Факторинг дебиторской задолженности российского предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является рассмотрение факторинга как такого, конкретизация факторинга дебиторской задолженности российского предприятия, а также выяснение проблем и перспектив развития факторинга дебиторской задолженности российского предприятия.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические основы и история развития факторинга в России 5
1.1. Общее понятие факторинга дебиторской задолженности 5
1.2. Возникновение и история развития факторинга дебиторской задолженности в России 7
1.3. Правовое регулирование факторинга дебиторской задолженности российского предприятия 9
Глава II. Факторинг как инструмент управления дебиторской задолженностью российского предприятия ООО «Амрита» 11
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Амрита» 11
2.2. Анализ дебиторской задолженности предприятия ООО «Амрита» 12
2.3. Оценка возможности применения факторинга на предприятии ООО «Амрита» 17
Глава III. Перспективы и экономическая эффективность мероприятий факторинга дебиторской задолженности российского предприятия 24
3.1. Продажа дебиторской задолженности российского предприятия 24
3.2. Проблемы и перспективы, преимущества и недостатки факторинга дебиторской задолженности 27
3.3. Экономическая эффективность мероприятий факторинга дебиторской задолженности российского предприятия 31

Файлы: 1 файл

Курсовая 5 курс.doc

— 368.50 Кб (Скачать)

В настоящее время  ожидаются коренные изменения в  правовом регулировании факторинга. «Советом по кодификации и совершенствованию  гражданского законодательства при  Президенте Российской Федерации рекомендована  для обсуждения Концепция развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках (Протокол N 69 от 30 марта 2009г.). В числе прочих вопросов значительные изменения касаются и факторинга»2.

Таким образом, можно  заметить, что российский законодатель видит понятие факторинга дебиторской задолженности предприятия в перспективе и рассматривает необходимость урегулирования этого вида гражданских отношений.

 

Глава II. Факторинг как инструмент управления дебиторской задолженностью российского предприятия ООО «Амрита»

2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Амрита»

Группа компаний «Амрита», основанная в 1992 году, в настоящий момент является одной из динамично развивающихся предприятий сибирского региона, специализирующихся на производстве продукции из натурального растительного сырья (фрукты, овощи, дикоросы). За свой жизненный срок ассортимент продукции, производимой предприятием, изменялся в зависимости от требований рынка и времени (от косметических средств до алкогольной продукции).

Цена на каждое наименование продукции устанавливается исходя из цен конкурентов, емкости рынка, дифференцированно по видам, регионам, на основе предпочтений потребителей и других факторов.

Спрос на каждую из товарных групп несколько изменяется в  зависимости от сезона. Например, пик  спроса на соки и джемы приходится на зимне-весенний период, тогда как в летний период спрос несколько снижается, однако, в свою очередь, в несколько раз возрастает спрос на промпереработку, так как активизируются производители мороженного. Так разумное распределение и взаимозаменяемость групп продукции позволяет обеспечивать стабильный оборот предприятия (на данный момент развития он составляет в среднем 15 миллионов рублей в месяц) и практически избегать сезонных снижений.

Анализ конкурентов  также можно произвести по товарным группам. Рынок соков, весьма насыщен, достаточно взглянуть на полки любого магазина, огромный ассортимент «100% соков» в тетрапаках от крупнейших российских производителей. На сибирском соковом рынке представлен ряд производителей, которые также выпускают продукцию в стеклянных банках и бутылках. Однако стоит отметить, что большинство производителей восстанавливают сок из концентрата, в то время как продукция «Амриты» - это соки, полученные методом прямого отжима (ягодные соки), либо прямой переработкой фруктового сырья (соки с мякотью). Вдобавок к этому среди производителей именно натуральной продукции существует «золотое правило» - «Экологически чистый продукт – в экологически чистой упаковке» (натуральный сок должен быть разлит в стеклянную упаковку), которому «Амрита» следует неукоснительно. На сибирском соковом рынке представлен ряд производителей, которые также выпускают продукцию в стеклянных банках и бутылках. Среди томских производителей – это компании «Сава» и «ТВК», среди региональных наиболее широко представлены новосибирские фирмы «СоКо», «Сибкет», «Ермак». Цены на аналогичную продукцию у всех этих производителей примерно одинаковы (разброс цен не более 5-7%), каждый из них имеет определенные плюсы и минусы (качество продукции, упаковка, сервис и т.д.), но, по мнению подавляющего большинства потребителей, продукция «Амриты» обладает оптимальным соотношением «цена/качество» (очень высокое качество продукции при весьма умеренной цене). Как показатель этого - крупные сети сами предлагают работу без обязательных для всех входных платежей, иногородние оптовые структуры борются за право дистрибьюции на продукцию ООО «Амрита».

Среди конкурентов по второй группе (джемы, повидло) стоит  выделить томские компании «Савва»  и «Рябинушка», а так же «Ратибор» (Владимир) и «Гами» (Н.Новгород). Но, как и ситуации с соками, продукция «Амриты», обладающая оптимальным соотношением «Цена/качество», занимает свое достойное место в конкурентной среде и пользуется стабильным спросом.

В третьей группе (компаунд-наполнители) продукция «Амриты» практически вне конкуренции. Производители аналогичной продукции расположены в Европейской части России.

2.2. Анализ  дебиторской задолженности предприятия ООО «Амрита»

На первом этапе проанализируем уровень дебиторской задолженности  организации и его динамику в предшествующем периоде. Анализ осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:

 

 

где КОАдз — коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;

ДЗ — общая сумма  дебиторской задолженности организации (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);

ОА — общая сумма  оборотных активов организации.

Объем дебиторской задолженности по отношению к оборотным средствам ООО «Амрита» представлен в таблице 1. В период с 01.01.2009 г. по 01.01.2010 г. доля дебиторской задолженности к сумме оборотных средств изменилась в пределах с 35,07 % до 29,87 %. Теоретически, факт увеличения дебиторской задолженности в период с 01.01.2009 г. по 01.01.2010 г. отражает увеличение оборотных средств а, следовательно - улучшение финансового положения. Но на практике, для оценки возрастания дебиторской задолженности, потребуется анализ ее качества.

Таблица 1

Расчет коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность

Показатели

01.01.09

01.04.09

01.07.09

01.10.09

01.01.10

1.Дебиторская задолженность,  руб.

12 700

19958

25202

19366

18642

2.Общая сумма оборотных  активов, руб.

36 212

46 887

56 042

54 759

62420

3. Коэффициент отвлечения  оборотных активов в дебиторскую  задолженность, (п.1 / п. 2), %.

35,07

42,57

44,97

35,37

29,87


 

Диаграмма, представленная на рисунке 1, наглядно демонстрирует  объем дебиторской задолженности ООО «Амрита» и его динамику в предшествующий период.

 

Рис. 1. Объем дебиторской задолженности ООО «Амрита»

 

На втором этапе анализа определяется количество оборотов дебиторской задолженности.

Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

КОдз = ВР/ДЗср,

где КОдз - количество оборотов дебиторской задолженности организации в рассматриваемом периоде;

ВР - общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде;

ДЗср - средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.

Таблица 2

Расчет количества оборотов дебиторской задолженности

 

Показатели

Период

4кв.2008

1кв.2009

2кв.2009

3кв.2009

4кв.2009

1. Выручка от реализации  в свободных оптовых ценах,  руб.

12069

23815

35523

27276

27433

2. Дебиторская задолженность  за период, руб.

12700

19958

25202

19366

18642

3. Количество оборотов дебиторской задолженности (п.1 / п.2),

0,950

1,193

1,410

1,408

1,472


Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная  тенденция. Замедление оборачиваемости  свидетельствует об отвлечении оборотных  средств организации для расчетов с покупателями и заказчиками, а также с другими партнерами.

На третьем этапе  определяем взвешенное «старение» счетов дебиторов ООО «Амрита». Анализ подтверждает расхождения реального периода оборота дебиторской задолженности и установленного условиями кредита, который предоставляет фирма своим потребителям. Данные, приведенные в таблице 3, иллюстрируют два важных вывода. Во-первых, из-за просроченной дебиторской задолженности средний реальный срок оплаты счетов дебиторами, больше установленного, на 24 дня. Во-вторых, самый большой вклад в общую продолжительность периода оборота дебиторской задолженности дает период 30 - 60 дней, а именно - 14 дней. Также необходимо обратить внимание на период 60 - 90. Все два выше перечисленных срока возникновения дебиторской задолженности дают больше половины срока просроченных счетов дебиторов, а именно 22 дня.

Таблица 3

Взвешенное «старение» счетов дебиторов

Классификация дебиторов  по срокам задолженности.

Сумма дебиторской задолженности, тыс. руб.

Удельный вес в общей сумме задолженности.

Взвешенное старение счетов, дни.

0-30

7118

0,382

 

30-60

8713

0,467

14

60-90

2485

0,133

8

90-120

326

0,017

2

Итого:

18642

1

24


 

Более совершенным методом  оценки качества и контроля дебиторской  задолженности является реестр «старения» счетов дебиторов, где все счета дебиторов общества ранжируются по убыванию величины задолженности. Реестр «старения» счетов дебиторов более информативен, чем просто расчет среднего срока погашения задолженности.

Из данных таблицы 4 видно, что 38 % задолженности являются текущими, 47 % просрочены не более чем на месяц.

 

Таблица 4

Реестр «старения» счетов дебиторов

Наименование дебитора

Срок дебиторской задолженности

Всего

Доля %

0-30

30-60

60-90

свыше 90

Дебитор 1

1437

646

   

2083

11,17

Дебитор 2

798

261

429

226

1714

9,19

Дебитор 3

848

565

   

1413

7,58

Дебитор 4

714

195

   

909

4,88

Дебитор 5

573

166

   

739

3,96

Дебитор 6

466

133

   

599

3,21

Дебитор 7

271

144

   

415

2,23

Дебитор 8

170

35

   

205

1,10

Дебитор 9

192

     

192

1,03

Дебитор 10

155

     

155

0,83

Прочие дебиторы

1494

6568

2056

100

10218

54,81

Итого

7118

8713

2485

326

18642

100

Доля группы %

38,18

46,74

13,33

1,75

100

 

 

На счетах десяти основных дебиторов сконцентрировано около 45 % от всей суммы дебиторской задолженности; около 32 % от задолженности, просроченной свыше 30 дней. Необходимо обратить особое внимание именно на этих основных фирм-покупателей.

На четвертом этапе  анализа подробно рассматривается  состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:

коэффициент просроченной дебиторской задолженности, который  вычисляется по формуле:

КПдз = ДЗпр / ДЗ,

где КПдз — коэффициент  просроченности дебиторской задолженности;

ДЗпр — сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки;

ДЗ — общая сумма  дебиторской задолженности организации;

КПдз = 11524/18642=0,62

Вычисленный коэффициент  говорит о том, что 62 % всей дебиторской задолженности ООО «Амрита» является просроченной. Этот высокий показатель сигнализирует о проблеме низкого качества дебиторской задолженности, что в свою очередь приводит к проблеме низкой ликвидности дебиторской задолженности. Как следствие этого, возникают проблемы с финансированием деятельности.

На фоне полученных негативных результатов анализа дебиторской  задолженности, можно заключить, что в ООО «Амрита» работа со счетами дебиторов ведется не очень хорошо. Результатом этого явилось сложившееся негативное положение с оборачиваемостью дебиторской задолженности, а также низкое качество дебиторской задолженности, определяемое высоким коэффициентом просроченной оплаты.

2.3. Оценка  возможности применения факторинга на предприятии ООО «Амрита»

В современных условиях ведения бизнеса компания ООО «Амрита» вынуждена предоставлять покупателям отсрочку платежа, средний срок отсрочки колеблется в пределах 20-45 дней. Преимущества товарного кредита для покупателя очевидны: нет необходимости выводить из оборота значительные денежные средства, как в случае предоплаты или оплаты по факту; покупатель может планировать график погашения задолженности, а также свести к минимуму риск получения некачественного товара. Однако согласие ООО «Амрита» на предоставление товарного кредита приводит к сокращению оборотных средств, ухудшению текущей ликвидности компании, снижению оборачиваемости дебиторской задолженности, возникновению кассовых разрывов и снижению финансовой устойчивости, что в итоге негативно сказывается на рентабельности бизнеса и объемах получаемой прибыли. «Бремя» долга по поставкам с отсрочкой платежа еще больше усугубляется в случае, если покупатель не соблюдает указанные в договоре сроки (как показывает анализ, на предприятии 62% всей дебиторской задолженности просрочено), это приводит к десинхронизации товарных и денежных потоков и кассовым разрывам в платежной системе компании. Тем не менее, предоставление или увеличение отсрочки платежа является серьезным конкурентным преимуществом на рынке, а порой и единственным аргументом, привлекающим покупателей.

Информация о работе Факторинг дебиторской задолженности российского предприятия