Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение факторинга как такого, конкретизация факторинга дебиторской задолженности российского предприятия, а также выяснение проблем и перспектив развития факторинга дебиторской задолженности российского предприятия.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы и история развития факторинга в России 5
1.1. Общее понятие факторинга дебиторской задолженности 5
1.2. Возникновение и история развития факторинга дебиторской задолженности в России 7
1.3. Правовое регулирование факторинга дебиторской задолженности российского предприятия 9
Глава II. Факторинг как инструмент управления дебиторской задолженностью российского предприятия ООО «Амрита» 11
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Амрита» 11
2.2. Анализ дебиторской задолженности предприятия ООО «Амрита» 12
2.3. Оценка возможности применения факторинга на предприятии ООО «Амрита» 17
Глава III. Перспективы и экономическая эффективность мероприятий факторинга дебиторской задолженности российского предприятия 24
3.1. Продажа дебиторской задолженности российского предприятия 24
3.2. Проблемы и перспективы, преимущества и недостатки факторинга дебиторской задолженности 27
3.3. Экономическая эффективность мероприятий факторинга дебиторской задолженности российского предприятия 31
В настоящее время
ожидаются коренные изменения в
правовом регулировании факторинга.
«Советом по кодификации и
Таким образом, можно заметить, что российский законодатель видит понятие факторинга дебиторской задолженности предприятия в перспективе и рассматривает необходимость урегулирования этого вида гражданских отношений.
Группа компаний «Амрита», основанная в 1992 году, в настоящий момент является одной из динамично развивающихся предприятий сибирского региона, специализирующихся на производстве продукции из натурального растительного сырья (фрукты, овощи, дикоросы). За свой жизненный срок ассортимент продукции, производимой предприятием, изменялся в зависимости от требований рынка и времени (от косметических средств до алкогольной продукции).
Цена на каждое наименование продукции устанавливается исходя из цен конкурентов, емкости рынка, дифференцированно по видам, регионам, на основе предпочтений потребителей и других факторов.
Спрос на каждую из товарных групп несколько изменяется в зависимости от сезона. Например, пик спроса на соки и джемы приходится на зимне-весенний период, тогда как в летний период спрос несколько снижается, однако, в свою очередь, в несколько раз возрастает спрос на промпереработку, так как активизируются производители мороженного. Так разумное распределение и взаимозаменяемость групп продукции позволяет обеспечивать стабильный оборот предприятия (на данный момент развития он составляет в среднем 15 миллионов рублей в месяц) и практически избегать сезонных снижений.
Анализ конкурентов также можно произвести по товарным группам. Рынок соков, весьма насыщен, достаточно взглянуть на полки любого магазина, огромный ассортимент «100% соков» в тетрапаках от крупнейших российских производителей. На сибирском соковом рынке представлен ряд производителей, которые также выпускают продукцию в стеклянных банках и бутылках. Однако стоит отметить, что большинство производителей восстанавливают сок из концентрата, в то время как продукция «Амриты» - это соки, полученные методом прямого отжима (ягодные соки), либо прямой переработкой фруктового сырья (соки с мякотью). Вдобавок к этому среди производителей именно натуральной продукции существует «золотое правило» - «Экологически чистый продукт – в экологически чистой упаковке» (натуральный сок должен быть разлит в стеклянную упаковку), которому «Амрита» следует неукоснительно. На сибирском соковом рынке представлен ряд производителей, которые также выпускают продукцию в стеклянных банках и бутылках. Среди томских производителей – это компании «Сава» и «ТВК», среди региональных наиболее широко представлены новосибирские фирмы «СоКо», «Сибкет», «Ермак». Цены на аналогичную продукцию у всех этих производителей примерно одинаковы (разброс цен не более 5-7%), каждый из них имеет определенные плюсы и минусы (качество продукции, упаковка, сервис и т.д.), но, по мнению подавляющего большинства потребителей, продукция «Амриты» обладает оптимальным соотношением «цена/качество» (очень высокое качество продукции при весьма умеренной цене). Как показатель этого - крупные сети сами предлагают работу без обязательных для всех входных платежей, иногородние оптовые структуры борются за право дистрибьюции на продукцию ООО «Амрита».
Среди конкурентов по второй группе (джемы, повидло) стоит выделить томские компании «Савва» и «Рябинушка», а так же «Ратибор» (Владимир) и «Гами» (Н.Новгород). Но, как и ситуации с соками, продукция «Амриты», обладающая оптимальным соотношением «Цена/качество», занимает свое достойное место в конкурентной среде и пользуется стабильным спросом.
В третьей группе (компаунд-наполнители) продукция «Амриты» практически вне конкуренции. Производители аналогичной продукции расположены в Европейской части России.
На первом этапе проанализируем
уровень дебиторской
где КОАдз — коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;
ДЗ — общая сумма
дебиторской задолженности
ОА — общая сумма оборотных активов организации.
Объем дебиторской задолженности по отношению к оборотным средствам ООО «Амрита» представлен в таблице 1. В период с 01.01.2009 г. по 01.01.2010 г. доля дебиторской задолженности к сумме оборотных средств изменилась в пределах с 35,07 % до 29,87 %. Теоретически, факт увеличения дебиторской задолженности в период с 01.01.2009 г. по 01.01.2010 г. отражает увеличение оборотных средств а, следовательно - улучшение финансового положения. Но на практике, для оценки возрастания дебиторской задолженности, потребуется анализ ее качества.
Таблица 1
Расчет коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность
Показатели |
01.01.09 |
01.04.09 |
01.07.09 |
01.10.09 |
01.01.10 |
1.Дебиторская задолженность, руб. |
12 700 |
19958 |
25202 |
19366 |
18642 |
2.Общая сумма оборотных активов, руб. |
36 212 |
46 887 |
56 042 |
54 759 |
62420 |
3. Коэффициент отвлечения
оборотных активов в |
35,07 |
42,57 |
44,97 |
35,37 |
29,87 |
Диаграмма, представленная на рисунке 1, наглядно демонстрирует объем дебиторской задолженности ООО «Амрита» и его динамику в предшествующий период.
Рис. 1. Объем дебиторской задолженности ООО «Амрита»
На втором этапе анализа определяется количество оборотов дебиторской задолженности.
Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
КОдз = ВР/ДЗср,
где КОдз - количество оборотов дебиторской задолженности организации в рассматриваемом периоде;
ВР - общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде;
ДЗср - средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.
Таблица 2
Расчет количества оборотов дебиторской задолженности
Показатели |
Период | ||||
4кв.2008 |
1кв.2009 |
2кв.2009 |
3кв.2009 |
4кв.2009 | |
1. Выручка от реализации в свободных оптовых ценах, руб. |
12069 |
23815 |
35523 |
27276 |
27433 |
2. Дебиторская задолженность за период, руб. |
12700 |
19958 |
25202 |
19366 |
18642 |
3. Количество оборотов дебиторской задолженности (п.1 / п.2), |
0,950 |
1,193 |
1,410 |
1,408 |
1,472 |
Ускорение оборачиваемости в динамике
рассматривается как
На третьем этапе определяем взвешенное «старение» счетов дебиторов ООО «Амрита». Анализ подтверждает расхождения реального периода оборота дебиторской задолженности и установленного условиями кредита, который предоставляет фирма своим потребителям. Данные, приведенные в таблице 3, иллюстрируют два важных вывода. Во-первых, из-за просроченной дебиторской задолженности средний реальный срок оплаты счетов дебиторами, больше установленного, на 24 дня. Во-вторых, самый большой вклад в общую продолжительность периода оборота дебиторской задолженности дает период 30 - 60 дней, а именно - 14 дней. Также необходимо обратить внимание на период 60 - 90. Все два выше перечисленных срока возникновения дебиторской задолженности дают больше половины срока просроченных счетов дебиторов, а именно 22 дня.
Таблица 3
Взвешенное «старение» счетов дебиторов
Классификация дебиторов по срокам задолженности. |
Сумма дебиторской задолженности, тыс. руб. |
Удельный вес в общей сумме задолженности. |
Взвешенное старение счетов, дни. |
0-30 |
7118 |
0,382 |
|
30-60 |
8713 |
0,467 |
14 |
60-90 |
2485 |
0,133 |
8 |
90-120 |
326 |
0,017 |
2 |
Итого: |
18642 |
1 |
24 |
Более совершенным методом оценки качества и контроля дебиторской задолженности является реестр «старения» счетов дебиторов, где все счета дебиторов общества ранжируются по убыванию величины задолженности. Реестр «старения» счетов дебиторов более информативен, чем просто расчет среднего срока погашения задолженности.
Из данных таблицы 4 видно, что 38 % задолженности являются текущими, 47 % просрочены не более чем на месяц.
Таблица 4
Реестр «старения» счетов дебиторов
Наименование дебитора |
Срок дебиторской задолженности |
Всего |
Доля % | |||
0-30 |
30-60 |
60-90 |
свыше 90 | |||
Дебитор 1 |
1437 |
646 |
2083 |
11,17 | ||
Дебитор 2 |
798 |
261 |
429 |
226 |
1714 |
9,19 |
Дебитор 3 |
848 |
565 |
1413 |
7,58 | ||
Дебитор 4 |
714 |
195 |
909 |
4,88 | ||
Дебитор 5 |
573 |
166 |
739 |
3,96 | ||
Дебитор 6 |
466 |
133 |
599 |
3,21 | ||
Дебитор 7 |
271 |
144 |
415 |
2,23 | ||
Дебитор 8 |
170 |
35 |
205 |
1,10 | ||
Дебитор 9 |
192 |
192 |
1,03 | |||
Дебитор 10 |
155 |
155 |
0,83 | |||
Прочие дебиторы |
1494 |
6568 |
2056 |
100 |
10218 |
54,81 |
Итого |
7118 |
8713 |
2485 |
326 |
18642 |
100 |
Доля группы % |
38,18 |
46,74 |
13,33 |
1,75 |
100 |
На счетах десяти основных
дебиторов сконцентрировано около
45 % от всей суммы дебиторской
На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:
коэффициент просроченной дебиторской задолженности, который вычисляется по формуле:
КПдз = ДЗпр / ДЗ,
где КПдз — коэффициент просроченности дебиторской задолженности;
ДЗпр — сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки;
ДЗ — общая сумма
дебиторской задолженности
КПдз = 11524/18642=0,62
Вычисленный коэффициент говорит о том, что 62 % всей дебиторской задолженности ООО «Амрита» является просроченной. Этот высокий показатель сигнализирует о проблеме низкого качества дебиторской задолженности, что в свою очередь приводит к проблеме низкой ликвидности дебиторской задолженности. Как следствие этого, возникают проблемы с финансированием деятельности.
На фоне полученных негативных
результатов анализа
В современных условиях ведения бизнеса компания ООО «Амрита» вынуждена предоставлять покупателям отсрочку платежа, средний срок отсрочки колеблется в пределах 20-45 дней. Преимущества товарного кредита для покупателя очевидны: нет необходимости выводить из оборота значительные денежные средства, как в случае предоплаты или оплаты по факту; покупатель может планировать график погашения задолженности, а также свести к минимуму риск получения некачественного товара. Однако согласие ООО «Амрита» на предоставление товарного кредита приводит к сокращению оборотных средств, ухудшению текущей ликвидности компании, снижению оборачиваемости дебиторской задолженности, возникновению кассовых разрывов и снижению финансовой устойчивости, что в итоге негативно сказывается на рентабельности бизнеса и объемах получаемой прибыли. «Бремя» долга по поставкам с отсрочкой платежа еще больше усугубляется в случае, если покупатель не соблюдает указанные в договоре сроки (как показывает анализ, на предприятии 62% всей дебиторской задолженности просрочено), это приводит к десинхронизации товарных и денежных потоков и кассовым разрывам в платежной системе компании. Тем не менее, предоставление или увеличение отсрочки платежа является серьезным конкурентным преимуществом на рынке, а порой и единственным аргументом, привлекающим покупателей.
Информация о работе Факторинг дебиторской задолженности российского предприятия