Анализ рынка страховых услуг в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы. Целью работы является исследование теоретических основ и методических инструментов управления портфелем страховых услуг.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы страховой деятельности организаций;
выявить основные тенденции и характеристики развития страховых компаний;
проанализировать современное состояние отечественного рынка страховых услуг в период кризиса;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..
1. Теоретические основы рынка страховых услуг……………………………..
1.1. Роль и место страховых рынков в экономике……………………………..
1.2. Базовые понятия и виды страхования……………………………………...
1.3. Этапы становления рынка страховых услуг……………………………….
2. Анализ рынка страховых услуг в Российской Федерации………………….
2.1. Показатели, характеризующие страховой портфель (на примере ООО ПСГ «Основа»)…………………………………………………………………...
2.2. Основные проблемы современного российского страхового рынка…….
2.3. Влияние мирового финансового кризиса на российский страховой рынок……………………………………………………………………………...
2.4. Риски российского страхового рынка……………………………………...
2.5. Практические мероприятия по развитию страхового рынка в России…..
2.6. Основные проблемы страховых компаний и практические предложения, направленные на решение этих проблем………………………
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Васильев_диплом.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

Практические мероприятия должны быть направлены на стимулирование развития систем обязательного и добровольного страхования. Система обязательного страхования должна предусматривать защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц, которым причинен ущерб, в следующих случаях:

- в результате воздействия источников  повышенной опасности (транспорта, опасных производственных объектов и других);

- вследствие недостатков отдельных  категорий товаров, работ и услуг;

- при исполнении работниками (государственными  служащими) своих трудовых (служебных) обязанностей (по отдельным категориям  государственных служащих).

Указанные разновидности обязательного страхования должны стать основой системы обязательного страхования в России. При этом базовые принципы обязательного страхования должны включать в себя:

- соразмерность страхового тарифа  и величины страхового риска;

- реализацию предусмотренных законодательством мер регулирования страховых тарифов с целью их минимизации для страхователей;

- повышенные требования к страховщикам  по обеспечению финансовой устойчивости;

- формирование финансовых механизмов, позволяющих обеспечить защиту в случаях, когда обязательное страхование не осуществлено;

- укрепление государственного  надзора за осуществлением обязательного  страхования;

- введение системы конкурсов  и тендеров для страховых компаний, желающих принять участие в  государственных программах обязательного страхования.

 К добровольному страхованию  целесообразно отнести:

- долгосрочное и пенсионное  страхование жизни;

- страхования помещений как  юридических, так и физических  лиц;

- медицинское страхование и  т.д.

С этой целью необходима реализация государственной программы, включающей:

- меры по совершенствованию  правового режима указанных видов  страхования, в частности их гражданско-правовых  основ и особенностей налогового  режима;

- создание низко рискованных  долгосрочных инвестиционных инструментов.

Государственное воздействие на структуру страхового рынка должно осуществляться по следующим направлениям:

- разграничение операций по  страхованию жизни и по иным  видам страхования;

- необходимость дальнейшего повышения  минимального размера уставного капитала страховых организаций и реализация государством мер по стимулированию капитализации страхового рынка;

- осуществление государственного  воздействия на структуру страхового  рынка при определении порядка  организации системы обязательного  страхования.

Необходимо проведение комплекса мер, направленных на корректировку системы страхования в разрезе осуществляемых видов страховой деятельности. При этом важно ориентироваться на международные стандарты классификации по видам страхования.

Опыт государств с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм страхования весьма эффективен для превращения сбережений населения в инвестиционный ресурс. Для этого необходимо создание предпосылок для превращения страховых компаний в крупных институциональных инвесторов.

Страховые компании, в частности, компании, специализирующиеся на страховании жизни, наряду с пенсионными фондами традиционно являются основным источником «длинных денег». Решение задачи вовлечения сбережений граждан в инвестиционный процесс через страхование предполагает систематические и последовательные действия государства в двух основных направлениях:

- создание системы стимулов  для развития долгосрочного страхования  жизни, включая пенсионное страхование;

- формирование механизма размещения  резервов в инвестиционные инструменты, удовлетворяющие требованиям страховщиков с точки зрения доходности, надежности и ликвидности.

В рамках этих направлений необходимы изменения в режиме налогообложения страховых операций и создание в стране стабильного и надежного долгового и фондового рынков.

Режим налогообложения операций по долгосрочному страхованию должен в конечном счете соответствовать налоговому режиму, применяемому к инвестиционным затратам домашних хозяйств и предприятий, и являться стимулом для предприятий и граждан, побуждающим их формировать эффективную защиту от наиболее значимых рисков. При этом такой режим может быть введен только после перекрытия всех легальных возможностей по использованию зарплатных страховых схем, практикуемых в настоящее время, и восстановления доверия к стабильности финансовой системы страны, развития полноценного рынка государственных ценных бумаг и фондового рынка.

В рамках этого направления необходимо:

- принятие мер по восстановлению  доверия населения к долгосрочному страхованию жизни, включая усиление надзора за компаниями, специализирующимися на этих операциях, и выработки более жестких нормативных требований к их финансовой устойчивости;

- стимулирование спроса на страховые  услуги в целях развития индивидуального  долгосрочного страхования жизни путем принятия следующих мер:

- разделение страховых организаций  на специализирующиеся на страховании  жизни и иных видах страхования.

Реализация поставленных целей требует совершенствования государственного регулирования страхового рынка, которое на сегодняшний день не соответствует потенциальной роли страхового дела, по следующим направлениям:

- повышение лицензионных требований  к страховым организациям, в первую  очередь на этапе их создания;

- увеличение минимального размера уставного капитала до эквивалента 1 млн. долл. США, повышение требований к ликвидности средств, за счет которых формируются уставные капиталы;

- распространение сферы надзора  на всех профессиональных участников  страхового рынка, осуществляющих  страхование (перестрахование), посредническую,  актуарную, аудиторскую деятельность в области страхования, оценку страхового риска;

- создание целостной системы  последовательного контроля над  деятельностью профессиональных  участников страхового рынка, начиная  с момента их регистрации в качестве юридических лиц и до момента ликвидации (в настоящее время контроль осуществляется с момента выдачи лицензии страховщику до ее отзыва);

  • проверка статуса учредителей и квалификации руководства компаний;
  • введение жестких санкции в отношении компаний, нарушающих надзорные предписания;
  • сбор информации и проведение независимого анализа данных о состоянии рынка страхования;
  • расширение полномочий надзорного органа по аккредитации профессиональных участников страхового рынка, не подлежащих лицензированию, и установлению квалификационных требований к руководителям и сотрудникам компаний - профессиональным участникам рынок, данное заключение можно сделать, анализируя работу Суетина Д., которая была опубликована в Российском страховом бюллетене[9].

2.6. Основные проблемы страховых компаний и практические предложения, направленные на решение этих проблем

Проводя анализ страховых компаний не входящих в топ-10 или же в тридцатку крупнейших (поговорим о регионах), можно отметить следующие проблемы, которые могут препятствовать их выживанию в условиях кризиса:

  1. По данным анализа можно сказать, что в фирме слабо дифференцирован страховой портфель, хотя за последний, отчетный год, были намечены значительные сдвиги в сторону улучшения данной ситуации.
  2. Односторонне развита агентская сеть, т. е. в фирме она используется только по одному наиболее применяемому виду страхования. Кроме того, подготовка агентов осуществляется как разовое текущее мероприятия.
  3. Материально техническая база, в особенности оргтехника, более чем на 50% является устаревшей.
  4. Практически не направляются на профессиональную переподготовку страховые специалисты, и они вынуждены так, скажем «вариться в собственном соку».
  5. Организационная структура очень упрощена, и специалисты работают по валовому методу, т. е. каждый сотрудник вынужден работать по нескольким направлениям, при этом часто эти направления не соприкасаются, т.е. они разнонаправленны.
  6. Количество страховых услуг, указанных в лицензии и приложениях к ней, не позволяют фирмам занять потенциально свободные ниши на страховом рынке города и за его пределами.
  7. У многих практически полностью отсутствуют рекламные мероприятия.
  8. Фирма недостаточно активно прорабатывает возможности дополнительного взаимовыгодного сотрудничества со страхователями.
  9. Достаточно консервативная тарифная политика, что не соответствует современным условиям и зачастую «отпугивает» потенциальных клиентов.

Данным компаниям необходимо приложить все усилия для решения этих проблем. На основании проведенного анализа и перечисленных проблем можно предложить следующие мероприятия для их решения:

  1. Более сильно дифференцировать договора по видам страхования, так как в настоящее время страховой портфель многих компаний имеет перекос в сторону, к примеру, страхования имущества предприятия. Это грозит тем, что если на страховом рынке появится более сильный конкурент, фирма может перейти в аутсайдеры.
  2. Расширить агентскую сеть, распространив при этом их деятельность на все виды страхования. Кроме того, необходимо открыть центр подготовки и переподготовки собственных страховых агентов.
  3. Модернизировать материально-техническую базу, так как для активизации деятельность фирмы, а также для внедрения ее на другие сегменты рынка существующих средств недостаточно.
  4. Создать специальный резервный фонд по систематическому финансированию переподготовки собственных специалистов, а также для направления их на стажировку в крупные и заслуживающие доверия центры подготовки и переподготовки сотрудников страховых компаний, к примеру, в города Москву, Санкт-Петербург и другие города.
  5. Необходимо пересмотреть организационную структуру фирмы по сегментарному типу, так как работа одного и того же страхового специалиста по нескольким направлениям в настоящее время мало эффективно.
  6. Учитывая финансовые возможности фирмы и наличие высококвалифицированных специалистов, хотелось бы предложить расширить список страховых услуг, который будет указан в лицензии, по наиболее перспективным видам страхования. Желательно добавить в список страховых услуг многих компаний
    • страхование автомобильной ответственности,
    • страхование жизни,
    • страхование пенсионных вкладов,
    • страхование финансовых рисков,
    • страхование профессиональной ответственности и другие, наиболее перспективные виды, как например компания ИФД Капитал страхование занимается страхованием спортсменов от возможных травм в наиболее опасных видах спорта (футбол, хоккей).
  7. Дополнить страховую деятельность финансово-инвестиционными проектами, чтобы стимулировать потенциальных страхователей для заключения договоров.
  8. Проводить более гибкую тарифную политику.
  9. Активизировать рекламную деятельность фирмы. Для достижения этой цели необходимо создать рекламный отдел с самостоятельным бюджетом для проведения грамотной и продуктивной систематической рекламной компании.
  10. Заключать договора о поддержке с крупными страховыми компаниями, с которыми необходимо рассматривать перспективы выхода на мировой рынок и соответственно обратить особое внимание на подготовку сотрудников фирмы для работы в этих условиях.

Предложенные мероприятия могут вывести фирмы из тупиковой ситуации, расширить их страховой портфель, а так же помочь им занять достойное место на страховом рынке России.

 

Заключение

В течение последнего десятилетия в России были созданы и получили заметное развитие негосударственные страховые организации, сформировались основы страхового надзора и страхового законодательства. На два базовых сегмента рынка - добровольное и обязательное страхование - в настоящее время приходится соответственно 78% и 22% общей суммы страховой премии, которая составила в 2008 году почти 562 млрд. руб. В период мирового финансового кризиса в 2009 году объем рынка страхования снизится на 7,4%. Причина - резкое снижение объемов автокредитования и покупательской способности населения и минимизация страховых бюджетов на предприятиях, банкротство ряда компаний.

В результате рассмотрения теоретических основ страховой деятельности организаций и анализа основных тенденций развития страховых компаний в период кризиса можно сделать следующие выводы:

  • Страхование повышает инвестиционный потенциал и дает возможность увеличить состояние и богатство нации.
  • Страховые фонды являются экономической необходимостью, и представляют собой обязательные элементы общественного воспроизводства в любом обществе.
  • Индивидуальное страхование играет ведущую роль в компенсации ущербов, и потребность в его развитии возрастает вместе с ростом рыночной экономики.

Из выявленных основных тенденций и характеристик развития страховых компаний особо отметим следующие, как наиболее необходимые и перспективные:

  • Развитие собственных агентских сетей, что приведёт к необходимой дифференциации страхового портфеля. Эти направления должны являться приоритетными долгосрочными планами по развитию небольших компаний, повышать их устойчивость, так как доход должно приносить не только автострахование, доходы от которого падают в условиях кризиса.

Мировой финансовый кризис должен стать своего рода естественным отбором для многих компаний, так как, учитывая сегодняшние проблемы отечественных страховых компаний, можно говорить о том, что выживут, скорее всего, только самые крупные из них. Это объясняется тем, что расходы по модернизации оборудования, а также дифференциации страхового портфеля очень существенны и не многие страховщики могут их себе позволить. Кроме того, многие страховые компании выходят на рынок через «чёрный ход», считая, что можно экономить деньги на рекламе, а также забывают, о так называемом человеческом факторе, не инвестируя средства в свои собственные кадры. Всё-таки лидеры отечественного рынка страхования учитывают все эти ошибки, что не может не радовать, так как качество предоставляемых страховых услуг от этого только повысится.

Информация о работе Анализ рынка страховых услуг в Российской Федерации