Факторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Факторинговые операции выгодны прежде всего самим банкам. Факторинг является и одним из наиболее перспективных видов банковских услуг. Это рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики. Факторинг позволяет более мобильно управлять финансовыми потоками, банки расширяют круг своих операций, постоянных клиентов, получают за проводимые факторинговые операции материальное вознаграждение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.46 Кб (Скачать)

     В зависимости от различных требований поставщика и факторинговой компании разработан ряд вариантов внутренних факторинговых соглашений7:

    1. соглашение о полном обслуживании (открытом факторинге без права регресса) заключается обычно при постоянных и достаточно длительных контактах между поставщиком и факторинговой компанией. Полное обслуживание включает в себя: полную защиту от появления сомнительных долгов и обеспечение гарантированного притока денежных средств; управление кредитом; учет реализации; кредитование в форме предварительной оплаты (по желанию поставщика) или оплату суммы переуступленных долговых требований (за минусом издержек) к определенной дате. За редким исключением полное обслуживание производится при условии, что поставщик переуступает факторинговой компании долги всех своих клиентов;
    2. соглашение о полном обслуживании с правом регресса уличается от такового без права регресса тем, что факторинговая компания не страхует кредитный риск, который продолжает нести поставщик. Это означает, что компания имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока;
    3. открытое или конфиденциальное соглашение об учете (дисконтировании) счетов-фактур заключается в том случае, если поставщик заинтересован только в кредитовании со стороны факторинговой компании. Заключение такого рода соглашения достаточно рискованно для факторинговой компании, выдвигающей в этом случае наиболее жесткие требования к поставщику, и имеет место лишь при условии, что финансовое положение последнего достаточно прочно. Дисконтирование счетов фактур является обычно одноразовой операцией, осуществляется селективно и не охватывает всего платежного оборота поставщика.

     Таким образом, раскрытие сущности организации  и проведения факторинговых операций коммерческими банками позволяет  выделить главные экономические  достоинства факторинга:

    • увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
    • превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
    • возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
    • независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;
    • возможность расширения объемов оборота;
    • повышение доходности;
    • экономия собственного капитала;
    • улучшение финансового планирования.
 

     Глава 2. Анализ рынка факторинговых услуг в России.

     2.1. Анализ современного состояния факторинга.

     Согласно  данным исследования рейтингового агентства  «Эксперт РА», рынок факторинга за 2009 г. упал на 40%, его объем составил 361 млн руб. К концу первого полугодия 2010 г. оборот российского рынка факторинга достиг 185,5 млрд руб. Это значительное увеличение говорит о восстановлении операций: учитывая ярко выраженную сезонность факторингового бизнеса - второе полугодие традиционно успешнее, чем первое, по оценкам АФК, к концу 2010 г. оборот российского рынка факторинга может достичь уже 450-500 млрд руб.8

     В рамках государственной программы поддержки на факторинговое направление в 2009 г. было выделено 600 млн руб. РосБР предоставил кредиты двум специализированным компаниям: ФК «Лайф» и Русской факторинговой компании. В нынешнем году сумму финансовой поддержки малых и средних предприятий через факторинговые компании предполагается увеличить до 4 млрд руб. А кредитной линии РосБР предоставлено ОАО АКБ «Металлинвестбанк» в размере 1 млрд руб. для финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием механизма факторинга.9

     В 2010 г. ситуация на рынке факторинга резко изменилась. Год назад это  был рынок продавца - масса клиентов пыталась получить финансирование у  факторов, но, как правило, получала отказ. Сегодня это рынок покупателя - у факторов нет проблем с ресурсной базой, и риски вроде бы снизились, но спрос на эту услугу достаточно невысок.

     Развитие  рынка факторинга сдерживает сокращение базы потенциальных клиентов. В начале 2009 г. причиной сужения базы было ужесточение  требований к клиентам и дебиторам  со стороны факторов. А для поставщиков факторинг был как спасательный круг, их не пугал даже рост ставок. Теперь же клиенты, памятуя о трудностях в получении факторинга, стараются опираться преимущественно на собственные средства.10

     «В  начале 2009 г. поставщики переориентировали политику фондирования на собственные ресурсы, а теперь, видимо, нужно просто время, чтобы уйти от этой политики» - Евгений Калужин, начальник управления факторинга Альфа-Банка.11

     Итак, высокая доля заемных средств  в пассивах на пике кризиса оказалась  одной из главных причин неустойчивости финансового положения поставщиков. Еще одна причина падения спроса - отказ поставщиков от отсрочки платежа.12

       «В прошлом году более 3200 компаний входили в число активных клиентов, а за первое полугодие нынешнего года - 2700. В ближайшие год-полтора эта цифра может удвоиться и в дальнейшем прирастать высокими темпами. Спрос на факторинг сегодня - не ажиотажный, как был до кризиса. И это безусловный плюс для рынка. Клиенты факторов стали лучше понимать данную услугу» - Дмитрий Шевченко, исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний.13

     Однако  в целом ситуация на рынке улучшается, экономика восстанавливается после кризиса, почти все отрасли постепенно начали оживать. Соответственно, укрепляется и доверие поставщиков к покупателям, многие возвращаются к отсрочке платежа. Факторинг становится все более привлекательным финансовым инструментом, интерес потребителей к нему растет.14

           Поставщики, испытав на себе проблемы неплатежей со стороны дебиторов, перестали отгружать товар с отсрочкой платежа. Нет отсрочки - нет факторинга. К тому же ситуацию на рынке усугубило негативное отношение к факторингу, связанное с уходом с рынка компаний - лидеров данных услуг.

     По  итогам первого полугодия 2010 г. практически 4/5 объема рынка факторинга (77%) было сосредоточено в Москве и Санкт- Петербурге.

     Аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» считают, что финансовый кризис в большей мере отразился на региональных рынках, в результате значительно увеличилась доля Москвы и уменьшилась доля регионов в зависимости от объемов уступленных требований. Более высокий уровень рисков на региональных рынках существенно повлиял на уменьшение доли регионов в структуре сделок.

     «На многих региональных рынках по-прежнему московские финансовые услуги воспринимаются как подаренные деньги, о возвратности и платности там никто не задумывается» - Михаил Окунев, начальник банковского управления ОАО АКБ «Металлинвестбанк».15

     По  мнению многих экспертов, оставляет  желать лучшего и уровень прозрачности бизнеса в регионах как по операционной деятельности, так и по ведению  отчетности и оформлению договорных отношений с покупателями. Там, где имеет место непрозрачность, затрудняется проведение адекватной оценки рисков, она также влияет на возможность установления факторинговых лимитов и на их размеры.

     Основная  причина невысокого проникновения факторинга в регионы - небольшие объемы дебиторской задолженности. Они колеблются в ту или иную сторону в зависимости от уровня развития местной экономики в целом, здесь налицо прямая зависимость.

     Региональными клиентами факторы занимаются по остаточному принципу. Локальные игроки пока не имеют достаточного фондирования и технологий для интенсивного развития бизнеса в своем регионе. Из лидеров рынка в 2009 г. наибольшая доля регионов в структуре сделок по объемам уступленных требований была зафиксирована у Национальной факторинговой компании (67%), у ВТБ Факторинга (66%) и у ЮниКредит Банка (57%). В абсолютных значениях лидером региональных рынков с большим отрывом является Промсвязьбанк.16

     «Развитие факторинга в регионах, к сожалению, пока еще работа больше на перспективу, потому что в большинстве  своем региональные клиенты - это малый  и средний бизнес, значительных оборотов там нет. Крупный  региональный клиент - большая удача, которую мы стараемся не упустить, и пока у нас это неплохо получается примерно в 15 регионах. Остальные регионы по возможности подтягиваем» - Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка.17

     Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" стал для участников рынка настоящим сюрпризом. Причем не только для торговых сетей и их поставщиков, но и для представителей индустрии факторинга. Через факторинговые счета проходит 1/8 часть всех расчетов между поставщиками и торговыми сетями в России. И с каждым годом факторингом в работе с торговыми сетями пользуется все больше поставщиков.

     Революционность Закона «О торговле» для факторов заключена, главным образом, в п. 7 ст. 9 - впервые в отечественной практике установлены ограничения на величину отсрочки платежа в зависимости от срока годности продовольственных товаров, поставляемых в торговые сети: срок годности до 10 дней - оплата не позднее чем через 10 дней; срок годности до 30 дней - оплата не позднее этого срока. Все остальное продовольствие, включая алкоголь, оплачивается не позднее чем через 45 дней (для сравнения: средняя отсрочка по сетям в 2009 г. составляла 60 дней).18

     В каком-то отношении факторам становится легче, поскольку срочность размещения средств становится более прогнозируемой, если, конечно, сети будут соблюдать те ограничения по срокам оплаты, которые налагает закон. Но при этом у поставщиков может снизиться мотивация к использованию факторинга: ведь если система заработает так, как ее представляет законодатель, то риски кассовых разрывов, связанные с неопределенностью поступления платежей от сетей, существенно снизятся.

     Закон «О торговле» также может привести к появлению на рынке факторинга новых игроков - торговых сетей. Сейчас ритейлеры расширяют перечень оказываемых  поставщикам возмездных услуг, в  число которых наряду с маркетингом и анализом оплаты поставок может войти непосредственно факторинг.

     Доля безрегрессного факторинга в 2009 г. сократилась с 17,1% до 11,5%. По мнению многих экспертов, именно он должен был стать точкой роста рынка в нынешнем году. Но по итогам первого полугодия доля факторинга без регресса выросла незначительно - примерно до 25 млрд руб.19

     Следует отметить, что в условиях кризиса и неопределенности технология факторинга без регресса - мощная защита бизнеса от возможных финансовых потерь. А для клиентов этот вид факторинга - надежный и безопасный способ осуществления поставок с отсрочкой платежа. Безрегрессный факторинг сегодня особенно актуален: ситуация на многих рынках столь динамична, что самостоятельно отслеживать реальную платежеспособность дебиторов поставщикам становится затруднительно.

     В низкорискованном сегменте факторы борются за клиентов, уже использующих факторинг. И наоборот, в сегменте безрегрессного факторинга ввиду ограниченного числа факторов, предоставляющих покрытие риска неплатежа дебитора, конкуренции практически нет. Поставщики, заинтересованные в безрегрессном факторинге, никогда не обращались за факторингом с регрессом - их не интересуют заемные деньги как таковые, им нужно покрытие риска неплатежа дебитора. Но если еще в начале 2009 г. факторы не были готовы к принятию такого рода рисков, то снижение маржинальности низкорискованного факторинга, обострение конкуренции и избыточная ликвидность банковского сектора заставили их обратиться в сторону факторинга без регресса.20

     Однако  главное преимущество технологии факторинга с регрессом - обеспечение беспрерывного пополнения оборотных средств компании пропорционально росту продаж. Эта технология хороша для быстрорастущих компаний, имеющих проверенных дебиторов, она позволяет максимально эффективно выстроить денежные потоки в соответствии с потребностями клиента.

     Как и кредиты, факторинг нужен, прежде всего, малому и среднему бизнесу, который  заинтересован в скорости оборота, в быстрых расчетах с контрагентами.

     Но  факторинг - это не кредит. Это продукт  «три в одном»: финансирование, страхование, управление дебиторской задолженностью. Финансирование при факторинге беззалоговое (в отличие от кредита). Комиссию клиент платит после поступления денежных средств от покупателя, а при кредите - ежемесячно.21

Информация о работе Факторинг