Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:51, курсовая работа
Факторинговые операции выгодны прежде всего самим банкам. Факторинг является и одним из наиболее перспективных видов банковских услуг. Это рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики. Факторинг позволяет более мобильно управлять финансовыми потоками, банки расширяют круг своих операций, постоянных клиентов, получают за проводимые факторинговые операции материальное вознаграждение.
В зависимости от различных требований поставщика и факторинговой компании разработан ряд вариантов внутренних факторинговых соглашений7:
Таким
образом, раскрытие сущности организации
и проведения факторинговых операций
коммерческими банками
Глава 2. Анализ рынка факторинговых услуг в России.
2.1. Анализ современного состояния факторинга.
Согласно данным исследования рейтингового агентства «Эксперт РА», рынок факторинга за 2009 г. упал на 40%, его объем составил 361 млн руб. К концу первого полугодия 2010 г. оборот российского рынка факторинга достиг 185,5 млрд руб. Это значительное увеличение говорит о восстановлении операций: учитывая ярко выраженную сезонность факторингового бизнеса - второе полугодие традиционно успешнее, чем первое, по оценкам АФК, к концу 2010 г. оборот российского рынка факторинга может достичь уже 450-500 млрд руб.8
В рамках государственной программы поддержки на факторинговое направление в 2009 г. было выделено 600 млн руб. РосБР предоставил кредиты двум специализированным компаниям: ФК «Лайф» и Русской факторинговой компании. В нынешнем году сумму финансовой поддержки малых и средних предприятий через факторинговые компании предполагается увеличить до 4 млрд руб. А кредитной линии РосБР предоставлено ОАО АКБ «Металлинвестбанк» в размере 1 млрд руб. для финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием механизма факторинга.9
В 2010 г. ситуация на рынке факторинга резко изменилась. Год назад это был рынок продавца - масса клиентов пыталась получить финансирование у факторов, но, как правило, получала отказ. Сегодня это рынок покупателя - у факторов нет проблем с ресурсной базой, и риски вроде бы снизились, но спрос на эту услугу достаточно невысок.
Развитие рынка факторинга сдерживает сокращение базы потенциальных клиентов. В начале 2009 г. причиной сужения базы было ужесточение требований к клиентам и дебиторам со стороны факторов. А для поставщиков факторинг был как спасательный круг, их не пугал даже рост ставок. Теперь же клиенты, памятуя о трудностях в получении факторинга, стараются опираться преимущественно на собственные средства.10
«В начале 2009 г. поставщики переориентировали политику фондирования на собственные ресурсы, а теперь, видимо, нужно просто время, чтобы уйти от этой политики» - Евгений Калужин, начальник управления факторинга Альфа-Банка.11
Итак, высокая доля заемных средств в пассивах на пике кризиса оказалась одной из главных причин неустойчивости финансового положения поставщиков. Еще одна причина падения спроса - отказ поставщиков от отсрочки платежа.12
«В прошлом году более 3200 компаний входили в число активных клиентов, а за первое полугодие нынешнего года - 2700. В ближайшие год-полтора эта цифра может удвоиться и в дальнейшем прирастать высокими темпами. Спрос на факторинг сегодня - не ажиотажный, как был до кризиса. И это безусловный плюс для рынка. Клиенты факторов стали лучше понимать данную услугу» - Дмитрий Шевченко, исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний.13
Однако в целом ситуация на рынке улучшается, экономика восстанавливается после кризиса, почти все отрасли постепенно начали оживать. Соответственно, укрепляется и доверие поставщиков к покупателям, многие возвращаются к отсрочке платежа. Факторинг становится все более привлекательным финансовым инструментом, интерес потребителей к нему растет.14
Поставщики, испытав на себе проблемы неплатежей со стороны дебиторов, перестали отгружать товар с отсрочкой платежа. Нет отсрочки - нет факторинга. К тому же ситуацию на рынке усугубило негативное отношение к факторингу, связанное с уходом с рынка компаний - лидеров данных услуг.
По итогам первого полугодия 2010 г. практически 4/5 объема рынка факторинга (77%) было сосредоточено в Москве и Санкт- Петербурге.
Аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» считают, что финансовый кризис в большей мере отразился на региональных рынках, в результате значительно увеличилась доля Москвы и уменьшилась доля регионов в зависимости от объемов уступленных требований. Более высокий уровень рисков на региональных рынках существенно повлиял на уменьшение доли регионов в структуре сделок.
«На многих региональных рынках по-прежнему московские финансовые услуги воспринимаются как подаренные деньги, о возвратности и платности там никто не задумывается» - Михаил Окунев, начальник банковского управления ОАО АКБ «Металлинвестбанк».15
По мнению многих экспертов, оставляет желать лучшего и уровень прозрачности бизнеса в регионах как по операционной деятельности, так и по ведению отчетности и оформлению договорных отношений с покупателями. Там, где имеет место непрозрачность, затрудняется проведение адекватной оценки рисков, она также влияет на возможность установления факторинговых лимитов и на их размеры.
Основная причина невысокого проникновения факторинга в регионы - небольшие объемы дебиторской задолженности. Они колеблются в ту или иную сторону в зависимости от уровня развития местной экономики в целом, здесь налицо прямая зависимость.
Региональными клиентами факторы занимаются по остаточному принципу. Локальные игроки пока не имеют достаточного фондирования и технологий для интенсивного развития бизнеса в своем регионе. Из лидеров рынка в 2009 г. наибольшая доля регионов в структуре сделок по объемам уступленных требований была зафиксирована у Национальной факторинговой компании (67%), у ВТБ Факторинга (66%) и у ЮниКредит Банка (57%). В абсолютных значениях лидером региональных рынков с большим отрывом является Промсвязьбанк.16
«Развитие факторинга в регионах, к сожалению, пока еще работа больше на перспективу, потому что в большинстве своем региональные клиенты - это малый и средний бизнес, значительных оборотов там нет. Крупный региональный клиент - большая удача, которую мы стараемся не упустить, и пока у нас это неплохо получается примерно в 15 регионах. Остальные регионы по возможности подтягиваем» - Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка.17
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" стал для участников рынка настоящим сюрпризом. Причем не только для торговых сетей и их поставщиков, но и для представителей индустрии факторинга. Через факторинговые счета проходит 1/8 часть всех расчетов между поставщиками и торговыми сетями в России. И с каждым годом факторингом в работе с торговыми сетями пользуется все больше поставщиков.
Революционность Закона «О торговле» для факторов заключена, главным образом, в п. 7 ст. 9 - впервые в отечественной практике установлены ограничения на величину отсрочки платежа в зависимости от срока годности продовольственных товаров, поставляемых в торговые сети: срок годности до 10 дней - оплата не позднее чем через 10 дней; срок годности до 30 дней - оплата не позднее этого срока. Все остальное продовольствие, включая алкоголь, оплачивается не позднее чем через 45 дней (для сравнения: средняя отсрочка по сетям в 2009 г. составляла 60 дней).18
В каком-то отношении факторам становится легче, поскольку срочность размещения средств становится более прогнозируемой, если, конечно, сети будут соблюдать те ограничения по срокам оплаты, которые налагает закон. Но при этом у поставщиков может снизиться мотивация к использованию факторинга: ведь если система заработает так, как ее представляет законодатель, то риски кассовых разрывов, связанные с неопределенностью поступления платежей от сетей, существенно снизятся.
Закон «О торговле» также может привести к появлению на рынке факторинга новых игроков - торговых сетей. Сейчас ритейлеры расширяют перечень оказываемых поставщикам возмездных услуг, в число которых наряду с маркетингом и анализом оплаты поставок может войти непосредственно факторинг.
Доля безрегрессного факторинга в 2009 г. сократилась с 17,1% до 11,5%. По мнению многих экспертов, именно он должен был стать точкой роста рынка в нынешнем году. Но по итогам первого полугодия доля факторинга без регресса выросла незначительно - примерно до 25 млрд руб.19
Следует отметить, что в условиях кризиса и неопределенности технология факторинга без регресса - мощная защита бизнеса от возможных финансовых потерь. А для клиентов этот вид факторинга - надежный и безопасный способ осуществления поставок с отсрочкой платежа. Безрегрессный факторинг сегодня особенно актуален: ситуация на многих рынках столь динамична, что самостоятельно отслеживать реальную платежеспособность дебиторов поставщикам становится затруднительно.
В низкорискованном сегменте факторы борются за клиентов, уже использующих факторинг. И наоборот, в сегменте безрегрессного факторинга ввиду ограниченного числа факторов, предоставляющих покрытие риска неплатежа дебитора, конкуренции практически нет. Поставщики, заинтересованные в безрегрессном факторинге, никогда не обращались за факторингом с регрессом - их не интересуют заемные деньги как таковые, им нужно покрытие риска неплатежа дебитора. Но если еще в начале 2009 г. факторы не были готовы к принятию такого рода рисков, то снижение маржинальности низкорискованного факторинга, обострение конкуренции и избыточная ликвидность банковского сектора заставили их обратиться в сторону факторинга без регресса.20
Однако главное преимущество технологии факторинга с регрессом - обеспечение беспрерывного пополнения оборотных средств компании пропорционально росту продаж. Эта технология хороша для быстрорастущих компаний, имеющих проверенных дебиторов, она позволяет максимально эффективно выстроить денежные потоки в соответствии с потребностями клиента.
Как и кредиты, факторинг нужен, прежде всего, малому и среднему бизнесу, который заинтересован в скорости оборота, в быстрых расчетах с контрагентами.
Но факторинг - это не кредит. Это продукт «три в одном»: финансирование, страхование, управление дебиторской задолженностью. Финансирование при факторинге беззалоговое (в отличие от кредита). Комиссию клиент платит после поступления денежных средств от покупателя, а при кредите - ежемесячно.21