Цели и задачи управления капиталом

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:56, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является разработка рациональной структуры капитала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие и сущность структуры капитала;
2. изучить основные методы управления капиталом;
3. рассмотреть концепции управления капиталом

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. 4
1 КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ-ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ………………………
6
1.1 Понятие, состав и структура собственного капитала……………………………….……………………..
6
1.2 Содержание и сущность заёмного капитала……………………………………………….……..
10
1.3Концепция управления капиталом, оптимизация его структуры………………………………………………..…..
12
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ……………………………………………….
15
2.1 Методы оптимизации структуры капитала…………………………………………..………….
15
2.2Механизм управления структурой капитала на основе финансового ливериджа……………………………….…….
20
2.3Использование имитационного моделирования для управления капиталом………………………………………. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………… 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………. 26

Файлы: 1 файл

цели и задачи управленния капиталом.docx

— 55.46 Кб (Скачать)

      В статическом подходе существуют  две альтернативные  теории  структуры капитала, объясняющие влияние привлечения  заемного  капитала  на  стоимость используемого капитала и соответственно на текущую рыночную  оценку  активов

корпорации (V): 1) традиционная теория,  2)  теория  Миллера-Модильяни  [14,c.221-222].

      В настоящее время наибольшее  признание получила  компромиссная   теория

структуры капитала (оптимальная структура  находится  как  компромисс  между

налоговыми  преимуществами  привлечения  заемного  капитала   и   издержками

банкротства), которая не  позволяет  для  конкретной  корпорации  рассчитать наилучшее сочетание собственного и заемного капитала, но  формулирует  общие

рекомендации  при принятии решений.

       Традиционный подход. До работ Миллера-Модильяни по  теории  структуры

капитала  (до  1958  года)  существовал  подход,  основанный   на   анализе финансовых решений. Практика показывала, что с ростом доли заемных  средств до некоторого уровня стоимость собственного капитала не менялась,  а  затем увеличивалась  возрастающими  темпами.  Стоимость  заемного  капитала   вне зависимости от его величины  ниже  стоимости  собственного  капитала  из-за меньшего риска: kd < ks (kd- риск использования заёмного капитала; ks- риск использования  собственного  капитала).  При  небольшом  увеличении  доли заемных средств стоимость заемного капитала неизменна  или  даже  снижается (положительная оценка  корпорации  привлекает  инвесторов  и больший заем обходится дешевле). [ 4, c.323-324].

     Традиционный подход  предполагает,  что  корпорация,  имеющая   заемный капитал (до определенного уровня), рыночно оценивается выше, чем  фирма  без заемных  средств  долгосрочного  финансирования.

     Теория  Модельяни-Миллера. Данная модель предполагает наличие следующих допущений, что на рынке:

   1. инвесторы ведут себя рационально  и одинаково информированно;

   2. предоставление и получение  долга происходит по безрисковой  ставке;

   3.  не   существует   различий   между   корпоративным   и   персональным заимствованием;

4. отсутствует  налогообложение прибыли.

      Позднее Модильяни и Миллер  модифицировали свою  теорию,  введя  в  неё возможность  налогообложения  прибыли.  Учитывая,  что  проценты  по   долгу выплачиваются в  большинстве  стран  до  налога  на  прибыль,  использование заёмного капитала  даёт  возможность  компании  получить  экономию  на  этом налоге.  Это  позволяет  повысить  чистые   денежные   потоки   компании   и соответственно повышает рыночную стоимость самой  компании.

     Компромиссный подход. Оптимальная  структура капитала по  компромиссной

 модели  определяется соотношением  выгод   от  налогового  щита  (возможности  включения платы за заемный капитал в себестоимость) и убытков от возможного банкротства.

     Введение  в  рассмотрение  затрат   по   организации   дополнительного привлечения заемного  капитала и издержек возможного  банкротства при большом

 финансовом  рычаге меняет поведение кривых  стоимости капитала при увеличении

 заемного  финансирования. С ростом финансового  рычага стоимость  заемного  и

 акционерного  капитала растет.

      Современные теории структуры  капитала  формируют  достаточно  обширный

методический  инструментарий  оптимизации   этого   показателя   на   каждом конкретном предприятии.

      Основными критериями такой оптимизации  выступают:

 •  приемлемый уровень доходности  и риска в деятельности предприятия;

 •  минимизация средневзвешенной стоимости  капитала предприятия;

 •  максимизация рыночной стоимости  предприятия [14, c.234].

      Приоритет  конкретных   критериев   оптимизации   структуры   капитала предприятие  определяет  самостоятельно.  Исходя  из  этого,  можно  сделать вывод: не существует единой оптимальной структуры  капитала  не  только  для разных предприятий, но даже и для одного предприятия на разных  стадиях  его развития. 

     2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ

     2.1. Методы оптимизации структуры капитала

     Оптимизация структуры капитала  является  одной  из  наиболее  важных  и сложных  задач,  решаемых  в  процессе  управления  его  формированием   при создании предприятия.

      Анализ капитала предприятия. Основной целью этого анализа является выявление тенденций  динамики  объема  и  состава  капитала  в  предплановом периоде  и  их  влияния   на   финансовую   устойчивость   и   эффективность использования капитала.

      На  второй  стадии  анализа   рассматривается   система   коэффициентов финансовой устойчивости предприятия, определяемая структурой  его  капитала.

В процессе проведения такого анализа рассчитываются и изучаются  в  динамике следующие коэффициенты:

      а) коэффициент автономии. Он  позволяет  определить  в   какой  степени используемые  предприятием  активы   сформированы   за   счет   собственного капитала, т.е. долю чистых активов предприятия в обшей их сумме;

      б) коэффициент финансового левериджа  (коэффициент финансирования).  Он позволяет установить какая сумма заемных средств привлечена предприятием  на единицу собственного капитала;

      в) коэффициент долгосрочной финансовой  независимости. Он характеризует отношение суммы собственного  и  долгосрочного  заемного  капитала  к  общей сумме используемого предприятием капитала и  позволяет,  выявить  финансовый потенциал предстоящего развития предприятия;

      г) коэффициент соотношения долго-  и  краткосрочной  задолженности.  Он позволяет определить сумму привлечении долгосрочных  финансовых  кредитов  в расчете на единицу  краткосрочного  заемного  капитала,  т.е.  характеризует политику финансирования активов предприятия за счет заемных средств.

      Анализ финансовой устойчивости  предприятия позволяет  оценить   степень стабильности  его  финансового  развития  и   уровень   финансовых   рисков, генерирующих угрозу его банкротства [2, c.235-237].

      На третьей  стадии  анализа   оценивается  эффективность   использования капитала в целом и отдельных его элементов.  В  процессе  проведения  такого анализа рассчитываются  и  рассматриваются  в  динамике  следующие  основные показатели:

   а) период оборота  капитала.  Он  характеризует  число   дней,  в  течение которых осуществляется один оборот собственных и заемных  средств,  а  также капитала в целом. Чем меньше период оборота капитала, тем  выше  при  прочих равных условиях эффективность его  использования  на  предприятии,  так  как каждый  оборот  капитала  генерирует   определенную   дополнительную   сумму прибыли;

   б) коэффициент рентабельности  всего  используемого  капитала.  По  своему численному значению он соответствует коэффициенту рентабельности  совокупных

активов, т.е. характеризует уровень экономической  рентабельности;

   в) коэффициент рентабельности  собственного  капитала.  Этот  показатель, характеризующий достигнутый уровень финансовой  рентабельности  предприятия,

является  одним из наиболее важных, так как  он  служит  одним  из  критериев формирования оптимальной структуры капитала.

   г)  капиталоотдача.  Этот  показатель  характеризует   объем   реализации продукции, приходящейся  на  единицу  капитала,  т.е.  в  определенной  мере служит измерителем эффективности операционной деятельности предприятия;

   д) капиталоемкость  реализации  продукции.  Он  показывает,  какой   объем капитала задействован для обеспечения выпуска единицы продукции  и  является базовым для моделирования потребности в капитале  в  предстоящем  периоде  с учетом отраслевых особенностей операционной деятельности.

      Существует ряд объективных и субъективных  факторов,  учет  которых позволяет  целенаправленно  формировать  структуру   капитала,   обеспечивая условия  наиболее  эффективного  его  использования  на  каждом   конкретном предприятии. Основными из этих факторов являются:

      •  Отраслевые  особенности   операционной   деятельности   предприятия. Характер этих особенностей  определяет  структуру  активов  предприятия,  их ликвидность.  Предприятия  с  высоким  уровнем   фондоемкости   производства продукции в силу высокой  доли  внеоборотных  активов,  имеют  обычно  более низкий кредитный рейтинг и вынуждены ориентироваться  в  своей  деятельности на использование собственного  капитала.

      •  Стадия  жизненного   цикла   предприятия.   Растущие   предприятия, находящиеся  на  ранних  стадиях   своего   жизненного   цикла   и   имеющие конкурентоспособную продукцию, могут привлекать для своего развития  большую

долю  заемного капитала, хотя для таких  предприятий стоимость этого  капитала может быть выше  среднерыночной  (на  предприятиях,  находящихся  на  ранних

стадиях своего жизненного цикла, уровень финансовых  рисков  более  высокий, что учитывается их кредиторами).

      • Конъюнктура товарного рынка.  Чем стабильней конъюнктура этого  рынка, а соответственно и стабильней спрос на продукцию  предприятия,  тем  выше  и безопасней становится  использование  заемного  капитала.  И  наоборот  —  в условиях  неблагоприятной  конъюнктуры  и   сокращения   объема   реализации продукции использование  заемного  капитала  ускоренно  генерирует  снижение уровня прибыли и риск потери платежеспособности; в этих условиях  необходимо оперативно снижать коэффициент  финансового  левериджа  за  счет  уменьшения объема использования заемного капитала [2, c.237-239].

      • Конъюнктура финансового   рынка.  В  зависимости  от  состояния  этой конъюнктуры  возрастает  или  снижается  стоимость  заемного  капитала.  При существенном возрастании этой стоимости дифференциал  финансового  левериджа может достичь отрицательного значения.  В  свою  очередь,  при  существенном снижении  этой  стоимости  резко   снижается   эффективность   использования долгосрочного заемного капитала  (если  кредитными  условиями  не  оговорена соответствующая  корректировка  ставки   процента   за   кредит).

      •  Уровень  рентабельности  операционной  деятельности.  При   высоком значении этого показателя кредитный рейтинг  предприятия  возрастает  и  оно расширяет потенциал возможного использования  заемного  капитала.  Однако  в практических условиях  этот  потенциал  часто  остается  невостребованным  в связи с  тем,  что  при  высоком  уровне  рентабельности  предприятие  имеет возможность удовлетворять дополнительную  потребность  в  капитале  за  счет более высокого  уровня  капитализации  полученной  прибыли. 

      •  Коэффициент  операционного   левериджа.  Рост  прибыли   предприятия обеспечивается совместным проявлением эффекта  операционного  и  финансового

левериджа. Поэтому предприятия с растущим объемом реализации  продукции,  но

имеющие в силу отраслевых особенностей ее  производства  низкий  коэффициент

операционного левериджа, могут в гораздо большей  степени (при прочих  равных

условиях) увеличивать коэффициент финансового  левериджа,  т.е.  использовать большую долю заемных средств в общей сумме капитала.

      • Отношение кредиторов  к   предприятию.  Как  правило,  кредиторы  при оценке кредитного рейтинга предприятия  руководствуется  своими  критериями, не совпадающими иногда с критериями  оценки  собственной  кредитоспособности предприятием. В ряде случаев, несмотря на  высокую  финансовую  устойчивость предприятия, кредиторы могут руководствоваться и иными  критериями,  которые формируют негативный его имидж, а соответственно  снижают  и  его  кредитный рейтинг. [15, c.176].

Информация о работе Цели и задачи управления капиталом