Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:14, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является раскрытие сущности вторичного рынка ценных бумаг. Особое внимание будет уделено фондовой бирже, поскольку биржа имеет большое значение для народного хозяйства любого государства, как перевалочная база заемного капитала на пути от частных лиц к предприятиям, именно с ней тесно связано представлении об эффективном перераспределении капитала. Необходимо подробно проанализировать механизм функционирования фондовой биржи, рассмотреть основные виды операций, протекающих на ней и раскрыть основные пути регулирование деятельности бирж.
Введение.
Глава 1. Роль вторичного рынка в обращении ценных бумаг.
1.1.Вторичный рынок ценных бумаг и его структура.
1.2. Сущность и функции фондовой биржи.
1.3. Механизм функционирования фондовой биржи.
1.4. Регулирование деятельности фондовых бирж.
1.5. Виды операций на фондовой бирже.
Глава 2. Проблемы развития фондовых бирж в России и направления их совершенствования.
2.1. Проблемы государственного регулирования деятельности фондовых бирж и их саморегулирования.
2.2 Взаимодействие биржевого и внебиржевого рынков ценных бумаг в российской экономике.
2.3. Проблемы мошенничества на вторичном российском рынке ценных бумаг.
Заключение.
Список использованной литературы.
Главной характеристикой сделки на срок является то, что исполнение продавцом и покупателем своих обязательств должно быть осуществлено в какой-то определенный момент в будущем. В момент же заключения сделки у продавца может не быть продаваемых фондовых ценностей, а продавец может не иметь денег для их оплаты.
Сделки на срок обычно называются “фьючерсными” сделками. Обычно при заключении фьючерсной сделки фиксируется не только количество, но и курс ценных бумаг, хотя бывают случаи, когда курс ценных бумаг устанавливается на основе их котировки на бирже в день исполнения сделки. Что касается срока исполнения фьючерсной сделки, то ценные бумаги могут быть переданы в определенный день, указанный при заключении сделки, либо передаваться постепенно по извещению продавца до указанной последней даты.
Участники фьючерсной сделки вносят гарантийные взносы, которые служат финансовым обеспечением сделки и предназначены для того, чтобы возместить потери одного участника сделки другому из-за невозможности выполнения сделки. Если одна из сторон нарушает соглашение, то другая получает определенную компенсацию из внесенного залога.
Большая часть совершаемых на фондовой бирже операций имеет непроизводительный характер: по своему содержанию они представляют лишь перемещение стоимости (или титула стоимости) из одних рук в другие. Существует лишь одна операция фондовой биржи, которую можно рассматривать как производительную - это размещение новых ценных бумаг. В тех случаях, когда государство размещает заем или когда создается новое акционерное общество, обычно происходит инвестирование капитала, прямо или косвенно создаются стимулы для расширения сферы производства. Подобные операции влекут за собой также и усиление процессов концентрации и централизации капитала.
За день на крупнейших фондовых биржах мира осуществляются операции с десятками миллионов акций. Основными видами биржевых операций являются непосредственная купля и продажа акций, а также заключение срочных сделок. Как и любой другой рынок, биржа не только опосредует обращение капиталов, инвестированных в ценные бумаги, но является одновременно и ареной спекулятивных махинаций. Значительная часть биржевых операций ориентирована на получение спекулятивной прибыли в связи с использованием постоянных колебаний рыночных цен (курсов) ценных бумаг. Биржевая спекулятивная игра может осуществляться как в расчете на повышение курса акций (игроков, придерживающихся такой стратегии, называют быками), так и в надежде на падение курса (их называют медведями).
При осуществлении спекулятивных сделок принимается во внимание не только прибыль, но и степень риска. Все совершаемые на фондовой бирже сделки можно разделить на три группы: сделки с полной гарантией; нормально-спекулятивные сделки; сверхспекулятивные сделки, риск по которым невозможно учесть.
К первой группе относятся операции с ценными бумагами государства, ТНК; ко второй - с акциями и облигациями промышленных фирм, банков и т.п.; к третьей - с новыми эмиссиями ценных бумаг малоизученных компаний, впервые попавших в биржевой оборот. Естественно, что риск может быть чреват разными последствиями.
Однако было бы неправильно сводить к спекуляции всю деятельность биржи, уподобляя ее гигантскому игорному дому. Это не так, ибо биржа играет конструктивную роль в системе капиталистического производства, придавая необходимые динамизм и гибкость инвестиционному процессу.
На фондовой бирже широко распространены срочные сделки. Под этим видом биржевых операций подразумевается заключение сделки, дающей право приобрести в течение оговоренного срока определенное количество акций по курсу, установившемуся в момент заключения сделки, или обязывающей совершить эту покупку. Понятно, что покупатель ценных бумаг выигрывает в том случае, если в течение срока до покупки акций происходит возрастание их курса.
Помимо унифицированных услуг по операциям с ценными бумагами, фондовые биржи играют сегодня важную информационную роль, снабжая держателей и потенциальных покупателей акций как оперативной информацией (индексы Джоу-Джонса, СП/300 и СП/500), так и подробными аналитическими отчетами, содержащими также и прогноз конъюнктуры рынка ценных бумаг. Однако, несмотря на доступность информации и широкий спектр предоставляемых консультационных услуг, предсказать динамику текущих рыночных цен (курсов) конкретных корпораций оказывается чрезвычайно трудно: слишком велико число факторов, в том числе и внеэкономического порядка, оказывающих на них свое влияние.
Сущность всех проводимых на фондовой бирже операций была подытожена Ф. Энгельсом: "Биржа - это учреждение, в котором буржуа эксплуатируют не рабочих, а друг друга", т.е. в ходе биржевых операций прибавочная стоимость, созданная в сфере материального производства, лишь перераспределяется между владельцами ценных бумаг.
Глава 2. Проблемы развития фондовых бирж в России и направления их совершенствования.
В России первой была Петербургская биржа, основанная Петром Великим (1723г.) В России фондовая и товарная биржа составляли одно учреждение, имели общую администрацию, правила, здание. Первоначально в России биржи распространялись очень медленно. К 1800 г. было только две биржи - Санкт-Петербургская и Одесская. Реформы 60 -х гг. послужили импульсом для стимулирования биржевой торговли. К 1913г. в России было уже около 100 бирж. На российских биржах в начале нынешнего столетия котировались следующие финансовые активы: государственные займы, облигации частных железных дорог, займы иностранных государств, займы различных городов России, ипотечные бумаги, закладные листы, акции и облигации различных банков, страховых и транспортных обществ, торгово-промышленных предприятий. Декретом СНК от 23 декабря 1917г. операции с ценными бумагами были запрещены, а декрет ВЦИК от 21 января 1918г. аккумулировал облигации государственных займов, выпущенных царским правительством. Однако в связи с крахом "военного коммунизма" и переходом к НЭПу, постепенно началось оживление и в области оптовой рыночной торговли.
В 1922г. вышли правительственные постановления о фондовых биржевых операциях и при товарных биржах начали организовываться фондовые отделы. В них стали совершаться сделки по торговле иностранной валютой, векселями, чеками и другими платежными документами, драгоценными металлами в слитках, государственными и коммунальными ценными бумагами, облигациями государственных и кооперативных организаций, акциями и облигациями акционерных обществ, отдельными иностранными ценными бумагами. Сделки по покупке, продаже и размену валюты и фондовых ценностей облагались особым государственным "гербовым сбором". Важную роль в валютных операциях играла Вечерняя фондовая биржа - "американка", работающая для удобства клиентов во второй половине дня. Она, в основном, собирала и направляла в русло общегосударственных капиталовложений частные капиталы.
В конце 20 -х гг. с "удушением" НЭПа и рынка покончено было и со всеми биржами. Новое поколение бирж возникает в нашей стране в 90 -х гг. - в мае 1990г. открывается Московская товарная биржа. В конце 1991 г. в стране было около 400 бирж и иных структур, называющих себя биржами. Только в Москве открылось более 20 бирж. Среди наиболее известных - Московская Центральная фондовая биржа, Российская фондовая биржа, Южно-Уральская фондовая биржа и др. Но можно сказать, что российский фондовый рынок находится только в стадии формирования и это формирование происходит у нас на глазах. Наличие налаженного фондового рынка - неотъемлемой части современной кредитно-финансовой системы, включает развитую систему фондовых бирж. Остается надеяться, что это дело ближайшего будущего в нашей стране.
В настоящее время система государственного регулирования рынка ценных бумаг, как и в 90-е годы, должна предусматривать два уровня органов регулирования и три уровня нормативных актов (законы, акты государственного регулятора и правила и стандарты саморегулирования).
В основе регулирования должен лежать принцип активного использования саморегулирования, поэтому двумя уровнями органов регулирования должны быть:
1. Государственные органы регулирования, включая Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг;
2. Саморегулируемые организации.
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась.
Высшие органы государственной власти:
Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг;
Президент издает указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие рынка ценных бумаг в
России осуществляется в соответствии с этими указами; главная их цель - осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;
Правительство - выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.
Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня:
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ);
Министерство финансов РФ;
Центральный банк РФ;
Государственный комитет по антимонопольной политике;
Госстрахнадзор.
ФКЦБ имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т. д. Реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулирования рынка ценных бумаг.
Министерство финансов РФ регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.
Центральный банк РФ - федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, регулирует деятельность клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами, контролирует экспорт и импорт капитала.
Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.
Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний.
В отношении государственных регуляторов должны быть в значительной мере усилены функция стратегического управления, подотчетность и координация усилий регуляторов, полностью преодолен конфликт интересов между ними. Должно быть завершено разграничение полномочий между регуляторами на рынке ценных бумаг.
Необходимо осуществление следующих организационных изменений:
* Введение стратегического планирования;
* Создание Национального совета по финансовому рынку при Председателе Правительства РФ, постоянно действующих рабочих групп ФКЦБ, Банка России и других регуляторов;
* Заключение соглашения между Банком России и ФКЦБ о разграничении полномочий и координации действий на фондовом рынке;
* Создание региональных отделений ФКЦБ в областях и республиках.
Должна быть сформирована ресурсная база финансового регулятора (ФКЦБ), адекватная его задачам строительства рынка (отчисление части налогов и сборов, формируемых на фондовом рынке, в адрес регулятора на нужды его развития).
В существенной мере должна быть усилена надзорная и контрольная функции финансовых регуляторов, прежде всего в области надзора за финансовом состоянием профессиональных участников рынка ценных бумаг, соблюдения ими правил честного ведения бизнеса и законодательства в целом.
Кроме того, с учетом накопленной практики и интересов привлечения инвестиций в реальный сектор должны Необходимо также обеспечить расширение начал саморегулирования.
В последнее время ФКЦБ в сознание профучастников стала внедрять мысль о том, что лучшие саморегулируемые организации (СРО) - это организаторы торговли. Цель регулятора понятна и объяснима - биржи по своей природе являются гораздо более зависимыми и объективно постоянно лояльными организациями по сравнению с классическими СРО. Они, в отличие от СРО, привязаны к регулятору из-за получения лицензии, необходимости согласовать все свои правила и т. д. На СРО же у регулятора практически нет прямых рычагов воздействия, за исключением действий в отношении его членов.
При этом биржи по своей природе вполне способны и даже должны выполнять некоторые функции саморегулирования, например, устанавливать стандарты торговли, контроль за раскрытием информации и соблюдением профессиональной этики. Но биржа никогда не будет выполнять главную функцию СРО - быть представителем и отстаивать интересы своих членов в органах регулирования. В основе этого лежат следующие причины:
1. Принятые Государственной думой поправки к закону "О рынке ценных бумаг" позволяют преобразовывать биржи из НП в АО. Трудно представить эффективную и справедливую общественную организацию, созданную в форме АО.
2. Став АО, биржа направит свою деятельность на получение прибыли, и в этих условиях не будет заинтересована в установлении качественных правил рыночного поведения для участников рынка. Она согласится с любыми условиями регулятора, не мешающими ей зарабатывать прибыль даже в ущерб интересам участников торговли. В настоящее время это ярко проявляется в поведении бирж, например, при установлении правил листинга.
3. Количество участников рынка пока что еще гораздо больше, чем количество участников биржевых торгов. Понятно, что биржа не сможет выполнять роль СРО для внебиржевых участников торгов. В то же время внебиржевой рынок является довольно большим сегментом российского рынка ценных бумаг, и он также требует определенных стандартов поведения и норм регулирования.
Информация о работе Вторичный рынок ценных бумаг. Фондовая биржа