изменилась. Банки были вынуждены заняться активной кредитной деятельностью.

     В результате сегодня некоторые банки, несмотря на существующие проблемы, все  же развивают новый вид кредитования - факторинговое обслуживание.

     Факторинговые операции выгодны прежде всего самим банкам. Факторинг является и одним из наиболее перспективных видов банковских услуг. Это рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики. Факторинг позволяет более мобильно управлять финансовыми потоками, банки расширяют круг своих операций, постоянных клиентов, получают за проводимые факторинговые операции материальное вознаграждение.

     Факторинг имеет большое значение и во внешнеторговой деятельности, открывая уникальные возможности как для предприятий, импортирующих товары в Россию, так и для российских предприятий - экспортеров.

     Целью данной курсовой работы является выявление  сущности факторинговых операций и  оценка рынка факторинга в России. Данная цель требует решения следующих  задач:

    • Определить специфику факторинговых операций;
    • Рассмотреть виды факторинговых операций;
    • Рассмотреть типы соглашений о факторинговом обслуживание;
    • Проанализировать современное состояние рынка факторинговых услуг в России;
    • Выявить, какое влияние оказал кризис на рынок факторинга в России.

     Вследствие  того, что факторинг еще недостаточно широко проник в научную литературу в России, за основу были взяты научные  статьи из периодических изданий  «Профиль», «Банковское дело», «Эксперт»  и д.р., таких авторов, как Гуторов А. С., Огнев Д.В., Ильясов С.,Шевченко Д., Москаленко А., а так же выступления представителей лидеров факторингового рынка, таких как Промсвязьбанк, ОАО АКБ «Металлинвестбанк», Альфа-Банк и д.р. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы факторинга.

    1. Понятие факторинга.

     Факторинг - это выкуп платежных требований у поставщика товаров (услуг). При  этом речь идет, как правило, о краткосрочных  требованиях. Цель факторинга - устранение риска, являющегося неотъемлемой частью любой кредитной операции. В странах  с развитой рыночной экономикой серьёзное  внимание уделяется соблюдению сроков платежей. Деятельность факторинговых  компаний и банковских факторинговых  отделов как раз призвана решать проблемы рисков и сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придавать этим отношениям большую устойчивость. 1

     Слово «фактор» от английского - «посредник, маклер». С экономической точки зрения - это посредническая операция. Таким образом, факторинг - это комиссионно-посредническая деятельность, связанная с переуступкой банку клиентом-поставщиком неоплаченных платежей-требований на поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, и соответственно право получения платежа по ним, то есть инкассирование дебиторской задолженности клиента (получение средств по платежным документам). Банк становится собственником неоплаченных платежных требований и берет на себя риск их неоплаты, хотя кредитоспособность должников предварительно проверяется.

     Предметом уступки, под которую предоставляется  финансирование, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и право на получение денежных средств, которое возникнет в  будущем (будущее требование). Денежное требование, являющееся предметом уступки, должно быть определено в договоре клиента с финансовым агентом  таким образом, который позволяет  идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование – не позднее чем в момент его возникновения.

     В соответствии с договором банк обязуется  оплатить сумму предоставленных  ему платёжных требований вне  зависимости от того, оплатили ли свои долги контрагенты-поставщики. В  этом состоит различие между факторингом  и банковской гарантией. При банковском гарантировании банк обязуется в  случае неуплаты клиентом в срок причитающихся  ему сумм произвести платеж за свой счет. Целью же факторингового обслуживания является немедленное инкассирование средств вне зависимости от платежеспособности плательщика.

     Существуют  два вида факторинга: конвенционный  и конфиденциальный. Конвенционный  факторинг - универсальная система  финансового обслуживания клиентов, включающая бухгалтерский учет, расчеты  с поставщиками и покупателями, страховое  кредитование, представительство и  т.д. За клиентом сохраняется только производственная функция. Эта система  позволяет предприятию сократить  издержки производства. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости  клиента от факторинговой фирмы, так как такие отношения ведут  к полному осведомлению о делах  своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю2.

     В последние годы широкое распространение  получил конфиденциальный факторинг, который ограничивается выполнением  только некоторых операций: уступка  права на получение денег, оплата долгов и т.п. Он является формой предоставления поставщику - клиенту факторинга - кредита  под отгруженные товары, а покупателю - платёжного кредита. За проведение факторинговых  операций клиенты вносят предусмотренную  в договоре плату, которая по своему экономическому содержанию является процентом  за кредит.

     Финансовые  институты, которые предоставляют  факторинговые услуги, называются фактор фирмами. Чаще всего они представляют собой дочерние фирмы при крупных  банках, что обеспечивает высокую  надежность факторинговых сделок и  минимальные издержки для клиентов. Разветвленная сеть специализированных филиалов для факторингового обслуживания предприятий в различных странах создана крупными транснациональными корпорациями.

     Источниками формирования средств для факторинга являются собственные средства банка (прибыль, фонды), привлеченные и заемные  средства. Соотношение между ними устанавливается правлением банка. Собственные средства факторинговый  отдел получает от своего банка и  в дальнейшем их прирост осуществляется за счет прибыли от проводимых им операций. При потребности отдела в привлечении  сверхплановых кредитов для выполнения своих обязательств, банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Отдел  также может привлекать средства в срочные депозиты.

    1. Механизм проведения факторинговых операций.

     Операция  факторинга заключается в том, что  факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета-фактуры) клиента  на условиях немедленной оплаты до 80% от стоимости поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки  независимо от поступления выручки  от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел.

     В основе факторинговой операции лежит  покупка банком платежных требований поставщика на отгруженную продукцию  и передача поставщиком банку  права требования платежа с покупателя. Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.

     Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для  малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться факторинговыми услугами. Так, факторинговому обслуживанию не подлежат3:

    • предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;
    • предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;
    • строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;
    • предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;
    • предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

     Факторинговые операции не рекомендуется проводить4:

    • по долговым обязательствам частных лиц, филиалов или отделений предприятия. Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств;
    • по требованиям бюджетных организаций;
    • по обязательствам предприятий, организаций, снятых банком с кредитования или объявленных неплатежеспособными;
    • если оплата производится поэтапно или авансом в случае компенсационных или бартерных сделок по договорам о продаже, в соответствии с которыми покупатель имеет право возвратить товар в течение определенного времени, а также при условии послепродажного обслуживания.

     В основе факторинга лежит переуступка  неоплаченных долговых требований фактору, что является общим элементом  для всех видов факторинга, описанных  ниже. При этом факторинговые операции банков классифицируют следующим образом5:

    1. национальные (внутренние), если поставщик, покупатели, а также фактор находятся в одной стране;
    2. международные (внешние), если одна из трех сторон факторингового соглашения находится в другом государстве;
    3. открытые - форма факторинговой услуги, при которой плательщик уведомлен о взыскании долга с помощью фактора;
    4. закрытые, которые служат скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке им счетов-фактур фактору. В данном случае плательщик ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть фактору для погашения кредита;
    5. с правом регресса, то есть обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму, или без подобного права. Данные условия связаны с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств, то есть кредитными рисками. При заключении соглашения с правом регресса поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным им фактору. Последний может воспользоваться правом регресса и при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (его неплатежеспособности);
    6. с условием кредитования поставщика в форме оплаты требований к определенной дате или предварительной оплаты. В первом случае клиент фактора, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через посредство фактора, задача которого получить в пользу клиента платеж в сроки согласно договору. Сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на определенную дату или по истечении определенного времени.

     В случае предварительной оплаты факторинговый отдел банка покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80-90% стоимости отгрузки, т. е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете, на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т.д. Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала. Основным преимуществом предварительной оплаты является то, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований. Таким образом, поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объема своих продаж.

     Задача  факторинговых отделов - на договорной и платной основе выполнять для  предприятий ряд кредитно-расчетных  операций, связанных со скорейшим  завершением их расчетов за товары и услуги. В настоящее время  факторинговый отдел может предоставлять  своим клиентам следующие основные виды услуг6:

    • приобретать у предприятий-поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы покупателей, состав которой заранее согласовывается с факторингом (покупка срочной задолженности по товарам, отгруженным и услугам оказанным);
    • осуществлять покупку у предприятий-поставщиков дебиторской задолженности по товарам, отгруженным и услугам оказанным, неоплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности).

     Суть  операций по услугам 1-й группы заключается  в том, что отдел за счет своих  средств гарантирует поставщику оплату выставляемых им на определенных плательщиком платежных требований-поручений  немедленно в день предъявления их в банк на инкассо. В свою очередь, поставщик передает факторингу право  последующего получения платежей от этих покупателей в пользу факторинга на его счет.

     При покупке фактором просроченной дебиторской  задолженности по товарным операциям  он оплачивает поставщику за счет своих  средств указанную задолженность  при определенных условиях: при сроке  задержки платежа не более трех месяцев  и лишь при получении от банка  плательщика уведомления о том, что плательщик не снят полностью  с кредитования и не объявлен неплатежеспособным. Операции по переуступке клиентом фактору  просроченной дебиторской задолженности  имеют повышенную степень риска.

Информация о работе Факторинг